БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

р., комедий "Пинская шляхта" (1866) и "Сватовство" (1870). В его творчестве постепенно усиливались реалистич. тенденции. Крепостной крестьянин в произв. Дунина-Марцинкевича выступал как носитель высоких моральных качеств. Значит. явлением лит-ры была публицистика Кастуся Калиновского - руководителя крест. восстания 1863. Писателем, утвердившим реализм в белорус. лит-ре, стал Ф. Богушевич. Поэт-демократ. он в своих произведениях (сб. "Дудка белорусская", 1891; "Смык белорусский", 1894; рассказ "Тралялёначка", 1892) горячо протестовал против помещичьего и чиновничьего произвола, отстаивал право белорус. народа на развитие родного языка, культуры и иск-ва. К 19 в. относится также деятельность Я. Лучины (И. Не-слуховского), А. Гуриновича, А. Абуховича - писателей, в творчестве к-рых отчётливо выразились демократич. идеи. Новый этап в развитии лит-ры начался с Революции 1905-07. В 1906 Тётка (А. Пашкевич) около Львова в г. Жолкве (теперь Нестеров) издаёт 2 сборника стихотворений "Крещение на свободу" и "Скрипка белорусская", в к-рых прозвучал открытый призыв к революц. восстанию. Наиболее полно в дооктябрьский период чаяния и идеалы белорус. народа выразили Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович. Книги Купалы "Жалейка" (1908), "Гусляр" (1910), "Дорогой жизни" (1913), пьесы "Павлинка" (1913) и "Разорённое гнездо" (1913), книги Ко-ласа "Песни печали" (1910), "Рассказы" (1912), "Родные образы" (1914), сборник М. Богдановича "Венок" (1913) убедительно свидетельствуют о победе в лит-ре принципов реализма, народности, демократизма. Глубокий след в истории лит-ры оставили 3. Бядуля (С. Плавник), Т. Гартный (З. Жилунович), М. Го-рецкий - писатели демократич. направления. М. Богданович писал в 1915: "За восемь-девять лет своего настоящего существования наша поэзия прошла все пути, а отчасти и тропинки, которые поэзия европейская протаптывала более ста лет. Из наших стихов можно было бы легко сделать „краткий повторный курс" европейских литературных направлений прошедшего века" (Збор творау, т. 2, Мiнск, 1968, с. 167).

С победой Октября, расковавшего творч. силы народа, открылся широкий простор для быстрого и многогранного развития белорус. лит-ры. Зачинателями сов. лит-ры были как писатели старшего поколения, начавшие творч. путь в дооктябрьское время, так и лит. молодёжь. Купала, Колас, Бядуля, Горецкий и др. пришли в сов. лит-ру со значит., хоть и не одинаковым, жизненным и творч. опытом. Участники объединения "Молодняк" (1923) - М. Чарот, А. Александрович, В. Дубовка, П. Трус, А. Дудар и др.- с комсомольским задором начали воспевать новый, сов. строй, романтику Революции.

Ведущее место в 20-е гг. занимала поэзия, посвящённая героике Гражд. войны и Революции, радости победы, первым росткам новой жизни. Гимном революц. народу, нерушимой дружбе рабочих и крестьян была поэзия Чарога; его поэма "Босые на пожарище" (1921) -первое значит. произв. о событиях Октября и Гражд. войны. Широкую популярность завоевали злободневные басни

К. Крапивы. Уверенно развивалась и художеств. проза, преим. жанр рассказа, позже - повесть и роман: "В полесской глуши" (1923) и "В глубине Полесья" (1927) Коласа, "Соловей" Бядули (1927); романы Гартного "Соки целины" (т. 1-4, 1922-29), М. Зарецкого "Стёжки-дорожки" (1927), К. Чорного "Земля" (1928), рассказы М. Лынькова, П. Головача и др. Белорус. эпос 20-х гг.-художеств. летопись недавнего история, прошлого, событий Революции и Гражд. войны, утверждение социалистич. действительности. Пафос его - в поэтизации солдат революции, прославлении человека-труженика; своеобразие (за исключением глубоко реалистич., психологич. произв. Коласа, Чорного) - в тяготении к "оголённой" социальной конфликтности, к резкой контрастности в изображении классовой борьбы, увлечении повышенной эмоцион. экспрессией слова.

