БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

интимной лирике примитивиста Э. Тейт-гата. Реалистич. объективность образов присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма воплотились в многостороннем творчестве Ф. Мазере ля -борца против империалистич. войн и порабощения человека, в полотнах К.Пей-зера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвящённых рабочим и гор. бедноте. В декоративном иск-ве 20 в. выделяются изделия в стиле "модерн", создававшиеся группой <Новое иск-во" (X. ван де Велде, В. Орта), керамич. скульптура (П. Кай), ковры на темы жизни и борьбы народа Б. (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).

Слева - Xендрик ван П е д е. Ратуша в Аудеварде. 1526-37. В центре - А р т ван Мулкен. Дворец князей-епископов (ныне Дворец юстиции) в Льеже. 1526 - 36. Двор. Справа - трансепт (1146 - 60) и башни (12 - 13 вв.) собора Нотр-Дам в Турне.

Традиц. сельские постройки Б. просты и почти лишены украшений. Для флам. провинций характерны дома, объединяющие под одной крышей вытянутые в один ряд жилые и хоз. помещения; всюду распространены "замкнутые дворы", окружённые по периметру массивными постройками - фахверковыми или кирпичными. Популярные виды нар. творчества - кружевоплетение, обработка железа и меди, резьба по дереву.

Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М., Фламандские живописцы, М., 1949; Бельгийское искусство конца XIX -XX веков от Менье до Пермеке. [Выставка]. Каталог, М., 1956; Фромантен Э., Старые мастера, [пер. с франц., М., 1966]; L'art en Belgique du moyen-age a nos jours, Brux., 1939; Encyclopedic de 1'architecture et des arts en Belgique, v. 1-3, Brux., [1958].

A.M. Кантор.

Илл. см. на вклейках - к стр. 184-185 И табл. XVI.

XV. Музыка

Музыка Б. складывалась на основе нац. муз. традиций народов, населяющих территорию совр. Б.- фламандцев (сев. часть страны), связанных с нидерл. культурными традициями, и валлонов (юж. часть), испытывающих воздействие франц. культуры. Эти различия нац. культур проявляются и в муз. фольклоре, и в проф. муз. иск-ве Б. Общую основу для развития бельг. музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа 15-16 вв., полифонич. иск-во к-рой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе нар.-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Зап. Европы. Её крупнейшие представители - Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельг. провинций,- создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произв. Впоследствии их традициям следовали церк.-певческие школы. С 17 в. музыка Б. утратила своё ведущее значение в европ. муз. культуре, мн. крупные композиторы бельг. происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек - в 18 в., С. Франк -в 19 в.). В дальнейшем музыка Б. была гл. обр. подражательной: бельг. композиторы во всех жанрах тяготели к франц., итал. и нем. образцам. В нач. 18 в. в театре "Де ла Монне" (осн. в 1700 в Брюсселе) ставились оперы и оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов; в кон. 18 в.-оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия "Маскарад-пастораль" белы, композитора П. ван Малдере. Однако музыка Б. продолжала оставаться эклектичной. Её нац. своеобразие определилось после образования независимого гос-ва Б. (1830).

В 19 в. из флам. ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на флам. фольклор и нем. композиторскую школу. Её возглавляли П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за нац. самостоятельность музыки Б., его ученик Я. Блоке, известный муз.-драматич. произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на франц. муз. культуру, гл. обр. оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления - О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произв., созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются соч. П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое иск-во, популярное в Б. с давних времён (многочисл. хоровые об-ва, соревнования хоров). На рубеже 19-20 вв. сложилась нац. вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее - певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной - Р. Вагнера. В 1890-1900-х гг. в творчестве нек-рых бельг. композиторов проявляется влияние рус. композиторов "Могучей кучки" ("Море" и симфонич. вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка).

К. Менье. "Грузчик". Бронза. Около 1905. Музей Менье. Брюссель.

