БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

оху Паганского гос-ва (11-13 вв.). На стенных рисунках в храмах сохранились изображения танц. сцен. Надписи указывают, что музыканты и танцовщики являлись непременными участниками различных торжеств и церемоний. Музыка и танцы существовали в тот период уже как самостоят, виды иск-ва. В 1538 возник популярный вид бирм. оркестра - сайн. В его состав входили нар. инструменты: патвайн, или патсайн (круговой барабан -вертикально подвешен к обручу 21 барабан, они расположены по высоте звука), чейвайн (круговой гонг - расположенные по кругу 18 гонгов, на к-рых играют деревянными палочками), хне (бамбуковый гобой), линквин и кхеквин (большие и малые цимбалы), большая семья различных барабанов, колокольчики, трещотки, тан, паттала (ксилофон; существуют 3 вида паттала: ва, тан, чей) и др. В 1837 входящие в состав оркестра инструменты были реконструированы, что значительно улучшило их звучание. Саун (арфа) с 13, 14 или 16 струнами из кручёного шёлка - один из самых древних нац. инструментов. Известными мастерами игры на сауне в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат.

Большое место занимала музыка в бирм. театр, представлениях, в к-рые входили муз. и песенно-танц. интермедии. В старинном дворцовом театре оркестр, располагавшийся позади актёров, исполнял перед каждой сценой муз. вступление (во время сценич. действия оркестр использовался редко). Музыка в спектакле строго регламентирована: точно известно, какая часть оркестра (состоящая из 3 -10 музыкантов) должна сопровождать речитатив, тот или иной танец; установлена последовательность муз. сопровождения сцен.

В сер. 18 в. под влиянием сиамской культуры сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции бирм. муз. иск-ва и обогащённая достижениями сиамской культуры. В 18-19 вв. большой вклад в муз. культуру Б. внесли поэт-композитор Мьявади Минджи У Са, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ма Ма Ле. Существует неск. типов классич. песен, в т. ч. чоу, пат пьоу, бве, йоудауая, боле.

Совр. нар. музыка - обрядовые, праздничные, крест, песни, к-рые поют в сопровождении поунши (длинный барабан). Исполнительницы классич.песен в 20 в.-До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн.

В совр. Б. развивается проф. муз. иск-во. Созданы гос. школы музыки и драмы в Рангуне и Мандалае, изучающие классич. бирм. и европейские формы; был организован Гос. бирм. оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па; оркестр вместе с др. мастерами искусства Б. гастролировал в СССР (1956).

Лит.: Концерты мастеров искусств Бирмы. Сборник, М., 1956. И. М. Ямпольский.

XVI. Театр

Истоки театра Б.- в религ. и нар. празднествах. Упоминание о первых театр, представлениях относятся к 11 в. В 15 в. получает развитие мистериальный театр - "нибаткинг", исполнителями в к-ром были бродячие актёры. На бирманский театр оказало влияние иск-во Китая и Индии. К 18 в. формируется придворный театр, представления давались на языке пали и санскрите. При дворе императора ставилась "нандвинза" - дворцовая драма. Развитию дворцовой драмы способствовало творчество Мьявади Минджи У Са, поэтессы Кхин Соун, поэта и переводчика У Toy (нач. 19 в.). Распространение получили пьесы и отд. сцены на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяна". Эти представления отличались пышностью и торжественностью, высокой техникой мимич. иск-ва. Большое место в спектаклях "нибаткинг" и "нандвинза" отводилось музыке, пению и танцу. В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. на основе нар. театр, представлений и произв. придворных драматургов формируется и развивается нац. драматургия. Появляются драмы У Чин У ("Махотада", "Папахейн") и У Поун Нья ("Вэйтхандайя") и др. В кон. 18 в. формируется новый драматургич. жанр - "пьянза" (лучшие образцы сохранились в совр. бирм. театре), где танец и музыка занимают незначит. место. В период англ, господства театр приходит в упадок. В 80-90-е гг. 19 в. в Б. получает распространение театр импровизации. В кон. 19 в. в Рангуне построено первое здание постоянного театра. Здесь выступали актёры-танцовщики - У По Сейн, Аунгбала, Сейн Кадон.