В молодой сов. белорус. лит-ре всё более отчётливо проявляется стремление к широкому изображению мирных дел победившего народа, к большей художеств, конкретности, реалистич. строгости, ритмич. естественности. Поэты, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. воспевавшие социалистич. труд, колх. строй, преодолевают известную декларативность, стремятся к реалистич. передаче событий, фактов, наблюдений. Своеобразным поэ-тич. репортажем явилась поэма Купалы "Над рекой Орессой" (1933), где убедительно показано, "как на край болотный шёл социализм". Пройдёт немного времени и Купала, а за ним и др. поэты смогут создать духовно и эмоционально богатый образ современника. Не случайно П. Бровка один из лучших сборников назвал "Приход героя" (1935). Отказываясь от абстрактной патетики, поэзия уверенно приближалась к естественности, взволнованному лиризму, к раскрытию процесса духовного роста человека. Этапными в этом отношении явились т. н. "левковский цикл" Купалы ("Алеся", "Лён", "Гости" и др.) и цикл стихов А. Кулешова "Юношеский мир" (1939).

Ещё большего успеха, особенно в осмыслении истории народа, в изображении коллективизации, глубоко драматич. конфликтов в душе крестьянина, добилась проза: повести - Коласа "Отщепенец" (1931), С. Барановых "Межи" (1930), романы - Чорного "Отечество" (1931) и "Третье поколение" (1935), Зарецкого "Перевясло" (1932), Головача "Сквозь годы" (1934), рассказы - Лынькова, Э. Самуйлёнка, Б. Микулича и др. Значит. социальные конфликты решаются здесь через столкновение человеческих характеров, через сложную, мучительную борьбу в душах героев. Подобные тенденции наблюдались и в драматургии. Особое место заняла пьеса К. Крапивы "Кто смеётся последним" (1939) - яркая сатирич. комедия, бичующая проходимцев и подхалимов, одно из лучших произв. этого жанра в сов. лит-ре.

В 30-40-е гг. зазвучали голоса писателей младшего поколения - П. Панченко, А. Астрейко, А. Белевича и др. После освобождения Зап. Б. ряды писателей пополнились новыми силами: М. Танк, В. Тавлай, Ф. Пестрак и др.

Гражд. пафос, историч. оптимизм, глубокий патриотизм - характерные черты лит-ры времени Великой Отечеств. войны. Важное значение приобрели в эти годы художеств, публицистика и сатира - статьи Купалы, Коласа, Лынькова, фельетоны Черного, сатирич. стихи Крапивы, П. Глебки, Астрейко и др. Действенной и страстной, сурово эпической и проникновенно лиричной была в те годы белорусская поэзия. Героизм сов. людей, трагедия родной земли - оба эти мотива, сцементированные единством замысла, сильно прозвучали в поэме А. Кулешова "Знамя бригады" (1942), где в судьбе героя отразилась судьба народа; личная драма солдата перерастала в драму Родины. Образцы гражд. патриотич. лирики создают в эти грозные годы Бровка, Танк, Глебка, Панченко и др. Глубиной изображения борьбы, проникновением в духовный мир солдата, философскими раздумьями над будущим народа, стремлением отразить суровую правду войны отличаются романы Черного "Млечный путь" (1943) и "Великий день" (не окончен).

Героич. эпопея борьбы народа с фашизмом привлекала внимание белорус. писателей и в послевоен. время. Пафос поэзии (стихи и поэмы Танка, Панченко, А. Велюгина, А. Пысина, М. Аврамчика и др.) - в активном жизнеутверждении, в мужественном преодолении трагедии. Кроме рассказов, белорус, прозаиками было создано несколько значительных эпич. полотен о войне: романы "Глубокое течение" (1948) И. Шамякина, "Минское направление" (1949-52) И. Мележа, "Расстаёмся ненадолго" (ч. 1-2, 1953-1962) А. Кулаковского, "Незабываемые дни" (т. 1-4, 1951-58) Лынькова. Историч. тема - тема борьбы нар. масс зап. областей Б. против белополяков, успешно разрабатывалась Коласом (поэма "Хата рыбака", 1947), Пестраком (роман "Встретимся на баррикадах", т. 1-2, 1951-54), Кулешовым (поэма "Грозная пуща", 1956). В это время были написаны произв. и о трудовых буднях народа, возрождающего страну,- стихи Танка, Панченко, Велюгина, поэмы Кулешова, Бровки, повесть Я. Брыля "В Заболотье светает" (1950), роман М. Последовича "Свет над Липском" (1949-52), комедия А. Макаёнка "Извините, пожалуйста" (1953) и др.