Ж. Минне. "Мальчик, несущий реликвии". Мрамор. 1897. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Р. В а у т е р с. "Домашние заботы". Бронза. 1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Ф. Мазерель. "Расстрел" (из цикла "Крестный путь человека"). Гравюра на дереве. 1918.

Наибольшее развитие в музыке Б. получил инструм. концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельг. школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в т. ч.: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Нек-рые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных соч. (Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельг. виолончельная школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк.

В 20 в. в музыке Б. получили отражение импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная музыка и др.).

Крупными музыковедами 19в. являются Ф. Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комич. и история, оперы), исследователи флам. нар. песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, ср.-век. музыки -М. Кюфферат. Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Белы. об-ва музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др.

Деятели совр. белы. муз. иск-ва: композиторы - Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кипе, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры - Ф. Андре, Д. Дефо; скрипачи -А. Грюмьо, К. ван Несте.

Бельг. музыканты получают образование в консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (ин-т музыкознания), а также в гор. муз. академиях в Турне, Шарлеруа и др. и ин-те церк. музыки в Мехелене (Малин). Крупнейший муз. центр - Брюссель, в к-ро.м, кроме театра "Де ла Монне", существуют концертные об-ва, симф. оркестры, один раз в 3 года проводятся междунар. конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже - конкурсы квартетного исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры существуют также в Антверпене (осн. в 1893) и Генте (осн. в 1900).

Лит.: Leirens Ch., La musique beige, 2 ed., Brux., 1954; Wangermee R. La musique beige contemporaine, Brux., 1959,

XVI. Балет

В 14 в. города Фландрии и Брабанта славились своими празднествами, где трубадуры, труверы, фигляры, жонглёры, мимы давали представления, к-рые нередко сопровождались танцами. Дальнейшее развитие танец получил в различных празднествах аристократии: маскарадах, интермедиях, пантомимах, турнирах, "междуяствиях". Постепенно дворцовые представления приняли характер оперно-балетных постановок. В 1705 в театре "Де ла Монне" была сформирована первая балетная труппа. Здесь ставились спектакли, большей частью заимствованные из французского театра: оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша и др. В 18 в. в репертуар включались новые балеты, в т. ч. на музыку белы, композиторов. В 1770-х гг. многие балеты поставил балетм. Сен-Леже, в нач. 19 в.- балетм. Удар и Хюс. В 1819-31 балетм. Ж. Петипа, наряду с балетами комп. Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера, поставил 15 спектаклей на музыку бельг. композиторов. В 1830-90 в Брюсселе осуществляли постановки балетмейстеры: Бартоломеи, Аньель, Деплас, Хюс, Л. Петипа, Ф. Хансен, Пуаньи, Лаффон и Дж. Саракко. Выступали известные европ. танцовщицы - М. Тальони, Ф. Эльслер и др. Одновременно с балетами, перенесёнными со сцены парижского театра ("Коппелия", 1871, "Сильвия", 1888, Л. Делиба), ставились балеты композиторов, живущих в Б.: Р. Бернье, Фьеве, Мири, Туре в 50-60-х гг., Лаге и К. Хансенса-младшего в 70-х гг. В 60-90-х гг. 19 в. особым успехом пользовались балеты композитора О. Стумо-на ("Фарфалла", 1894, и др.). В кон. 19 в. в репертуаре театра были балеты Э. Матьё и одного из виднейших бельг. композиторов Я. Блокса ("Миленка", 1888), а также Ф. Флона ("Незабудка", 1886) и Л. Дюбуа ("Смилис", 1891). В нач. 20 в. в Брюсселе работали балетм. Саракко, Ф. Амброзини. Нек-рое время ведущей танцовщицей была К. Брианца. Были поставлены балеты В. д'Энди ("Истар", 1913), а также Г. Ловеринса ("Когда убежали кошки", 1908, "Хопьес").

