| тик людей, сочность и непосредственность живого рус. языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917 - 1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., Житие протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и ЕпифаНИя, М., 1963.
И. А. Булыгин.
АВГЕРИС (Augeres) Маркое (псевд.; наст, имя Георгос Пападопулос) (р. 1884, Янина), греческий писатель, критик и публицист. По образованию врач. С 1903 печатал стихи в жури. Нумае . Автор социальной драмы Перед людьми (пост. 1904), сб. стихов Бейс и тамбурас (1907) и др. Один из первых критиков-марксистов в Греции, А. опубликовал книги о творчестве К. Паламаса (1943), Т. С. Элиота (1951), А. Сикелианоса (1953), статьи о Д. Соломосе, А. Калвосе, А. Пападиа-мандисе, Ф. М. Достоевском.
Соч.: Kritika - Aisthetika - Ideologika, [б. м.], 1959.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в ДР.-греч. мифологии огромные и сильно загрязнённые конюшни царя Элиды Авгия. Были очищены в один день Гераклом, направившим в них воды рек Алфея и Пенея (один из 12 подвигов Геракла). В переносном смысле - крайний беспорядок и запущенность.
АВГИТ (от греч. auge - блеск), минерал группы пироксенов. По хим. составу и кристаллич. структуре принадлежит к силикатам цепочечного типа. Приближённая формула хим. состава (Са, Na)(Mg, Fe", Fe''', AI, Ti) [(Si, Al)2O6]. Образует короткостолбчатые или уплощенные изометрич. кристаллы моноклинной системы с хорошей призматич. спайностью по 2 направлениям, пересекающимся под углом 87-880. Плотн. 3200- 3600 кг/м3. По десятичной шкале тв. 5-6. Окраска зеленовато-чёрная; блеск стек-л-янный. Образуется кристаллизацией из магматич. расплавов, как породообразующий минерал многих изверженных пород. Под воздействием гидротермальных растворов переходит в роговую обманку (уралит) или хлориты, при выветривании - в свободные окислы SiO2 (опалы), гидроокислы железа, карбонаты, а также в глинистые галлуазитовые и нонтронитовые продукты.
.
АВГУРЫ (Augures), в Др. Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По др.-рим. преданию, учреждена Ромулом;, в 300 до н. э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Ю. Цезаре число А. возросло до 16. Принадлежность к А. высоко ценилась рим. аристократами, т. к. давала возможность влиять на законодательство. С течением времени деятельность А. превратилась в формальную процедуру, при совершении к-рой, по сообщению Цицерона, А. с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё.
АВГУСТ (Augustus) (до 44 до н. э. Гай Октавий, с 44 Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 до н. э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (23.9.63 до н. э.-19.8.14 н. э.), римский император с 27 до н. э. Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновлённый им в завещании. После смерти Цезаря (44 до н. э.) Октавиан, не замещавший ещё никаких магистратур, рассчитывал, опираясь на солдат и ветеранов убитого императора, стать его преемником. Не получив поддержки консула М. Антония, он выступил против него на стороне сената в Мутинской войне (43). Затем, не добившись консульства от сената, Октавиан порвал с ним и заключил союз с Антонием и др. цезарианцем Лепидом (2-й Триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) триумвиры разбили войска Брута и Кассия (убийц Цезаря). Победив в Перузинской войне сторонников Антония (40) и одержав победу над Секстом Помпеем (36), Октавиан лишил власти Лепида и начал войну против Антония. Победой над ним и егип, царицей Клеопатрой VII при Акции в 31 завершился период гражд. войн. К этому времени вся власть в гос-ве фактически сосредоточилась в руках Октавиана. На заседании сената 13 янв. 27 до н. э. он заявил о своём намерении уйти в частную жизнь, но уступив просьбам сенаторов, принял ряд полномочий, фактически закрепивших за ним верх, власть. Затем сенат преподнёс Октавиану титул Август (возвеличенный богами). Власть А. формально базировалась на традиционных респ. публично-правовых нормах: он был прин-цепсом сената, имел империй (т. е. военную власть) высших магистратов, пожизненную власть народного трибуна, неоднократно избирался консулом, был верх, жрецом (с 12 до н. э.). Хотя респ. учреждения сохранялись, это был уже особый вид монархии, получивший назв. принципата. Крайне осторожный политик, отличный дипломат, А. понимал, что римляне устали от гражд. войн; поэтому все мероприятия проводились им под лозунгом восстановления старых отцовских порядков и мира (Pax Romana). Для политики А. характерно лавирование между различными социальными группами. Сохранив престиж сената, он в то же время уменьшил его политическую роль. Высшие чиновники стали вербоваться из сословия всадников, число к-рых возросло за счёт италийской муниципальной знати и выслужившихся из солдат командиров. Потерявшим реальное значение магистратурам А. противопоставил бюрократич. аппарат. В отношении плебса А. придерживался политики хлеба и зре-лчщк Опорой императорской власти была армия, особенно преторианцы. Ряд законов А. был направлен на укрепление устоев рабовладения. Политика, проводившаяся А. в провинциях, способствовала созданию прослойки населения, заинтересованной в сохранении РИМ. господства; все рим. провинции были поделены на сенатские и императорские.
