БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. Мн. песни в различных областях страны имеют сложные равнодольные и неравно-дольные размеры-5/8, 7/8, 8/8, 9/8 и т. д. до 14/8. В числе древнейших нар. песен -обрядовые, связанные с языческими обрядами и верованиями, и трудовые -жнивные, посиделочные и др.; среди нар. танцев, восходящих к нар. обычаям,-прямое хоро, рученица, пайдушко хоро и др. Нар. муз. инструменты: годулка, гусла (струнные смычковые), тамбура (щипковый), различные духовые - гайда, кавал, свирель, додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель), тупан и др. барабаны.

С принятием христианства (9 в.) развивается церк. пение на древнеболг. языке. Создаётся болг. церк.-певческая школа, оказавшая влияние на муз. культуру др. народов. Предположительно в 13-14 вв. сформировался т. н. болгарский распев, обнаруженный затем в рус. песенных сборниках 17-18 вв. В 14 в. выдвинулся автор муз.-теоретич. трактата - певчий и композитор болг. происхождения Иоанн Кукузель, живший в монастыре в Византии.

В ходе нац.-освободит. борьбы против османского господства создаются эпические песни - "юнашки" (героические), "хайдушки" (повстанческие), "возрожденски" (революционные, 2-я пол. 19 в.). С освобождением Б. (1878) связано возникновение нар. несено России. Позднее, в ходе борьбы болг. пролетариата против капитализма, монархич. режима и фашизма, родились нар. рабочие песни о Сентябрьском антифашистском восстании 1923, во время 2-й мировой войны -партизанские.

После 1878 начала формироваться светская гор. культура. Возникают хоры при нар. "читалиштах" (культ.-просвет. орг-ции), создаются духовые оркестры. С 90-х гг. 19 в. начинают развиваться проф. муз. творчество, исполнительское иск-во и музыкознание. Первые болг. композиторы - Е. Манолов, А. Букорештлиев, Д. Христов, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев - работали преим. в области хоровой, сольной и детской песни (гл. обр. обработки нар. мелодий). Особенно значительно творчество Д. Христова. Начало болг. муз.-сценич. творчеству положил Г. Атанасов-Маэстро (6 опер, 1 оперетта и 5 детских оперетт). Первая болг. симфония создана Н. Атанасовым (1912).

С 1920-х гг. болг. композиторы работали во всех жанрах, овладевая различными муз. формами; наряду с использованием нар. мелодий в качестве тематич. материала они создают оригинальные произв. на собств. муз. темы в болг. духе, с характерным нац. звучанием. Большой вклад в музыку Б. внесли авторы опер, симфонических жанров, камерно-инструментальных произведений П. Владигеров, П. Стайнов, Л. Пипков, позднее - В. Стоянов, М. Големинов, Ф. Кутев, П. Хаджиев, Г. Димитров, С. Обретенов, Д. Ненов и др. В 1904 создана первая муз. школа (с 1921 - Гос. муз. академия, с 1954 - Болг. гос. консерватория): основаны Болгарское оперное товарищество (1908; с 1921 - Софийская народная опера), первый постоянный гос. симф. оркестр (1928), организовано мн. самодеятельных хоров, объединённых в Союз нар. хоров Б. (1926; с 1935 - Болг. певческий союз, существовал до 1952). Среди исполнителей: вокалисты - X. Морфова, С. Македонский, А. Тодорова, П. Райчев, Ц. Табакова, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай, Т. Мазаров: пианисты-А. Стоянов, П. Пелишек, Т. Янкова, Д. Ненов; дирижёры - С. Попов, А. Найденов и А. Димитров. Значит, вклад в музыковедение Б. внесли Д. Христов и В. Стоин.

С установлением в Б. нар.-демократич. строя (1944) начинается новый период в развитии болг. муз. культуры. Возникают условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного муз. иск-ва. Создаются новые муз. жанры - массовая песня, кантата и оратория, в к-рых применяются совр. приёмы письма, обновляются средства муз. выражения, расширяется тематика произв., отражающих революц. прошлое и совр. жизнь болг. народа. В симфоническом жанре работают П. Стайнов, Ф. Кутев, Л. Пипков, А. Райчев, К. Илиев, в жанре инструментального концерта - П. Владигеров, Л. Пипков, В. Стоянов, М. Големинов. Выделяются оперы Л. Пипкова, П. Хаджиева, М. Големинова, В. Стоянова, К. И лиева, оперетты П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина, В. Райчева, А. Карастоянова, Ж. Леви и другие; кантаты и оратории С. Обретенова, Ф. Кутева, Л. Пипкова, Т. Попова. Мн. композиторы пишут камерную музыку, хоровые песнм и др.

