БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

а Европы и Сев. Америки, менее крупные капиталистические гос-ва и развивающиеся страны Европы, Лат. Америки и Африки (см. карту А. о.). Большие размеры пром. произ-ва, богатство сырьевыми и прод. ресурсами и обширные внеш-неторг. операции стран Атлантич. бассейна, прогресс в судостроении, авиастроении и средствах связи обусловили исключительно важное экономич. значение А. о. в междунар. экономике.

В странах, омываемых водами А. о. и его морей, сосредоточено ок. 2/5 населения земного шара и производится св. 4/5 мировой пром. продукции. По мор. путям А. о. проходит ок. 2/3 грузооборота мирового судоходства. На воды А. о. и его морей приходится 2/5 мирового улова рыбы.

Грузопотоки и судоходство. В 1965 через А. о. перевезено св. 1 млрд. т грузов против 300-350 млн. m в годы, предшествовавшие 2-й мировой войне. Особенно выросли перевозки жидкого топлива и металлургич. сырья. Нефть и нефтепродукты составляют св. 50% общего грузооборота, жел. руда - ок. 10% , зерно и уголь - по 4-5% , бокситы и глинозём-ок. 2%. Доля генеральных грузов в перевозках по А. о. составляет ок. 25%. Нефть направляется гл. обр. в США и Зап. Европу из Венесуэлы и др. стран Карибского м., а также из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. и Зап. Африки. В связи с ограниченной пропускной способностью Суэцкого канала [через канал могут проходить танкеры с полной грузоподъёмностью (дедвейтом) до 60 тыс. т], а также после его закрытия в результате захвата Израилем в 1967 отдельных араб. р-нов увеличились перевозки нефти из стран Бл. и Ср. Востока в Зап. Европу вокруг Африки на крупнотоннажных танкерах. Большое кол-во нефти перевозится между портами США в Мекс. зал. и на сев.-вост. побережье. Осн. потоки жел. руды идут из стран Лат. Америки (Венесуэлы, Бразилии), Сев. и Зап. Африки в США и Зап. Европу, куда также направляется руда из портов Сев. Скандинавии. Уголь идёт из США в Зап. Европу, бокситы и глинозём - из стран Карибского моря и Зап. Африки в США, Канаду, зерно - из Канады, США, Аргентины в Зап. Европу. Перевозки генеральных грузов (машины и оборудование, хлопок, целлюлозно-бум. товары) осуществляются между портами Европы и Сев. Америки. Осн. морской путь в А. о. (по размерам судо- и грузооборота и пасс. перевозок) проходит между портами Зап. Европы и Сев.-Востока США. Продолжительность рейсов пасс. лайнеров между Лондоном и Нью-Йорком - 5-6 сут, грузовых судов 10-12 сут. Перевозки пассажиров через океан между Европой и Сев. Америкой достигли в 1956-57 максимума 1 млн. человек в год, но под влиянием конкуренции со стороны воздушного транспорта сокращаются (в 1968 - ок. 800 тыс. чел.). Др. важнейшие направления грузопотоков в А. о.- путь между портами Зап. Европы и портами Мекс. зал., Карибского м. и Панамского канала; путь между портами Зап. Европы и портами Атлантич. побережья Лат. Америки; путь между портами Атлантич. побережья США и Канады и портами Мекс. зал., Карибского м. и Панамским каналом; путь между портами Атлантич. побережья США и Канады и Атлантич. побережья Лат. Америки; путь из портов Зап. Европы и Атлантич. побережья Сев. Америки через Гибралтарский прол. и Средиземное м. к Суэцкому каналу; путь из портов Зап. Европы и Атлантич. побережья Сев. Америки к портам Зап. Африки и далее вокруг мыса Доброй Надежды в Инд. ок. (строительство крупнотоннажных судов увеличило значение этого пути). После реконструкции водного пути по р. Св. Лаврентия вырос грузопоток между портами на этой реке и Великих озёрах и портами Зап. Европы.

