БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я к нач. 20 в. К этому времени была создана база для науч. методов разработки истории страны. Накопилось достаточное количество археологич. материалов (первым бирм. археологом был То Сейн Ко, суперинтендант Археологич. службы Б., осн. в 1906), а также эпиграфич. и лингвистич. данных (работы европ. учёных О. Благдена и ТУТ. Дюруазеля). Наряду с англ, официозной историографией колониалистского толка (основателем её в кон. 19 в. был А. Фейр) появилось новое прогрессивное направление в бирманистике, возглавленное двумя крупнейшими англ, учёными-бирманистами Дж. С. Фёрниволлом и X. Льюсом.

В 1910 было основано Исследоват. об-во Б. (печатный орган - журн. "Journal of Burma Research Society", на англ, и бирм. яз.). Бирм. учёные -ученики и последователи Фёрниволла и Льюса, сгруппировавшиеся вокруг этого общества, занимались изучением истории, лит-ры, религии Б. и сопредельных стран. Они выступали с критикой колониального режима, нанёсшего большой ущерб бирм. народу и его культуре. В 1920 был открыт первый ун-т (в Рангуне), причём первоначально в составе одних лишь гуманитарных ф-тов, выпускавших чиновников для англ, колон, администрации. В 1946 образован археологич. науч. центр.

После провозглашения независимости Б. (1948) нац. бирм. историч. наука достигла значит, успехов, расширилось поле историч. исследований, создан ряд новых науч. учреждений, напр. Бирм. историч. комиссия (1949). В Б. находится Междунар. ин-т по изучению буддизма и др. религий. Имеются также н.-и. ин-т права, Бирм. совет по междунар. проблемам и др. С нач. 50-х гг. в Б. вышло большое количество учебных пособий по истории страны, написанных бирм. историками - Зоджи (У Теин Хан), У Ба Шин, У Бан Тан, У Тин Сое, У Джо Тэ и др. (до этого времени школьники и студенты изучали историю своей страны по книге Харви - представителя англ, официозной историографии). Появились работы бирманских историков по древней Б. (У Тан Тун) и о взаимоотношениях Великобритании и Б. в 19 в. (Маун Маун, Маун Тин Аун), о борьбе бирм. народа с колон, закабалением. В 60-е гг. предметом исследования бирм. историков становятся история страны с 1948 (Маун Тин Аун), роль армии в достижении независимости (Аун Тан).

Задачи возрождения нац. экономики диктовали необходимость усиления подготовки нац. кадров экономистов и расширения экономич. исследований. Заметное место в развитии экономич. науки занял Рангунский ун-т (три кафедры: экономики, статистики, коммерции и управления). В 1964 на базе университетских кафедр был создан ин-т экономики во главе с экономистом проф. У Эй Хлайн. Им написан ряд статей по агр. проблемам и с.-х. кредиту совр. Б., а также проведено исследование, посвящённое экономич. развитию Б. за 1870 -1940. Перед ин-том поставлена задача не только расширить подготовку экономистов с высшим образованием, но и стать крупнейшим центром экономич. исследований. Мин-во нац. планирования организовало работу по составлению нац. планов и прогнозированию экономич. развития страны. В результате накопленного опыта независимая Б. к нач. 60-х гг. отказалась от практики постоянного использования иностр. экономистов-консультантов и стала определять стратегию экономич. развития силами собств. специалистов .

Известное развитие получила статистика, особенно после образования в нач. 50-х гг. Центр, департамента экономики и статистики в Мин-ве нац. планирования. Во главе департамента встал бирм. экономист доктор У Тэ Тун, опубликовавший ряд работ по проблемам экономич. планирования и развитию гос. сектора в независимой Б. Под руководством департамента в 1953-54 в Б. были проведены перепись населения и пром. заведений в городах и выборочная с.-х. перепись. Материалы этих переписей стали объектом исследований бирм. и зарубежных учёных. Мин-вом с. х-ва в сер. 50-х гг. проводились исследования состояния с. х-ва. В Центр, банке Бирм. Союза анализировались вопросы кредитно-денежной системы и экономич. конъюнктуры в стране. После прихода к власти Революц. совета (1962) экономич. наука в Б. стала использоваться в связи с новыми потребностями экономич. и социального развития. Распространение получила популяризация политич. экономии социализма. Одной из гл. задач стала науч. разработка проблем некапиталистич. развития бирм. экономики. Заметный вклад в этом направлении внесли экономисты У Ба Ньейн, У Чан Эй (печатается под псевд. Маун Су Зан) и др. Проблемами совр. бирм. экономики занимаются также в аппарате Партии бирм. социалистич. программы, Центральной школе политической науки, созданных Революционным советом.

