БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

исследования проводятся главным образом в Институте медицинских исследований В. и Э. Холл в Мельбурне. Работы этого института под руководством лауреата Нобелевской премии (1960) Ф. М. Барнета приобрели известность ещё в 30-е гг. Им проведены исследования в области вирусологии, открыты различные виды полио-вирусов, идентифицирован вирус Ку-лихорадки, выполнены работы в области теории антител, иммунологии, автоиммунных инфекций. Расширяется программа научных работ, обеспечивающих увеличение продуктивности сельского хозяйства. В научно-исследовательской медицинской школе университета Канберры трудился профессор Эклс с сотрудниками, удостоенный в 1961 Нобелевской премии (в настоящее время переехал в США).

Научно-технические исследования. Помимо указанных выше работ CSIRO, необходимо особо отметить исследовательские и проектные работы для комплекса гидротехнических сооружений, предназначенных для создания больших искусственных водоёмов и системы ГЭС. Организованное в 1949 "Управление проектом Снежных гор" осуществляет комплекс исследований, проектирование и строительство уникального гидротехнического узла, обеспечивающего переброс стока рек бассейна реки Сноуи-Ривер через хребет Снежных гор с В. на З. К 1968 основные сооружения системы вошли в строй. Воды используются в каскадах ГЭС и для орошения безводных центральных районов штатов Нового Южного Уэльса и Виктория. В управлении созданы научные лаборатории: гидромеханики, инженерной геологии, конструкций и строительных материалов, физическая, техническая и эксплуатационная, вычислительный центр.

Деятельность научных организаций финансируется частично государством, а частично частными фирмами. Работы финансируются также исследовательскими и военными организациями США.

В 1954 образована Австралийская АН. Однако она не является руководящей организацией в научных исследованиях. Вся современная система организации научной деятельности в А. С. основана на тесной связи с соответствующими научными силами Англии, а в 60-е гг. и США. Способствуя развитию в А. С. определённых отраслей науки, США одновременно содействуют утечке из страны молодых научных кадров. Специалисты, являющиеся выходцами из слаборазвитых стран Азии и окончившие университеты А. С., вынуждены покидать страну в силу иммиграционных законов. Эти причины, приводящие к недостатку в А. С. собственных научных кадров, отчасти обусловливают узость фронта научных исследований.

А. А. Варфоломеев, А. Д. Смирнов.

XI Печать, радиовещание телевидение

Первая австралийская газета - "Острейлиан" ("The Australian") вышла в 1824. В 1967 в А. С. издавалось более 80 крупных газет, журналов и других периодических изданий общим тиражом около 30 млн. экземпляров в недедю. Наиболее крупные издания: газеты "Геральд" ("The Herald", 1840), "Сидней морнинг геральд"("The Sydney Morning Herald", с 1831), "Дейли телеграф" ("Daily telegraph", с 1879), "Канберра таймс" ( "The Canberra times", с 1926), "Эйдж" ("The Age", с 1804), "Дейли миррор" ( "Daily Mirror", с 1941), "Сан" ("The sun",с 1910), "Сан ньюс-пикториал" ("Sun News-Pictorial",с 1922), "Сан геральд" ("Sun Herald", с 1949), "Санди телеграф" ("Sunday telegraph", с 1938), "Санди миррор" ("Sunday Mirror", с 1958), "Трус" ("Truth", с 1889); журналы: "Буллетин" ("The Bulletin", с 1880), "Нейшен" ("Nation", с 1958), "Острейлиан файнаншел ревью" ("Australian Financial Review", с 1951). Одним из крупнейших информационных агентств является Мельбурн геральд.

Радиопередачи введены в 1923, телевизионные - в 1956. В 1967 в А. С. Насчитывалось 196 радиостанций, из них 85- государственных и 111 коммерческих. Телевизионных станций - 79 (из них 41 коммерческие.) Радио и телепередачи ведутся главным образом на английском языке.

С.Н.Семененко.