В сер. 50-х гг. в белорус. лит-ре отчётливо проявляется стремление к углублённому осмыслению истории и современности; для неё характерна повышенная заинтересованность морально-этич. проблемами, героич. судьбами народа. В романах А. Чернышевича "Застенок Малиновка" (1964), М. Лобана "На пороге будущего" (1961) и "Городок Устронь" (1967-68), И. Мележа "Люди на болоте" (1961) и "Дыхание грозы" (1965) исторически достоверно и художественно убедительно воссозданы события, связанные с первой рус. Революцией 1905-07, Октябрём и Гражд. войной, коллективизацией. Историч. тему разрабатывает В. Ко-роткевич. Глубокой гуманистич. целенаправленностью отличаются лучшие произведения о войне - романы Шамякина, И. Науменко, Брыля, А. Адамовича, А. Кулаковского, А. Осипенко, повести В. Быкова "Третья ракета" и "Альпийская баллада", повести и рассказы В. Адамчика, И. Пташникова, Б. Саченко, М. Стрельцова, И. Чигри-нова и др., документальные повести И. Новикова. Над совр. темой плодотворно работают Бровка, Кулешов, Танк, Дубовка, Панченко, А. Русецкий, Я. Скрыган, С. Дергай, М. Лужанин, Велюгин, А. Пысин, Шамякин, Макаёнок, Аврамчик, В. Карпов, Р. Бородулин, Г. Буравкин, С. Граховский, Т. Хадкевич, Р. Соболенке, Е. Лось и мн. др. В области детской лит-ры работают А. Якимович, В. Витка, Я. Беганская, В. Хомченко и др.

Белорус. писатели вместе с писателями братских республик развивают лит-ру социалистич. реализма. В области критики и литературоведения известны труды А. Адамовича, С. Александровича, В. Борисенко, Г. Берёзкина, Д. Бугаева, Я. Казеко, В. Колесника, В. Коваленко, М. Ларченко, Ю. Пширкова, О. Лойко, А. Мальдиса, С. Майхровича и др.

За годы Сов. власти произв. белорус. писателей переведены на языки многих народов СССР и зарубежных стран. С лучшими достижениями белорус. лит-ры рус. читателя познакомили М. Исаковский, А. Прокофьев, А. Твардовский, Е. Мозольков, Я. Хелемский, А. Островский, П. Кобзаревский, М. Горбачёв, Д. Ковалёв, Н. Браун, С. Городецкий, Н. Грибачёв, М. Комиссарова, Вс. Рождественский, Н. Рыленков и др. На Украине с белорус, яз. переведено (до сер. 1969) 125 книг, в Латвии 23, Литве 22, Эстонии 15, Узбекистане 21 и т. д.

Оргкомитет Союза писателей Б. был создан в июне 1932; 1-й съезд писателей происходил в 1934.

Лит.: Карский Е. Ф., Белоруссы, т. 3, в. 1 - 3, М. -П., 1916-22; Псторыя беларускай дакастрычнщкай лiтаратуры, т. 1-2, Минск, 1968 - 69; Псторыя беларускай савецкай лiтаратуры, т. 1-2, Мiнск, 1965-66; Барысенка В., францiшак Багушэвiч i праблема рэалiзму у беларускай лiтаратуры XIX ст., Мшск, 1957; Ларчанка М. Г., На шляхах да рэалiзма, Мiнск, 1958; его ж е, Па шляху рэалiзма, Мiнск, 1959; Ивашин В., У истоков социалистич. реализма, Минск, 1963; П е р к i н Н., Шляхi развщця беларускай савецкай Лiтаратуры 20-30 гг., Мшск, 1960; Пшыркоу Ю., Беларуская савецкая проза, Мiнск, 1960; Адамович А., Становление жанра, М., 1964; Семяновiч А., Беларуская драматургiя (дакастрычшцкш перыяд), Мiнск, 1961; его же, Беларуская савецкая драматур-пя (1917 - 1932), MiHCK, 1968; Пяцьдзесят чатыры дароп, MIHCK, 1963; Пра час i пра сябе, Минск, 1966; Ватацы Н. Б., Мастацкая лiтаратура Савецкай Беларусi (1917 -1960). Библiяграфiя асобных выданняу, Мiнск, 1962; её же, Беларускае лiтаратураз-науства i крытыка (1945 -1963). Бiблiяграф!я асобных выданняу, MIHCK, 1964; её же, Беларуская савецкая драматургия. Бiблiяграфiя, Мiнск, 1967; Шсъменшкi Савецкай Беларусь Kapoткi бiяграфiчны даведшк, Мiнск, 1970.

