| ождения П. Помсюнацци, Л. Валла, У. фон Гут-тена, Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др., обосновывавшие гелиоцентрич. картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Дж. Бруно, Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер).
Франц. материалисты 18 в. (Ж. Мелье, П. Гольбах, Ж. Нежон, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, С. Маре-шаль) выступают как представители по-следоват. А., "бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики..." (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 26). Ограниченность франц. атеистов 18 в. связана с их анти-историч. подходом к религии и непониманием её обществ. природы: видя в ней только продукт обмана и невежества, они боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Л. Фейербах, к-рый с позиций антропологич. материализма подверг критике религию и идеализм ("Сущность христианства", 1841). Ключ к объяснению религии Фейербах видел в "самоотчуждении" человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ - богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой " религией человеколюбия ".
Атеизм в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина. Опираясь на дарвинизм, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. "монизма" и организовал "Союз монистов" для борьбы с религ. мировоззрением. С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие известность слова: "бог умер").
В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил 3. Фрейд ("Будущность одной иллюзии", 1927, рус. пер., 1930). С кон. 19 в. возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают журналы и альманахи, созывают конгрессы. Нац. об-ва свободомыслящих в различных странах объединены в наст. время во "Всемирный союз свободомыслящих" (осн. в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в 1963). Примером совр. просветит, критики христианства являются выступления Б. Рассела ("Почему я не христианин", 1927, рус. пер. 1958).
В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле деизма. Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикрепостнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева.
Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной обществ. потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, "религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 415). Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение к-рых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.
Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономия., историч. и гносео-логич. корнях религии, требуя "... материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 418). Отмечая земное происхождение религии, как одного из видов "духовного гнета" (см. там же, т. 12, с. 142), Ленин пишет, что "кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth (чувство. - Ред.), практическая сторона, поиски лучшего, защиты, помощи etc" (там же, т. 29, с. 53). Большую роль в распространении и развитии научного А. сыграли Г. В. Плеханов, А- Бебель, П. Лафарг, И. Дицген и др. марксисты.
После победы Великой Окт. социали-стич. революции и массового отхода верующих от религии Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февр. 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало дей-ствит. осуществлению свободы совести. Освобождение от религ. предрассудков является составной частью коммунистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства.
В СССР было создано добровольное об-во "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистич. издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистич. журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, пед., мед., с.-х., культурно-просветит. высших и средних спец. уч. заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на спец. атеистич. ф-тах вечерних ун-тов марксизма-ленинизма, в кружках и т. п. В составе Академии обществ. наук при ЦК КПСС создан в 1964 спец. Ин-т науч. атеизма. Совр. этап коммунистич. строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием. Широкое распространение получили конкретные социологич. исследования религиозности, способствующие выяснению специфич. причин существования религ. предрассудков в условиях социализма и разработке реальных путей их преодоления. Ход обществ. прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религ. традиций процесс секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения мн. стран мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистич. мировоззрения. Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; М а у т н е р Ф., Атеизм в эпоху Великой Французской революции, пер. с нем., Л.- М., 1924; В о р о н и ц ы н И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; К а ж д а н А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; К л и б а-нов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; КрывелевИ. А., Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов А. Д., Философские проблемы происхождения религии, М., 1967; Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stuttg.- В., 1920-23; Robert-s о n J. M., A history of the free thought, ancient and modern..., v. 1-2, 4 ed., L., 1936; Borne E., Atheism, N. Y., 1961; L i 1 j e H., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964; Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965; L e у Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd 1-2, В., 1966-67. Ю. Б. Пищик.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ,систематич. формирование научно-мате-риалистич. мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. А. в.- составная часть коммунистического воспитания. Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистич. общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в т. ч. атеистич. пропаганде. В СССР и др. социалистич. странах гарантированная конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу атеистич. пропаганды. Осн. содержание атеистич. пропаганды составляет распространение науч. знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религ. пережитков. Задачи А. в. на совр. этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом партии (1961): "Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований..." (1961, с. 121-22).
А. в. детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые - атеисты, а также в детских садах. А.в. школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистич. мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинауч. и реакц. сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха А. в.- связь уч. и воспитат. работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов уч-ся, правильная организация их досуга. А. в. продолжается в процессе обучения в ср. спец. уч. заведениях и вузах, на занятиях в. кружках политич. просвещения и т. д.
Идеологич. средства, формы и методы А. в. призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека. Распространение атеистич. знаний и материалистич. мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художеств. лит-ры и всех видов иск-ва (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности (напр., при регистрации брака), вытесняющей религию из быта.
Науч. организация А. в. строится на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций развития обществ. сознания (в особенности обществ. психологии), специфич. условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной действительности в целом. Важной проблемой А. в. является соблюдение правильного соотношения критич. и позитивного аспектов в работе с различными категориями населения (дети, молодёжь, воспитанная в религ. семьях; верующие, слепо следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких личных эмоционально-нравств. потрясений, и др.).
В системе А. в. особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в макс. степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практич. поведения, в к-ром часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религ. установки и реалистич. отношение к окружающей действительности. Внимание к внутр. миру верующих, учёт их индивидуальных эмоционально-психологич. особенностей, своеобразия мотивации религиозности представителями различных направлений - необходимые условия успеха индивидуальной работы с верующими. А. в. должно помочь верующему осознать внутр. противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистич. взгляда на действительность. Гл. метод воздействия в А. в.- убеждение, основанное на пропаганде науч. знаний.
Социально-нравств. проблемы - смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека - в совр. условиях занимают значит. место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов А. в. становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией.
В условиях капиталистич. общества А. в. населения встречает ожесточённое сопротивление церк. орг-ций, а в нек-рых странах (напр., в Испании, Португалии) и открытое противодействие гос. аппарата. См. также Атеизм.
Лит.: Л е н и н В. И., О значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; Крупская Н. К., Вопросы атеистического воспитания, Сб. ст., 2 изд., М., 1964; О религии и церкви. Сборник документов, М., 1965; Вопросы научного атеизма, в. 4. Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М., 1967; Индивидуальная работа с верующими, М., 1967; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М., 1969; Евдокимов В.И., Научная организация атеистического воспитания, М., 1968; Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966-69; Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965; Настольная книга атеиста, М., 1968.
В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.
АТЕЛЕКТАЗ (от греч. ateles - неполный и ektasis - растяжение), спадение лёгочной ткани, сопровождающееся её безвоз-душностью. А. у новорождённых (врождённый А.) зависит от того, что участки лёгких ребёнка остаются после рождения в спавшемся состоянии или недостаточно наполняются воздухом (от слабости дыхат. движений или от закупорки бронхов). А. в процессе жизни может развиться вследствие нарушения проходимости бронха при его сдавлении или закупорке, при воспалении лёгких и т. д.
АТЕЛЛАНА (лат. Atellana, от Atella - назв. древнего города близ Неаполя), вид нар. импровизированных сценок в Др. Риме в 3 в. до н. э. Действующие лица А.- постоянные типы-маски: Буккон, Доссен, Макк, Папп и др. А. родственны итал. комедия дель арте, рус. представления Петрушки, нем. Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новий и Помпоний сделали попытку превратить А. в лит. жанр с заранее написанным текстом (сохранились небольшие отрывки из их произв.). А. часто содержала намёки на политику правящих кругов рим. общества, поэтом |