БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

з и др.).

В 1969 работало 2235 специалистов с высшим и 5610 со средним ветеринарным образованием. В Б. 2266 ветеринарных учреждений, в т. ч. 117 станций по борьбе с болезнями животных, 1040 вет. участков, 123 вет. лаборатории. Руководство вет. службой осуществляет Управление ветеринарии Мин-ва с. х-ва республики; в адм. р-нах - главные вет. врачи. Специалистов высшей квалификации готовят в Витебском вет. ин-те; вет. фельдшеров - в 8 вет. техникумах. Ведущие исследовательские центры по ветеринарии: Витебский вет. ин-т и Белорус. н.-и. вет. ин-т (под Минском).

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

Обучение детей грамоте (по церковным книгам) в гг. Полоцке, Турове, Пинске, Минске, Витебске проводилось уже в 11-12 вв. "Поучения" Кирилла Туровского (12 в.) распространялись по всей Руси. В 12 в. Евфросиния Полоцкая вела в своём монастыре обучение грамоте и переписку книг. В 12-13 вв. грамотность на зап.-рус. землях стала всё больше проникать в среду горожан - ремесленников и купцов, о чём свидетельствуют берестяные грамоты 13-14 вв., найденные в Витебске.

Становление белорус, культуры проходило в острой борьбе с нац. и религ. гнётом литов. и польских феодалов и католич. духовенства. На культурное и идеологич. развитие белорус. народа огромное воздействие оказало реформаторское и гуманистич. движение. Особенное значение белорус. гуманисты и реформаторы придавали просвещению народных масс. На терр. Б. возникло много протестантских школ, типографий, появились первые учебники на белорус. языке. В 16-17 вв. в Ивье, Клецке, Любче, Несвиже, Новогрудке и др. городах существовали арианские школы - уч. заведения представителей реформаторского движения в Б. Важную роль в борьбе с католицизмом и униатством играли братства и принадлежавшие им братские школы. Во 2-й пол. 17 в. в результате усиления панско-католич. реакции часть братских школ и типографий была закрыта.

Наиболее известные представители просвещения и педагогич. мысли в Б. в 16-17 вв.- учёный-гуманист, первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, белорус. гуманисты Симон Будный, Василий Тяпинский, Лаврентий Зизаний Тустановский, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, книгоиздатели братья Л. и К. Мамоничи, С. Соболь, П. Мстиславец.

Большое прогрессивное значение имело для Б. воссоединение с Россией в кон. 18 в., способствовавшее укреплению культурных связей братских рус. и белорус. народов. Было открыто более 20 небольших рус. школ для гор. населения, 2 главных и 6 малых нар. уч-щ. Однако уровень развития нар. образования оставался низким: белорусы были лишены возможности обучаться на родном яз., рус. школ и училищ было мало, в большинстве уч. заведений (монастырских униатских и иезуитских уч-щах) преподавание по-прежнему велось на польском яз., школы были малодоступны для детей трудящихся. Значительно хуже, чем в др. губерниях России, было поставлено среднее образование. К сер. 90-х гг. 19 в. в Б. и Литве, входивших в состав Виленского уч. округа, имелось 15 средних школ (гимназий, реальных уч-щ и учит. семинарий). Монастырские католич. уч-ща в Б. были закрыты только во 2-й четв. 19 в., когда господствующей стала общеобразовательная рус. школа. В 1840 была открыта Горы-Горецкая земледельч. школа (см. Белорусская сельскохозяйственная академия).

Подъём обществ. движения в годы Революции 1905-07 захватил и Б. Видную роль в борьбе за белорус. школу и создание учебников на родном языке сыграли в те годы поэт Якуб Колас и поэтесса Тётка (А. С. Пашкевич). Вышел в свет первый белорусский букварь "Леман-тар" (1906). Значительный вклад в развитие культуры и педагогич. мысли Б. в кон. 19- 1-й четв. 20 вв. внесли педагоги-этнографы Е. Р. Романов, А. К. Серж-путовский, языковед Е. Ф. Карский, поэт Янка Купала.