В первые годы правления А. вёл завое-ват. войны. При нём завершено покорение Испании, образованы провинции Египет, Мёзия, Паннония, Германия. Но восстания в провинциях (в Паннонии 6-9 н. э.) и поражение римлян в Тев-тобургском Лесу в 9 н. э. вынудили А. отказаться от дальнейших походов.
При А. велось большое строительство в Риме (алтарь Мира, форумы Юлия и Августа и др.); правление его совпало также с расцветом рим. лит-ры ( золотой век - творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция, Тита Ливия и др.).
Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М., 1949 (библиогр.). И. Л. Маяк.
АВГУСТ (лат. Augustus), 8-й месяц года (31 день) по действующему (Григорианскому) календарю. Назван по имени рим. императора Августа.
АВГУСТА-ПРЕТОРИЯ (Augusta Рrаеtoria), древнеримский город на С.-З. Италии (совр. Аоста - Aosta). Осн. в 24 до н. э. Расположенный у слияния двух рек и выходов альп. проходов, имел важное торг, и стратегич. значение. Планировка города наследовала планировку рим. лагеря, на месте к-рого он был построен. Сохранились гор. стены (721 м Х Х 567 м) выc. до 7,3 м, юж. и вост. ворота. Гл. улица делит город, состоявший из 16 кварталов, на 2 равные части. Уцелели аркады амфитеатра, часть рыночной площади, окружённой с 3 сторон помещениями магазинов и складов, с храмом в центре, термы, триумфальная арка в честь рим. императора Августа.
Лит.: Рrоmis С., Le antichita di Aosta, Torino, 1862; Haverfield F., Ancient town-planning, Oxf., 1913.
Н. И. Сокольский.
АВГУСТИН Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, Нумидия,- 28.8.430, Гип-пон, Сев. Африка), христианский теолог, виднейший представитель зап. патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умств. восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивиду а листич. самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абс. бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново-продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеч. мышления (предвосхищение осн. идеи Декарта). Бытие бога, по-А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кен-терберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей ц ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо к-рых прошла антич. мысль: динамики человеч. личности и динамики обще-человеч. истории. Первой из них посвящена Исповедь - лирич. автобиография, рисующая внутр. развитие А. от младенчества до окончат, утверждения в ортодокс, христианстве. С недостижимым для антич. литературы и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологич. доктриной предопределения; от констатации тёмных бездн души А. пришёл к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая выводит личность из тождества себе и тем самым спасает . Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате О граде божием , к-рый написан под впечатлением взятия Рима ордами Ала-риха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеч. общности: град земной , т. е. государственность, к-рая основана на любви к себе, доведённой до презрения к богу , и град божий - духовную общность, которая основана на любви к богу, доведённой до презрения к себе . Град божий никак не тождествен идеалу теократии, в духе к-рого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал бездомность града божьего , невозможность его приспособления к политич. реальности). А. находил меткие слова для критики каиновского духа империи, потребительски организованной позднеантич. цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собств. городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в Исповеди , до гос. насилия - для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость гос. власти, им же охарактеризованной как большая разбойничья шайка Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивид, эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы исповеди в лит-ре сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В совр. католич. неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма;, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
Соч.: Opera omnia, t. 1 - 11, P., 1864 - 65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32 - 47); врус. пер.- Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1 - 7, К., 1901 - 12.
Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1 - 2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, Тр. Моск. ин-та истории, философии и лит-ры , 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391 -96; Мaiеr F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. - Koln], 1955; Jaspers K.,Die groBen Philosopher!, Bd 1, Munch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y. -L., 1963. С. С.Аверинтв.
