БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Гос. пр. СССР (1941). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

А. М. Аветисян в роли Замбахова (Хата-бала Сундукяна).

АВИА... (от лат. avis - птица), составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову авиационный (напр., авиапочта, авиабаза).

АВИАГОРИЗОНТ, гироскопич. прибор для измерения углов крена и тангажа летат. аппарата. Угол тангажа - угол между продольной осью аппарата и горизонт, плоскостью, а угол крена - угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Осн. части А.- гироскоп с тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из маятника, расположенного па внутр. раме гироскопа, и коррекционных двигателей, вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения.


Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения.

Как только ось совпадает с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены А., у к-рых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится сфера 3, положение к-рой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя - в коричневый (земля). Линия раздела цветных полусфер служит линией искусств, горизонта 5- На сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4 и крена 6. Наблюдая за положением изображённого на шкале прибора силуэта относительно перемещающейся линии искусств, горизонта, лётчик судит о наличии и величине этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7 самолёта с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматич. гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение А. с электрич. гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность показаний электрич. А. при прямолинейном полёте не превышает 10, а после выхода из виража с креном 200 при скорости самолёта 400 км/ч -20, что практически обеспечивает возможность пилотирования вне видимости земли.

Лит.: Фридлендер Г. О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961.

АВИАДЕСАНТ, см. Воздушный десант.

АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА (АСУ), боевая машина для действий в составе воздушно-десантных войск. По комплексу осн. боевых свойств - огневой мощи, броневой защиты и подвижности - АСУ является специализированной машиной. Применяется гл. обр. для борьбы с различными броневыми объектами, для уничтожения огневых средств и борьбы с легко- и среднебронирован-ными целями. Вооружена орудием, иногда также пулемётами, установленными в боевой рубке или корпусе, а не во вращающейся башне, что снижает манёвр огнём на поле боя. Имеет полную или частичную противопульную броневую защиту, высокую подвижность и проходимость. Масса совр. АСУ в зависимости от типа и калибра их вооружения - от 3 до 20 т. В район высадки десанта (см. Воздушный десант) доставляются по воздуху на транспортных самолётах или вертолётах; выгрузка производится в воздухе - сбрасыванием их на парашютах или на суше - после приземления самолётов на грунтовые аэродромы и посадочные площадки, предварительно захваченные у противника. Л. В. Сергеев.

АВИАДЕСАНТНЫЙ ТАНК, многоцелевая полностью бронированная боевая машина (лёгкий танк) высокой подвижности и проходимости, предназначенная для действий в составе воздушно-десантных войск в вооруж. силах США, Великобритании и др. иностр. государств. Иногда А. т. используются и в "подразделениях сухопутных войск в качестве разведывательных танков. В период 2-й мировой войны 1939-45 А. т. были созданы в США и Англии (масса 7-8 т, пушка 37-40 мм, броня до 38 мм, скорость 55-60 км/ч), но по воздуху не перебрасывались ввиду отсутствия соответствующих транспортных средств. Совр. А. т. оснащены пушечно-пулемётным вооружением, установленным в башне с круговым вращением, способны своим оружием поражать броневые цели, уничтожать и подавлять огневые средства и живую силу противника. Имеют противопульную защиту из стальной или алюминиевой брони, нек-рые образцы - плавающие. В район высадки десанта А. т. доставляются по воздуху и выгружаются аналогично авиадесантным самоходно-артиллерийским установкам. Л. В. Сергеев.

АВИАЛИНИЯ, авиатрасса, утверждённый маршрут регулярных полётов транспортных самолётов, обеспеченный аэродромами и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, опозна-ват. знаки и пр.) для безопасного взлёта и посадки. Полёты гражд. авиации совершаются, как правило, по А. В отд. случаях, напр, при обслуживании экспедиций, оказании срочной медицинской помощи и т. п., совершаются полёты и вне А. Первая сов. А. была открыта в 1923 между Москвой и Нижним Новгородом (ныне г. Горький). В 1968 более 2,5 тыс. А. (общей протяжённостью ок. 500 тыс. км) составляли единую сеть Аэрофлота СССР, связывавшую ок. 3,5 тыс. городов и насел, пунктов внутри страны и 44 зарубежные страны.

АВИАЛЬ, алюминиевый деформируемый сплав. Хим. состав А. в %: магния 0,45-0,9; кремния 0,5-1,2; меди 0,2- 0,6; марганца 0,15-0,35 (или хрома в том же количестве); железа не более 0,5; цинка не более 0,1, остальное - алюминий. Сплав обладает высокой пластичностью, удовлетворит. коррозионной стойкостью. Широко применяется для произ-ва сложных по форме деталей средней прочности, в частности кованых и штампованных. Из А. изготовляют лопасти винтов вертолётов, профили и обшивку для строит, конструкций, кованые детали двигателей и т. п. В тех случаях, когда предъявляются повыш. требования к коррозионной стойкости, содержание меди снижают до 0,1%.