Среди ведущих болг. исполнителей: вокалисты - Б. Христов, М. Попов, X. Брымбаров, Д. Узунов, Н. Николов, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, К. Попова (ум. в 1966), Ю. Винер, Л. Барева, Р. Кабаиванская: пианисты - Л. Енчева, О. Либих, Н. Евров, А. Диков, Ю. Буков; скрипачи - Н. Симеонова, Б. Лечев, Д. Шнейдерман, Е. Камиларов, Г. Ба-дев, Г. Байнов; дирижёры - А. Найденов, В.Стефанов, В.Симеонов, К. Илиев, Д. Петков, Р. Райчев. В области музыковедения работают В. Крыстев, С. Стоянов, С. Джуджев, Р. Кацарова, Н. Кауфман, С. Петров.

Ведущие муз. орг-ции и коллективы (1970) - консерватория, муз. училища (5), Софийская гос. филармония, симф. оркестр Болг. радио и телевидения в Софии, 5 симф. оркестров в др. городах (в Русе, Варне, Бургасе, Пловдиве и Плевене), 5 оперных театров (в Софии, Русе, Варне, Стара-Загоре и Пловдиве), муз. театр им. С. Македонского (София), Болг. хоровая капелла им. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца (в Софии и Благоевграде), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струнных квартета. Существуют также самодеят. хоры в разных городах Б. В 1948 при Болг. академии наук осн. Ин-т музыки, к-рый разрабатывает проблемы болгарского нар. и проф. муз. творчества, теории музыки, эстетики и муз. педагогики. Композиторы и музыковеды объединены в творческий Союз болг. композиторов; его печатный орган (а также К-та по иск-ву и культуре) - журн. "Българска музика" (с 1948).

Лит..-Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, т. 1, София, [1954]; Петров С., Очерцн по история на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Сб. статей болгарских музыковедов, [ред.-сост. К. Ангелов], М., 1962; Стайнов П., За българската музикална култура. Съст. В. Кръстев, София, 1967.

XVI. Балет

Древняя танцевальная культура болг. народа отличается богатством и разнообразием. Развитие болг. танцевального иск-ва было замедлено из-за многовекового османского ига. Первые попытки творчески осмыслить танц. фольклор были сделаны в 1907 учителями гимнастики Р, Колевой и П. Радоевым, к-рые после создания Болг. оперного т-ва (1908) поставили там первые балетные сцены в оперных спектаклях. В 1919 Радоев открыл детскую балетную школу. Для дальнейшего формирования проф. балетного иск-ва Б. значительными были гастроли артистов рус. балета (1920-22). В 1927 болг. танцовщик и балетм. А. Петров организовал первую проф. балетную труппу в Софийской народной опере; в том же году открыл балетную школу, в которой были подготовлены первые проф. болг. артисты балета - Е. Воронова, С. Ароэ (С. Дрова), А. Манолов и позднее-Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова и др.

В 30-х гг. 20 в. в балетном иск-ве Б. отмечаются противоречивые тенденции. Балетм. Л. Вылкова, ученица Р. фон Лабан и М. Вигман, поставила в Софийской народной опере балеты "Зелёная флейта" на музыку В. А. Моцарта, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, а также "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в к-рых частично использованы классич. танец, приёмы пластич. школы и средства свободного танца. Значительной для формирования в болг. балетном иск-ве традиций классич. танца была постановка балета "Спящая красавица" П. И. Чайковского (1938), осуществлённая рус. танцовщиком и балетм. М. фроманом. В 1937 А. Петров поставил первый болг. балет "Змей и Яна" X. Манолова, а в 1939 -"Раймонду" А. К. Глазунова. В 1942 балетм. М. Димова осуществила постановку балета "Нестинарка" М. Големинова, в к-рой впервые успешно использовано сочетание классич. балета с элементами нар. танцев.