К сер. 20 в. все оперные театры Б. имели балетные труппы. В Брюсселе работал балетм. М. Эчевери, в Антверпене - Ж. Брабан, в Льеже -Ж. Лаззини. Но до кон. 50-х гг. даже в Брюсселе балет не пользовался большой популярностью. Интерес к этому виду иск-ва возродился после Междунар. выставки в Брюсселе (1958), где выступали мн. иностр. танцевальные коллективы.

С 1960 в театре "Де ла Монне" выступает труппа "Балет XX века", сформированная франц. балетм. М. Бежаром (работает по контракту). В числе постановок, осуществлённых Бежаром: вечер балетов на музыку И. Ф. Стравинского (I960), синтетич. спектакль "Четыре сына Эмопа" (на сюжет бельг. легенды; совм. с балетм. Ж. Шарра, 1960), балет-оратория "В поисках Дон Жуана" (1962), "Ода к радости" на музыку 9-й симфонии Бетховена (1964), "Ромео и Джульетта" на музыку Г. Берлиоза (1966), "Бахти" на инд. музыку (1968). Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр.

Театр, культура Б. развивалась на франц. и на флам. языках. Истоки театр, иск-ва страны - в ре лиг. обрядах средневековья, содержавших элементы театр, действия. В 13-15 вв. ставились литургич. драмы (на лат. яз.), моралите и мистерии (на франц. и флам. яз.). В нач. 15 в. театр, жизнь активизировалась в связи с появлением в Генте, Антверпене, Брюсселе и др. городах т. н. кaмер риторов - объединений цехового типа, члены к-рых исполняли сочинённые ими стихи и пьесы (к нач. 18 в. большинство камер риторов перестало существовать). В 16 в., в эпоху Возрождения, среди известных авторов драматич. произв. на франц. яз.- Л. де Мазюр, Ж. де Вивр, на флам. яз.- М. Кастелейн, К. Эверерт. Развитие театр, иск-ва в 16-17 вв. тормозилось религ. преследованиями и войнами. Для драматургии 17 в. характерна религ. тематика. Наиболее известные драматурги, писавшие на франц. яз.,-Д. Коппе, Б. А. де Валеф, П. Белло, Ж. Б. Лагранж, на флам. яз.-М. де Сван, В. Ожье. В 1650 в Брюсселе было построено деревянное театр. здание, но выступали в нём иностр. труппы. Открытый в 1700 в Брюсселе театр "Де ла Монне" имел наряду с оперной драматич. труппу, ставившую преим. произв. франц. драматургов (гл. обр. Ж. Расина, Кребийона, Ж. Ф. Реньяра). В 1782 в Брюсселе построено театр. здание, позднее названное "Дю Парк". Вначале здесь выступали цирковые труппы, ставились пантомимы (с 1870 - драматич. спектакли). На творчество бельг. драматургов 18 в. большое влияние оказывала франц. драматургия 17 - нач. 18 вв., преим. эпигонов франц. классицизма. Драма "Сабин, или Бельгийцы" Неэля (1782) - первая попытка создать пьесу на сюжет из жизни Б.

Накануне Бельг. революции 1830, в период подъёма нац. самосознания, писал трагедии Э. Смите, образцом для к-рого были классицистские пьесы эпохи Вел. франц. революции. После образования независимого бельг. гос-ва (1830) и до кон. 19 в. в драматургии получил распространение романтизм (пьесы на франц. яз. П. Нуайе, Ф. Богартса, Э. Ваккена и др.). Началось активное развитие драматургии на флам. яз. Открылись театры в Генте (1847), "Национальный театр" в Антверпене (1853), "Национальная сцена" (1883), "Фламандский театр" (1864, с 1895-"Королевский фламандский театр") в Брюсселе и др., где ставились пьесы Ф. Гиттенса, А. Хендрикса, П. Ф. ван Корковена и др.

