БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ачение художеств. обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев. с тягой к эпич. широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Б. ш. систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отд. звонкими акцентами. Композиция пейзажей Б. ш. естественна, но тщательно построена и уравновешена.

Старшее поколение барбизонцев - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз - акцентировало героич. начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определ. связь с роман-тич. школой. Крупнейший представитель младшего поколения - Ш. Ф. Добиньи - больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний свето-воздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоят. значение жанровым и аиималистич. изображениям в пейзаже, к-рые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Б. ш. обнаруживают мн. франц. художники 19 в., в т. ч. К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Мил-ле, мн. годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Б. ш. Велико влияние Б. ш. на последующее развитие реалистич. пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в др. странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский,

Йумын Н. Григореску, амер. пейзажист ж. Иннесс, рус. пейзажисты А. П. Боголюбов, А.К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.). Илл. см. на вклейке к стр. 624-625. Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж бар-бизонской школы, М., 1962; D orb ее Р., L'art du paysage en France, P., 1925.

БАРБИТАЛ, веронал, лекарственный препарат, оказывающий при приёме внутрь снотворное и успокаивающее действие; производное барбитуровой кислоты. См. Барбитураты, Снотворные средства.

БАРБИТАЛ-НАТРИЙ, мединал, лекарственный препарат, оказывающий при приёме внутрь и при введении в клизмах, внутримышечно и подкожно снотворное действие; производное барбитуровой кислоты. См. Барбитураты, Снотворные средства.

БАРБИТУРАТЫ, группа лекарственных веществ, производных барбитуровой кислоты, обладающих снотворным, про-тивосудорожным и наркотическим действием, обусловленным угнетающим влиянием на центр. нервную систему. Продолжительность действия различных Б. неодинакова, что связано с особенностями их превращения в организме и выведения из него (длительно действующие Б. выводятся преим. почками; Б. с коротким сроком действия разрушаются гл. обр. в печени). Для получения снотворного или успокаивающего (1/3 -1/4 дозы, вызывающей сон) эффекта применяют препараты с длительным (барбитал, фенобарбитал, барбитал-натрий), ср. продолжительности (циклобарбитал, бар-бамил, этаминал-натрий) и коротким (гексобарбитал) действием, в зависимости от характера нарушения сна. Б. вводят внутрь в порошках и таблетках, а также внутримышечно, внутривенно (гл. обр. для наркоза) и через прямую кишку.

Фенобарбитал и бензонал принимают в порошках и таблетках как противосу-дорожные средства (при эпилепсии). Гексенал, тиобутал и тиопентал-натрий применяют для наркоза. Б. часто сочетают с др. успокаивающими, спазмолитич., холинолитич. и др. средствами. Б. используют в анестезиологии для подготовки больного к наркозу - предварительное введение Б. усиливает действие нар-котич., местноанестезирующих и обезболивающих средств. При длительном пользовании Б. может возникнуть привыкание и пристрастие к ним (см. Наркомания). Применение Б. иногда вызывает аллергич. (см. Аллергия), а также извращённые реакции - беспокойство, возбуждение.

Лит.: Закусов В. В., Фармакология, 2 изд., М., 1966.

БАРБИТУРОВАЯ КИСЛОТА, органическое соединение, бесцветные кристаллы, tпл 245°С с разложением, растворимые в горячей воде. Б. к.- одноосновная к-та, более сильная, чем уксусная. Б. к. может быть получена конденсацией мочевины с малоновой к-той. Производные Б. к., содержащие алкильные или арильные заместители, наз. барбитуратами.

БАРБОЗА (Barbosa) Руи (5.11.1849- 1.3.1923), бразильский политич. деятель. Один из лидеров аболиционистского движения в Бразилии кон. 60-80-х гг. 19 в. Участвовал в свержении монархии (1889). В первом респ. правительстве занимал пост министра финансов и юстиции. Являлся одним из авторов респ. конституции 1891, а также Гражданского кодекса Бразилии. В 1909 и 1919 выдвигался кандидатом на пост президента, до конца жизни был сенатором. Блестящий оратор и публицист, Б. оставил много трудов по юриспруденции и истории своей страны.