После установления в Б. нар.-демократического строя начинается подлинный расцвет болг. балетного иск-ва. Балетная труппа Софийской народной оперы работает в творческом содружестве с сов. балетмейстерами и педагогами (Н. А. Анисимова, Н. С. Холфин, Ю. Н. Григорович, В. М. Чабукиани и др.). Балетм. А. Петров поставил балеты "Жизель" А. Адана (1948, 1960), "Лебединое озеро" (1956); "Эсмеральда" Ч. Пуньи, Л. Минкуса, С. Н. Василенко (1958); балетм. Н. Кираджиева-"Лауренсия" А. А. Крейна (1952), "Мирандолина" С. Н. Василенко (1954), "Треуголка" М. дё Фальй (1961). Среди ведущих танцовщиков балетного театра 60-х гг.: В. Кирова, К. Колдамова, К. Богоева, И. Лазарев и др. При оперных театрах в Стара-Загоре, Варне, Русе и Пловдиве созданы балетные труппы. В 1951 открыто Гос. хореографич. уч-ще с двумя отделениями: классич. танца и болг. танц. фольклора. С 1961 в Варне проводится междунар. конкурс балета (1964, 1965, 1966, 1968, 1970).

XVII. Драматический театр

С глубокой древности элементы театр. иск-ва были известны в болг. нар. играх. Многовековое османское иго тормозило развитие театра Б. С 40-х гг. 19 в. в нар. школах ученики разыгрывали на болг. языке драматизированные диалоги, авторами к-рых были педагоги. Любительские труппы создавались при нар. "читалиштах" (болг. самодеятельные культурно-просветительные орг-ции). В 1856 театральные представления состоялись в городах Ломе и Шумене. В 1866 один из первых болг. драматургов Д. Войников основал Браильское театральное об-во - первую постоянную труппу из любителей. В. Друмев создал историч. драму "Иванко" (поставлена в 1872), к-рая явилась вершиной нац. драматургии периода Болг. возрождения. В 70-х гг. 19 в. любительский театр получил в стране большое распространение. После освобождения от османского ига (1878) в Б. возникли первые проф. театральные коллективы: Болг. драматич. труппа в Пловдиве, созданная на базе Румелийской театральной труппы; Пловдивская любительская труппа, осн. часть к-рой в 1888 отделилась и образовала в Софии театр "Основа". В 1892 в Софии создана драматич. труппа "Слеза и смех". Формирование театра способствовало развитию болг. драматургии. На сцене труппы "Слеза и смех" начали деятельность многие известные болг. актёры первых лет существования проф. театра. В 1904 театр переведён на гос. бюджет и переименован в Нар. театр. В его труппе были объединены лучшие актёры страны: В. Кирков, А. Булевская, К. Сарафов, С. Огнянов, С. Бычваров, 3. Надева, И. Попов, А. Кирчев, X. Ганчев, Е. Снежина, Г. Киров, В. Игнатиева и др. Для Нар. театра писали пьесы драматурги И. Вазов, А. Страшимиров, П. Тодоров, П. Яворов.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в Б. возникли др. проф. театры: передвижные театры -Драматич. театр Р. Поповой, Совр. театр (руководитель М. Икономов), Свободный театр и др. В этот период сформировалось реалистич. направление в болг. актёрском иск-ве. Его утверждению способствовало творчество актёров старшего поколения, получивших театральное образование в России. Нар. театр в Софии, руководимый реж. Н. Массалитиновым (1925-44), следовал сценич. принципам МХТ. В театре работали П. Атанасов, В. Трандафилов, Г. Стама-тов, М. Попова, Н. Икономов, Б. Михайлов, П. Димитров и др.; драматурги С. Л. Костов, И. Йовков, Р. Стоянов, Г. Райчев и др., деятельность к-рых была значит, для развития нац. театра. Массалитинов создал при театре драматич. школу-студию, в к-рой учились мн. ведущие совр. актёры Б.: И. Димов, К. Кисимов, 3. Йорданова, П. Герганова, О. Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева и др. В 30-х гг. прогрессивным явлением для болг. театра была деятельность рабочих парт, театров ("Синие блузы", коллектив Трибуна, Народная сцена, переименованная позднее в Союз болг. работников театра, Реалистический театр, театр "Т-35" и др.), к-рые затем были закрыты буржуазными властями из-за их антифашистской направленности. Большое значение в пропаганде прогрессивной культуры имели передвижные театры.

