БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ики: остатки рим. стен с башнями, церковь Сент-Этьенн (12 в.- нач. 16 в.); самый высокий франц. готич. собор Сен-Пьер (начат в 1247, многократно перестраивался до 1578), к к-рому примыкает уцелевший неф базилики Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (997-998); епископский дворец (нач. 16 в.).
Лит.: Ajalbert J., Beauvais, P., 1927.


БОВЕРИ (Boveri) Теодор (12.10.1862, Бамберг, - 15.10.1915, Вюрцбург), немецкий цитолог и эмбриолог. Проф. Вюрцбургского ун-та. Исследовал (с 1887) изменения внутриклеточных структур в процессах деления клетки, созревания половых клеток, оплодотворения и раннего развития зародыша. Совм. с К. Раблем выдвинул теорию индивидуальности хромосом, использованную позже для обоснования хромосомной теории наследственности. Установил роль центросомы как кинетич. центра клетки. Заложил основы учения о т. н. органообразующих веществах. Нашёл различие между хроматином половых и остальных (соматич.) клеток. Открыл у ланцетника выделительную систему.

Соч.: Zellen-Studien, H. 1-6, Jena, 1887 - 1907; Das Problem der Befruchtung, Jena, 1902; Uber die Entstehung der Eugsterschen Zwitterbienen, "Archiv fur Entwicklungsmechanik der Organismen", 1915, Bd 41, H. 25.

БОВУАР (Beauvoir) Симона де (р. 9.1. 1908, Париж), французская писательница. Окончила лит. факультет в Париже; в 1931 - 43 преподавала философию в лицеях. В первом романе "Гостья" (1943) Б. проводит идеи экзистенциализма об абсурдности мира и непознаваемости человека. В романе "Чужая кровь" (1945) с тех же позиций личность противопоставлена обществу. Однако Б. выводит своих персонажей - совр. интеллигентов-индивидуалистов - на путь обществ. борьбы в рядах Сопротивления. Роман "Мандарины" (1954, Гонкуровская пр.) более конкретно отражает идейную и политич. жизнь послевоен. Франции, как и колебания части интеллигенции между бурж. и коммунистич. идеями. Б. - автор пьесы "Бесполезные рты" (1945), филос. эссе "Пирр и Синеас" (1944), книги о моральной эмансипации женщин "Второй пол" (1949), путевых очерков "Америка изо дня в день" (1948). Во 2-й и 3-й книгах автобиографич. трилогии (1-я - "Мемуары хорошо воспитанной девушки", 1958) "Сила зрелости" (1960) и "Сила вещей" (1963) Б., описывая свою деятельность совм. с Ж. П. Сартром, свои сомнения и поиски, по сути дела критически пересматривает идеи экзистенциализма .

Соч.: Djamila Boupacha, P., 1962 (совм. с G. Halimi); La femme rompue, P., 1967; в рус. пер.- Очень лёгкая смерть, [М.], 1968; Прелестные картинки, [М., 1968].

Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961;

БОВШОВЕР Иосиф (1873, Любавичи Могилёвской губ.,- 1916, Нью-Йорк), еврейский писатель. Мальчиком бежал из дома, в 1891 эмигрировал в США. Работая на фабрике, начал писать революц. стихи. Проникнутая ненавистью к эксплуататорам, поэзия Б. преисполнена оптимизма, пафоса борьбы. Амер. изд-во "Фрейе арбейтер штимме" ("Freie Arbeiter Stimme") выпустило в 1911 "Избранные сочинения"; в 1918 в Петрограде вышли "Избранные стихи"; в 1931 в СССР - сб. стихов Б. на еврейском яз. (идиш).

Лит.: Р е й з е н 3., Лексикон фун дер йидишер литератур, прессе ун филологие, т. 1, Вильна, 1928; Ластик С., Иосиф Бовшовер. 1873 -1915, в его кн.: Митн поним цум моргн, Варшава, 1952.

БОГ, фантастич. образ могуществ, сверхъестеств. существа, выступающий как предмет религ. поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистич. др.-иран. религии маздеизма образу светлого Б.- Ахурамазды - противостоит фигура тёмного и злого божества - Анхра-Майнью. В религиях Др. Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока и др. политеистич. религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из к-рых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, напр. Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и нск-рых др. религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими; наряду с "великими" богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистич. религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего бога - гл. религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый бог имеет три лица (ипостаси): бог-отец, бог-сын и бог-дух святой ("святая троица").

Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историч. эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и др. фантастич. образы. Нек-рые черты этих мифологич. персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с др. племенами и их богами, напр. Ашшур у ассирийцев, Яхве у др.-евр. племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У мн. оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура - Энлиль, Вавилона - Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу-Гор, Мемфиса - Пта, Фив -Амон и др. У египтян; бог Афин - Афина Паллада, Эпидавра - Асклепий и др. у греков. С объединением неск. племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился общегос., или национальным, Б., возвышаясь над др. племенными богами. Так, Мардук стал гос. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистич. пантеоне.

Бове. Собор Сен-Пьер. 13 - 16 вв.

У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., превратился с объединением др.-евр. племён и созданием Иудейского гос-ва в общеевр. Б., а позже-в единого Б.-творца и вседержителя. Образ христ. Б. сложился в первые века н. э. Основу его составил евр. Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя вост. религий (бог-сын - Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в нач. 7 в. сложилась монотеистич. религия ислам; в образе мусульм. бога-Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием евр. Яхве, трансформировались черты древних араб, племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и мн. др. богов.

С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возникает религ.-филос. учение о Б. (см. Теология). Б. стал теперь не только осн. предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии. Выдвигались спец. доказательства бытия Б.: космологическое (раз существует следствие - мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Б. как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх осн. доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность к.-л. теоретич. обоснования бытия Б., но выдвинувший новое, нравств. обоснование, рассматривая Б. как необходимый постулат практич. разума.

В совр. бурж. философии обращение к идее Б. происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаич. филос. систем прошлого - др.-инд. или ср.-век. метафизики (неотомизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются .

Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности -франц. материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррацион. представлений, в т. ч. представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистич. общества.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 1; Л е н и н В. И., Социализм и религия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; S с h m i d t W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1 - 12, Munster, 1912 - 55; Jacobi H., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise fur das Dasein Gottes, Bonn -Lpz., 1923; Soderblom N.. Das Werden des Oottesglaubens, 2 Aufl.. Lpz., 1926; Bertholet A., Gotterspaltung und Gottervereinigung, Tubingen, 1933; D u m ё z i 1 G., Les dieux des indo-europeens, P., 1952; Glasenapp H. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, В., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegen-wart, 3 Aufl., Bd 2, Tubingen, 1958, S. 1701 -1809. См. также лит. при ст. Атеизм.

С. А. Токарев.

БОГАДЕЛЬНЯ, 1) в дореволюц. России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду. 2) В переносном смысле -никчемное, бездеятельное учреждение или организация.

БОГАЕВСКИЙ Африкан Петрович [27. 12.1872(8.1.1873)-21.10.1934, Париж], один из главарей контрреволюции на Юге России в 1917-20, генерал-лейтенант (1918). Из потомств. дворян Войска Донского. Окончил Николаевское кав. училище (1892) и Академию Генштаба (1900). Во время 1-й мировой войны -нач. штаба походного атамана всех казачьих войск при Ставке. После Февр. революции 1917 командовал кав. дивизией. После Окт. революции бежал на Дон, командовал у атамана Каледина войсками Ростовского р-на, а затем во время отступления Добровольч. армии на Кубань Партиз. полком (бригадой). Был пред. Донского правительства у ген. П. Н. Краснова, а в февр. 1919, будучи сторонником Деникина, стал войсковым атаманом Войска Донского. После разгрома. Врангеля эмигрировал.

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович [12(24).1.1872, Феодосия,- 17.2.1943, там же], советский живописец-пейзажист, засл. деят. иск-в РСФСР (1933). Учился в петерб. АХ (1891-97) у А. И. Куинджи. С 1900 работал в Феодосии. Чл. объединений "Мир искусствам" "Союз русских художников", "Жар-цвет". В дореволюц. период писал гл. обр. виды Вост. Крыма, стилизуя их в духе А. Мантенъи и классицистич. пейзажа 17 в. В сов. время исполнил ряд индустр. пейзажей декоративного характера. Произв.: "Пейзаж Тавриды" (1907, Художеств, музей Латв. ССР, Рига); "Утро" (темпера, 1910), "Днепрострой" (1930) -оба в Третьяковской гал.

Лит.: Барсамов Н., Богаевский, М., 1961; Бащенко Р. Д., К. Ф. Богаевский, Симферополь, 1963.