После провозглашения независимости Б. (1948) начался новый этап развития бирм. театра. Во всех больших городах созданы передвижные театр, труппы, в деревнях - нар. любительские театры. Одна из осн. особенностей бирм. театра -слияние в одном представлении элементов драмы, музыки и танца. Большое место в бирм. театре занимают танц. представления. Нац. бирм. танцы отличаются чёткой ритмичностью, нередко исполнитель сам себе аккомпанирует на муз. инструменте.

В Б. существуют театр марионеток, частные театр, школы.

Лит.: Htin Maung Aung, Burmese drama, Oxf., 1956; S e i n K. and W i t h e у J. A., The great Po Sein, Bloomington - L., [1966].

XVII. Кино

В 1914 У Он Мауц ("отец бирм. кинематографии") основал первую в Б. кинофирму "Берма филм компании (Рангун). В 1920 поставлен первый художеств, фильм "Любовь и алкоголь" с участием актёров Ньи Бу, Ма Я и др. В нач. 30-х гг. поставлены звуковые фильмы "Деньги нельзя купить", "Принц из Ассама" и др., однако "немые" фильмы занимали большое место в кинопроизводстве до нач. 50-х гг. Во время 2-й мировой войны и япон. оккупации большинство киностудий было разрушено, произ-во фильмов прекратилось; восстановлено лишь в 1946. После провозглашения независимости (1948) мн. фильмы отражают борьбу народа против колонизаторов, призывают к нац. единству и солидарности. В 1955 создан Совет по вопросам кино. При министерстве информации организовано управление по делам кинематографии, при к-ром открыта киностудия документальных фильмов. В 1952 в целях повышения художеств, уровня фильмов учреждена т. н. академич. премия, ежегодно присуждаемая лучшим фильмам. Работает (1969) св. 400 кинотеатров, часть из них национализирована (1968). Ежегодно выпускается ок. 60 художеств, фильмов.

Среди деятелей кино Б.: У Тин Маун, У Тукха, У Чхи Кхин, У Хла Мьо, Мьяи Лей, Ва Вин Схве, Мыт Мьин Кхин, Джи Джи Тхей, Ныон Вин, Вин У, Джо Све, У Ньяна.

Лит.: "Forward", 1968, v. 6, № 24.

Н. В. Буренков.

БИРМАЙ, посёлок гор. типа в Имишлинском р-не Азерб. ССР, на лев. берегу р. Араке. Соединён ж.-д. веткой с линией Баку - Ереван. 3,1 тыс. жит. (1968). Гравийные карьеры. 3-д железобетонных изделий. ГЭС.

БИРМАН Серафима Германовна [р. 29.7(10.8).1890, Кишинёв], русская сов. актриса и режиссёр, нар. арт. РСФСР (1946). В 1911 окончила драматич. курсы А. И. Адашева в Москве и была принята в труппу МХТ. С 1913 работала в 1-й Студии МХТ, где в 1923 впервые выступила также как режиссёр. В 1924-36 актриса и режиссёр МХАТа 2-го. Сыграла роли: королева Анна ("Человек, который смеётся" по Гюго), Халдейка ("Левша" по Лескову), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стриндберга); поставила спектакль "Испанский священник" Флетчера (1934) и др. В 1936-38 работала в Театре им. МОСПС, поставила спектакль "Васса Железнова" Горького (1936) и исполнила гл. роль. Реалистически раскрывая сложный, противоречивый характер Вассы, актриса одновременно и обличала свою героиню и показывала её душевную силу, трагическое одиночество. Сыграла роль Матери в спектакле "Салют, Испания!" Афиногенова. В 1938-58 актриса и режиссёр Моск. театра им. Ленинского комсомола. Играла здесь роли: Мария Эстераг ("Мой сын" Ш. Гергея и О. Литовского), Фанни Ферелли ("Семья Ферелли теряет покой" Хелман), Анна Греч ("Так и будет" Симонова). Среди поставленных ею спектаклей: "Зыковы" Горького (1940), "Живой труп" Толстого (1942), "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Под каштанами Праги" (1945) и "Русский вопрос" (1947) Симонова, и др. С 1959 работает в Театре им. Моссовета. Сыграла роли Мари Сент-Экзюпери ("Жизнь Сент-Экзюпери" Малюгина) и Карпухиной ("Дядюшкин сон" по Достоевскому).