После установления нар.-демократич. строя начался процесс возрождения театрального иск-ва. Увеличилась сеть профессиональных театров. Национальная драма является основой репертуара театров.

Театры Б. продолжают развивать реалистич. традиции. В 1969 в Б. работали 40 театров (32 драматических, 8 кукольных) и 3 тур. эстрадные труппы при драматич. театрах в Шумене, Кырджали и Разграде. В Софии имеются Нар. театр им. И. Вазова, драматич. театр "Слеза и смех", Театр Нар. армии, Сатирич. театр, Нар. театр молодёжи, театр "София", "Театр 199", Театр Слова, Уч. театр Высшего ин-та театрального иск-ва, Центр, театр кукол. В стране развита сеть самодеят. театральных коллективов (св. 3 тыс.). Высший ин-т театрального искусства осн. в 1948. Среди ведущих театральных деятелей 60-х гг.: актёры -Р. Делчева, О. Кирчева, С. Гецов, Г. Калоянчев, А. Карамитев, И. Кондов, Л. Кабакчиев, С. Джонев, М. Дупаринова, И. Димитрова, Т. Массалитинова, С. Славова и др.; режиссёры - Б. Дановский, Ф. Филипов, К. Мирский, С. Сырчаджиев, М. АН донов и др. В Софии ежемесячно выходит журн. "Театър" (с 1946).

Лит.: Державин К., Болгарский театр, М.- Л., 1950; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4, София, 1952-58; Сто години български театър, София, 1956; И н д ж е в а Н., Театър на революционния протест, София, 1966. Н. А. Ястребова.

XVIII. Кино

Производство в Б. документальных и хроникальных фильмов началось в 1910. В 1915 поставлен первый художеств, фильм "Галантный болгарин" (реж. В. Гендов). В 1919 организовано акц. об-во "Лунафильм", на средства к-рого снимались хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, художеств, фильмы с бытовой тематикой ("Лиляна", "Под старым небом"). Частные кинофирмы снимали комедии, приключенческие и др. фильмы, далёкие от жизни народа. В 1933 выпущен первый звуковой фильм "Бунт раба" (реж. Гендов). В 1939 создана государственная организация "Болгарское дело", выпускавшая фильмы, отмеченные, как правило, буржуазно-националистической направленностью.

После победы социалистич. революции кинотеатры, техническая база и фильмофонд перешли в руки государства (1948). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. начало работать в кино новое поколение режиссёров, заложивших основы современного нац. киноискусства. Осн. место заняли фильмы о нац.-освободит, войне, о партизанских боях в годы 2-й мировой войны; героями этих фильмов стали лучшие представители народа. Среди фильмов, поставленных в 50-х гг.: "Калин Орёл" (1950, реж. Б. Борозанов, в сов. прокате - "Побег из неволи"), "Тревога" (1951, реж. 3. Жандов), "Под игом" (1952, реж. Д. Даковский), "Песня о человеке" (1954, реж. Б. Шаралиев), "На маленьком острове" (1958, реж. Р. Вылчанов). Расширились связи болгарских деятелей кино с кинематографией зарубежных стран; совм. с деятелями сов. кино созданы фильмы: "Герои Шипки" (1955, реж. С. Д. Васильев), "Урок истории" (1957, реж. Л. О. Арнштам), "Накануне" (1959, реж. В. М. Петров).

К нач. 60-х гг. определились новые тенденции в болг. киноискусстве - стремление режиссёров сочетать высокую гражданскую направленность, пафос борьбы за преобразование жизни с раскрытием индивидуальной человеческой психологии, поэтич. обобщениями, отказ от господствовавших ранее схематизма, иллюстративности. Среди фильмов 60-х гг.: "Солнце и тень" (1961, реж. Р. Вылчанов), "Как молоды мы были" (19о1, реж. Б. Желязкова), "Пленённая стая" (1962, реж. Д. Мундров), "Табак" (1953, реж. Н. Корабов, в сов. прокате - "Конец „Никотианы""), "Похититель персиков" (1964, реж. В. Радев), "Инспектор и ночь" (1964, реж.