БОГАЗКЁЙСКИЙ АРХИВ, архив, найденный в г. Богазкёй (Bogazkoy, в Центр. Анатолии, Турция), находящемся на месте б. столицы Хеттского гос-ва г. Хаттусас. Содержит св. 15 тыс. глиняных клинописных "таблеток", гл. обр. на хеттском яз.; нек-рые тексты историч. и политич. содержания написаны на аккадском яз., а отрывки ритуальных текстов - на др. древних яз. М. Азии (лувийском, палайском, хаттском, хурритском). Б. а. включает царские анналы, хроники, указы, договоры, списки царей, дипломатии, переписку, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы, мифологии, и религ. тексты, астрологические предсказания, шумер-ско-аккадско-хеттские словари, сочинения о коневодстве и пр. Подавляющее большинство текстов, найденных в Б. а., относится к новохеттскому периоду (14-13 вв. до н. э.) и лишь небольшая часть их (в том числе древний вариант законов) восходит к 17-16 вв. до н. э. Б. а. был обнаружен и частично раскопан Г. Винклером в 1906-12; исследование продолжается.

Лит.: Laroche Е., La bibliotheque de Hattusa, "Archiv Orientalni", Prague, 1949, v. 17, № 2, p. 7 - 23; Otten H., Bibliotheken im Alten Orient, "Das Altertum", 1955, Bd^ 1. В. В. Иванов.

БОГАНИДА, река в Таймырском (Долгано-Ненецком) нац. окр. Красноярского края РСФСР, лев. приток р. Хеты (басе. р. Хатанги). Дл. 366 км, пл. басс. 10 700 км2. Образуется при слиянии pp. Кегерди и Хопсоккон, берущих начало из оз. Лабаз. Бассейн расположен на Сев.-Сибирской низм. Питание снеговое и дождевое.

БОГАРА (от перс, бехар - весна), земли в зоне орошаемого земледелия, на к-рых с.-х. культуры возделывают без полива. Урожайность их зависит гл. обр. от кол-ва и времени выпадения осадков, темп-ры воздуха и др. условий; поэтому на Б. выращивают засухоустойчивые зерновые, кормовые и бахчевые растения. Богарное земледелие имеет большое экономич. значение, т. к. позволяет использовать неудобные для орошения участки. Распространено гл. обр. в предгорьях и на окраинах оазисов Афганистана, Ирана, Китая, Индии, Пакистана, Судана, Турции и др. стран; на терр. СССР - в республиках Ср. Азии, на юге Казахстана, в Закавказье.

К. Ф. Богаевский. "Воспоминание о Мантенье". 1910. Третьяковская галерея. Москва.

БОГАРНЕ (Beauharnais) Жозефина (23.6.1763, Труаз-Иле, Мартиника, -29.5.1814, Мальмезон), первая жена Наполеона I. В 1779-94 была замужем за ген. А. Богарне, казнённым по обвинению в измене. В 1796 стала женой Наполеона Бонапарта, а в 1804, с провозглашением его императором,- франц. императрицей. В 1809 Наполеон, решивший вступить в династический брак с дочерью австр. имп. Франца I Марией Луизой, развёлся с Б.

БОГАРНЕ (Beauharnais) Эжен (3.9.1781, Париж,- 21.2.1824, Мюнхен), французский генерал, герцог Лейхтенбергский, вице-король Италии (1805-14), пасынок Наполеона Бонапарта. Участвовал в Итальянском походе 1796-97, Египетской экспедиции 1798-1801 и наполеоновских войнах. В 1812 при нашествии Наполеона на Россию командовал 4-м корпусом, а после отъезда Наполеона возглавлял остатки "великой армии". Вернувшись в Италию, создал армию и сражался против австр. войск на стороне Наполеона до его отречения. Антифранц. восстание в Сев. Италии (1814) вынудило Б. бежать к своему тестю - баварскому королю Максимилиану, у к-рого он провёл последние годы жизни.

БОГАТЫРЁВ Анатолий Васильевич [р. 31.7(13.8). 1913, Витебск], советский композитор, народный артист БССР (1968). Член КПСС с 1954. В 1937 окончил Белорусскую консерваторию по классу В. А. Золотарёва, с 1948 преподаёт в ней (с 1960 проф.). Ученики: Г. М. Вагнер, Е. А. Глебов, Ю. В. Семеняко, Э. М. Тырманд и др. Б.- автор опер "В пущах Полесья" (пост. 1939, Минск), "Надежда Дурова" (пост. 1956, Минск); кантат "Беларусь" (1949), "Белорусские песни" (1967); двух симфоний; концертов для виолончели, контрабаса; музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам; хоров, обработок белорус, нар. песен и др. Деп. Верх. Совета БССР 1-4-го созывов. Гос. пр. СССР (1941). Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Т и к о ц к и и Е., А. В. Богатырев, "Советская музыка", 1963, № 10; Журавлев Д., Композиторы Советской Белоруссии, М., 1966. Н. С. Зелов.

БОГАТЫРЁВ Пётр Григорьевич [р. 16(28).!.1893, Саратов], советский фольклорист, этнограф, театровед. В 1918 окончил историко-филологическ