В 1914/15 уч. г. в Б. имелись 7682 общеобразоват. школы всех видов, в т. ч. 7492 нач. школы, 119 неполных средних, 71 средняя школа. Во всех типах школ обучалось 488,6 тыс. уч-ся (1/5 всех детей школьного возраста). Из средних спец. уч. заведений в 1915 работало неск. учительских семинарий, технич. школ и 3 учительских ин-та. В 1913 в Б. была 851 массовая б-ка (с книжным фондом 423 тыс. экз.). Ок. 80% населения Б. оставалось неграмотным.

Победа Окт. революции открыла перед белорус. народом широчайшие возможности культурного развития. Осн. задачей культурной революции в первые годы Сов. власти была ликвидация массовой неграмотности населения. В апр. 1919 открылись первые вечерние школы для взрослых, а с кон. 1920 была организована сеть школ для малограмотных. Преподавание велось на родном языке уч-ся. По инициативе деятеля партии педагога П. Н. Лепешинского и его брата педагога М. Н. Лепешинского были организованы первые опытные школы-коммуны - Лит-виновичская (1918) и Леменская (1920-1924). Большую помощь им оказывали В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. В апр. 1924 ЦИК и СНК БССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного нач. обучения на родном языке. К 1932 оно было завершено, началось осуществление всеобщего обязательного 7-летнего обучения. Грамотность населения к этому времени достигла 89%.

Иначе сложилась судьба трудящихся зап. областей Б., захваченных в 1919 бурж. Польшей. В 1925/26 уч. г. на терр. Зап. Б. оставалось только 2 белорус. и 8 польско-белорус. школ. После воссоединения белорус. народа (1939) с янв. 1940 в зап. областях было введено всеобщее 7-летнее обучение.

Всего в БССР в 1940/41 уч. г. имелось 12 294 школы, в к-рых обучалось 1,7 млн. уч-ся; в 25 вузах и 128 ср. спец. уч. заведениях обучалось 56,6 тыс. студентов.

Во время Великой Отечеств. войны нем.-фаш. захватчики уничтожили в Б. 6808 школьных зданий, все детские дома и детские сады. В зонах партиз. действий (в Брестской, Гомельской, Витебской и др. областях)создавались общеобразоват. лесные школы.

В послевоен. годы в кратчайший срок была восстановлена школьная сеть Б. К 1959 грамотность населения в возрасте 9-49 лет достигла 99%. С 1959/60 уч. г. начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению, закончившийся к 1962/63 уч. г. С 1966/67 уч. г. в Б. осуществляются конкретные меры, направленные на переход ко всеобщему ср. образованию. В 1969 в 2333 дошкольных учреждениях воспитывалось 260 тыс. детей. В 1969/70 уч. г. имелось: 11 660 общеобразоват. школ всех типов, в к-рых обучалось 1852 тыс. уч-ся. В 1969 было 421 внешкольное учреждение: 160 дворцов и домов пионеров и школьников, 29 станций юных техников, 20 станций юных натуралистов, 189 детских спортшкол, 7 экскурсионно-туристских станций и др. В 1969/70 уч. г. в 148 проф.-технич. уч. заведениях обучалось 81 866 уч-ся, в 131 ср. спец. уч. заведении - 144,4 тыс. уч-ся, в 28 вузах - 137,3 тыс. студентов. В числе крупнейших вузов: Белорус. ун-т им. В. И. Ленина, ин-ты - политехнич., механизации с. х-ва, технология., нар. х-ва, мед., пед., педагогический иностранных языков в Минске; с.-х. академия в Горках, пед., мед., с.-х. в Гродно; вет., мед., пед. ин-ты в Витебске и др. В 1969 в Гомеле на базе пед. ин-та создан ун-т. В вузах БССР ведётся подготовка по 170 специальностям.

В кон. 1969 в Б. было 7321 массовая библиотека (общий фонд 52 049 тыс. экз. книг и журналов), 48 музеев, 5879 клубных учреждений. Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка БССР им. В. И. Ленина (см. в ст. Библиотеки союзных республик) и Фундаментальная б-ка АН БССР в Минске. В числе гл. музеев - Историч. музей Б., Музей истории Великой Отечеств. войны, Дом-музей 1-го съезда РСДРП, Художеств. музей, Литературные музеи Я. Купалы и Я. Коласа (все в Минске); Историко-археологич. музей в Гродно, Музей героич. обороны Брестской крепости (Брест), Дом-музей А. Мицкевича (Новогрудок) и др.

