БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

-08). Однако понимание физического и психического лишь как содержания опыта (внешнего н внутреннего) и есть признание первичности сознания, ибо опыт без субъекта, без сознания невозможен. Учение А. о принципиальной координации ( без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта ) есть субъективный идеализм, исключающий объективную реальность, существующую независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставлял биологическую ценность познания и мышления по принципу наименьшей траты сил . Философия А. и его учеников - Р. Вилли, И. Петцольдта, Ф. Карстаньена - была подвергнута развёрнутой критике В. И. Лениным в работе Материализм и эмпириокритицизм (1908, изд. 1909).

Соч.: Человеч. понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. СПБ. 1913.

Лит.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202 - 301, 448 - 480; АксельродЛ., Против идеализма, М.- П., 1922; Филиппов М., О философии чистого опыта, Научное обозрение , 1898, № 5. Б.Э.Быховский.

АВЕНЕЛЬ (Avenel) Жорж (2.6.1855- 7.2.1939), виконт д', французский историк. Мн. исследования А., содержащие большой фактич. материал, посвящены истории Франции периода правления Ришельё. А. изображал Ришельё как создателя надклассового гос-ва. В историко-экономич. работах А. стремился показать, что капитализм ведёт к росту состояний и количества богатых, к увеличению эко-номич. неравенства; однако при этом в большем выигрыше, по мнению А., оказываются мелкие собственники (эко-номич. положение к-рых якобы значительно улучшается), нежели капиталисты.

Соч.; Richelieu et la monarchie absolue, t. 1 - 4, P., 1884 - 90; Histoire economique de la propriete, des salaires, des denrees et de tous les prix en general. Depuis 1'an 1200 jusqu'en Г an 1800, 2 ed., v. 1 - 7, P., 1913 - 26; Decouvertes d'histoire sociale, P., 1920.

Лит.: Люблинская А. Д., Ришельё в исторической литературе XIX - XX вв., Вопросы истории , 1946, № 10, с. 113-Д/5.

АВЕНТИН (Aventinus) [настоящее имя Иоганн Турмаир (Turmayr)] (4.7.1477-9.1.1534), немецкий историк-гуманист. Его главный труд- Баварская хроника (написана на лат. яз.; позднее автором переработана и переведена на нем. яз.)-освещает историю Баварии (до 1519) в связи с общегерм. и общеев-роп. историей. Соч. проникнуто национализмом в освещении ист. прошлого и критич. отношением к современной А. действительности, имеет антикняжескую и антикатолич. направленность.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 6, Munch., 1880 - 1908; Baieriscbe Chronik, hrsg. von G. Leidinger, Jena, 1926.

Лит.: ВайнштейнО. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964, с. 332 - 34.

АВЕНТИН (Aventinus), один из семи холмов, на к-рых был расположен Др. Рим. На А. и Священную гору удалялись плебеи, согласно преданию, в период их борьбы с патрициями. С 50-х гг. 5 в. до н. э. земли А. были разделены между плебеями.

АВЕНТИНСКИЙ БЛОК, блок оппозиц. антифаш. партий и политич. группировок в Италии, созданный в 1924. В А. б. вошли представители Народной (католич.), Республиканской и Социали-стич. партий, а также беспартийные; в знак протеста против убийства фашистами Дж. Маттеотти (10 июня 1924) депутаты оппозиции вышли из парламента и создали Комитет оппозиц. фракций , получивший назв. А. б. (назв. ассоциировано с преданием о плебеях Др. Рима, удалившихся в период борьбы с патрициями на Авентинский холм). Считая, что эти действия оппозиции могут послужить сигналом для перехода к открытой массовой борьбе против фашизма, Коммунистич. партия присоединилась к А. б. Вместе с тем компартия выдвинула перед руководящим комитетом А. б. требование объявить всеобщую политич. забастовку, фискальную забастовку (отказ платить налоги) и объявить себя антипарламентом. Однако представители др. партий, входивших в комитет, отвергли предложения коммунистов, отказавшись, таким образом, от к.-л. решит, действий против фашизма. В этих условиях раскол парламента терял всякое значение и поэтому компартия решила вернуться в парламент, чтобы с его трибуны разоблачать фашизм. В 1926 фаш. пр-во Муссолини запретило деятельность оппозиции. Остатки А. б., лишённые связи с массами, перестали играть серьёзную роль в борьбе против фашизма. Б. Р. Лопухов.

АВЕНЮ(франц. avenue), широкая, обычно обсаженная деревьями улица, проспект; назв. А. распространено во Франции, Англии и нек-рых др. странах.

АВЕРБАХ Михаил Иосифович [17(29). 5.1872-29.7.1944], советский офтальмолог, акад. АН СССР (1939), засл. деятель науки. В 1895 окончил Моск. ун-т. Работы А. посвящены изучению различных рефракций глаза, глазному травматизму, проблемам слепоты, глаукомы, трахомы и др. А. разработал и внедрил в практику ряд нов,ых глазных операций. Руководил кафедрами глазных болезней 2-го Моск. мед. ин-та, Центр, ин-та усовершенствования врачей и Центр, оф-тальмологич. ин-та им. Гельмгольца; один из основателей Об-ва глазных врачей в Москве, а затем его председатель.

