| R>
АТАМИ, бальнеоклиматический курорт в Японии, на о. Хонсю, на зап. берегу зал. Сагами (префектура Сидзуока). Климат субтропический (ср. темп-pa янв. 3°С, авг. 26°С), осадков в год 1600 мм. Леч. средства: термальные минеральные двууглекислые хлоридно-натриевые источники, гейзер с темп-рой воды 108 °С. Климатотерапия, мор. купания. Показания: хронич. ревматизм, гинекологич. болезни и др.
АТАПАСКИ, атабаски (самоназв.-дене), группа родств. по языку (см. Атапаскские языки) индейских племён, потомков предпоследней миграц. волны из Азии в Сев. Америку. После распространения части А. на юг (ок. 12 в.) сложились две разобщённые группы А.: земледельцев-скотоводов на Ю.-З. совр. США (навахи, липан, апачи, кайова-апа-чи и др.) и таёжных рыболовов, охотников, позднее звероловов, в басс. pp. Ma-кензи и Юкон, в предгорьях Скалистых гор (чайпевайи, кучины, кенайцы, нахани, секани и др.). В наст. время первые живут в резервациях штатов Аризона и Нью-Мексико в США (числ. 150 тыс. чел. в 1963), занимаясь традиц. видами хозяйства; большинство сев. А. (числ.- 85 тыс. чел.) - бродячие звероловы-охотники, к-рые постепенно оседают в посёлках канадского севера.
Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959. Ю. П. Аверкиева.
АТАПАСКСКИЕ ЯЗЫКИ, атабаскские языки, группа языков, на к-рых в эпоху европ. завоевания гово-рило население внутр. р-нов Аляски, сев.-зап. половины совр. Канады, а также части территории совр. юго-зап. и юж. штатов США и севера Мексики. Состоит из 9 подгрупп: 1) язык танаина (Аляска), 2) коюкон (Аляска), 3) ингалик (Аляска), 4) атена (Аляска), 5) кучин и хон (Аляска и Канада), 6) языки танана и набесна (Аляска), кэрриер (Брит. Колумбия), языки догриб, хэр, чипеваян и слейв (Канада от р. Макензи до Гудзо-новазал.), 7) бивер, сарси, каска, секани (к Ю.-З. и 3. от Б. Невольничьего оз. в Канаде), 8) тихоокеанская подгруппа (штаты Орегон и Калифорния): языки ампква, галис, эппльгейт, частакоста, хупа, толова, маттоле, като, уайлаки, синкионе и др., 9) апачская подгруппа (шт. Аризона, Нью-Мексико и Техас и на С. Мексики - штаты Чиуауа и Коауи-ла), в т. ч. навахо (С.-В. Аризоны и С.-З. Нью-Мексико) и языки апачей. Языки подгрупп 1-й -7-й по географич. признаку объединяют под термином "северно-атапаскские".
А. я. принадлежат к семье на-дене вместе с языками эяк, тлингит и хайда (Тихоокеанское побережье Аляски и Канады); эяк нередко включают в А. я. Нек-рые лингвисты предполагают родство на-дене с китайско-тибетскими языками. На А. я. говорит не более 250 тыс. чел. Эти языки характеризуются богатым консонантизмом, в т. ч. глоттализованными я шумными латеральными согласными. Есть фонологич. тона. Агглютинативныйстрой со следами корнеизолирующей структуры (односложность морфем, их слабая сцепленность, тона и др.). Глагол содержит обязательный набор префиксов (лицо и число субъекта, объектов, пространств. характеристика действия и др.) и необязат. суффиксы. Имя имеет при-тяжат. префиксы ("мой", "твой" и т. д.). Синтаксич. функции имени выражаются аналитически.
Лит.: Petitot E., Dictionnaire de la langue Dene-Dindjie, P., 1876; L i F a n g-K u e i, Mattole, an Athabaskan language, Chi., 1930; М о r i с е A. G., The Carrier language, v. 1 - 2, Modling, 1932; Studies in the Athapaskan languages, Berkeley - Los Ang., 1963. А. Б. Долгопольский.