Снимается в кино. Крупнейшие работы: Ефросинья Старицкая в фильме "Иван Грозный" (1-я и 2-я серии), Констанция Львовна - "Обыкновенный человек" (по Л. М. Леонову). Творчество Б. характеризуют публицистич. страстность, острота сценич. формы, смелая и яркая театральность. Гос. пр. СССР (1946). Награждена 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Путь актрисы, М., 1959.

Лит.: М а р к о в П. А., Театральные портреты, М.- Л., 1939.

БИРМАНСКИЙ ЯЗЫК, язык бирманцев, государственный язык Бирмы. Число говорящих на Б. я. ок. 20 млн. чел. (1970). Б. я. широко пользуются представители национальных меньшинств Бирмы. Осн. диалекты: северный, центральный, тавойский, араканский. Б. я. принадлежит к тибето-бирманским языкам, входящим в китайско-тибетскую семью.

Б. я. является изолирующим языком. Количество возможных в языке слогов Весьма ограничено, и, как правило, они лексически значимы. В Б. я. имеются 3 тона. Фонетич. состав Б. я.-33 согласных и 8 гласных. Сложные слова образуются с помощью словосложения и словообразовательных суффиксов: -chin, -hmu, -che и др., напр. Оwachiri-"ходьба" (от Оwa - "идти"), словообразовательная префиксация представлена лишь одним продуктивным префиксом а-, напр, ahla- "красота" (от Ыа - "быть красивым"). Нек-рые грамматич. категории выражаются аффиксацией, другие -лексико-синтаксич. средствами: число -при помощи суффиксов -do, -mya для мн. ч. существительных и -cha для мн. ч. глаголов, напр., lu - "человек", ludo -"люди", eiri -"дом", einmya -"дома", видовые значения-спец. суффиксами ge, ne, pyi и др., к-рые обычно сочетаются с показателями сказуемого, когда действие реализовано, и mi, когда действие не реализовано. Конкретное время выражается с помощью лексич. средств, обычно используемых одновременно с видовыми суффиксами. Личные местоимения имеют различные формы, напр, chundo-"я" (мужчина о себе), chama -"я" (женщина о себе). Множественное число местоимений образуется присоединением суффикса мн. ч. do, напр, chundodo-"мы". Часто в роли суффиксов выступают лексически значимые морфемы, утрачивающие при этом свои лексич. значения. В Б. я. используются счётные классификаторы. Синтаксические значения слов выражаются порядком слов и спец. показателями, присоединяемыми постпозиционно к слову: hma, Во, hnin и др., напр. ein, hma-"от дома", ein So - "домой", da hnin -"ножом", а также послелогами. Развёрнутое определение предшествует определяемому и принимает спец. атрибут, показатель. Сказуемые всегда занимают конечную позицию в предложении, др. члены предложения могут перемещаться по отношению друг к другу (полутвёрдый порядок слов).

Б. я. имеют многовековую лит.-письменную традицию (первые памятники относятся к 11 в.). В основе бирм. письма лежит один из видов южно-инд. письма.

Лит.: Маун Маун Ньун, Орлова И. А., П у з и ц к и и Е. В., Т а г у н о-в а И. М., Бирманский язык, М., 1963 (см. библ.); Cornyn W., Outline of Burmese grammar, Baltimore, 1944; Stewart J. A., Manual of colloquial Burmese, L., 1955; О k e l l J., Reference grammar of colloquial Burmese language, L., 1969. E. В. Пузицкий.

БИРМАНЦЫ, нация, основное население Бирмы. Численность около 20 млн. чел. (1970). Говорят на бирманском языке, письменность которого восходит к Ив. Среди Б. имеется ряд этнографических групп: араканцы - жители сев.-зап. побережья, таунгу в Центр. Бирме и группа инта, живущая изолированно в надводных свайных посёлках на юго-вост. берегу оз. Инле. Верующие Б. в большинстве буддисты юж. толка, однако повсеместно сохраняются добуд-дийские верования. Часть араканцев -мусульмане, нек-рые Б. -христиане. Осн. занятия Б.- земледелие (гл. обр. рис), огородничество, садоводство, рыболовство. Развиты различные ремёсла -прядение, ткачество, резьба по камню, дереву, кости и металлу, лаковое про-из-во. Значит, часть Б. работает на нефтепромыслах и в обрабат. пром-сти.

