| езокайнозойского возраста). Вост. склон образован линией сброса. Следы древнего оледенения. На склонах - горные сосновые и пихтовые леса.
БИТТЕРФЕЛЬД (Bitterfeld), город в ГДР, в округе Галле, на р. Мульде. 30,6 тыс. жит. (1967). Добыча бурого угля. Крупный электрохим. комбинат, тяж. машиностроение. ТЭЦ мощностью св. 200 Мет.
БИТТЕРФЕЛЬДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, организованная изд-вом "Миттель-дойчер ферлаг" (Галле) конференция писателей ГДР, состоявшаяся 24.4.1959 в г. Биттерфельде. В ней приняли участие руководители СЕПГ и правительства ГДР, представители интеллигенции и рабочего класса. Б. к. наметила задачи и перспективы развития социалистич. культуры в ГДР: вовлечение рабочих и крестьян в процесс худож. творчества, освоение достижений нац. традиций и метода социалистич. реализма. После Б. к. в ГДР возникли многочисл. самодеят. коллективы, рабочие театры, муз. и лит. кружки пишущих рабочих; популярность приобрёл жанр т. н. бригадного дневника, проводились фестивали худож. самодеятельности. Многие писатели ГДР отправились на промышленные предприятия и в с.-х. кооперативы для установления непосредств. контактов с трудящимися. Это движение получило наименование "Биттерфельдский путь". Руководители СЕПГ и правительства ГДР неоднократно отмечали плодотворное культурное значение Б. к.
А. В. Карельский.
БИТТЕРФЕЛЬДСКИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, одно из крупнейших химич. предприятий ГДР в г. Биттерфельде. Возникло в 1894. В 1925 вошло в "И. Г. Фарбениндустри". Развитию энергоёмкого произ-ва щелочных продуктов электролизом в Биттерфельде благоприятствовало наличие здесь и в ближайших районах крупных залежей бурого угля и значит, запасов каменной и калийной солей. В годы 1-й и 2-й мировых войн комбинат производил взрывчатые вещества и цветные металлы. За годы нар. власти он был переведён на произ-во мирной продукции, реконструирован и значительно расширен. В 1969 на нём работало св. 13 тыс. чел. Осн. продукция: неорганич. и органич. химикалии, растворители, мягчители, моющие средства, ядохимикаты, азотные удобрения, цветные металлы и их соединения и др. химич. продукты, предназначенные как для потребления внутри страны, так и на экспорт. В 1969 Б. э. к. объединился с фабрикой красителей "Вольфен" в химический комбинат "Биттерфельд".
А. М. Телефус.
БИТТИ (Beatty) Бесси (27.1.1886, Лос-Анджелес,- 6.4.1947, Нью-Йорк), американская писательница. Род. в состоят, семье, окончила колледж. Лит. деятельность начала в 1904 как журналистка. В качестве военного корреспондента пробыла 8 месяцев в России, где стала свидетельницей Великой Окт. социалистич. революции, к-рой посвятила кн. "Красное сердце России" (1918). В 1918 и 1921 Б. встречалась с В. И. Лениным. Вместе с М. И. Калининым приняла участие в поездках на агитпароходе и агитпоезде. В последние годы выступала как радиокомментатор.
Соч.: Red heart of Russia, N. Y., 1918.
Лит.: Краснощекова Г., Бесси Битти у Ильича, "Иностранная литература", 1957, № 11; Д а н г у л о в С. А., Тропа, 2 изд., М., 1968; Гиленсон Б., Октябрь в литературе США. 1917 - 1920, М, 1968. Б. А. Александров.
БИТТИ (Beatty) Дейвид (17.1.1871, Дублин,- 11.3.1936, Лондон), английский адмирал флота (1919), граф Сев. моря и граф Бруксби (1919). На флоте с 1884. Участвовал в карат, экспедициях в Египте и Судане в 1896-98 и подавлении Ихэтуаньского восстания 1900 в Китае. С 1911 мор. секретарь 1-го лорда адмиралтейства. С 1913 командовал эскадрой крейсеров, затем линейных крейсеров; во время 1-й мировой войны активно и решительно действовал в боях у о. Гельголанд (1914), у Доггер-банки (1915) и в Ютландском сражении 1916. С дек. 1916 до кон. 1918 командовал Гранд-флитом (Большим флотом). В 1919-27 1-й мор. лорд (нач. штаба ВМФ).