ATAP, город в центр. Мавритании, в оазисе Атар, центр р-на Адрар - Тирис-Зем-мур. 9,5 тыс. жит. (1965). Торг.-ремесл. центр. Кустарное произ-во одежды, кож. и металлич. изделий; развивается пищ. пром-сть. Осн. в 17 в. как столица кочевников-мавров .
АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость), понятие др.-греч. этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями, свободу души от страха смерти и др. переживаний. В философии Эпикура и его школы А.- высший идеал жизни, состояние мудреца, достигшего внутр. свободы. В скептицизме А.- воздержание от суждений об истинном и ложном. Ср. Апатия.
Лит.: Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 157, 181 - 82, 198, 224.
АТАРАКТИКИ (от греч. ataraktos- невозмутимый, спокойный), а т а-рактические вещества, то же, что успокаивающие средства.
АТАРБЕКОВ (наст. фам. Атарбекян) Георгий Александрович [2(14). 12. 1892, Эчмиадзин, -22.3.1925J, советский гос. и парт, деятель. Чл. Ком-мунистич. партии с 1908. Род. в мещанской семье. В 1910-11 учился в Моск. ун-те. В 1917 вёл парт. работу среди солдат в Александрополе (ныне Ленина-кан), чл. Сухумского подпольного к-та партии. В 1918 зам. пред. Сев.-Кавк. ЧК, нач. Особого отдела Каспийско-Кавк. фронта. В 1919 пред. ЧК в Астрахани, затем нач. Особого отдела и пред. трибунала на Юж. фронте. В 1920 нач. Особого отдела 9-й армии уполномоч. ВЧК по Кубано-Черномор. обл., уполномоч. ВЧК в Баку. С 1921 пред. Ревкома сев. р-нов Армении, нарком почт и телеграфа Закавказья, зам. наркома РКИ и чл. Президиума Закавказской парт. контрольной комиссии. Погиб при авиационной катастрофе в Тбилиси.
АТАРОВ Николай Сергеевич [р. 12(25).8. 1907, Владикавказ], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Начал печататься в 1930в журн."Наши достижения", "Красная новь" и др. Исследованию нравств. устоев жизни и характера современника посвящены повести А.: "Начальник малых рек" (1936), "Короткое лето в горах" (1965); рассказы "Календарь русской природы", "Араукария", "Переливчатая музыка" и др. Жизнь и подвиг народа в годы войны раскрываются в рассказах "Изба", "Весы и санки", "Набат", "Сайта-Лючия", в повести "Смерть под псевдонимом" (1957). В 1954 опубл. "Повесть о первой любви". Той жетеме эмоционального воспитания юношества, утверждению достоинства личности посвящена публицистика А. и книга "Не хочу быть маленьким" (1967).
Соч.: Настоящее время, М., 1939; Повести и рассказы, М., 1956; Запахи земли, М., 1965; Жар-птица. [Послесл. Ф. Кузнецова], М., 1967. В. А. Калашников.
АТАСИ Нуреддин (р. 1929, Хомс), гос. деятель Сирийской Арабской Республики (САР). По образованию и профессии врач. Окончил мед. ф-т Дамасского ун-та. С 1950 член партии Баас (см. Партия арабского социалистического возрождения, ПАСВ); возглавлял парт. орг-цию г. Хомса. Неоднократно занимал пост министра внутр. дел в правительствах, сформированных Баас. В мае - окт. 1964 в составе Президентского совета САР; в окт. 1964 - сент. 1965 зам. премьер-министра. С февр. 1966 глава государства, с 29 окт. 1968 также премьер-министр. С окт. 1966 ген. секретарь ПАСВ. В мае 1967 и июле 1969 посетил Сов. Союз с дру-жеств. визитами.
АТАСИ Хашим (1876, Хомс,-6.12.1960, там же), политич. и гос. деятель Сирии. По образованию юрист. Один из основателей (1927) и лидер нац.-бурж. партии Кутла ватания (Нац. блок). В 1936-39, 1949-51, 1954-55 президент Сирийской Республики.
ATАСУ, посёлок гор. типа, центр Жанаар-кинского р-на Карагандинской обл. Казах. ССР, на р. Сарысу. Ж.-д. станция (Жанаарка) на линии Жарык - Джезказган. 16,4 тыс. жит. (1968). Добыча жел. руды для карагандинских металлургических заводов. Народный театр.