Лит.: Ильюшин И. М., Умрейко С. А., Народное образование в Белорусской ССР, Минск, 1961; Нарысы псторьп народнай асветы i педагапчнай думк! у Беларусь Мшск, 1968; Культураае будау-нщтва j Беларускай ССР. Рэкаменд. паказальшк лхтаратуры, Мшск, 1965; Белорусская ССР за 50 лет. Статистический сборник, Минск, 1968; Наша республика. Цифры и факты, [Минск, 1968].

С. А. Умрейко. И. И. Смирнова.

Художественная самодеятельность.

В 1969 работали такие крупные самодеятельные коллективы, как нар. ансамбль танца "Лявониха" Дворца культуры Минского тракторного з-да, нар. ансамбль песни и танца Дворца культуры железнодорожников им. В. И. Ленина в Гомеле, нар. ансамбль песни и танца "Неман" гродненского гор. Дома культуры, нар. ансамбль танца "Колас" витебского районного Дворца культуры, нар. ансамбль песни и танца "Дняпро" речицкого гор. Дома культуры, агиттеатр "Улыбка" Могилёвского з-да искусств. волокна, нар. театры Минского тракторного завода, Минского автомоб. з-да, Дворца культуры профсоюзов Б., Дворца культуры Оршанского льнокомбината, нар. мужской хор Минского автомоб. завода.

Имеются (на 1 янв. 1969) ок. 29 тыс. кружков художеств. самодеятельности, в т. ч. 5616 драматич., 8966 хоровых, 2507 музыкальных, 4929 танцевальных. 156 изобразит. иск-ва и др.; общее число участников - 465 чел.

См. также разделы: Драматический театр, Кино.

XII. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

До революции политика царского самодержавия не допускала образования нац. культурных и науч. центров в Б. В 1840 около местечка Горки была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа, высший разряд к-рой явился первым высим с.-х. уч. заведением в России, но уже 1863 этот ин-т был переведён в Петербурга в связи с революц. выступлениями части студенчества. Из науч. учреждений в дореволюц. время были организованы липп Минская опытная болотная станция (1913), станция лекарственных растений под Могилёвом и Беняконская с.-х. опытная станция (1910), в к-рых работало всего 10-12 специалистов.

Развитие естественных и технических наук в Б. после Октябрьской революции (довоенный этап). История естеств. и технич. наук в Б. началась с образованием БССР. В 1919 вновь был открыт с.-х. ин-т в Горках, преобразованный в 1925 в С.-х. академию. В 1919 создаётся Витебский ботанич. сад и организуется сеть опытных с.-х. учреждений. В 1921 в Минске открывается Белорус. гос. ун-т (БГУ) - центр подготовки нац. науч. кадров, начавший исследования в области биологич., химич., физич. и обществ. наук, а в 1922 - ряд вузов в Минске, Витебске, Гомеле, Могилёве и др. городах, где также велись науч. исследования. В 1922 организован первый науч. центр республики - Ин-т белорус. культуры (Инбелкульт), в к-ром развернулись работы и по изучению природных богатств Б. В 1929 на базе Инбелкульта была создана Академия наук Белорусской ССР с рядом науч. ин-тов. Главные направления науч. исследований были связаны с изучением сырьевых и энергетич. ресурсов Б., с проблемами, поставленными вновь созданной индустрией и крупным коллективным с. х-вом.

Ин-том геологии АН БССР были проведены геолого-разведочные работы (акад. АН БССР Н. Ф. Блиодухо, Г. Ф. Мир-чинк, чл.-корр. АН БССР А. М. Жирмунский и др.), заснята большая часть терр. республики, начато бурение скважин, как правило неглубоких (200-300 м, единичные до 1000 м), проведены геофизич. (магнито- и гравиметрич.) исследования, составлены первые мелкомасштабные геологич. карты. В результате были выявлены месторождения минерального сырья и стройматериалов, разрешены мн. вопросы водоснабжения городов. Были начаты обследования торфяных богатств Б., разработка проблем добычи, сушки и сжигания торфа, изучения химич. состава торфа и сапропелей; эти работы выполнялись Ин-том торфа АН БССР (1934), Политехнич. ин-том, Белгипроторфом и др.