Лит.: Viana Filho L., A vida de Rui Barbosa, 6 ed., Sao Paulo, [1960].

БАРБОЛИН Сергей Дмитриевич (1897, Москва,-1917, там же), один из организаторов пролетарского юношеского движения. Окончил ремесленное уч-ще, в 1917 слесарь з-да "Сварз". Участвовал в создании Союза рабочей молодёжи им. 3-го Интернационала в Сокольнич. р-не. Смертельно ранен 29 окт. (11 нояб.) во время Окт. вооруж. восстания в Москве при штурме здания градоначальства на Тверском бульваре.

Лит.: Герои Октября, М., 1967, с. 301, 320 - 21.

БАРБОН (Barbon) Николас (1640 - 1698), английский буржуазный экономист, предшественник сторонников т. н. гос. теории денег. В своём осн. произведении "Очерк о торговле" Б. выступает противником теории и практики меркантилизма. Критикуя гос. регламентирование эконо-мич. жизни, ратует за свободу торговли. Б. считал, что стоимость товаров определяется их полезностью. В "Очерке о необходимости чеканки новой, более лёгкой монеты" Б. защищает идеи номинализма (см. Денег буржуазные теории). Б. впервые определил процент как цену капитала. Выражая интересы землевладельцев, Б. был сторонником законодательного ограничения процента. К. Маркс критиковал взгляды Б.

Соч.; A discourse of trade, L., 1690; A discourse concerning coining the new money Hghter. In answer to Mr. Lock's considerations about raising the value of money, L., 1696,

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 43-46, 134, 140, 154-156, 630.

БАРБОТ ДЕ МАРНИ Николай Павлович [31.1(12.2).1829(подр. данным, 1831 или 1832), Пермская губ.,-4(16).4.1877, Петербург], русский геолог, проф. Петерб. горного ин-та (1866). В 1860-62 руководил экспедицией в Калмыцкой степи. В 1864 изучал пермские отложения севера России. В неогеновых отложениях юга Европ. части России предложил выделение сарматского яруса, а плиоценовые известняки р-на Одессы назвал понтиче-ским ярусом (1869). Исследуя Ср. Азию (1874), доказал, что из осадочных формаций в р-не Арало-Каспия гл. место принадлежит меловой, а не третичной системе. Занимался также изучением угольных месторождений Подмосковья, минералогией полезных ископаемых юж. и центр. обл. Европ. России и Урала.

БАРБОТИРОВАНИЕ, продавливание газа или пара через слой жидкости. Устройствами для проведения этого процесса служат барботеры-трубы с мелкими отверстиями (3-6 мм), ситчатые или колпачковые тарелки абсорберов и ректификационных колонн. При движении пузырьков газа (пара) через жидкость создаётся большая межфазная поверхность, что способствует тепло- и массообменным процессам, а также хи-мич. взаимодействию газов с жидкостями. Б. применяют для прогрева жидкости острым паром, а также для перемешивания агрессивных жидкостей.

БАРБУ (Barbu) Эуджен (р. 20.2.1924, Бухарест), румынский писатель. Первый роман"Яма" (1957 ) рисует жизнь бухарестского "дна" перед войной. В повести "Ойе и его сыновья" (1958) и романе "Северное шоссе" (1959, рус. пер. 1962) изображена борьба за установление нар. власти в Румынии. Проблемы новой, социалистич. морали Б. ставит в романе "Сотворение мира" (1964).

Соч. в рус. пер.- Ойе и его сыновья, "Иностранная литература", 1959, М" 11 - 12.