XII Литература

Литература в А. С. развивается с начала 19 в. на английском языке. В колониальный период формирования литературы австралийские писатели считали себя продолжателями традиций английской литературы 18-19 вв. Наиболее распространённые в это время жанры: ода, пастораль, элегия, памфлет, мемуары, путевые записки, семейно-бытовой и приключенческий роман: патриотическая поэма У. Уэнтуорта "Австралазия" (1823), роман Х. Сейвери "Квинтус Сервинтон" (1830-1831), роман А. Харриса "Поселенцы и каторжане" (1847), стихи Ч. Томпсона. В творчестве поэтов Ч. Харпура, А. Л. Гордона, Х. Кендалла появляются черты национального своеобразия. Реалистические картины австралийских нравов содержал роман М. А. Кларка "Пожизненное заключение" (1872), романы Р. Болдревуда (псевд. Т. А. Брауна) и др. На следующем этапе (конец 19 в.) литература А. С. приобретает отчётливый национальный характер. Большое влияние на неё оказал рост рабочего движения. В формировании демократического течения (т. н. школы 90-х годов) существенную роль сыграл журнал "Бюллетень" ("Bulletin", основан в 1880). В это время преобладали малые жанры. В литературу вошли новеллисты Прайс Уорунг (псевд. У. Астли), Стил Радд (псевд. А. Дейвиса), Х. Лоусон и др. Формируется первая поэтическая школа, т. н. балладистов: Э. Дайсон, В. Дейли, Э. Брейди, Х. Лоусон; Э. Б. Патерсон (псевд. - "Банджо") прославляет мужество поселенцев-пионеров и уходящую патриархально-скваттерскую Австралию. На рубеже столетий выступили поэты Мэри Гилмор, классик австралийской литературы, и К. Бреннан, находившийся под влиянием немецких романтиков и французских символистов. Развивают и углубляют демократические национальные литературные традиции Х. Лоусон, Т. Коллинз (псевд. - Дж. Фёрфи) и Б. О' Дауд, показавшие суровую жизнь народа, его борьбу за существование, протест против социальной несправедливости. Стихи Лоусона, проникнутые революционным духом, стали популярными народными песнями; в его рассказах правдиво повествуется о рабочем человеке (сборники "Покуда закипит котелок", 1896, "Дети буша", 1902). Панорама австралийской жизни представлена T.Коллинзом в реалистическом романе-путевом дневнике "Такова жизнь" (1903); в эти же годы появляются стихи О' Дауда (сборники "К рассвету?", 1903, "Семь смертных грехов. Цикл сонетов", 1909) и первые реалистические пьесы Л. Эссона. Для австралийского критического реализма характерно не разоблачение господствующих классов, а стремление показать нелёгкую судьбу людей труда.

1-я мировая война и Октябрьская революция в России оказали влияние на дальнейшее развитие литературы А. С. Поэт Фёрнли Морис (псевд. Ф. Уилмота) выступил против милитаризма (сборник "Бдительные", 1920) К. С. Причард и В. Палмер явились зачинателями социального романа. Основная тема Причард ("Погонщик волов", 1926 "Кунарду", 1929, и др.) и Палмера ("Аванпост", 1924, "Переправа", 1930, и др) - судьба австралийского народа. В демократической литературе 30-х гг. дано правдивое изображение социально-исторической действительности: трилогия Х. Х. Ричардсон (псевд. писательницы Э. Ф. Ричардсон) "Судьба Ричарда Маэни" (1917-29), романы "Всё тот же свегмен" (1936) Майлс Франклин и "Монтфорты" (1928) М. Бойда, "Стеклянный дом" (1929) М. Барнард Элдершоу (псевд. двух писательниц - Ф. С. П. Элдершоу и М. Ф. Барнард), "Каприкорния" (1938) Кс. Херберта, "Захватчики" (1934) Б. Пентона, "Сахарный рай" (1938) Дж. Дэвенни. В связи с экономическим кризисом 30-х гг. возникает тема капиталистического города с его острыми классовыми конфликтами: романы "Семеро бедняков из Сиднея" (1934) К. Стэд, "Тайбурон" (1935) К. Теннант, "Убийство в Сиднее" (1937) Л. Манна и др.

Для австралийской поэзии конца 19 - начала 20 вв. характерна лирическая тенденция (Дж. Шоу Нилсон, Дж. Ле Гей Бритон), сохранившаяся и в творчестве Джудит Райт (сборники "Меняющийся образ", 1946, "Женщина мужчине", 1949).