В бассейне А. о. расположено большинство крупнейших портов мира (в скобках - годовой грузооборот в млн. т за 1966-68): в Зап. Европе - Роттердам (157), Марсель (80), Антверпен (72), Лондон (61), Ливерпул (47), Генуя (51), Гавр (43), Гамбург (38), Аугуста (35), Саутхемптон (30), Вильгельмсхафен, Триест, Дюнкерк, Бремен, Венеция, Гё-теборг (по 20-25), Амстердам, Неаполь (по 18), Нант-Сен-Назер, Копенгаген (по 12); в Сев. Америке - Нью-Йорк (95), Хьюстон (52), Филадельфия (50), Балтимор (45), Норфолк - Ньюпорт (42), Монреаль, Бостон (по 25), Новый Орлеан (17); в Юж. Америке- Маракайбо, Рио-де-Жанейро, Сайтус, Буэнос-Айрес; в Африке-Дакар, Абиджан, Кейптаун. Новые нефтяные порты для приёма супертанкеров, доставляющих нефть из Перс. зал. вокруг Африки, сооружаются в заливе Бантри (на Ю.-З. Ирландии), в р-нах Роттердама, Бреста, Марселя. Среди наиболее крупных портов СССР в бассейне А. о.- Ленинград, Рига, Одесса - Ильичёвск, Новороссийск.

Воздушный транспорт играет гл. роль в пасс. сообщении через А. о. между Европой и Сев. Америкой; в 1968 по воздуху в обоих направлениях перевезено св. 5 млн. чел., или 5/6 общего числа пассажиров, перевезённых по этим направлениям возд. и мор. транспортом. Возд. грузовые перевозки между Европой и Сев. Америкой составили 200 тыс. т в 1967. Б. ч. трансатлантич. авиалиний проходит через Сев. Атлантику (через о-ва Исландия и Ньюфаундленд) и связывает Лондон, Париж, Амстердам и др. европ. столицы с Нью-Йорком и др. городами США и Канады; др. направление авиасообщения между Европой и Сев. Америкой проходит через Лисабон, Азорские и Бермудские о-ва. Авиатрасса из Европы в Юж. Америку идёт через Лисабон, Дакар и далее через самую узкую часть А. о. в Рио-де-Жанейро. Москва связана через А. о. беспосадочными авиалиниями с Нью-Йорком, Монреалем, Гаваной. Авиатрасса, связывающая США с Африкой, проходит через Багамские о-ва, Дакар и Робертсфилд (Либерия).

Телеграфная связь через А. о. осуществляется по густой сети подводных кабелей общей протяжённостью св. 200 тыс. км, в т. ч. 16 трансатлантич. кабелей (из к-рых США принадлежит 7, Великобритании - 6 и Франции - 3) связывают Европу с Америкой. Первый подводный кабель между Европой и Сев. Америкой был проложен в 1866, а в 1882 кабель соединил Европу и Юж. Америку. Кабели проложены также между Зап. Европой и Юж. Африкой (в 1888), США и Юж. Америкой; Дакаром и Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресом и Кейптауном. Между Великобританией и США действует 128-канальный телефонный кабель. На побережье и островах А. о. расположено большое число радиостанций; с 1965 для связи США с Зап. Европой началось использование спутника "Эрли Бёрд".

Через Сев. Атлантику (Гебридские о-ва- Фарерские о-ва - Исландию - Гренландию - п-ов Лабрадор) проходит действующая в рамках системы оповещения и связи НАТО линия тропосферного рассеивания, которая соединяет между собой наземные радиорелейные и кабельные линии НАТО на прилегающих к А. о. территориях стран Зап. Европы и Сев. Америки. М. Н. Соколов.

Р ы б о л о в с т в о и м о р с к о й п р о м ы с е л. В бассейне А. о., занимающего 27% от площади всего Мирового ок., вылавливается (1967) 22 млн. т мор. водных объектов (без китов), т. е. 41,3% мирового улова в мор. водах. Хотя в пос-левоен. период общий вылов в Тихом ок. стал более высоким, чем в атлантич. бассейне, средний улов с 1 км2 в А. о. (0,21 т) значительно превышает улов в Тихом (0,14 т) и Индийском (0,03 т) океанах.

Наибольшая часть улова (86% ) состоит из рыб и прежде всего из представителей сельдевых (сельдь, менхеден, сардины и др.), тресковых (треска, пикша, мерлуза, сайда, мерланг, навага и др.), окуневых (мор. окуни), камбаловых (камбалы, палтусы) и др., составляющих ок. 70% общего вылова. Существ. значение в общем вылове имеют беспозвоночные - ок. 8% - особенно различные моллюски (устрицы, мидии, кальмары) и ракообразные (омары, крабы). Киты и ластоногие дают 5% улова, растения-1%.