БАРБЬЕ (Barbier) Огюст (29.4.1805, Париж,-13.2.1882, Ницца), французский поэт; чл. Французской академии (1869). Славу Б. принёс его первый и лучший сборник "Ямбы" (1831), в котором поэт бичевал трусость и алчность буржуа, проявившиеся в дни восстания 1830, противопоставив им героико-патетические образы богини простонародья Свободы и парижских "блузников" на баррикадах Июльской революции ("Собачий пир", или "Раздел добычи", 1830, рус. пер. 1868). Окрашенная в трагич. тона обличит. лирика Б. с её гротескным аллегоризмом, метафорич. стилем, сочетающим грубое просторечие и ораторскую декламацию, с её потоком яростных проклятий и порывистым ритмом открывала романтич. этап в истории франц. гражд. поэзии.

Цикл элегий и сонетов Б., озаглавленный по-итальянски "II pianto" ("Плач", 1833), - скорбный дневник путешествия поэта на родину великих художников Возрождения, стонущую под австр. игом. Тема освободит. движения народов развита Б. в сонетах "Героические созвучия" (1843). В сб. "Лазарь" (1837) запечатлены бедствия лондонской бедноты, разоблачаются англ. колониальные грабежи; впервые во франц. поэзии даны картины труда и быта пром. пролетариев. В конце жизни Б. переводил из Дж. Боккаччо, У. Шекспира, С. Т. Колриджа и др. По мотивам "Собачьего пира" Э. Делакруа написал картину "Свобода на баррикадах". Лирика Б. приобрела широкую известность в России 19 в.; её переводили С. Ф. Дуров, В. П. Буренин; Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, П. И. Вейнберг и др.; в 20 в.-В. Я. Брюсов, О. Э. Мандельштам, П. Г. Антокольский, Арго и др.

Соч.: lambes et poemes. P., 1880; в рус. пер.- Ямбы и поэмы. Ред., вступ. ст. и комментарии М. П. Алексеева, Од., 1922: Избр. Стихотворения. Ред. и предисл. Е. Эт-кинда, М., 1953.

С. И. Великовский.

БАРБЮС (Barbusse) Анри (17.5.1873, Аньер,-30.8.1935, Москва), французский писатель и общественный деятель. Чл. Франц. компартии с 1923. Сын литератора. Окончил лит. факультет Сорбонны. Его сб. стихов "Плакальщицы" (1895) и роман "Ад" (1908) окрашены глубоким пессимизмом. Во время 1-й мировой войны 1914-18 Б. ушёл на фронт добровольцем. В 1916 опубл. роман "Огонь", к-рый писал на фронте. В нём он дал правдивую картину воен. будней, показал фронтовиков, начинающих задумываться над сущностью войны; его герои приходят к выводу о необходимости повернуть оружие против виновников импе-риалистич. бойни. После выхода романа "Ясность" (1919, первый рус. пер. под назв. "Свет", 1920) о конторском служащем, к-рый в рядах армии проникается сознанием преступности империалистич. войны, В. И. Ленин писал: "Одним из особенно наглядных подтверждений повсюду наблюдаемого, массового явления роста революционного сознания в массах можно признать романы Анри Барбюса: „Le feu" („В огне") и „Clarte" („Ясность")" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 106). Вел. Окт. социалистич. революция в России оказала огромное влияние на жизнь и творчество Б. Он активно выступал в защиту Сов. республики против иностр. интервенции. Организованная им между-нар. группа "Клярте" (1919) сыграла большую роль в сплочении антиимпериа-листи'ч. сил худож. интеллигенции; опубл. кн. "Свет из бездны" (1919), сб. статей "Слова бойца" (1920), содержащие призыв к свержению капиталистич. строя.