БИТУМ, см. Битумы.
БИТУМИНОЗНЫЕ ПЛАСТИКИ, пластмассы, в состав к-рых входят битуминозные материалы и наполнители. Битуминозными материалами служат природные или искусств, нефтяные битумы, каменноугольные пеки или их сплавы, наполнителями - хлопковые очёсы (отходы текстильного производства) и кизельгур (кремнистые остатки панцирей моллюсков) в количестве 25-60%. Б. п. готовят смешением компонентов при 150-160°С с последующим холодным вальцеванием полученной массы в листы-заготовки толщиной 10-15 мм. Изделия формуют прессованием предварительно нагретых (175°С) заготовок под давлением 12,5-20 Мн/м2 (125-200 кгс/см2).
Кроме обычных Б. п., выпускают т. н. асбопеколитовые пластики на основе пека, асбеста и кизельгура. Для их получения смесь водных суспензий компонентов подают на бумагоделательную машину, где образуется лист толщиной 1-2 мм (асбокартон) или 0,5 мм (асбобумага). Асбокартон перерабатывают в листовые изделия прессованием на этажных прессах при 120-130°С и давлении 15-20 Мн/м2 (150-200 кгс/см2). Асбобумагу используют для получения намоточных изделий (труб).
Б. п.- термопластичные материалы (см. Термопласты). Они не изменяют массы, твёрдости, прочности при изгибе после выдержки в течение года в атмосферных условиях или дистиллированной воде, а также при нагревании до 65°С в течение 160 ч. В зависимости от состава композиции можно получать Б. п. с широким диапазоном свойств [плотность от 1300 до 2200 кг/л3; водопоглощение от 0,07 до 1 %; твёрдость по Бринеллю от 0,6 до 2,2 Мн/м2 (от 6 до 22 кгс/см2); электрич. прочность от 6 до 12 кв/мм.
Из Б. п. в основном изготовляют автомобильные аккумуляторные баки, кровельные материалы, различные детали электро- и радиоаппаратуры.
Лит.: М е и т и н Я. М., Пластические массы, 2 изд., К. - Львов, 1949, с. 294.
БИТУМНЫЕ ЛАКИ, растворы природных или искусственных битумов в органич. растворителях. Б. л. приготовляют из природных битумов, содержащих минимальное количество золы и серы (асфальтиты), или искусственных, получаемых при химич. переработке нефти. Растворителями для Б. л. служат скипидар, уайт-спирит, сольвент, ксилол и т. п. Б. л. готовят сплавлением битумов с природными (напр., канифоль) или синтетич. (напр., искусственные копалы) смолами при темп-ре 280°С; затем в охлаждённый (170°С) расплав вводят растворители. При производстве масляных Б. л., кроме того, вводят высыхающие масла (напр., льняное, тунговое) и сиккативы (свинцовые, марганцевые или кобальтовые соли жирных кислот).
В зависимости от назначения и условий применения состав Б. л. можно значительно изменять, получая лаки с различной вязкостью, укрывистостыо, временем высыхания (от 0,3 до 3 ч). Большой дефект Б. л.- склонность к загустеванию под воздействием кислорода воздуха; обычно его устраняют, вводя в лак перед употреблением небольшое количество скипидара.
Б. л. наносят на окрашиваемые объекты общими для лакокрасочных материалов методами (напр., кистью, распылением). Масляные Б. л. образуют необратимые (нерастворимые) плёнки, а безмасляные -обратимые (растворимые). Покрытия на основе Б. л. обладают хорошей атмосферо-, кислото- и водостойкостью, а также высокими электроизоляц. свойствами. Недостатки покрытий - часто образующаяся "сыпь" (твёрдые включения на поверхности плёнки) и "оспа" (круглые оголения, достигающие окрашиваемой поверхности).
В связи с развитием производств новых лакокрасочных материалов (см. Лаки, Эмали), потребление Б. л. сильно сократилось. Однако в ряде отраслей пром-сти, напр, в электромоторостроении, Б. л. сохраняют своё значение, т. к. при очень небольшой стоимости и простоте применения они обеспечивают высокую надёжность антикоррозионной защиты и электроизоляции.