В 1938 поэт Р. Ингамелс основал "Джиндиуоробак клуб", объединив поэтов, стремящихся развивать национальную литературу путём освоения устной поэзии аборигенов (Дж. Мьюди, Ф. Хадсон). Вместе с тем уже в 20-е гг. появилась группа т. н. поэтов-интеллектуалов, не чуждых приёмам модернистической поэтики и принимавших модернистическую концепцию абсурдности мира: К. Слессор, Х. Мак-Кре, Р. Фицджералд, А. Хоуп, У. Харт-Смит и др. В 40-х гг. поэты-авангардисты Дж. Даттон, А. Кершоу во главе с М. Харрисом объединились в кружок "Рассерженные пингвины", издавали журнал под тем же названием "Angry penguin".

После 2-й мировой войны 1939-45 начинается новый этап в развитии австралийской литературы, отмеченный успехами реализма, во многом обусловленными обострением социальных противоречий и подъёмом массового демократического движения. Эпический размах приобретает роман, повествующий о судьбах австралийской нации: исторические романы Э. Дарк "Страна вне времени" (1941), "Натиск времени" (1948) и "Нет преград" (1953), трилогия Причард: "Девяностые годы" (1946), "Золотые мили" (1948), "Крылатые семена" (1950) - произведение социалистического реализма. Популярная в послевоенной литературе тема рабочего движения - в центре трилогии Палмера "Голконда" (1948), "Время посева" (1957), "Выдающийся деятель" (1959); романов Д. Хьюэтт, М. Кэлсорп, А. Маршалла. Многие писатели решают современные проблемы, осмысливая ход исторических событий: романы о 2-й мировой войне - Э. Ламберта "Двадцать тысяч воров" (1951), Дж. Форреста "Последнее синее море" (1959); романы о современной Австралии и австралийцах - Д. Кьюзек "Скажи смерти “нет!”" (1951) и " Жаркое лето в Берлине" (1961), Дж. Уотена "Соучастие в убийстве" (1957) и "Пора юности" (1966), Д. Крика "Мартин Плейс" (1963). Расовая дискриминация - одна из важных проблем современной прозы: "Мираж" (1955) Ф. Б. Викерса, "Солнце в изгнании" (1955) и "Чёрная молния" (1964) Д. Кьюзек, "Сноубол" (1958) Г. Кейси, "Йенди" (1959) Д. Стюарта, "Сохрани его, моя страна" (1955) М. Дьюрек. Герои, страдающие от индивидуализма и одиночества, ищущие решения жизненных конфликтов в бегстве от реальной действительности - таков мир романов П. Уайта "Восс" (1957), "Мчащиеся в колеснице" (1961), "Амулет" (1966), его пьесы "Похороны с окороком" (1965), характерной для театра абсурда. Р. Стоу своими романами "Свидетель" (1957), "К смерти" (1958) и др. примыкает к П. Уайту, но в романе "Карусель в море" (1966) Р. Стоу соотносит характеры с реальной действительностью.

Переживает расцвет жанр рассказа. Авторы новелл следуют традиции Х. Лоусона: К. Причард, В. Палмер, Г. Кейси, Дж. Уотен, Дж. Моррисон, А. Маршалл, Ф. Д. Дейвисон, Ф. Харди и др. Становится профессиональной драма, отмеченная интересом к современным проблемам: пьесы А. Тёрнера, С. Локк-Эллиота, К. Данкан, Д. Кьюзек и др. Социальные проблемы ставятся в пьесах О. Грей, Р. Лоулера ("Лето семнадцатой куклы", 1956), Р. Бейнона, А. Сеймура ("Один день в году", 1962). Ненавистью к колониализму и расизму проникнуты пьесы М. Брэнд. В традиции Г. Ибсена написана историческая драма Х. Портера "Башня" (1963).

Для современной поэзии характерно отступление от сюрреалистического видения мира, стремление вернуться к реалистическим образам, к традиционной метрике (сборники Дж. Райт, Р. Фицджералда, А. Хоупа, Р. Добсон, Дж. Маколи, Д. Стюарта, Дж. Мэнифолда, Дж. Даттона).

