| ивами обречённости и одиночества ("Слепые", 1890, и др.), однако его пьеса-сказка "Синяя птица" (1908) отличается гуманистич. верой в победу человека над тёмными силами. В атмосфере тоски живут герои романов ("Мёртвый Брюгге", 1892) и стихов (сб. "Царство молчания", 1891), Ж.Роденбаха. Символистами были А. Моккель, Ш. ван Лерберг, А. Жиро, И. Жилькен и др. Религ. мотивы характерны для поэта М. Эльскампа. Э. Верхарн в 90-х гг. преодолел символистский субъективизм; революц. настроением отличаются лучшие его книги, получившие междунар. известность: "Города-спруты" (1895), "Буйные силы" (1902), "Многообразное сиянье" (1906), пьеса "Зори" (1898).
В нач. 20 в. преобладал жанр т. н. "регионального" или областнич. романа, изображающего нравы и быт разных уголков Бельгии. М. дез Омбио рисовал крест. Валлонию, Ж. Гарнир - мелкобурж. Брюссель, Ж. Виррес - нравы пров. Лимбург. Жизнь гор. бедноты показана в романах Ю. Кренса, Л. Делатра, Н. Дофф. Социалистич. идеи звучат у Ж. Дестре ("Тайна каждого дня", 1927), М. Ренара ("Хлеб наш насущный", 1919), Ф. Магюта ("Без горизонта", 1896), П. Нотомба ("Роман о 1830 годе", 1930). 1-й мировой войне посвящены книги М. Гоше, Л. Кристофа, Р. Вивье и др.
В 20-30-е гг. 20 в. социальный роман характерен для творчества Ф. Элленса, испытавшего воздействие М. Горького; в его романах и стихах даны правдивые картины жизни совр. Б. Осн. тема романов К. Бюрньо - трудное детство бедняков ("Аквариум", 1933). Поэзия А. Эйге-спарса содержит революц. идеи. Гуманистична лирика Р. Вивье (сб. "Запертое чудо", 1939). Психологич. драмы Ф. Кроммелинка ("Великодушный рогоносец", 1921) сочетают в себе фарс и трагедию. В период гитлеровской оккупации поэт-коммунист Р. Блик, погибший в концлагере, воспевал мужество антифашистов. Антифаш., патриотич. мотивы содержат стихи Ж. Варена, Ш. Муаса, Д. Шайнерта, Иты Гассель и др. Социальные романы Д. Жиллеса ("Купон 44", 1956) рисуют нравы буржуазии в период войны. Романист, поэт и публицист Д. Шайнерт рассказал о борьбе народа с оккупантами в антифаш. романе "Длинноухий фламандец" (1959, рус. пер. под назв. "Пир Клок-Длинные Уши", 1966). Нек-рые из лучших своих рассказов А. Эйгеспарс посвятил поведению людей в условиях фаш. оккупации ("Когда Иуда звался Цицероном", 1962). Совр. бельг. поэзия многообразна и ярка. Лирика М. Карема, Ж. Норжа, А. Бернье, Ж. де Бошера и др. связана с гуманистич. мировоззрением и демократич. традициями.
Литература на фламандском языке. Флам. лит-pa до нач. 18 в. была частью нидерландской (см. Нидерландская литература). С кон. 16 в. центр нидерл. культуры переместился на север, но в Юж. Нидерландах, на территории совр. Б., продолжала развиваться лит-pa на нидерл. (голл.) яз., к-рый с 17 в. стал называться фламандским. И. Хардёйн, автор любовных сонетов "Подлинная любовь к Розамунде" (1613), в цикле духовных стихов "Хвалебные песни богу" (1620) сочетал религ. мотивы с ренессан-сными. Проповедник контрреформации А. Пойртерс выразил религ. и политич. идеи в романе " Маска сорвана перед всем миром" (1644), в к-ром дидактич. проза перемежается стихотворными вставками. В. Огир писал злободневные фарсы "Семь смертных грехов" в форме моралите; юмор, живой диалог и занимат. интрига сделали их любимым нар. зрелищем в 17 в. Весёлые фастнахтшпили создавал М. де Сван ("Прекрасная сапожница, или Вознаграждённое усердие" и др.). Большинство его религ. стихов имеет мистич. подтекст.