В области естеств. и технич. наук необходимость быстрейшего удовлетворения потребностей растущего нар. х-ва страны при ограниченности материальных ресурсов и нац. науч. кадров привели к сосредоточению усилий на развитие гл. обр. прикладных и технич. наук. В 1955 создан Ин-т прикладных исследований с многочисл. отделами (физики и техники; прикладной химии, металлургии и прикладной геологии; целлюлозы, бумаги и волокна; пищевых и фармацевтич. продуктов; керамики; стандартов и спецификаций; атомной энергии; науч. информации); в 1956 - с.-х. НИИ с отделами агротехники, химии и физики почв, радиоизотопов, микологии и ботаники. В 1963 в Рангуне образован мед. НИИ с отделами гематологии, физиологии питания и эксперимент, медицины. В 1965 при пр-ве Б. создана Комиссия по координации науч. исследований с 10 отраслевыми отделами, к-рая разработала 5-летний план развития науч. исследований в стране. Помимо н.-и. ин-тов науч. работа в Б. ведётся также в высших уч. заведениях (см. раздел Просвещение).

Лит.: U TetHtoot, The nature of the Burmese chronicles, в кн.: Historical writing on the peoples of Asia, v. II, L., 1963, p. 50-62; UNESCO, World Directory of national science policy-making bodies, v. 2, P., 1968; The World of Learning, 1968-1969, L., 1969. M. Г. Козлова, А. ф. Жабреев,

Г. Я. Розен.

XII. Печать, радиовещание

В 1969 в Б. издавалось 8 ежедневных газет на бирм. и англ, языках тиражом 200 тыс. экз., все, кроме одной, государственные: "Людупиду нейзин" [англ, изд.- "Уоркинг пиплс дейли" ("Working People's Daily")] - осн. ежедневный орган Революц. совета, выходящий на бирм. (с 1962) и англ, (с 1963) языках; "Гардиан" ("Guardian", на англ, яз.), "Ботатаун" - "Вангард" ("Vanguard", на бирм. яз.), "Чемоун"-"Миррор" ("Mirror", на бирм. яз.), "Хантавади" -"Hanthawaddy" (на бирм. яз.), "Мьянма алин" - "Нью лайт оф Берма" ("New Light of Burma", на бирм. яз.); частная газ. "Янгоун нейзин" - "Рангун дейли" ("Rangoon Daily", на бирм. яз.).

С 1962, раз в две недели, издаётся журнал Департамента информации "Шеду" (на бирм. яз.),"Форуорд" ("Forward", на англ. яз.). Журналы Партии бирм. социалистич. программы (на бирм. яз.): "Пати ея" - ежемесячный, "Найнгандага ея" - ежемесячный, "Тадинзин" -выходит раз в две недели, "Ланзин" -еженедельный. Пользуется известностью ежемесячный журн. "Гардиан" ("Guardian", на англ. яз.).

Радиовещание в Б. ведёт гос. Бирм. радиовещат. служба в Рангуне ("Мьянма атан"). В. ф. Васильев.