Лит.: Воронов С. М., Процессы упрочения сплавов алюминии - магний - кремний и их новые промышленные композиции, М., 1946; Эдельман Н. М., Алюминиевые сплавы в гражданском строительстве, в кн.: Строительные конструкции из алюминиевых сплавов, под ред. С. В. Тарановского, М., 1962.

И. Н. Фридляндер.

АВИАМОДЕЛИЗМ, конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том числе и ракет, в технич. или спортивных целях.

Технич. А. позволяет решать немаловажные самостоят, задачи в научно-технич. эксперименте создания летат. аппаратов. Этим определяется большое прикладное значение А. Ещё в 1754 М. В. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей - "аэродромическую машинку", прообраз вертолёта. В 1876-77 А. Ф. Можайский создавал модели самолёта и демонстрировал их полёты. На моделях он изучал основы полёта, исследовал поведение отд. элементов конструкции, на основании чего построен первый в мире самолёт. Применение авиамоделей помогло Н. Е. Жуковскому открыть законы движения тел в возд. среде. Он первый организовал соревнования летающих моделей 2 янв. 1910 в Москве, на к-рых лучшая модель пролетела 170 м.

Совр. А.- важное вспомогат. средство для конструирования самолётов. Без снятия аэродинамич., прочностных и др. характеристик путём продувок модели-копии будущего самолёта в аэродинамической трубе немыслима постройка первого опытного образца самолёта.

Спортивный А.- один из самых массовых тсхнич. видов спорта. В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в авг. 1926 участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 приняло участие ок. 500 чел. Начало спортивному А. в СССР было положено "Неделей Красного воздушного флота" летом 1923. Первые кружки А. были созданы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Оренбурге и нек-рых городах Сев. Кавказа. Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. Большой размах А. получил после принятия ВЛКСМ в 1931 шефства над возд. флотом.

Первоначально создавались свободнолетающие модели самолётов самых различных размеров и геометрич. форм. Двигателем служил жгут из резиновых нитей, и модель паз. резиномоторной (рис. 1). Затем появились поршневые микродвигатели внутр. сгорания с объёмом цилиндра от 1 до 10 см3, а позднее реактивные. Непрерывное совершенствование техники моделирования позволило создать модели со скоростью полёта до 100 км/ч, продолжительностью неск. часов, дальностью сотни км от места старта и высотой неск. тыс. м. После Великой Отечеств, войны приобрёл популярность кордовый А. Корд - стальная нить толщиной 0,3-0,4 мм - одним концом присоединяется к рулевому управлению модели, другим - к рукоятке, к-рую спортсмен берёт в руку. Управляемая с помощью корда при полёте вокруг спортсмена модель совершает различные фигуры обычного и высшего пилотажа. Авиамоделисты сами создают и постоянно совершенствуют модели для спортивных соревнований.

В СССР приняты 9 осн. классов спортивных моделей, по к-рым ежегодно проводятся соревнования и лично-командные первенства: свободнолетающие - планёр; самолёт с резиновым мотором; самолёт с поршневым двигателем (рис. 2); радиоуправляемый самолёт или планёр споршневым двигателем; кордовые - скоростная, гоночная, пилотажная, "воздушного боя", модель - копия самолёта.

На междунар. соревнованиях по А. сов. спортсмены выступают в 6-7 из 12 классов. В 1949 ими завоёваны все 4 мировых (абсолютных) рекорда. К 1968 сов. авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободноле-тающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Междунар. авиационной федерацией (ФАИ). Спортсменов-разрядников, мастеров и засл. мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось св. 200 тыс. чел.

А. в СССР организует Всесоюзное добровольное об-во содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) в тесном сотрудничестве с ВЛКСМ и органами нар. образования. В школах, дворцах и домах пионеров, авиаспортивных клубах ДОСААФ и др. действуют авиамодельные лаборатории и кружки. Руководство авиамодельным спортом осуществляют Центр, спортивный клуб авиац. моделизма ДОСААФ СССР и Федерация авиамодельного спорта СССР. С 1950 ДОСААФ издаёт журн. "Крылья Родины", а с янв. 1966 - научно-технич. журн. "Моделист-конструктор".

Лит.: Авиационный моделизм, М., 1956; Xухра Ю., Кордовая летающая модель самолёта, М., 1955; Гаевский О. К., Скоростная кордовая летающая модель, М.. 1951- В. Я. Симонов.