По мере утверждения в Б. франц. культуры нац. флам. культура приходит в 18 в. в упадок. Её традиции сохранялись в фольклоре, легендах, историч. преданиях. Нац.-демократич. подъём вызвал движение за возрождение флам. культуры, очагом к-рого становится Гент. Флам. романтики были одновременно и просветителями, ревнителями развития нац. лит. языка. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший движение за возрождение нац. культуры, в патрио-тич. стихах ("К бельгийцам", 1818) воспевал героич. прошлое флам. народа. Романтик X. Консианс в историч. и социально-бытовых романах ("Лев Фландрии", 1838, и др.) выступил зачинателем реалистич. направления. К. Л. Ледеганк - автор стихов, близких нар. флам. песням. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие демократич. лит-ра, близкая к критич. реализму. Возникают попытки создать социальный роман: романы Д. Слекса, А. Бергмана, В. Ло-велинг, А. Вазенара. Свободолюбивые мотивы звучат в стихах Ю. де Гейтера. Поэзия католич. священника Г. Гезелле выражает мистико-религ. настроения. П. де Монт, начав с реалистич. стихов, эволюционировал в поздних стихах к символизму. Сторонником "чистого искусства" выступил поэт А. Роденбах. Демократич. движение "восьмидесятников", возникшее в 80-е гг., ставило своей целью внести во флам. лит-ру широкие обществ. темы, поднять значение флам. лит-ры. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса (роман "По дорогам", 1902, и др.) посвящено жизни флам. крестьянства. Э. де Бом - автор первого психологич. романа "Обломки" (1898). В направлении натурализма развивалось творчество Л. Бакелманса, автора романов о капиталистич. городе.
В нач. 20 в. ведущую роль начинают играть декадентские школы. Реализм раннего творчества Стрёвелса сменился декадансом; X. Тейрлинк рисует болезненную психологию интеллигентов-индивидуалистов ("Иоганн Докса", 1917). Кумиром флам. декадентов стал поэт-символист К. ван де Вустейне. А. Вер-мейлен - автор мистико-символистского романа "Вечный жид" (1906). Вернуть лит-ре былой жизнерадостный дух ни-дсрл. Возрождения стремился Ф. Тим-мерманс, автор романа "Паллитер" (1916). Под влиянием идей социализма находился поэт Р. де Клерк, в стихах к-рого отражена борьба флам. пролетариата. На демократич. позициях стоял также поэт и романист В. Элсхот ("Танкер", 1942), обличавший империализм и воспевавший в сонетах и балладах радость жизни. Зачинатель флам. экспрессионизма П. ван Остайен в своей поэзии выразил анархич. бунт против капитализма. В нач. 30-х гг. против экспрессионизма выступили: М. Рулантс, позднее примкнувший к лагерю реакции, М. Гейсен, Г. Валсхап.
После 2-й мировой войны группа прогрессивных писателей выступает за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героич. сопротивлении бельг. народа гитлеровским оккупантам ("Священный гнев", 1952). П. ван Акен в романе "Только мёртвые могут спастись" (1947) обличает фашизм. Г. Валсхап в романе "Восстание в Конго" (1953) выступил против колониализма. Гейсен в новеллах ("Мой друг убийца", 1958, и др.) резко осудил амер. образ жизни. Участник белы. Сопротивления поэт-коммунист М. Брат призывает к борьбе за мир и социальную справедливость. В. Рёйслинк показал губит. воздействие на людей воен. психоза. X. Клаус в модернистской форме говорит о пороках империализма (пьеса "Невеста на рассвете", 1955, и др.).