Лит.: Дринберг А. Я., Технология плёнкообразующих веществ, 2 изд., М., 1955.
БИТУМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы, изготовляемые на основе битумов (преим. нефтяных) с минеральными или органич. добавками. См. Битумные лаки, Битуминозные пластики, Гидроизоляционные материалы, Кровельные материалы.
БИТУМОВОЗ, специализиров. автомобиль, полуприцеп или прицеп с цистерной для перевозки жидких битумных материалов с темп-рой до 200°С. Б. оборудуются подогреват. устройствами или отопителями, работающими на дизельном топливе или керосине, указателями уровня налива, термометрами, металлич. рукавами для слива битума. При установке распределителя Б. можно использовать как автогудронаторы при строительстве дорог, аэродромов и т. п. Ёмкость современного Б. 3-15 м3в СССР и до 25 м3 за рубежом.
Лит.: Селиванов И. И., Серебряный М. И., Специализированные автомобили и автопоезда, М., 1964.
БИТУМЫ (от лат. bitumen - смола). Первоначально к Б. относили только природные образования, в основном нефть и её естественные производные (чаще всего асфальт). Затем Б. стали называть также искусств, асфальтоподобные продукты, получаемые переработкой природных Б., остатков от перегонки нефти, каменноугольной и сланцевой смол (технические Б.). Кроме того, назв. Б. распространили на экстракты, извлекаемые органич. растворителями из торфа, бурого угля и др. (Б. твёрдых топлив). Экстракты, извлекаемые из осадков и осадочных пород, наз. битумоидами.
Б. пользовался человек ещё в глубокой древности. Известны сооружения в междуречье Тигра и Евфрата и в Египте, к-рые возводились с применением Б. за 3000 лет до н. э. Б. покрывали водохранилища и хранилища для зерна, скрепляли плиты стен и полов во дворцах и храмах; Б. использовали для гидроизоляции тоннеля, построенного в нач. 1-го тыс. до н. э. под р. Евфратом.
Природные Б. подразделяются на нафтиды и нафтоиды. Н а ф т и д ы весьма широко распространены в природе - это нефть и её естеств. производные: мальты, асфальты, асфальтиты, кериты, озокериты и т. д. Мальты представляют собой вязкие сгустившиеся нефти, подвергшиеся выветриванию. Они состоят из масел (40-65%) и асфальтово-смолистых компонентов (не менее 35% ). Дальнейшее изменение мальт под влиянием того же фактора приводит к образованию: твёрдых, но легкоплавких асфальтов, содержащих 60-75% асфальтово-смолистых веществ; асфальтитов - твёрдых высокоплавких и полностью растворяющихся в хлороформе и сероуглероде продуктов, содержащих более 75% асфальтово-смолистых веществ; керитов, к к-рым относят также вещества, характеризующиеся лишь частичной, иногда очень слабой растворимостью в органич. растворителях. К Б. иногда относят также все углеводородные в своей основе природные газы (газообразные нафтиды). Нафтоиды - нафтидоподобные продукты естеств. возгонки органич. вещества под влиянием магматич. тепла. Они встречаются значительно реже нафтидов, ещё очень слабо изучены и не имеют пром. значения.
Технические Б.- продукты, обладающие обычно твёрдой или вязкой консистенцией и получаемые гл. обр. из тяжёлых нефт. остатков, богатых асфальтово-смолистыми веществами, след, методами: глубокой вакуумной перегонкой тяжёлых нефт. остатков - мазутов, гудронов и др.-при 300-350°С (остаточные Б.); окислением кислородом воздуха тяжёлых остатков от перегонки нефти (гудронов и др.) при 260-280°С (окисленные Б.); смешением окисленных Б. с неокисленными нефтепродуктами (компаундированные Б.).