Гос. пр. СССР (1943). Пр. им. М. И.Авербаха ежегодно присуждается АМН СССР за лучшую научную работу в области офтальмологии.

Соч.; Офтальмологические очерки, М.- Л., 1940; Главнейшие формы изменений зрительного нерва, М., 1944.

Лит.: Советская литература по медицине. Указатель книг и статей. 1941 - 1944, М., 1948 (см. имен, указат.).

АВЕРЕСКУ (Averescu) Александр (9.4.1859-3.10.1938), румынский воен. и политич. деятель, маршал (1934). В 1907-09 воен. министр; учинил в 1907 кровавую расправу над восставшими крестьянами. С 1911 нач. Ген. штаба. Во время 1-й мировой войны командовал армией. В 1919 мин. внутр. дел, в 1920- 1921 премьер-министр. Пр-во А. жестоко расправилось с участниками всеобщей октябрьской забастовки 1920, приняло ряд законов, направленных против рабочего и крест, движения. В 1920 А. преобразовал основанную им в 1918 Нар. лигу в Партию народа, близкую по своей программе к Либеральной партии. В 1926-27 А. премьер-министр, выступал сторонником союза с Германией и фаш. Италией.

АВЕРИЧКИН Фёдор Степанович [15(27).5. 1889 - 20.9. 1933], активный участник Октябрьской революции и Гражд. войны. Родился в семье поездного кондуктора. Учился в реальном училище. Чл. КПСС с марта 1917. Работал на ж. д. В 1911 призван на флот (матрос, минный унтер-офицер). После Февр. революции 1917 чл. Гельсингфорсского совета от посыльного судна Кречет , а затем Обл. к-та армии, флота и рабочих Финляндии. В июле-окт. 1917 член, председатель, секретарь Центробалта. Участвовал в ликвидации корниловщины. Чл. тройки по руководству флотом во время Окт. вооруж. восстания. Участвовал в создании воен. флотилии Каспийского м. В последующие годы на ответств. постах в Военно-Морском Флоте.

Лит.: Протоколы и постановления Центрального комитета Балтийского флота 1917 - 1918, М.- Л., 1963; Герои Октября, т. 1, Л., 1967.

АВЕРКАМП (Avercamp) Хендрик (25.1. 1585, Амстердам,- похоронен 15.5.1634, Кампен), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голл. реализма 17 в. тип жанрово-пейзажной картины; писал в светлой серебристой гамме небольшие зимние пейзажи с фигурками конькобежцев, тонко передавая панораму голл. города, морозный влажный воздух и глубину пространства ( Катанье на коньках , Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва).

АВЕРКИЕВ Дмитрий Васильевич [30. 9(12.10).1836, Екатеринодар, - 7(20).l. 1905, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петерб. ун-т. Его пьесы, идеализирующие рус. старину, мелодраматичны. Успехом пользовались Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве... (1869) и Каширская старина (1872). В 1885-86 А. издавал ежемесячный Дневник писателя, где публиковал свои беллетристич. произведения, публицистич. и критич. статьи.

С о ч.: Драмы, т. 1 - 3, 2 изд., СПБ, 1906; Повести из старинного быта, т. 1 - 2, СПБ, 1898; Повести из совр. быта, т. 1 - 3, СПБ, 1898.

АВЕРОН (Aveyron), департамент во Франции, на терр. ист. области Гиень (Гюйенн), на юж. окраине Центр. Франц. массива. Пл. 8771 км2. Нас. 293 тыс. чел. (1968). Адм. ц.- г. Родез.

АВЕРРОИЗМ, направление в ср.-век. философии, основателем к-рого был араб, мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверро-эс). А. разрабатывал материалистич. тенденции аристотелизма Ибн Рушда - идею вечности (следовательно, несотво-рённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологич. тенденция - то самое жизнерадостное свободомыслие, к-рое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. Диалектика природы, 1969, с. 7). Благодаря переводам произв. Ибн Рушда на лат. яз. А. получил распространение в Зап. Европе, где его гл. представителем был Сигер Брабантскии, подвергнутый критике Фомой Аквинским (в соч. <О единстве разума против аверроистов). Преследование А. католич. церковью не приостановило его влияния на европ. философию, о чём свидетельствует выступление исп. философа Луллия (13 в.). В Италии (в Падуанском ун-те) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским собором.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверро-изм, пер. с франц., К., 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О ' Lеаrу Lacy E., Arabic thought and its place in history, L., 1939. С. Н. Григорян.

АВЕРРОЭС - латинизированное имя араб, философа Ибн Рушда (см. также Аверроизм).

АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, - 12.3.1925, Прага), русский писатель. Род. в купеч. семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористич. журнала Сатирикона, с 1913 редактор Нового сатирико-на. В юмористич. рассказах и фельетонах высмеивал пошлость бурж. быта (сб. Весёлые устрицы, 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов Дюжина ножей в спину революции (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций ...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249).

Соч.: Рассказы, т. 1 - 3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [ Вступ. ст., сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964.