Продвижение предков Б. с терр. их древнего обитания - юго-восточной обл. Тибетского нагорья - на терр. совр. расселения осуществлялось в течение длит, времени и в осн. завершилось в 8 - сер. 9 вв., хотя миграции происходили до 17 в. В Бирме Б. столкнулись с древним населением страны - монами (талаин), создавшими здесь гос-во с высокой культурой. На протяжении ряда веков между Б. и монами шли войны за гегемонию в стране. В итоге большинство монов было либо истреблено, либо ассимилировано Б., к-рые в значит, мере восприняли их культуру, в т. ч. и письменность; часть монов была оттеснена на В., на терр. совр. Таиланда. Переселившееся в 18-20 вв. в Бирму значит, число индийцев, преим. бенгальцев, оказало большое влияние на совр. культуру Б., особенно араканцев.

С. Г. Бирман.

С. С. Бирюзов.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Бирманский Союз. Сб. ст., М., 1958; Чжу Чжи-хе, Бирма, пер. с кит., M 1958. С. А. Арутюнов.

БИРМИНГЕМ (Birmingham), город в Великобритании, в Центр. Англии, в графстве Уорикшир. 1075 тыс. жит. (1968). Расположен на Бирмингемском плато.

Первое упоминание о поселении на месте Б. относится к 11в. С 13в. получил известность своими ярмарками. К 16 в. Б. становится центром изготовления металлических изделий. Во время Английской бурж. революции 17 в. Б. поддерживал парламент. В 1830 в городе возникла бурж. организация (т. н. Бирмингемский политич. союз), сыгравшая важную роль в борьбе за парламентскую реформу 1832. В 1839 в Б. заседал чартистский конвент. В июле 1839 буржуазия Б. спровоцировала столкновения рабочих с полицией и войсками. С нач. 20 в. в городе происходит быстрый рост воен. заводов. В годы 2-й мировой войны подвергся значительным разрушениям в результате налётов нем.-фаш. авиации.

Б.- индустриальный город. Составляет ядро конурбации Западный Мидленд. Важный транспортный узел. Один из крупных городов мира, в к-ром более 50% экономически активного населения занято в пром-сти. Осн. отрасли: чёрная металлургия (ныне гл. обр. передельная), выросшая на местных жел. рудах и угле Юж. Стаффордширского басс., и произ-во металлоизделий; на базе этих отраслей выросло машиностроение. Б.- крупнейший в стране центр машиностроения и металлообработки (235 тыс., св. 2/3 занятых в пром-сти города). Важнейшая отрасль - автомобилестроение (автосборочные з-ды компании "Бритиш мотор холдинг", в т. ч. фирм "Остин" в пригороде Лонгбридж и "Моррис"); предприятия авто- и авиадвигателей и з-ды-смежники. С гл. отраслью тесно связана резиновая пром-сть, в т. ч. произ-во шин (з-д фирмы "Данлоп"), и электротехнич., хотя последняя имеет и самостоят, значение (з-ды компании "Лукас", "Дженерал электрик"). В Б. значит, станкостроение, произ-во ж.-д. оборудования и вагонов, воен. отрасли. Большие масштабы имеет обработка цветных металлов (1/6 занятых в стране). Б. издавна славится ювелирными изделиями.

Для Б. характерно сочетание современной архитектуры перестроенного после 2-й мировой войны 1939-45 гор. центра с окружающими его старыми промышленно-жилыми кварталами - ювелиров и оружейников. Построены новые многоэтажные фабрики (где каждый этаж или его часть арендуется небольшими старыми предприятиями и мастерскими), многоэтажные деловые здания и жилые комплексы, обществ.-торг, центр Булл-ринг (с I960), здания ун-та (1966-67). Среди старых построек - готич. церковь Сент-Мартин (13 в.), собор (1710-15) и ратуша (1832-52) в стиле классицизма, неоготич. собор Сент-Чэд (1839-41).

Б.- один из осн. центров технич. образования (ун-т, технич. колледжи). Музей и художеств, галерея