БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я, 1964; В е л ч е в В., Въздействието на руската класическа литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век. София, 1958; Константинов Г., МинковЦ., Беликов С., Български писатели. Биографии, библиография, София, 1961. Д.Ф.Марков.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. Б. найдены глиняные сосуды с прочерч. и лепным геом. орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит и эпоха бронзы - 4-2-е тыс. до н. э.). К раннему жел. веку относятся дольмены в горах Странджа, Сакар и Вост. Родопы, наскальные рисунки с изображением животных и людей (ок. 8-7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье Чёрного м. сохранились остатки древнегреч. колоний - Аполлонии, Месембрии и др.- с многочисл. памятниками антич. скульптуры. О высоком уровне культуры фракийцев свидетельствуют остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декориров. обществ, и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной антич. стенописью, отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.).

1. Глиняный сосуд 4-го тыс. до н. э. Национальный музей. Казан лык. 2. Глиняный сосуд эпохи бронзы. Археологический музей. Пловдив.

Среди антич. кладов выделяется клад из г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями (4 в. до н. э.). От эпохи рим. владычества остались руины городов 1-2 вв. н. э. (Рациария, Видинский окр.; Эскус, Плевенский окр.; Никополис-ад-Иструм, Великотырновский окр.; и др.),крепостей (Хисар, Пловдивский окр.; Абритус, близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре (4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах рим. вилл близ Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологич. и жанровыми изображениями. В период визант. господства начинается сооружение христ. храмов (3-нефная базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика св. Софии в г. София, 5-6 вв.; центрич. церковь в с. Перуштица, 6 в.; и др.). С созданием Первого Болг. царства (680-1018) формируется собственно болг. иск-во, складывающееся на основе культуры заселивших Б. в 6-7 вв. славян и протоболгар. В своём развитии оно впитывает богатые антич. и визант. художеств, традиции. Первым памятникам болг. зодчества (остатки крепостных стен и прямоуг. в плане дворцов в Плиске и Преславе, 9-10 вв.), сложенным из массивных кам. блоков, свойственна торжеств, тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геом. орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный памятник скульптуры этого времени -т. н. Мадарский всадник - высеченный на скале близ с. Мадара барельеф с обобщ. изображением всадника с собакой и льва, пронзённого копьём. Церк. архитектура 9-10 вв., исходившая из визант. прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и партексом, т. н. Большая базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в к-ром применялись глазу ров. керамич. плитки с многообразными растит, и геом. узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями святых.

"Мадарский всадник". Рельеф близ с. Мадара. 9 в.

"Св. Тодор" (из церкви в Патлейне). Керамическое панно. 10 в. Музей в Преславе.

Оригинальным видом архит. декора были инкрустированные многоцветными стёклами кам. плиты и блоки. В период визант. владычества (1018-1187) художеств, жизнь замирает. Строятся гл. обр. укрепления и замки (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.). В эпоху Второго Болг. царства (1187-1396) гл. художеств, центром становится Тырново (совр. Велико-Тырново). Для тырновской художеств. школы характерны относительно меньшие, чем в 9-10 вв., размеры построек, стремление к декоративному изяществу. Традиции визант. иск-ва получают в ней свободное и оригинальное истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшены зубчатыми карнизами, керамич. глазуров. плитками с многоцветным геом. орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутр. структурой зданий (церкви в р-не Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12-14 вв.; церкви Вседержителя и Иоанна Неосвящённого в Несебыре, обе - 13-14 вв.). 13-14 вв. были временем расцвета болг. ср.-век. живописи и миниатюры. Выдающийся памятник тырновской школы - стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистич. деталей, живой непосредственностью портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности миниатюрах "Хроники Манасия" (сер. 14 в., Ватиканская б-ка, Рим) и "Евангелия Ивана Александра" (1356, Брит, музей, Лондон), в к-рых наряду со сценами болг. истории и портретами ист. лиц находит отражение совр. быт (одежда, вооружение, архитектура). В 12-14 вв. развиваются ювелирное иск-во, резьба по дереву и др. художеств. ремёсла. Завоевание Б. турками-османами (кон. 14 в.) положило конец расцвету древнеболг. иск-ва. Мн. памятники болг. культуры были уничтожены. В 15-16 вв. завоеватели вели стр-во мечетей, мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила, 1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болг. культуры продолжают сохраняться в 15-17 вв. в декоративно-прикладном и изобразит, иск-ве. Суровым по колориту фрескам Б. 15-17 вв.- в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях - при известном схематизме и канонич. отвлечённости образов нередко свойственны драматич. экспрессия и наивно-реалистич. черты. В архитектуре этого времени преобладают скромные однонефные сел. церкви с цилиндрич. сводами, покрытыми двускатной крышей.