"АВЕСТА", собрание священных книг зороастризма, религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Ср. Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении у парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста А., кодифицированного при Сасанидах [3-7 вв.], составила 21 книгу (наск). До нашего времени дошло не более '/4 этого текста. А. известна в двух редакциях (вариантах): 1-я - собрание молитвенных отрывков из разных книг А. и 2-я, состоящая из следующих частей: Вендидад-свод религ. и юридич. предписаний; Висперед и Ясна - молитвенные песнопения; Яш-ты - гимны зороастрийским божествам; Малая А.- молитвы. Древнейшая часть А. - гаты (гимны) - часть Ясны, приписываемые пророку Заратушт-ре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части А. называют Младшей А.. Все части А., особенно Ясна и Яшты, включают много мифологич. элементов.

Большинство совр. учёных считает, что А. возникла в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. в одной из областей Ср. Азии или соседних терр. Сев.-Зап. Афганистана и Сев.-Вост. Ирана. Младшая А. (включающая и Яшты) отражает процесс соединения (как обычно считают - с 5 в. до н. э.) учения Зороастра, развитого его последователями, с чуждыми проповеди этого пророка верованиями и обрядами старых племенных культов и не ортодоксальных с точки зрения зороастризма религ. систем, распространённых на терр. иран. гос-в - ахеменидского, парфянского и сасанидского. Пополнение и изменение А. происходило во многих областях расселения иран. народностей; поэтому А. является общим памятником многих народов, важным для изучения их истории, социальных и политич. институтов, быта, культуры, религ. верований, фольклора и лит. традиций. А. сохранила нек-рые художеств, отрывки, преим. мифологич. характера. В них много поэтич. фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гимны гат полностью метри-зированы (пять различных силлабич. размеров). Впервые на европ. яз. (франц.) А. переведена и опубл. (1771) Анкетиль-Дюперроном. А. породила огромную науч. лит-ру.

Изд. A.: Avesta. Die heiligen Biicher der Parsen, hrsg. von K. F. Geldner, Bd 1 - 3, Stuttg., 1886 - 95.

Переводы A.: Avesta. Die heiligen Biicher der Parsen, ubers. auf der Grundlage von Chr. Bartholomae's altiran. Worterbuch von F. Wolff. Unveranderter Nachdruck, В., 1924; Die Gathas des Awesta..., ubers. von Chr.Bartholoraae, Stras., 1905; The hymns of Zarathustra, with introd. and comment. by J. Duchesne-Guillemin, [Boston], 1963.

Лит.: Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии. М., 1956 (переводы из Авесты); Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ., с. 343-45, 360-63); Duchesne-Guillemin J., La religion de 1'Iran an-cien, P.. 1962 (библ.); Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.). И.С.Брагинский, Э.А.Грантовский.

АВЕСТИЙСКИЙ ЯЗЫК, один из древних языков иран. группы, на к-ром написан др.-иран. религ. памятник Лвес-та. Различают два диалекта - более архаичный, гатский, на к-ром написаны молитвы (гаты) др.-иран. религ. реформатора Заратуштры (Зороастра), и позд-неавестийский. Древнейшие части Авесты восходят к 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Уже тогда А. я. не был разговорным, а отражал в своей лексике, синтаксисе, стиле традиц. каноны устной культовой лит-ры. В дальнейшем произошёл полный отрыв А. я. от живых иран. языков, и единств, хранителем этого уже мёртвого языка было зороастрийское жречество, пользовавшееся им для литургич. целей (как католич. духовенство - латинским). Пар-сы-зороастрийцы в Индии до сих пор пользуются в богослужении авестийскими текстами.

Ф. С. Авернчкин.

А. М. Аветисян.

Лит.: Соколов С. Н., Авестийский язык, М., 1961; его же, Язык Авесты (учебное пособие), Л., 1964; В а г t h о-lomae Chr., Awestasprache und Altper-sisch, Bd 1, Stras., 1896; его же, Altiranisches Worterbuch, 2 Aufl., В., 1961; Hoffmann K., Altiranisch, в кн.: Handbuch der Orientalistik, Bd 4, 1 Abt., Iranistik, I, Abschnitt Linguistik, Leiden - Koln, 1958; Humbach H., Die Gathas des Zarathustra, Bd 1 - 2, Heidelberg, 1959; Reichelt H., Awestisches Elementar-buch, Heidelberg, 1909. В. С. Расторгуева.

АВЕТИСЯН (наст. фам. Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], арм. сов. актёр, нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1942. В 1917 начал сценич. деятельность. Один из основателей и ведущих актёров арм. Театра им. Сунду-кяна (Ереван), в к-ром работает с 1922. Сценич. образы А. отмечены нар. характером, сочным юмором. Лучшие роли: Замбахов, Парсиг (Хатабала, Разорённый очаг Сундукяна), Сагател (Из-за чести Ширванзадс), Амо (На заре Гулакяна), Балабек (Опытное поле Заряна), Врам (Под одной крышей Бо-ряна), Кулигин (Гроза Островского), Достигаев (Достигаев и другие Горького). С 1926 снимается в кино (Спара-пет -Зангезур и др.).