С кон. 19 - в нач. 20 вв. большое влияние на развитие бельгийского театра оказало творчество драматургов-символистов М. Метерлинка, Ш. ван Лерберга, Ж. Роденбаха, М. Дютерм, произв. к-рых ставил театр "Дома искусств" (осн. в 1895; в 1897-99 наз. "Новый театр") в Брюсселе. С обществ. подъёмом 90-х гг. 19 в., с ростом рабочего движения в Б. связано появление социальной драмы Э. Верхарна "Зори", поставленной лит.-художеств. секцией при "Народном доме" в Брюсселе в 1898.

Кризис театр. культуры в Европе нач. 20 в. сказался на деятельности бельг. театров, испытавших модернистские влияния. В начале и в 20-30-е гг. 20 в. крупнейшие представители бельг. драматургии на франц. яз.- Г. ван Зип, Ш. Спа-ак, М. де Гельдерод, Ф. Кроммелинк, А. Сумань, на флам. яз.- X. Тейрлинк, Г. Мартене. Репертуар театров 20 -30-х гг. характеризовался эклектизмом.

В годы нем.-фаш. оккупации (1940-1944), несмотря на преследования оккупантов, открылся передвижной "Театр Сопротивления", где была поставлена патриотическая по направленности пьеса "Четыре сына Эмона" X. Клоссона.

Наряду со старейшими театрами -"Дю Парк", "Де Галери" в Брюсселе, "Королевский национальный театр", "Нидерландский камерный театр" в Антверпене и др., работают театры "Ле Ридо" (осн. в 1942-43), "Де ла Бурс" (осн. в 1948) в Брюсселе, гос. труппа в Генте. Ставятся пьесы X. Хенсена, X. Клауса, П. Виллемса, Ж. П. Сартра, Б. Брехта, А. Миллера, П. Вайса, Э. Олби и др.

Театр. деятелей готовят Королев, консерватория в Брюсселе, школа драматич. иск-ва Королев, флам. консерватории и др.

Лum.: Raber F., Histoire du theatre francais en Belgique .... v. 1 - 5, P.- Brux., 1878 - 1880; Liebrecht H., Le theatre francais a Bruxelles au XVII et au XVIII sie-cle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de theatre beige, Brux., 1952. А. А. Ремезов.

XVIII. Кино

В 1908 в Харревелде была создана первая киностудия и началось отечеств. про-из-во фильмов, прерванное 1-й мировой войной 1914-18. В 1919 организована "Бельгийская кинокомпания", в 1922 -киностудия " Бельгийский фильм" в Маш-лене (близ Брюсселя) и др. В 20-е гг. выпущено ок. 20 игровых фильмов, нек-рые из них поставлены иностр. режиссёрами. С кон. 20-х гг. нек-рые бельг. деятели кино под влиянием достижений англ., нем., сов. киноискусства занимались поисками новых средств выразительности, снимали экспериментальные фильмы. Режиссёры Ш. Декёкелер, А. Сторк, А. Ковен, позднее П. Хасартс выпускали этнографич., видовые, искусствоведческие фильмы и добились значит. успехов в этой области. Среди бельг. игровых фильмов: "Банкет контрабандистов" (1952, реж. А. Сторк), "Чайки умирают в гавани" (1955, реж. Р. Кёйперс, И. Михилс, Р. Верхаверт), "Уже опадает хилый цветок" (1960, реж. П. Мейер), "Поезд отходит каждый час" (1962, реж. А. Каване), "Человек с бритой головой" (1966, реж. А. Дельво), "Прощание" (1966, реж. Р. Верхаверт), "Долгое объяснение" (1968, реж. Э. Дежелен). В Брюсселе работает Белы, синематека, издаются журналы "Синеграфи Бельж", "Рейш'с".

БЕЛЬГРАНО (Belgrano) Мануэль (3. 6.1770, Буэнос-Айрес, -20.6.1820, там же), один из руководителей освободит. борьбы народов Ла-Платы против исп. господства, генерал. Род. в богатой купеческой семье. Окончил Салам