В области с.- х. наук НИИ сел. и лесного х-ва, Ин-том агропочвоведения и удобрений АН БССР, Всесоюзным НИИ болотного х-ва, а также рядом с.-х. опытных станций проводились работы, охватывающие проблемы осушения и освоения заболоч. почв (акад. АН БССР Я. Н. Афанасьев, П. П. Роговой, чл.-корр. АН БССР А. Г. Медведев), выведения новых, более ценных сортов картофеля (акад. П. И. Альсмик), льна и др. культур, создания кормовой базы животноводства, повышения урожайности с.-х. культур, использования богатых лесных ресурсов.

Ещё в Инбелкульте начались исследования в области ботаники, зоологии и др. биологических н а у к, получившие дальнейшее развитие в Институте биологии АН БССР (1931) и на кафедрах БГУ и др. вузов. Проводилось описание флоры БССР, в т. ч. лекарств, сорных растений, низших растений. Изучались леса (акад. АН БССР В. И. Переход и чл.-корр. АН БССР С. П. Мельник). Исследовались болезни картофеля и др. культур (Н. А. Дорожкин, В. Ф. Купревич и др.). Были начаты работы по физиологии растений (М. Н. Гончарик). Первые систематич. исследования фауны Б. проводились под рук. А. В. Федюшина. Незадолго до войны началось составление многотомного труда "Фауна БССР" (И. Н. Сержанин, акад. АН БССР Н. М. Кулагин и др.). Выделялись работы Т. Н. Годнева и его учеников по фотосинтезу, биохимии и питанию растений, проводившиеся в Ин-те биологии АН БССР и в БГУ. В области химии выделялись работы акад. АН БССР Н. А. Прилежаева, к-рый вместе со своими учениками провёл ряд исследований по применению открытого им способа окисления нек-рых органич. соединений, акад. АН БССР В. В. Шкате-лова, изучавшего смоляные кислоты, акад. АН БССР О. К. Кедрова-Зихмана и др. по биохимии. Физико-математич. исследованиями занимались гл. обр. учёные на кафедрах Белорусского государственного университета.

Наука в БССР наращивала темпы развития вплоть до начала Великой Отечеств, войны. Нем.-фаш. захватчики нанесли огромный ущерб белорус, науке. Немало учёных погибло на фронтах и в партиз. отрядах. Во время нем.-фаш. оккупации была уничтожена материально-технич. база науч. учреждений и вузов: здания институтов разрушены, оборудование лабораторий, библиотеки и др. ценное имущество уничтожено или вывезено в Германию.

Развитие науки в послевоенный период. В первое послевоен. десятилетие было затрачено много сил и средств на восстановление науч. ин-тов и лабораторий. В эти годы наука в Б. развивалась в основном в прежних направлениях. Продолжалось изучение природных ресурсов, имеющих важное нар.-хоз. значение. Преобладали исследования в области биологии и её применений. Под рук. М. П. Томина было завершено многотомное издание "Флора БССР" (1959). Был выполнен ряд исследований по низшим растениям (В. Ф. Купревич, А. П. Пи-допличко и др.). Изучалась растительность болот, лугов и разрабатывались биологич. основы их мелиорации (акад. АН БССР С. Г. Скоропанов и др.). Акад. АН БССР И. Д. Юркевич подытожил многолетние исследования лесов Б. и предложил рекомендации по их восстановлению и расширению. Акад. АН БССР Н. Д. Нестеровичем была проведена большая работа по изучению и внедрению в практику интродуцированных (завезённых из др. областей) видов деревьев и кустарников. Продолжались исследования болезней растений, в частности картофеля, и методов борьбы с ними. Большое внимание уделялось исследованию водоёмов Б.; изучены видовой состав рыб и их распределение в озёрах и реках БССР и даны рекомендации по рациональному использованию промысловых озёр республики.

В области медицины проводились неврологич. исследования (акад. АН БССР Н. И. Гращенков, М. Б. Кроль, Д. А. Марков), изучались болезни сердечно-сосуди