АТАТЮРК (Ataturk) Мустафа Кемаль (1881, Салоники,-10.11. 1938, Стамбул), основатель и первый президент (1923-38) Турецкой республики. Фамилию А. (букв.- "Отец турок") получил от Великого нац. собрания Турции (ВНСТ) в 1934 при введении фамилий. Родился в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника. Среднее военное об-разование получил в Салониках и Мо-настире (Битоле), высшее - в Стамбуле, где в янв. 1905 окончил Академию Генштаба. Участвовал в младотурецком движении, но вскоре после Младотурецкой революции 1908 отошёл от комитета <<Единение и прогресс>>. Воевал на фронтах итало-турецкой (1911-12), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-18) войн. В 1916 получил чин генерала и титул паши. В 1919 возглавил нац.-освобо-дит. движение в Анатолии (см. Кема-листская революция). Под его руководством были проведены в 1919 в Эрзуруме и Сивасе конгрессы бурж.-революц. об-в "защиты прав" и сформировано в Анкаре (23 апр. 1920) ВНСТ, объявившее себя верховным органом власти. Как пред. ВНСТ, а с сент. 1921 и как верховный главнокомандующий А. руководил воо-руж. силами в нац.-освободит. войне против англо-греч. интервенции. За победу в боях при р. Сакарье (23 авг.-13 сент. 1921) ВНСТ присвоило ему звание маршала и титул гази. Под командованием А. тур. армия в 1922 разбила интервентов.
По инициативе А. был упразднён султанат (1 нояб. 1922), провозглашена республика (29 окт. 1923), ликвидирован халифат (3 марта 1924); проведён ряд прогрессивных реформ бурж.-нац. характера в области гос. и адм. устройства, юстиции, культуры и быта. Основанная А. в 1923 на базе обществ "защиты прав" Народная(с1924-Народно-республиканская) партия, вк-рой он был пожизненным председателем, выступала против реставраторских по-пыток феод.-клерикальных и компрадорски хкругов. В области внеш.политики А. стремился к поддержанию дру-жеств.отношений между Турцией и Сов.Россией, оказавшей тур. народу бескорыстную помощь в годы его вооруж. борьбы против империалистов, а затем в процессе развития нац. экономики (см. Советско-турецкие договоры).
С о ч.: Nutuk, cilt 1 - 3, Ist., 1934 (рус. изд.- Путь новой Турции, т. 1-4, М., 1929 - 34); Atatiirk'iin soylev ve demesleri, [cilt] 1-3, Ankara, 1945-59 (рус. сокр. изд.- Избранные речи и выступления, ред. и вступит, ст. А. Ф. Миллера), М., 1966. В. И. Шпилъкова.
АТАУАЛЬПА (Atahualpa) (ок. 1500 - 29.8.1533, Кахамарка), правитель инков. После смерти отца - Уайна Капака (1530) стал в результате вооруж. борьбы за власть со своим братом Уаскаром правителем инков. В 1532 в страну прибыли исп. конкистадоры под предводительством Ф. Писарро. В том же году А. был взят в плен исп. завоевателями. За огромный выкуп ему было обещано освобождение. Однако, когда выкуп был собран и передан испанцам, последние, не выполнив своего обещания, инсценировали суд над А. и казнили его.
АТБАРА (араб. Бахр-эль-Асуад), река в Эфиопии и Судане, прав. приток Нила. Дл. 1120 км. Берёт начало на С. Эфиопского нагорья, севернее оз. Тана, течёт преим. по Суданскому плато. Ср. макс. расход воды составляет 1815 м3/сек. А. существенно пополняет сток Нила в период дождей (июль - ноябрь). При низких уровнях воды, наблюдающихся большую часть года, А. пересыхает и не доходит до Нила. Воды содержат растворённых веществ ок. 200 мг/л. Мутность воды в реке сильно возрастает при песчаных бурях. Близ устья А.- г. Атбара.
АТБАРА, город на С.-В. Судана, у впадения р. Атбара в Нил. 48,3 тыс. жит. (1965). Ж.-д. узел. Ж.-д. мастерские, крупный цем. з-д. Торговля хлопком, зерновыми, фруктами, скотом.