АВИАНОСЕЦ, боевой надводный корабль - высокоманёвренная плавучая авиац. база. Осн. средством боевого воздействия на противника у А. является палубная авиация (самолёты и вертолёты), вооружённая ракетами, бомбами и торпедами с ядерными и обычными зарядами. А. имеют также зенитные ракетные установки и артиллерию калибром 76-127 мм.

А. стали применяться в 1-ю мировую войну 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 они составляли основу ударной силы флотов США, Японии и Великобритании и сыграли большую роль в войне на море, особенно на Тихом ок. В совр. условиях, в связи с развитием ракетного оружия, значение А. уменьшилось, однако амер. специалисты считают, что в ближайшее время их роль сохранится.

Совр. А. подразделяются на ударные и противолодочные; обычные и атомные. Ударные А. предназначены для поражения наземных объектов и сухопутных войск, уничтожения кораблей и судов в море и на базах, авиации на аэродромах и в воздухе, обеспечения высадки мор. десантов и защиты океанских коммуникаций. Противолодочные А. предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок в открытых р-цах моря. А. действуют в составе авианосных ударных соединений и авианосных противолодочных ударных групп. В боевом составе ВМС США в 1968 постоянно находилось 16 ударных и 11 противолодочных А., в Англии 4, во Франции 2, в Канаде, Нидерландах, Австралии, Индии, Аргентине, Бразилии по одному устаревшему противолодочному А.

Одним из наиболее мощных совр. А. является амер. атомный ударный А. "Энтерпрайс" (заложен в 1948, закончен постройкой в 1961); его полное водоизмещение ок. 90 тыс. т, мощность 8 атомных реакторов 220 Mem (300 тыс. л. с.), макс, скорость хода 65 км/ч, дальность плавания более 700 тыс. км, длина полётной палубы 336 м, ширина 76 м, осадка 11,3 .ч, вооружён двумя спаренными зенитными ракетными установками. На А. "Энтерпрайс" базируется ок. 100 самолётов, из них до 66 штурмовиков, носителей ядерного оружия, до 24 истребителей-перехватчиков и по неск. самолётов радиоло-кац. дозора, постановщиков помех и разведчиков. Палубные штурмовики без дозаправки топливом в воздухе способны наносить удары по объектам, находящимся на удалении до 2 тыс. км от А. На борту этого А. может находиться большой запас ядерных боеприпасов различной мощности. Стоимость стр-ва А. "Энтерпрайс" превысила 450 млн. долл.

Лит.: Короткий И. М., Слепенков 3. Ф., Колызаев Б. А. Авианосцы, М., 1964. В. Н. Соловьёв.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ, составная часть авиации ВМС, базирующаяся на авианосцы. Включает палубные истребители, штурмовики, противолодочные самолёты и вертолёты. Предназначена для поражения с воздуха кораблей, транспортов, десантных судов и береговых объектов, а также для обеспечения боевой деятельности корабельных соединений ВМС.

АВИАНОСНОЕ УДАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, оперативное соединение во флотах США, Великобритании и Франции, боевое ядро к-рого составляют ударные авианосцы. А. у. с. предназначены для поражения наземных объектов силами авиации, уничтожения кораблей и судов противника в море и в базах, самолётов на аэродромах и в воздухе, для оказания авиац. поддержки сухопутным войскам, обеспечения высадки мор. десантов и защиты океанских коммуникаций. В состав А. у. с. могут входить 2-4 ударных авианосца, 2-4 крейсера, 12-24 фрегата и эсминца с ракетным и обычным вооружением. Для усиления противолодочной обороны в А. у. с. может включаться авианосная противолодочная ударная группа (противолодочный авианосец и 6-8 эсминцев). А. у. с. может действовать как в едином боевом порядке, так и отд. авианосными ударными группами на разобщённых операц. направлениях. Два и более А. у. с. могут объединяться в ударный флот. Империали-стич. державы, гл. обр. США, широко используют эти соединения в ведущихся ими локальных агрессивных войнах и держат их в готовности, как одно из возможных средств для развязывания мировой ядерной войны. В. Н. Соловьёв.

АВИАПОДКОРМКА, см. Подкормка растений.

АВИА- И РАКЕТОСТРОЙТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий гл. капиталистич. стран. Господствующее положение во 2-й пол. 60-х гг. занимали монополии США, на долю к-рых приходилось ок. 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистич. мире и более 80% её экспорта. Значительны авиац. компании Англии, Франции, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.). В Англии 95% всей авиапром-сти монополизовано "большой четвёркой": "Хокер Сидли труп" ("Hawker Siddeley Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолётостроение), "Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и её дочерней фирмой "Бристол Сидли энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во Франции большая часть авиатехник