М. Г. Ярош.  
0313.htm
БЕЛЫЙ Андрей (псевд; наст, имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва,-8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. Окончил математический факультет Моск. ун-та (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к символистам "младшего" поколения. Первый сб. стихов-"Золото в лазури" (1904). В написанных ритмич. прозой четырёх "симфониях" ("Героическая", 1900, изд. в 1903 под назв. "Северная симфония"; "Драматическая", 1902; "Возврат", 1905; "Кубок метелей", 1908) сказались декадентские черты. Революция 1905-07 вызвала у Б. интерес к обществ. проблемам (сб. стихов "Пепел", 1909). В романе "Петербург" (1913-14, перераб. изд. 1922) сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на реакционно-бюрократич. Петербург; однако революц. движение в романе рисуется в искажённом свете. Находясь за границей, Б. в 1912 испытал влияние главы антропософов Р. Штейнера. В 1916 возвратился в Россию. После Окт. революции, в 1919-22, издавал журн. символистского направления - "Записки мечтателей". В пос-лереволюц. годы писал преим. прозу: автобиографич. повести "Котик Лета-ев" (1922), "Крещёный китаец" (1927), историч. эпопея "Москва" (ч. 1 -"Московский чудак", 1926, ч. 2-"Москва под ударом", 1926; "Маски", 1932). В прозе Б. остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма (сб. статей "Символизм", 1910) и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математич. методы ("Ритм как диалектика и „Медный всадник"", 1929, и статьи в журн. "Горн" в 1919). Значит, интерес представляют мемуары Б.: "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века. Воспоминания" (1933) и "Между двух революций" (1934).

С о ч.: Собр. соч., т. 4, 7, [М.], 1917; Мастерство Гоголя, М.- Л., 1934; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Т. Ю. Хмельницкой], М.- Л., 1966.

Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., [1928]; Литературное наследство, [т.] 27 - 28, М., 1937; Михайловский Б. В., Русская литература XX в., М., 1939; История русской литературы, т. 10, М.- Л., 1954; Денисова Л., Проблема диалектики в советской эстетике 20-х годов, в кн.: Из истории советской эстетической мысли. Сб. ст., М., 1967, с. 407 - 13. О.Н. Михайлов.

БЕЛЫЙ Василий Фёдорович [19(31).1. 1854, Екатеринодар,-7(20).1.1913, Царское Село], русский генерал от артиллерии (1911), герой обороны Порт-Артура. Из кубанских казаков. С 1869 служил в артиллерии Кубанского казачьего войска, в 1873 произведён в офицеры. Участник рус.-тур. войны 1877-78, отличился при штурме Карса. Служил в крепостной артиллерии Карса, Варшавы, Севастополя. С 1900 командир Квантунской крепостной артиллерии. Во время рус.-япон. войны 1904-05 умело организовал арт. оборону Порт-Артура, разработал правила сигнализации и дозорной службы, впервые применил стрельбу с закрытых позиций. Был противником сдачи Порт-Артура. С 1906 нач. Владивостокской крепостной артиллерии. С 1911 в отставке.

БЕЛЫЙ, остров в Карском м., отделён от п-ова Ямал прол. Малыгина. Входит в Ямало-Ненецкий нац. округ Тюменской обл. РСФСР. Пл. 1900 км2. Поверхность - равнина (вые. до 24 м), полого спускающаяся к югу, покрытая тундровой растительностью. Много озёр.

БЕЛЫЙ, город, центр Вольского р-на Калининской обл. РСФСР. Расположен на р. Обше (басе. Зап. Двины), в 50 км к Ю. от ж.-д. ст. Нелидово (на линии Ржев - Великие Луки). 4,5 тыс. жит. (1969). Льнозавод, леспромхоз. В районе - льноводство. Известен с 1359.

БЕЛЫЙ АМУР (Ctenopharyngodon idella), рыба сем. карповых. Дл. тела до 122 см, весит до 32 кг. Встречается в басе. Амура и в равнинных реках Китая к югу до Гуанчжоу. Питается гл. обр. высшими водными растениями.