| ГС (ом = 109 ед. СГС, вольт = 108 ед. СГС). Остальные единицы - ампер, кулон, джоуль и др. - выводились как производные от ома и вольта.
С 30-х гг. 20 в. А.п.э.е. вошли в систему единиц механических, электрических и магнитных величин, основанную на 4 единицах: метре, килограмме, секунде и ампере - в т.н. МКСА систему единиц. В связи с установлением Международной системы единиц (СИ) (ГОСТ 9867-61), охватывающей все области физических и технических измерений, А. п. э. е. вошли в неё вместе с МКСА системой и утратили самостоятельное значение.
АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ ЕДИНИЦ содержат ограниченное число основных единиц физ. величин, а все остальные единицы системы определяются как производные от основных. При определений производной единицы к. -л. физ. величины в А. с. е. исходят из формулы, выражающей зависимость между этой величиной и др. величинами, единицы к-рых являются основными или выражены через основные. При этом в формуле коэфф. пропорциональности обычно полагают равным единице.
Впервые А. с. е. была введена в 30-х гг. 19 в. К. Гауссом, причём в качестве основных он принял единицу длины-миллиметр, массы-миллиграмм и времени-секунду. Поэтому часто название А. с. е. применяют в более узком смысле по отношению к системам, построенным на трёх осн. единицах-длины, массы и времени, а иногда и в ещё более узком-по отношению к СГС системам единиц, т. е. к системам, в к-рых за основные единицы приняты сантиметр, грамм и секунда.
В наст, время термин А. с. е. следует считать устаревшим, поскольку системы единиц могут быть построены и на иной основе.
Лит. см, при ст. Системы единиц.
Л. А. Сена.
АБСОЛЮТНЫЙ (от лат. absolutus), безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный (напр., А. истина, А. монархия, А. чемпион и т. д. ).
АБСОЛЮТНЫЙ ВЕС СЕМЯН термин, применяемый для обозначения массы 1000 абсолютно сухих семян. Следует отличать от массы 1000 воздушносухих семян (см. Масса 1000 семян).
АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ начало отсчёта абс. темп-ры; расположен на 273, 16 К ниже темп-ры тройной точки воды (см. Температурные шкалы). Существование абс. темп-ры и А. н. следует из второго начала термодинамики; из третьего начала термодинамики следует, что А. н. недостижим. С приближением температуры к А. н. стремятся к нулю тепловые характеристики вещества: энтропия, теплоёмкость, коэфф. теплового расширения. Резкое снижение интенсивности теплового движения атомов и молекул вблизи А. н. приводит к тому, что все вещества в этих условиях имеют упорядоченную кристал-лич. структуру (исключение составляет жидкий гелий).
По представлениям классич. физики, при А. н. энергия теплового (хаотического) движения молекул и атомов вещества равна нулю. Согласно же квантовой механике, при А. н. атомы или молекулы, расположенные в узлах кристал-лич. решётки, не находятся в полном покое, они совершают нулевые колебания и обладают т. н. нулевой энергией. Если масса атомов и энергия взаимодействия между ними очень малы, нулевые колебания могут воспрепятствовать образованию кристаллич. решётки. Это имеет место у изотопов гелия 3Не и 4Не, к-рые остаются жидкими вплоть до самых низких достигнутых темп-р.
Получение темп-р, предельно приближающихся к А. н., представляет сложную экспериментальную проблему (см. Низкие температуры), но уже получены темп-ры, лишь на миллионные доли градуса отстоящие от А. н.
Лит. см. при ст. Температурные шкалы и Низкие температуры.
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с др. звуком, высота к-рого известна. См. Слух музыкальный.
АБСОЛЮТНЫЙ СПИРТ этиловый спирт, практически не содержащий воды. А. с. кипит при 78, 39С в отличие от спирта-ректификата, содержащего не менее 4, 43% воды, к-рый кипит при темп-ре 78, 15С. Получают абсолютный спирт перегонкой водного спирта, содержащего бензол, и др. способами. См. ст. Этиловый спирт и лит. при этой статье.