Наиболее интенсивный и результативный промысел осуществляется в сев.-вост. части океана, включая Баренцево, Норвежское, Северное и Балт. моря (улов 10,2 млн. т, гл. обр. сельди, трески, мерлузы и мор. окуня). Крупномасштабный лов трески, сельди, мерлуз и др. рыб (4 млн. т) ведётся в сев.-зап. части океана и на Ньюфаундлендских банках, вблизи берегов Гренландии, п-овов Лабрадор и Новая Шотландия; в зап. части океана - Карибском море, Мекс. заливе и вдоль побережья Флориды вылавливается (1,3 млн. т) преим. эстуарная сельдь - менхеден; в юго-вост. части - вблизи юго-зап. берегов Африки в уловах (2,5 млн. т) преобладает южноафр. сардина. За последние годы интенсивно развивается промысел мерлуз, мор. карасей и др. рыб на Патагонском шельфе, протянувшемся вдоль вост. побережья Юж. Америки и являющемся наиболее перспективным р-ном для дальнейшего развития промысла. Бой китов ныне осуществляется в приантарктич. водах, где добываются гл. обр. финвалы, сейвалы, кашалоты; на льдах Белого, Норвежского и Баренцева морей добываются тюлени. Интенсивный промысел привёл в ряде р-нов сев. части А. о. к уменьшению запасов нек-рых промысловых объектов (китов, камбалы в Северном м., мор. окуня на Ньюфаундлендских банках, тунца в центр. части океана и др.). В бассейне А. о. создано и действует несколько междунар. конвенций по рыболовству, ставящих своей целью рациональное и эффективное использование биол. ресурсов, на основе применения научно обоснованных мер по регламентации промысла.

В А. о. разнообразный мор. промысел ведут 115 стран, наибольший вылов (в млн. т) получают (1967): СССР (2,70), Норвегия (2,21), США (1,40), Испания (1.43), Исландия (0,90), Великобритания (1,03), Дания (1,07), Франция (0,82) и Канада (0,78). П. А. Моисеев.

И с п о л ь з о в а н и е м и н е р а л ьн ы х и э н е р г е т и ч. р е с у р с о в А. о. находится в начальной стадии: ведётся добыча нефти на материковых шельфах Мекс. зал., в юж. части Карибского м., Бискайского зал., Средиземного м., в Сев. м., где разведаны также большие запасы газа; открыта мор. нефть у побережья Зап. Африки (Габон, Нигерия, Ангола); пром. добычу серы ведут в Мекс. зал. и жел. руды у о. Ньюфаундленд. На материковом шельфе Юж. Африки из мор. россыпей добывают алмазы. Вблизи п-ова Флорида материковый шельф богат фосфоритовыми конкрециями; большое внимание уделяют возможности использования железо-марганцевых конкреций, приуроченных к днищам океанич. котловин. Построена приливная электростанция в Сен-Мало (Франция) и разработаны проекты приливных электростанций в устьях рек Ранс (Франция), Северн (Великобритания), на побережье США и Канады.

М. Н. Соколов.

Историко-полнтический очерк. После географич. открытий 15-16 вв. на амер. и афр. побережьях А. о. возникли первые колонии; первые колониальные державы - Испания и Португалия заняли господствующее положение на А. о. С этого времени А. о. стал важнейшим р-ном мор. сообщений и мировой торговли. В эпоху первоначального накопления капитала по А. о. из Европы на 3. к берегам Америки отправлялись каравеллы с отрядами конкистадоров и возвращались, нагружённые серебром и золотом; на Ю. вокруг Африки шли купеч. суда в страны Юж. Азии за пряностями. От берегов Зап. Африки на невольничьих кораблях везли рабов на плантации Вест-Индии. С конца 16 в. первенство на А. о. у слабевшей Испании оспаривали Нидерланды и Англия. К концу 17 - нач. 18 вв-Англия потеснила Нидерланды, а в 18 в. и др. своего соперника на море - Францию. В 19в. в борьбу за господство на А. о. вступают США. В начале 20 в. они добиваются господствующего положения в Зап. Атлантике. В вост. части А. о. наиболее прочные позиции к этому времени заняли Великобритания и Франция, которые в результате колониального раздела и передела мира захватили обширные территории на побережье Африки. Накануне 1-й мировой войны грузопотоки А. о. составили до 3/4 мировых мор. перевозок. После 2-й мировой войны Великобритании и Франции, а также Нидерландам удалось в условиях крушения колон. системы империализма сохранить отдельные, гл. обр. островные, владения в зап. части А. о.