XIII. Литература

Многочисл. рукописи на пальмовых листьях, надписи на камне в стихах и прозе, относящиеся к началу нашей эры, свидетельствуют о давней лиг. традиции. Зарождение и становление лит-ры относится к 9-13 вв. В 11 в. в связи с объединением страны в империю Паган феод. типа гос. религией Б. становится буддизм хинаяна, а пали - религиозным, деловым, лит. языком (наряду с языками пью, монским, бирм.). В 14-16 вв. расцвета достигла бирм. классич. поэзия. В религ. поэмах Шин Махатилавунты, Шин Махарататары, Шин Уттамаджо, Шин Оун Ньоу нашли отражение жизнь совр. общества, красоты родной природы. Навадейджи, Натшиннаун, Таунбила Схаядо(16-17 вв.)совершенствовали поэтич. формы (яду, могун, пьоу, эчхин и др.). Возникли новые лит. жанры. Писатели 2-й пол. 18 в. и 19 в. выступали в поэзии, прозе, драме. Продолжая традиции классич. поэзии (Леветоундара, У Toy), они обращались к светским сюжетам (Падейтаяза), писали большие работы в прозе (У Кала). Образцом прозы 18 в. считается перевод с пали 8 джатак (см. Джатака) У Обата. В 18 в. было сделано много переводов с пали, санскрита, хинди на бирм. яз. Появились художеств, произведения, построенные по типу санскр. обрамленной повести. С кон. 18 в. популярность обрела нац. драма. Вслед за Падейтаяза поэт-военачальник Мьявади Минджи У Са написал на основе таиландского эпоса (в свою очередь, основанного на инд. эпосе) и нар. легенд, драму о принце Инауне. Сюжеты большинства произв. классиков драмы (У Чин У, У Поун Нья) связаны с джатаками.

В кон. 19 - нач. 20 вв. появились переводы и переделки произв. иностр. авторов. С нач. 20 в. развивается новый для бирм. лит-ры жанр романа. Крупнейшие романисты - Джеймс Хла Джо, У Джи, У Лат и др. С именем Пи Моу Нина связано рождение бирм. совр. романа ("Вечернее солнце"). В романах Маха Схвея ("Наша мать") представлена более полно социальная тематика. Лит-ра 1-й пол. 20 в. отражала стремление бирм. народа к свободе, к освобождению от оков колон, ига. Возникают различные лит. движения и организации (кхисанг, нага ни и др.). Одним из инициаторов патриотич. движения был выдающийся писатель Такин Кодо Хмайн. У Маун Джи, Мья Мьоу Лвин, У Ба Чхоу, Тейн Пхей Мьинт, Зоджи (У Тейн Хан), Миндувун, Зейя, У Ян Аун и др. раскрывали различные стороны жизни бирманского общества. Значительное место в творчестве большинства писателей и общественных деятелей отводится пропаганде идей буддизма. После образования независимой Б. (1948) прозаики и поэты развивают прежние лит. формы в соответствии с нац. традициями и создают новые, что особенно проявляется в поэзии (Дагоун Тая, Даун Нве Схвей, Ней Твей Ни, Тин Моу). Прозаики разных поколений - Янгоун Ба Схвей, Ма Ма Ле, Тэккадоу Боун Хнайн, Кхин Хнин Ю, Бан Мо Тин Аун, Аун Лин и др., опираясь на опыт мировой лит-ры, на лучшие традиции бирм. прозы, совершенствуют художеств, форму, поднимают насущные социальные, морально-этические проблемы. В лит. жизни Б. идёт идеологич. борьба, отражающая сложность внутренней и внешнеполитич. жизни страны. Ведущей темой в лит-ре становятся патриотизм, борьба за мир в стране, за построение нового общества. После

2-й мировой войны переводятся сочинения русских и сов. писателей (Коу Коу Джи, Мья Тан).