АБСОРБЕР основной аппарат установки, в к-рой осуществляют абсорбцию. В А. (часто наз. также скруббером) создают развитую поверхность соприкосновения газа и жидкости. Известно неск. типов А. Насадочный А. (рис. 1) представляет собой металлич. или керамическую колонну, внутри к-рой имеется неск. горизонтальных решёток 1 с расположенными на них слоями насадки 2 (кокс, металлич. или керамические кольца, деревянные решётки, камни и др. ), предназначенной для увеличения поверхности соприкосновения газа с жидкостью. Смесь газов поступает в ниж. часть колонны по трубопроводу 3, а абсорбент, подаваемый по трубе 4, стекает вниз по насадке навстречу поднимающейся смеси газов. В результате противоточного контактирования газа и жидкости происходит наиболее полное растворение поглощаемых компонентов газовой смеси в абсорбенте. Непоглощённые компоненты газовой смеси удаляются из А. по трубопроводу 5, а насыщенный абсорбент вытекает снизу по трубопроводу 6. Конусы 7 между секциями насадки 2 направляют абсорбент, вытесняемый газом к стенке А., к центру для более равномерного орошения.
Более сложен А., представляющий собой колонну (рис. 2), в к-рой вместо решёток и насадки установлены тарелки 1, снабжённые патрубками 2, колпачками 3 с зубчатыми краями и переливными трубками 4. Абсорбент стекает с тарелки на тарелку по переливным трубкам, а смесь газов движется снизу вверх, барботируя через слой жидкости. При прохождений между зубьями колпачков газовый поток разбивается на множество мелких пузырьков, что обеспечивает большую поверхность соприкосновения газа и жидкости. В ряде случаев вместо тарелок с колпачками устанавливаются тарелки, в к-рых просверлено большое число отверстий-ситчатые тарелки.
Рис. 1. Насадочный абсорбер.
Рис. 2. Тарельчатый абсорбер.
В процессах, где газ хорошо растворяется в абсорбенте, часто применяют А., в к-рых газ проходит над поверхностью жидкости (турилла) или жидкость распыляется в газе на мелкие капли форсунками, вращающимися дисками или турбинками. А. широко применяют в различных отраслях пром-сти.
Лит. : Рамм В. М., Абсорбция газов, М., 1966; Циборовский Я., Основы процессов химической технологии, пер. с польск., Л., 1967; Касаткин А. Г., Основные процессы и аппараты химической технологии, 7 изд., М., 1961.
В. Л. Пебалк.
АБСОРБЦИОННАЯ МИКРОСКОПИЯ метод изучения структуры и химизма клеток животных и растит, организмов с помощью микроскопа по избират. поглощению света внутриклеточными структурами. Ультрафиолетовые лучи поглощаются циклич. группировками нуклеиновых к-т и др. нуклеотидов, белков, некоторых витаминов, стеролов (см. Ультрафиолетовая микроскопия), видимые лучи-пигментами. Освещая микропрепарат лучами узкого участка спектра в зоне поглощения определённого вещества, наблюдают распределение этого вещества в клетке и строение структур, содержащих это вещество. По степени ослабления светового потока, проходящего через структуру, измеряют концентрацию поглощающего свет вещества (см. Цитофотометрия). Возможности А. м. увеличиваются при использований красителей, специфически связывающихся с разными веществами клеток.
Лит. : Методы цитологического анализа, пер. с англ., М., 1957; Бродский В. Я., Трофика клетки, М., 1966. В. Я. Бродский.
АБСОРБЦИОННАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА см. Холодильная машина.