В эпоху империализма резко возросло политич. и стратегич. значение А. о. Он являлся важным мор. театром воен. действий в период 1-й и 2-й мировых войн. Его стратегич. значение обусловливалось в первую очередь исключительно большой ролью мор. перевозок воен. грузов (особенно для Великобритании) и войск (гл.обр. из США), а также необходимостью обороны побережья государств, омываемых А. о. Это определяло деятельность нем. воен.-мор. командования, к-рое во время 1-й и 2-й мировых войн развернуло активные действия подводных лодок и отчасти крейсеров на мор. коммуникациях в А. о., что вызвало широкие ответные мероприятия: организация конвоев и противолодочной обороны, активная борьба с подводными лодками и крейсерами противника, постановка минных заграждений и т. п.

А. о. играет важную роль в воен. планах НАТО (см. Организация Североатлантического договора). Во время 2-й мировой войны США приобрели или закрепили свой контроль примерно над 70 млн. км2 акватории А. о. и создали в его бассейне разветвлённую систему воен.-мор. и авиац., а затем и ракетно-ядерных баз. США распоряжаются (на правах аренды с 1940 сроком на 99 лет) базами на Бермудских, Багамских и Антильских о-вах: базой Гуантанамо на о. Куба; по соглашению с Испанией и Португалией после 2-й мировой войны созданы амер. воен. базы в вост. части А. о.: на Азорских и Канарских о-вах, о. Фернандо-По и на побережье Рио-Муни. Спец. базы для обслуживания атомных подводных лодок с ракетным вооружением построены в Холи-Лох в Шотландии (Великобритания) и Роте (Испания). В Сев. Атлантике расположены авиабазы стратегич. авиации: Гус-Бей (на п-ове Лабрадор), Кеблавик (в Исландии). На побережье Гренландии, Шотландии, Норвегии и о-вах Сев. Атлантики создана система радиолокац. станций дальнего обнаружения самолётов и ракет. Акватория центр. части А. о. (от ракетодрома на мысе Кеннеди во Флориде в юго-вост. направлении к о. Вознесения) используется США для испытания стратегич. межконтинентальных ракет и космич. кораблей.

М. Н. Соколов.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПОРОГ, поднятие дна Атлантич. ок. между Гренландией, Исландией, Фарерскими и Шетлендски-ми о-вами. Глуб. над А. п. ок. 600 м. А. п. препятствует глубинному водооб-мену между Атлантич. и Сев. Ледовитым ок. На глуб. 700-800 м на юж. склоне порога темп-pa атлантич. глубинной воды 3-5°С, на сев. склоне темп-ра глубинной полярной воды ниже 0°С. Тёплые и солёные воды Северо-Атлантич. течения проходят через А. п. в Норвежское м. в основном по проливу между Шетлендскими о-вами и Исландией. В Датском прол. преобладает обратный поток холодных и менее солёных вод Сев. Ледовитого ок.

Лит. см. при ст. Атлантический океан, раздел Физико-географический очерк.

АТЛАНТО-БАЛТИЙСКАЯ РАСА, одна из сев. ветвей большой европеоидной расы. Характеризуется очень светлой пигментацией кожи, глаз и волос, большой длиной носа, мезокефалией сильным развитием третич. волосяного покрова, высоким ростом. Распространена на терр. Великобритании, скандинавских стран, Латв. ССР и Эст. ССР.

АТЛАНТРОП (от Атлас - горная страна в Африке и греч. anthropos - человек), название ископаемого человека, костные остатки к-рого (три ниж. челюсти и теменная кость черепа) обнаружены в Алжире в 1954-55. Челюсти массивные, без подбородочного выступа. Зубы крупные, но вполне человеч. строения. Теменная кость сравнительно толстая. С костями А. найдены кам. орудия - отщепы и ручные рубила шелльско-ашельского типа. Анатомически А. наиболее близок к древнейшим людям - архантропам. Рассматривается как североафр. представитель рода питекантропов. Жил А. приблизительно 360 тыс. лет назад.

Лит.: Урысон М.И., Новейшие палеоантропологич