Лит.: Стихи бельгийских поэтов, пер. с франц., сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1959; Мицкевич Б., Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Из современной бельгийской поэзии, пер. с франц., флам., валлонского, сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1965; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967 (имеется библ.); Рассказы бельгийских писателей, пер. с флам. и франц., сост. и предисл. И. Шку-наевой, М., 1968; Liebrecht H. et R e n с у G., Histoire illustree de la litterature beige de langue francaise, Brux., 1926; Histoire illustree des lettres francaises de Belgique, Brux., 1958; Anthologie poetique de 1'exposition 88 poetes beiges de langue francaise, Brux., 1958; Anthologie des jeunes poetes beiges d'aujourd'hui, [Courtral, 1959]; Le roman contemporain en Belgique, Brux., 1965; Mall ins on V., Modern Belgian literature: 1830-1960, L., [1966] (имеется библ.); Lissens R. F., De vlaamse letterkunde, 4 druk., Amst.- Brussel, 1967; Culot J.-M., Bibliographic des ecrivains francais de Belgique (1881 - 1950), v. 1, Brux., 1958.
М. Н. Ваксмахер (лит-pa на франц. яз.), И. В. Волевич (лит-pa на флам. яз.).
XIV. Архитектура и изобразительное искусство.
На терр. Б. сохранились памятники кельтского и др.-рим. иск-ва. В ср. века быстро богатевшие торг.-пром. города раздроблённой на феод, владения Б. стали крупными центрами развития художеств, культуры: в 11-12 вв.- романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок графов Фландрских в Генте; иск-во бронзового литья и ювелирное дело, процветавшие в долине Мааса), а в 13-14 вв.- готики, достигшей высокого подъёма во Фландрии и Брабанте (соборы в Брюгге, Генте, Брюсселе, Антверпене, Мехелене, гор. укрепления, гор. башни-"бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге, дома горожан; скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением (на рубеже 14-15 вв.) Юж. и Сев. Нидерландов под властью Бургундии формируется единая нидерл. художеств, школа, в к-рой иск-во более развитых Юж. Нидерландов (нынешней Б.) играет ведущую роль. В 15 - 1-й трети 16 вв. в Б., особенно в Брабанте, расцвела светская по духу архитектура поздней ("пламенеющей") готики (великолепные памятники независимости и богатства городов - ратуши в Брюсселе, Кортрейке, Генте, Лёвене, Ауденарде). Одновременно в Б. сложились осн. центры развития нидерл. живописи Возрождения, основоположником к-рой был Ян ван Эйк. В 16 в. ренессансные принципы восторжествовали в архитектуре, скульптуре, декоративном иск-ве; в живописи развернулась борьба между итальянизирующим эклектич. иск-вом "романистов" и нац. реалистич. направлением, достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля. В 13-16 вв. сложились архит. ансамбли центров Брюсселя, Антверпена, Гента, Брюгге с просторными площадями и живописной застройкой улиц и набережных. (Подробнее см. в ст. Нидерландское искусство.)
Л. Сёйс. Биржа в Брюсселе. 1873-76,
После Нидерл. бурж. революции 1566-1609 иск-во Б. выделилось в самостоят. школу, к-рая до кон. 18 в. наз. фламандской. Во флам. иск-ве барокко 17 в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся католич. церковью и знатью) сочетались с традициями старой нидерл. культуры и с пробуждёнными революцией самобытными народно-реа-листич. тенденциями. Архитектуре 17 в. присущи торжеств. праздничность, свободная живописность, обилие сочного пластич. декора (узкие, высокие гор. дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами; церкви - трёхнефные базилики и ротонды, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.- арх. В. Кубергер, Ж. Франкарт, П. Хёйсенс, В. Хесиус, Л. Файд-хербе). Итал. влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификац. и гражд. постройках юж. городов. Во флам. живописи 17 в. определяющую роль сыграл Рубенс, в чьих произведениях, проникнутых горячей любовью к своей стране и её народу, размах и бурная динамика соединяются с мощной и полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисл. помощников и последователей выделялись А. ван Дейк - мастер одухотворённых изящных портретов, Я. Иордане, черпавший свои грубовато-плебейские образы в крест, и бюргерской среде, Ф. Снейдерс-автор динамичных, полных жизненной сочности натюрмортов крупного размера, пейзажист Л. ван Уден. Др. ветвь флам. реализма представляли небольшие сцены крест. быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерл. иск-ва 16 в. следовали в 17 в. пейзажисты И. де Момпер, Я. Брейгель "Бархатный", портретист К. де Вос. Нарядные, красочные пейзажи писали Л. де Ваддер, Ж. д'Артуа, К. Хёйсманс. Последователями итал. живописца Караваджо были
А. ЯнСенс, Г. Сегерс, Т. Ромбаутс. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген, Ж. Делькур) сильны черты жизнелюбивого реализма (в детских фигурках X. и Ф. Дюкенуа, рельефах Л. Файдхербе). Флам. картины воспроизводились в гравюрах на меди (П. Саутман, Л. Вор-стерман, П. Понтиус, С. Болсверт) и на дереве (К. Егер) и в шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге; знамениты плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.