В период Болг. возрождения (2-я пол. 18 в.- 1878) наступает новый подъём иск-ва. Расширяется светское и церк. стр-во. В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сел. местности - монастыри с живописными внутр. дворами, окружёнными арочными галереями. Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с зап. притворами, украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов и рядами двухцветной кам. кладки. Среди строителей этого периода появляются крупные нац. мастера - Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского монастыря (1816-19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла (1865-67), ряд постоялых дворов н церквей, а также П. Йованович, автор церкви Богородицы (1834-1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно складываются характерные нац. типы жилых домов с кам. цокольным этажом, фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразит, иск-ве складывается ряд местных художеств. школ - тревненская, самоковская и др., представители к-рых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться от религ. канонов. Крупнейший живописец Болг. возрождения Захарий Зограф вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни. Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистич. иск-во складывается в Б. в 60-70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского, X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болг. ист. композиций). Появляется патриотич. революц. графика (Г. Данчов, X. Дембицкий).

Миниатюра "Хроники Манасия". Сер. 14 в. Ватиканская библиотека. Рим.

После освобождения Б. от османского ига (1878) её иск-во переживает новый подъём. Начинаются большие градостроит. работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается ряд обществ, зданий (Нар. собрание, 1885, арх. К. Йованович; Нар. театр им. И. Вазова, 1904, арх. Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра Невского, 1904-12, рус. арх. А. Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски нац. архит. стиля (Синодальная палата в Софии, 1908, арх. П. Момчилов). В период между двумя мировыми войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Мин-во внутр. дел в Софии, 1939, арх. Г. Овчаров). В изобразит, иск-ве в 80-х гг. 19 в. складывается демократия, реалистич. направление. Живописцы А. Митов, И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян, их нац. обычаи и обряды. Расцвет реалистич. батальной живописи связан с именем Я. Вешина.

Н. Фичев. Мост через р. Янтра уг. Бяла. 1865-67.

В. Димитров-Майстора. "Девушка". 1952. Художественная галерея. Бургас.

К ст. Болгария. 1. Церковь св. Софии в г. София. 5-6 вв. 2. Церковь Иоанна Неосвящённого в Несебыре. 13-14 вв. 3. Дом Лютова в Копривштице. 1854. 4. Внутренний двор Рильского монастыря. 1816-60. 5. Ф. Ф е л ь н е р, Г. X е л ь м е р. Народный театр им. И. Вазова в Софии. 1904. 6. А. Н. Померанцев. Храм-памятник Александра Невского в Софии. 1904-12. 7. Г. О в ч а р о в, Р. Р и б а р о в. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949. 8. Микрорайон Западный парк в Софии. 1960-е гг. 9. Н. Н е н о в и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков. 1960-е гг.

На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистич. традиции 19 в. сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц. Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20-30-е гг. 20 в. иск-во Б. вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров иск-ва обращается к опыту европ. постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма.

Часовая башня в Тряинс. 1813.

В обстановке острой идейной борьбы постепенно выковываются прогрессивные художеств, тенденции. Демократич. традиции нац. культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой сценах крест, жизни X. Станчева, в исходящих от нар. иск-ва декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного юмора сел. сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтич. фантазии композициях на темы нар. сказаний и пейзажах И. Милева, П. Гесфгиева, Ц. Лавренова, гравюрах с изображением нац. памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись (X. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революц. журнальная графика (антимонархич. и антифашистские сатирич. рисунки и гравюры А. Жендова, С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы М, Марков, И. Фунев, И. Лазарев, В. Емануилова и др., во многом создавая предпосылки для формирования иск-ва социалистич. реализма.

И. Ф у н е в. "В вагоне третьего класса". Имитация чугуна. 1935. Национальная художественная галерея. София.