Б. неск. раз приезжал в СССР. В манифесте "С ножом в зубах" (1921, рус. пер. 1922) он писал о том, что возникновение Сов. России-"...крупнейшее и прекраснейшее явление в мировой истории. Этот факт вводит человечество в новую фазу его развития" (указ. соч., П., 1922, с. 44). В 1925 вышел роман Б. "Звенья", в к-ром мировая история изображена как непрерывная цепь страданий нар. масс и борьбы их за свободу и справедливость. В памфлетно-публицистич. кн. "Палачи" (1926) обличает белый террор в балканских странах. В 1927 Б. был активным участником Конгресса друзей Сов. Союза в Москве. В 1928 опубл. сб. новелл "Происшествия" (в рус. пер.- "Правдивые повести", 1929). В 1930 вышла кн. "Россия", в к-рой Б. приветствовал строительство социализма. Кн. "Золя" (1932, рус. пер. 1933) - в значит. мере эстетич. манифест Б., утверждающий худож. реализм. Особенно ценя М. Горького, Б. называл его "великим светочем", открывающим "всему миру новые пути" (см. Избр. произв., М., 1952, с. 477). Б. руководил Всемирным конгрессом против империалистич. войны (Амстердам, 1932), возглавлял осн. в 1933 Всемирный комитет борьбы против войны и фашизма, активно участвовал в подготовке и работе Междунар. конгресса молодёжи (Париж, 1933), Междунар. конгресса писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Гл. содержание кн. "Сталин" (1935) - история сов. народа, совершившего Великую Окт. революцию, строящего социализм. В книге, однако, преувеличена историч. роль Сталина.

До конца жизни Б. собирал материал для большой биографии В. И. Ленина, к-рую не успел завершить. Предисл. к франц. изд. "Писем к родным" Ленина (опубл.1936) написано Б.совм. с А. Ку-реллой. Портрет стр. 625.

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1952; Мы обвиняем, М., 1949; Неизвестные страницы, "Иностранная литература", 1958, № 6; Несколько уголков сердца. Рассказы, М., 1963; Огонь. Ясность. Правдивые повести, М., 1967.

Лит.: Ленин В. И., О задачах III Интернационала, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 106; его же, Ответ на вопросы американского журналиста, там же, с. 116; Горький М., Предисловие [к кн. А. Барбюса "В огне"]. Соч. в 30 тт., т. 24, М., 1953, с. 196 - 201; Луначарский А. В., Статьи о литератур"! М., 1957; Исбах А. А.. Анри Барбюс, в его кн.; Лицом к огню, М., 1958; Видаль А., А. Барбюс - солдат мира. Предисловие Ж. Дюкло, сокр. пер. с франц., послесловие Ф. С. Наркирьера, М., 1962: Г у р о И., Фоменко Л., А. Барбюс, М., 1962; Наркирьер Ф. С., Французская революционная литература (1914-1924), М., 1965; АндреевЛ. Г. ,А. Барбюс, в кн.: История зарубежной литературы, ч. 1, М., 1969; ДрагановВ., Анри Барбюс- друг СССР. 1873-1935. Указатель главнейшей литературы, Л., 1940; А. Барбюс. Биобиблиографический указатель, М., 1964; Duclos J. et Freville J., Henri Barbusse, P.. 1946; В г е t_t V., Henri Barbusse. Sa marche vers la clarte, son mouvement Clarte, Prague, 1963. А. А. Исбах.

БАРВЕНКОВО, город, центр Барвенковского р-на Харьковской обл. УССР. Расположен на р. Сухой Торец (басс. Сев. Донца). Ж.-д. ст. 14,3 тыс. жит. (1968). 3-д горного оборудования. Предприятия пищевой, лёгкой пром-сти; произ-во строитс материалов. Осн. во 2-й пол. 17 в. Город с 1938.

БАРВИНОК Ганна (псевд.; настс имя и фам. Александра Михайловна Белозерская - Кулиш ) [23.4(5.5).1828, хутор Мотроновка, около Борзны,- 23.6(6.7). 1911], украинская писательница. Род. в помещичьей семье. В 60-х гг. выступила с рассказами и повестями о тяжёлой жизни женщины-крестьянки ("Пьяница", "Лихо не без добра", "Домашняя беда" и др.). Нек-рые её произв. проникнуты сентиментальностью, стремлением сгладить классовые противоречия в укр. селе 2-й пол. 19 в.

Соч.: Оповiдання з народных уст, Кшв. 1902; Вибранi твори, Кшв, 1927.

БАРВИНОК (Vinca), род многолетних трав семейства кутровых. Растения с супротив