В 18 в. во флам. иск-во, сохранявшее нек-рые традиции барокко (живопись В. О. Янсенса, П. И. Верхагена), всё более проникали из Франции и Австрии принципы классицизма (арх. Я. П. Баур-схейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дель-во и Ж. Л. Годшарль, живописец А. Ленс). Свежую реалистич. струю внесли во флам. иск-во портретные бюсты работы Годшарля, картины (жанровые сцены, фабричные интерьеры) Л. Дефранса.
В 19 в. формируется собств. бельг. иск-во, вначале в формах классицизма (арх. Л. Руландт, историч. живописец и мастер реалистич. портрета Ф. Ж. Навез). Революция 1830 способствовала быстрому превращению Б. в развитую капиталистич. страну с острыми социальными противоречиями; это обусловило сложность и контрасты её художеств. культуры. Рядом с импозантными центрами городов и парадными эклектич. зданиями (арх. Я. П. Клёйсенар, Л. Сёйс, Ж. Пуларт) растут пром. пригороды и районы трущоб. Романтич. школа 2-й четв. 19 в. (патриотич. произведения историч. живописцев Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса; сумбур-вые фантастич. аллегории А. Вирца, стилизов. сцены старого флам. быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) выродилась позднее в салонный академизм; но бельг. романтики отчасти подготовили и бурное развитие демократич. реализма во 2-й пол. 19 в. (сцены крест. и гор. быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, Я. Стоб-бартса; пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже, В. Вогелса), представители к-poro объединились в 1868 в "Свободное об-во изящных иск-в". Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян. К кон. 19 в. Б. становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (X. ван де Велде, В. Орта), для к-рого характерны свободная композиция обществ. зданий и особняков, отказ от ордерной системы, художеств. осмысление новых конструкций и материалов, инди-видуалистич. прихотливость изогнутых линий и плоскостей. Традиции реализма сочетались с импрессионистич. мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвене-пула, Т. ван Рейселберге, с гротескной фантастикой у Дж. Энсора и графика Ж. де Брёйкера, с мистич. символикой и пессимизмом у Э. Ларманса, Л. Фредерика, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне) во главе со скульптором Ж. Минне.
Э. Л а р м а н с. "Слепой". 1898. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
Поиски рационалистич. решений в архитектуре Б. начались после 1-й мировой войны (посёлки по проектам X. Хосте, Л. ван дер Свалмена, В. Буржуа; постройки Э. ван Авербеке, С. Ясински, Ж. Маутсхена). В 1920-30-х гг. влиятельным было неоклассич. направление. Принципы совр. архитектуры в Б. утвердились после 1945 (арх. X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо, Л. Стейнен) в строительстве новых жилых р-нов, транспортных и пром. сооружений, обществ. и деловых зданий. В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с обществ. центрами, многоэтажной или смешанной застройкой; к 1958 в Брюсселе были реконструированы автомобильные магистрали, построены туннели и виадуки.
В бельг. иск-ве 20 в. большое место заняли узкие формально-стилистич. искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс, А. Саверейс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное иск-во. Субъективное переосмысление нац. традиций выразилось в драматич. экспрессии картин К. Пермеке, в острой импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса, в |