АТБАСАР, город в Целиноградской обл. Казах. ССР. Расположен на р. Жабай (приток Ишима). Ж.-д. узел. 43 тыс. жит. (1968). Центр переработки с.-х. сырья (мясокомбинат, молочный з-д и др. предприятия). 3-ды ремонтно-механич. и стройматериалов. Техникум механизации с. х-ва, мед. училище. Осн. в 1846 как казачья станица.
АТБАСАРКА (Dociostaurus kraussi), нестадное насекомое сем. настоящих саранчовых. Дл. тела 16-31,5 мм; передне-спинка со светлым Х-образным рисунком; задние бёдра у основания толстые, голени красные или жёлтые. Несколько подвидов, распространённых в Афганистане, Иране и Пакистане; в СССР - на Ю.-В. Европ. части, в Предкавказье, Казахстане, Ю.-З. Сибири и Ср. Азии. Опасный вредитель хлебов, хлопчатника и луговых злаков. Отрождается рано весной, заселяет сухие степи и эфемерные полупусты ни, потом переходит на посевы. Самка откладывает (начало июля) неглубоко в почву по 3-5 кубышек с 5-21 яйцами в каждой и отмирает. Меры борьбы и лит. см. в ст. Саранча.
АТБАШИ, горный хребет в юж. части Внутр. Тянь-Шаня в Кирг. ССР. Протягивается с 3.-Ю.-З. на В.-С.-В., отделяя Атбашинскую котловину на С. от Чатыр-кёльской котловины и Аксайских сыртов на Ю. Дл. 135 км. Выс. до 4786 м. Сложен палеозойскими метаморфич. сланцами, известняками, песчаниками, отчасти изверженными породами (граниты, сиениты). На гребне ледниковые формы; совр. оледенение (пл. ок. 150 км2). Господствуют горно-луговые и субни-вальные ландшафты. Н. А. Гвоздецкий.
АТБАШИНСКАЯ КОТЛОВИНА, межгорная впадина в юж. части Внутр. Тянь-Шаня в Кирг. ССР. Расположена к Ю. от р. Нарына. Орошается р. Атбаши и её лев. притоком р. Каракоюном. Вытянута с 3.-Ю.-З. на В.-С.-В. С Ю.-В. ограничена хр. Атбаши, с С.-З. и С.- хр. Байбичетау, Нарынтау и др. Дл. 120 км, шир. до 20 км. Выс. 2000-2400 м. Выполнена неогеновыми и антропогено-выми отложениями. Полупустынные и степные ландшафты; орошаемое и богар-ное земледелие. Я. А. Гвоздецкий.
АТВУД (Attwood) Томас (6.10.1783, Хейлсоуэн,-6. 3. 1856, Грит-Малверн), английский политич. деятель, радикал. Банкир. Возглавлял т. н. Бирмингемский политич. союз, сыгравший видную роль в борьбе за избират. реформу 1832, к-рая увеличила представительство пром. буржуазии в парламенте. В 1832-39 чл. парламента. В 1839 внёс в парламент чартистскую петицию. Стремясь подчинить массовое нар. движение бурж. влиянию, выступал против революц. крыла чартистов. Вскоре отошёл от чартизма.
АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. а - отрицат. частица и theos - бог; букв.- безбожие), отрицание существования бога, к.-л. сверхъестеств. существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия "А." изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религ. учений, к-рые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религ. вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религ. догм, осуждение религ. нетерпимости, критика церк. обрядов и т. п.), к-рые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями А. являются филос., ист. и естественно-науч. критика религии.
А. в древности в чистом виде встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Др. Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. верований (Секст Эмпирик упоминал 5 наиболее известных атеистов древности: Протагора Косского, Эвгемера Критского,Протагора из Абдеры, Диагора Мелосско-го, Феодора Киренейского). Ксенофан, критикуя антропоморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции происхождения религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры в боговиз страха перед грозными силами природы; приписываемый афинскому тирану Критию взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.
В эпоху средневековья открытый А. не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде о "трёх обманщиках" (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т. п.
Становление капиталистич. способа производства требовало развития науки, что привело к её столкновению с церковью и религ. догматикой. "...Наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в зтом восстании" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возр |