Основные компоненты нефт. Б.- асфальтены, смолы и нефт. масла. Первые обусловливают твёрдость Б., вторые -цементацию и эластичность, третьи служат разжижающей средой для смол и асфальтенов. Наиболее важные технич. показатели Б.: дуктильность, т. е. способность при растягивании давать нить определённой длины (определяется по толщине нити, к-рая образуется в результате растяжения стандартного образца Б. до разрыва), пенетрация, характеризующая вязкость Б. [определяется по глубине проникновения в слой Б. за 5 сек стальной иглы под нагрузкой 1 н (0,1 кгс)]. Кроме того, для характеристики Б. обычно определяют темп-ру размягчения, темп-ру вспышки и плотность. Пром-сть изготовляет твёрдые, полутвёрдые (см. таблицу) и жидкие Б.
Некоторые свойства твёрдых и полутвёрдых битумов
Битумы
Дуктильность, мм (при 25°С)
Пенетрация, мм (при 25°С)
Темп-ра размягчения (°С)
Темп-ра вспышки (°С)
Твёрдые
1.0-3,0
0,5-4,0
60-90
230
Полутвёрдые
40-60
4,1-20,0
25-50
180 - 200
Жидкие Б. характеризуются (в зависимости от сорта) следующими данными: пенетрация остатка (после отбора фракций до 360°С) 10-30 мм (25°С); вязкость при истечении через отверстие диаметром 5 мм 5-200 сек (60°С); темп-ра вспышки 65-120°С; до 225°С должно перегоняться не более 10%, до 360°С -не более 50%. Твёрдые нефтяные Б. применяют для получения рулонных кровельных материалов (руберойдов) и битумных мастик; полутвёрдые - в производстве гидроизоляционных материалов (гидроизол, борулин, битуминированные ткани и др.) и обмазок, строительных асфальтовых растворов, асфальтов, битумных пластиков и др.; жидкие -для дорожного строительства.
Заменителями нефтяных Б. могут быть продукты термич. переработки твёрдых топлив: высококипящие фракции смол, получаемых при коксовании и полукоксовании кам. углей, кам.-уг. пеки, продукты сухой перегонки кам. углей, горючих сланцев и др.
Из общего количества Б., потребляемых в различных отраслях промышленности, св. 90% падает на долю искусственных Б., получаемых из нефти; их мировое производство составляет десятки млн. т.
Б. твёрдых топлив - продукты, извлекаемые из торфа и бурых углей органич. растворителями. Гл. составные части Б. твёрдых топлив - воски и смолы. Наиболее ценны из экстрагируемых продуктов воски; их характерные свойства - высокие темп-ры плавления, низкая электропроводность, высокая влагостойкость и способность при небольших добавках к др. веществам повышать темп-ру плавления. Содержание Б. в битуминозных торфах составляет: при извлечении бензолом 10-15% , бензином 6-9%. В битуминозных бурых углях (александрийские угли УССР) содержание продуктов, извлекаемых бензолом, достигает 14-16%. Выход Б. твёрдых топлив в производств, условиях обычно составляет 80-85% от их аналитического содержания в топливе. Минимальное содержанке Б. в твёрдом топливе, необходимое для рентабельности процесса, 8-10%.
Получение Б. твёрдых топлив состоит из следующих этапов: подготовка топлива к экстрагированию; экстракция органич. растворителями; отгонка от экстракта основной массы растворителя; освобождение Б. от остатков растворителя и воды; сплавление и разливка Б. в форму. Б. из твёрдого топлива извлекают преим. в периодически действующих экстракторах, объединённых в батареи.
Б. твёрдого топлива применяют в различных отраслях нар. х-ва: в литейном деле - как один из компонентов модельных составов при прецизионном литье (литьё по выплавленным моделям), в электротехнич. пром-сти как электроизоляц. материал, а также для отделки различных изделий из кожи, дерева, бумаги и др.
Лит.: Крейцер Г. Д., Асфальты, битумы и пеки, 3 изд., М., 1952; Наметкин С. С., Собрание трудов, т. 3, М., 1955; Технология нефти, ч. 3 - Черножуков Н. И., Очистка нефтепродуктов и производство специальных продуктов, М.-Л., 1948; Успенский В. А. Ги др.], Основы генетической классификации битумов. Л., 1964; Vcelak V., Chemie und Technologie des Montanwachses, Praha, 1959. Н. Б. Вассоевич, А. М. Кунин.
БИТЮГ, река в Воронежской области РСФСР (верховья - в Тамбовской обл.), лев. пр |