Лит.- Попов Г. П., Бирманская литература, М., 1967; У Пхей Маун Тин, Мьянма сабей тамайн, Рангун, 1955. Е. А. Западова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва на терр. Б. (изображения животных, магич. знаки в пещерах близ Таунджи) относятся к раннему неолиту. В начале нашей эры возникали гос-ва и города (Пейтано близ совр. г. Таундуинджи; Тарекитара, или Шрикшетра, близ Пьи; Халин близ Шуэбо); сохранились руины кирпичных стен, буддийских культовых построек - небольших храмов и ступ ("зеди"), фигуры Будды из камня (в храмах), серебра и золота (мелкая пластика из реликвариев), керамич. вотивные таблички. Возникла уникальная для Вост. Азии техника кладки клинчатых арок и сводов. В 11-13 вв. в столице раннефеод. гос-ва Пагане были построены многочисл. буддийские храмы и ступы различных типов и размеров - от миниатюрных до гигантских (храмы - Ананды, Годопалин, Табинью). Ведущие типы храмов - центрический (с 4 входами и статуями 4 будд) и осевой (с одним гл. входом и одной статуей). Для храмов характерны ступенчатое завершение, увенчанное башенкой сложного профиля ("кунтаун"), обилие орнаментальной резьбы по светлой штукатурке на порталах, карнизах, пилястрах. Форма ступ преим. колоколообразная. Скульптура представлена строго фронтальными фигурами Будды (камень, дерево и др.), каменными и керамич. барельефами на сюжеты джатак и жизни Будды. Крупные (до 20 м) статуи сплошь золотились или ярко раскрашивались. Оригинальна иконография буддийских росписей темперой по штукатурке, плоскостных и графичных по манере, сохранившихся на стенах ряда храмов. В период феод, раздробленности (14 -18 вв.) строились квадратные в плане города-столицы (Пегу, Таунгу, Ава) с регулярной планировкой, окружённые стенами и рвами; создавались храмовые комплексы с крупными ступами в центре, гигантские статуи Будды под открытым небом. В централизов. гос-ве Конбаунов (сер. 18-19 вв.) развивалось градостроительство, строились гигантские деревянные комплексы дворцов (в Мандалае, 2-я пол. 19 в.) и монастырей, сложные по композиции, изобилующие филигранной резьбой, росписью, позолотой. Расцвело иск-во бронзового литья и чеканки (статуи Будды, колокола). В акварельных иллюстрациях бумажных книг (сменивших книги на пальмовых листьях), наряду с сюжетами из джатак, появились светские темы (сцены придворной жизни, пейзажи). Богато декоративно-прикладное иск-во: резьба по дереву, слоновой кости и перламутру, ткачество, самобытные лаки с многоцветным гравированным рисунком, оригинальная чеканка по серебру; преобладают сцены нар. жизни и буддийских легенд, растительный орнамент, изображения животных. В колон. период (1886-1947) нац. иск-во подавлялось. Планировка городов (Рангун и др.), типы и формы зданий повторяли англ, образцы. Вместе с тем в кон. 19 в. появилась реалистич. живопись (портретист У Чоун), в 1920-х гг. У Ба Ньян и У Ба Зо начали писать маслом пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1930-х гг. выступили архитекторы-бирманцы (У Тин).

Хранилище рукописей Питакатай в Пагане. 1058.

Комплекс Шуэдагоун в Рангуне. Центральная ступа 14-18 вв. Окружающие постройки 19-20 вв.

С провозглашением независимости (1948) развернулось строительство обществ, и пром. зданий совр. типа по проектам бирманских и зарубежных архитекторов, в т. ч. советских (технологич. ин-т в Рангуне). Расширяется стр-во 2-4-этажных жилых домов, школ, больниц по типовым проектам (арх. У Маун Маун Джи и др.), начинают создаваться микрорайоны (Канбе, Тамайн в Рангуне). Возводятся также мемориальные и традиц. культовые сооружения. Распространён и традиц. тип нар. деревянного дома, часто на сваях, с верандой и нависающей двускатной крышей. В живописи - станковой и монументальной (мозаичные композиции и росписи обществ. зданий) -ведущую роль играет реалистич. направление, возглавляемое У Ба Джи. Прогрессивные совр. художники (живописцы У Сан Вин, У Кин Маун, У Аун Кин, скульпторы У Луин, У Хан Тин) в 1964 объединились в Общество живописцев и скульпторов, стоящее на позициях реализма, обращения к современности, к жизни] трудящихся. Развиваются акварельный пейзаж и книжная графика (У Маун Джо, У Аун Со). В реалистич. иск-ве 60-х гг. видно стремление к выразительному лаконизму и декоративности. Сохраняются традиции художеств, ремесла.

Лит.: Ожегова Н., Лаковая миниатюра Бирмы, "Искусство", 1966, № 12; Можейко И., 5000 храмов на берегу Иравади (Паганское царство), М., 1967; Ожегов С. С., Архитектура Бирмы, М., 1970; Perspective of Burma, an "Atlantic Monthly" supplement, N. Y., 1958.

С. С. Ожегов.

XV. Музыка

Бирм. музыка тесно связана с танцами и театром. Её истоки восходят к древнейшим религ. ритуалам, к-рые сопровождались танцами и музыкой. Задолго до утверждения буддизма в Б. был распространён языческий культ натов (духов), с к-рым связан ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении муз. инструментов. Высокого развития музыка Б. достигла в эп