АВГУСТИНЦЫ (лат. augustiniani), нищенствующий католич. монашеский орден, образованный в сер. 13 в. путём объединения ряда итал. монашеских конгрегации. Устав лолсно приписан Августину (отсюда назв.). Утверждён орден папой Александром IV в 1256. Вскоре А. распространили свою деятельность во мн. странах Зап. и Центр. Европы. В сер. 15 в. орден насчитывал до 30 тыс. членов (2 тыс. муж. и жен. монастырей). Членом его был до разрыва с католицизмом М. Лютер. С 18 в. орден теряет значение. В наст, время число А. менее 5 тыс.
АВГУСТИНЧИЧ (Augustincic) Антун (р. 4.5.1900, Кланец, Хорватия), хорватский скульптор. Учился в Академии художеств в Загребе (1922-24) у И. Мешт-ровича, в Школе изящных иск-в и Школе декоративных иск-в в Париже (1924- 1926). Проф. Академии художеств в Загребе. В 1941-45 участвовал в освободит, движении. Автор героич. по духу монументальных произв. (памятник П. Кочичу в г. Баня-Лука, 1929; монумент Сов. Армии в с. Батина-Скела, 1945-47|имону-мент Мира у здания ООН в Нью-Йорке, 1952-55), портретов, жен. статуй и торсов. Работам А. свойственны реалистич. выразительность, динамика и живописность форм.
Лит.: Antun Augustincic. [Album], Zagreb, 1954.
АВГУСТОВ, Аугустув (Augustow), город на С.-В. Польши, в Белостокском воеводстве, на Августовском канале. 18,4 тыс. жит. (1967). Лесопиление, деревообработка, швейная, обув., муком. пром-сть. КВ. от города - Августовские леса.
АВГУСТОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915, Восточно-Прусская операция 1915 (в нем. лит-ре - Зимнее сражение в Мазурии), наступат. операция 10-й и 8-й нем. армий (15 пех. и 2,5 кав. дивизии) в Вост. Пруссии против 10-й рус. армии (11,5 пех. и 2,5 кав. дивизии) в ходе 1-й мировой войны. Герм, командование рассчитывало ударом по флангам 10-й рус. армии окружить её и уничтожить. Командующий 10-й рус. армией ген. Ф. В. Сивере вследствие плохой организации разведки не имел сведений о появлении на его участке 10-й нем. армии. 7 февр. 8-я нем. армия перешла в наступление в направлении на Августов, а 8 февр. нанесла удар 10-я нем. армия в направлениях на Вержболо-во и Сувалки. Однако окружить 10-ю рус. армию немцам не удалось вследствие героич. сопротивления действовавшего в арьергарде 20-го рус. корпуса ген. Булгакова (4 пех. дивизии ослабленного состава), окружённого в Августовских лесах между Августовом и Гродно 9 нем. дивизиями (7 пех. и 2 кав.). Ценой почти полной гибели корпуса наступление 10-й нем. армии было задержано на 10 суток, что позволило к 26 февр. отвести осн. силы 10-й рус. армии на линию Ковно, Осовец.
Лит.: Коленковский А., Зимняя операция в Восточной Пруссии в 1915, М. -Л., 1927; Зайончковский А. М., Мировая война 1914 - 1918 гг., Зизд., т. 1, М., 1938.
АВГУСТОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1945 ВО ВЬЕТНАМЕ, национальная народно-демократич. революция, свергшая господство империалистов во Вьетнаме и установившая нар.-демократич. власть. А. р. явилась результатом развития нац.-освободит, движения во Вьетнаме, направленного против подчинивших страну в 50-80-х гг. 19 в. франц. колониалистов и оккупировавших её в 1940 япон. захватчиков.
19 мая 1941 в соответствии с решением 8-го пленума ЦК Коммунистич. партии Индокитая [КПИК; с 1951-Партия трудящихся Вьетнама (ПТВ)] был создан единый нац.-освободит. фронт Вьетминъ (Лига борьбы за независимость Вьетнама), в рядах к-рого сплотились все патриотич. силы страны. Через Вьетминь КПИК развернула в 1941-44 широкую пропагандистскую деятельность и приступила к созданию опорных баз и вооруж. отрядов. 22 дек. 1944 в пров. Каобанг (Сев.-Вост. Вьетнам) начали формироваться первые отряды Вьетнамской освободительной армии (в дальнейшем Народной армии Вьетнама).
После переворота 9 марта 1945, выразившегося в ликвидации япон. империалистами франц. администрации, Вьет |