После установления в Б. нар.-демократич. строя (1944) иск-во Б. приобретает новое, социалистич. содержание. Огромный размах получают градостроит. работы. Составляются ген. планы развития и реконструкции Софии, Пловдива, Варны и др. городов, сооружаются новые пром. центры (гг. Димитровград, Мадан и др.). Создаётся ансамбль центра Софии с системой площадей (обстроенных парадными неоклассич. зданиями) и строгим по формам Мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров и Р. Рибаров). Сооружаются обществ, здания, жилые и спортивные комплексы. После периода подражания ист. стилям во 2-й пол. 50-х гг. появляется стремление к использованию более совр. и простых, функционально оправданных форм (Дворец бракосочетаний в Пловдиве, арх. М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов; гостиница -"Рила" в Софии, арх. Г. Стоилов и др.; оба здания - 1962). Балконы, эркеры, лоджии, сильно выступающие солнцезащитные карнизы определяют приветливый облик и пластич. выразительность фасадов. В постройках 1960-х гг. используются фактурные и цветовые контрасты, монументально-декоративная живопись и скульптура. Здания органично вписываются в окружающий ландшафт. Живописностью планировки и застройки отличаются новые курортные комплексы близ гг. Варна и Несебыр (Солнечный Берег, арх. Н. Николов и др.; Золотые Пески, арх. Г. Ганев и др.; Албена, арх. Н. Ненов и др.), при стр-ве к-рых тактично использованы нац. традиции. Ведутся большие работы по реконструкции и благоустройству сёл и посёлков.

И. Мырквичка. "Рученица". 1894. Национальная художественная галерея. София.

В изобразит, иск-ве со 2-й пол. 40-х гг. получают распространение героич. темы революц. борьбы и социалистич. строительства, жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян, нац. пейзажи. Постепенно освобождаясь от упрощённого истолкования задач социалистич. реализма, иск-во Б. обретает многообразие и яркое нац. своеобразие форм. Большие успехи достигнуты в монументальной и станковой живописи (И. Петров, Н. Балкански, С. Венев, С. Сотиров, В. Димитров-Майстора, Н. Петков, Б. Денев, И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Н. Мирчев), станковой и книжной графике (Б. Ангелушев, И. Петров, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов, М. Бехар), политич. карикатуре (А. Грозев, Ц. Цеков, Т. Пиндарев), станковой и монументальной скульптуре (А. Николов, И. Фунев, И. Лазарев, Л. Далчев, М. Марков, И. Крычмаров, В. Радославов). Для живописи 60-х гг. характерно стремление к созданию приподнятых героич. образов, к обострённой живописной экспрессии и декоративной красочности, а также обращение к древним нац. художеств, традициям. Успешно развиваются монументальное иск-во (мозаики А. Стаменова) и декоративно-прикладное иск-во (резьба по дереву А. Василева, керамика Г. Бакырджиева, ковры и декоративные ткани М. Йосифовой, С. Камбуровой и др.), мастера к-рого стремятся сочетать совр. художеств, концепции с традициями нар. иск-ва.

П. П а н а й о т о в. Портрет Г. Димитрова. 1967. Собственность Военного клуба в Софии.

Лит.: Бичев М., Български барок..., [София, 1955]; Томов Е., Болгарская графика, 2 изд., София, 1956; Мавродинов Н., Старобългарското изкуство. Изкуството на първото българско царство, София, 1950; его же, Старобългарското изкуство XI-XIII в., София, 1966; Божков А., Болгарское изобразительное искусство, Софил, 1964; Ц о н ч е в а М., Българско възраждане, София, 1962; Краткая история болгарской архитектуры, София, 1969; Съвременна българска живопис (Предговор от А. Божков), София, 1969; Boschkov A., Die bulgarische Malerei. Von den Anfangen bis zum 19. Jahrhundert, Recklinghausen, 1969.

XV. Музыка

Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав, племён, вобрав в себя элементы муз. культуры древних жителей Балканского п-ова, а впоследствии испытала известное воздействие соседних народов и завоевателей. Болг. нар. песни сохранили самобытность как в отношении художеств, образности и эмоциональной окраски, так и по ряду формальных признаков (метр, ритм, ладо-гармонич. структура и др.). Преим. это песни одноголосного склада, в ср.-эап. и юго-зап. Б.- двухголосного