Лит.: Абрамов А., Литературная Австралия, "Интернациональная литература", 1938, № 11; Домбровская Е. Я., Поэзия Генри Лоусона 80-90-х годов и традиции австралийской поэзии, "Уч. зап. Московского областного педагогического института", 1957, т. 55 (Труды кафедры зарубежной литературы, в. 5); Касаткина Л. М., Роль коммунистической прессы в формировании послевоенной прогрессивной австралийской литературы, в кн.: Из истории зарубежной печати, М., 1958; Петрiкiвська А., Австралiйська проза, "Всесвiт", 1958, №6; Уотен Дж., Социалистический реализм и традиции австралийской литературы, "Иностранная литература", 1960, №7; Green Н. М., A history of Australian literature, v. 1-2, Sydney 1966; Hope A. D., Australian literature. 1950-1962, Melb., 1963; Wilkes G. A., The University and Australian literature, Sydney, 1964; Dutton G. [ed.], The literature of Australia, [Ringwood], 1964; Miller Е. М., Australian literature. A bibliography to 1938. Extended to 1950, Sydney - L. [a. o.], 1956.

Л. М. Касаткина.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

Аборигены Австралии до колонизации жили в пещерах и шалашах; в их резьбе, гравировке и росписях (на щитах, бумерангах, священных предметах - "чурингах") геометрический орнамент сочетался с условными магическими символами и реалистическими изображениями. В районе плато Кимберли пещерные росписи связаны с представлениями о дожде и "змее-радуге"; для полуострова Арнемленд характерны "рентгеновский стиль" наскальных росписей и рисунков на коре (изображения животных с их внутренними органами), росписи с динамичными фигурами людей и скульптура, близкая к меланезийской (см. Океания).

Европейская колонизация вызвала с конца 18 в. рост городов (особенно бурный с середины 19 в.); они застраивались по прямоугольной сетке каменными зданиями в духе английской неоклассики и неоготики (арх. Ф. Х. Гринуэй, 1-я половина 19 в., и др.), малоэтажными домами (с толстыми стенами, маленькими окнами и верандами). В 1913-27 по единому плану (арх. У. Б. Гриффин) выстроена столица Канберра. Среди современных железобетонных сооружений - Оперный театр и постройки Г. Зайдлера в Сиднее, Олимпийский стадион 1956 в Мельбурне.

В изобразительном искусстве за первыми документально точными зарисовками природы Австралии (конец 18 - начало 19 вв.) последовали в 1-й половине 19 в. романтические акварельные пейзажи К. Мартенса, а во 2-й половине века - жанровая и сатирическая графика С. Т. Гилла, непосредственно связанная с социальной жизнью, и лирические пейзажи А. Л. Бювелота. На рубеже 19-20 вв. наряду с академизмом (живописец Дж. У. Ламберт, скульптор Э. Б. Мак-Кеннал) и салонным декадентством (Н. Линдси) развивается национальная школа реалистического бытового жанра и пейзажа (Т. У. Робертс, А. Стритон, Ф. Мак-Каббин, Х. Хейсен), показавшая трудовые будни и тяжёлую судьбу простых людей, спокойную красоту залитых солнцем просторов Австралии. Ч. Кондер принёс в австралийский пейзаж достижения импрессионизма. С 1930-х гг. распространяются влияния кубизма (Р. Файзелл), сюрреализма (Дж. Глисон), абстракционизма. Черты сюрреалистической фантастики присущи живописи С. Нолана. Сложилось и полное ярких наблюдений и экспрессии реалистическое творчество живописцев и графиков Н. Кунихана, У. Добелла, Дж. Р. Драйсдейла, скульптора Л. Дадсуэлла. В 1940-х гг. возникло новое искусство аборигенов, отразившее подъём их самосознания и привлекающее чутким, любовным восприятием красочной австралийской природы; его центрами стали Хермансберг (школа акварельного пейзажа, созданная семействами Наматжира и Парерултья из племени аранда) и резервация Кэрролуп (к Ю. от Перта).

Лит.: Каталог выставки современных художников Австралии, М., 1960; Boyd R., Australia's home, Melb., 1952; Smith В., Australian painting 1788-1960, L., 1962; Black R., Old and new Australian aboriginal art, Sydney, 1964.

XIV. Музыка

Для музыкального народного творчества коренного населения А. С. характерно пение, сопровождаемое отбиванием ритма (ударами бумеранга о бумеранг, специальными палками). Из музыкальных инструментов распространены деревянный гонг, барабан, диджериду (духовой