АБСОРБЦИЯ (лат. absorptio-поглощение, от absorbeo -поглощаю), поглощение веществ из газовой смеси жидкостями. В технике А. обычно пользуются для извлечения из газовой смеси к. -л. компонента. Поглощение, точнее извлечение из жидкости к. -л. компонента жидкостью ранее также называлось А. ныне такой процесс именуют экстракцией. При А. абсорбент поглощает всем своим объёмом. Скорость А. зависит от того, насколько концентрация поглощаемого газа в газовой смеси превосходит концентрацию этого компонента над раствором. Если концентрация растворяемого компонента в газовой смеси меньше его концентраций над жидкостью, растворяемый компонент выделяется из раствора (см. Десорбция). А. часто сопровождается химич. взаимодействием поглощаемого вещества с поглотителем (см. Хемосорбция). А. улучшается с повышением давления и понижением темп-ры.
На А. основаны мн. важнейшие пром. процессы, напр, произ-во азотной, соляной и серной к-т (поглощение водой газообразных двуокиси азота, хлористого водорода и серного ангидрида), произ-во соды (А. углекислого газа), очистка отходящих пром. газов от вредных примесей (сероводорода, сернистого ангидрида, окиси углерода, углекислого газа и др. ), извлечение углеводородных газов и примесей (напр., т. н. газового бензина, газов крекинга и пиролиза), а также выделение индивидуальных углеводородов. А. осуществляют на абсорбционных установках, основным аппаратом в к-рых служит абсорбер.
Лит. см. при ст. Абсорбер.
В. Л. Пебалк.
АБСОРБЦИЯ СВЕТА то же, что поглощение света.
АБСТЕНЦИОНИСТЫ (от лат. abstentio-воздержание, отказ), бойкотисты, сторонники бойкота парламентских выборов. Это назв. закрепилось в 1919-20 за частью левых элементов Итал. социалистич. партии, выступавших с резкой критикой парламентской коррупций социалистич. партии. Лидером А. был А. Бордига. А. требовали немедленного исключения из партий реформистов. В этом была положит, сторона их деятельности. Однако отказ от участия в парламентских выборах и непонимание значения др. форм легальной борьбы рабочего класса отражали сектантские установки А. Тактика их представляла опасность для рабочего движения и была подвергнута глубокой критике В. И. Лениным в работе Детская болезнь "левизны" в коммунизме (1920).
АБСТИНЕНЦИЯ (лат. abstinentia-воздержание), 1) полное воздержание от употребления спиртных напитков. 2) Половое воздержание. 3) Особое физич. и психич. состояние, появляющееся у наркоманов (алкоголиков, морфинистов и (. п. ) после внезапного и полного прекращения употребления привычных наркотиков и различно выражающееся в зависимости от вида наркомании.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием "А. и." объединяются разнородные явления - антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.
А. и. возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. - кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910-13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" - Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы - Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России - "супрематист" К. С. Малевич, "лучисты" М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм - испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль - в Нидерландах, Баухауз - в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже - мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма" (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием "ташизма", или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре - парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций ("оп-арт"), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.
Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.
АБСТРАКТНЫЙ ТРУД см. в ст. Товар.
АБСТРАКЦИЙ ПРИНЦИП логический принцип, лежащий в основе определений через абстракцию: любое отношение типа равенства, определённое на нек-ром исходном множестве элементов, разбивает (делит, классифицирует) исходное множество на попарно непересекающиеся классы равных (в данном отношении) элементов. Указанные классы наз. классами абстракций данного отношения, а множество этих классов-фактормножеством исходного множества по данному отношению. А. п. выражает, т. о., процесс абстракции: если выделен класс в к. -л. смысле равных предметов (класс абстракции, или класс эквивалентности), то тем самым определён и абстрактный (произвольный) предмет этого класса, поскольку с точки зрения целей, определяющих данное отношение равенства, каждый конкретный предмет исходного множества понимается в качестве абстрактного предмета-носителя свойства, общего всем элементам данного класса абстракции. Посредством А. п. вводятся в качестве абстрактных объектов не только представители классов абстракции, получаемых при разбиений к. -л. о |