БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

у по составлению геологич. карты Б. После 1960 организован ряд новых н.-и. ин-тов: геофизический в Ла-Пасе, ведущий гравиметрич., сейсмологич. и геомагнитные исследования, технологический, ведущий исследования нефт. месторождений и девонской фауны. С 1963 в Б. имеется Центр научно-технич. информации. Существует ряд науч. об-в; среди известных учёных-физик И. Эскобар, биолог О. Суарес Моралес, ботаник М. Карденас Эрмоса и др.

Ла-Пас. На переднем плане здание медицинского факультета университета.

Лит.: Instituciones cientfficas у cientificos de Bolivia, Montevideo, 1963; UNESCO. World directory of national science policy making bodies, v. 3, P., 1968; M e s a J. d e, Gisbert Т., La ciencia en Bolivia (Siglos XVII у XVIII), La Paz, 1962. Г.Я.Розен.

Общественные науки. В колон, период центром гуманитарных наук являлся ун-т Сан-Франсиско Хавьер (осн. в 1624) в Чукисаке (ныне Сукре). Он способствовал распространению схоластич. концепций "общего блага" и "народного суверенитета" исп. философов Ф. Суареса и Ф. де Витория. В 1739 X. Белес де Кордова выступил в защиту индейского населения с проектом восстановления "империи инков". В сер. 19 в. появились беллетризованные очерки новой истории Б., выдержанные в стиле романтизма (Р. Бус-таманте, X. М. Лоса, М. X. Кортес). В области философии распространялись мистич. идеи нем. философа К. К. Краузе. Усиление интереса к экономике и истории своей страны совпало с распространением идей позитивизма. Наиболее крупные его представители - историк Г. Р. Морено, социолог и лит. критик Д. Санчес Бустаманте, философ Б. Фернандес, юрист и дипломат К. Пинилья. С кон. 19 в. стал выходить журн. "La Revista de Bolivia", к-рый превратился в трибуну натуралистич. школы в прозе, модернизма в поэзии и позитивизма в философии, педагогике и лит. критике. Развивая идеи венесуэльского социолога С. Суметы и аргент. философа X. Ин-хеньероса, боливийский писатель А. Аргедас в работах, вышедших в 20-х гг. 20 в., выдвинул на первый план в истолковании истории и обществ.-политич. жизни расовый и психологич. моменты. В противоположность Аргедасу, писатель и юрист X. Мендрса, испытавший влияние произведений А. М. Горького, осн. внимание уделял выяснению роли социального момента в жизни боливийского общества и выступил с резкой обличит, критикой его. Заметно возрос интерес к социалистич. идеям (идеи утопич. социализма имели хождение в Б. ещё в 19 в.), распространению к-рых способствовал философ и юрист И. Пруденсио Бустильо, но последний, положительно оценив Великую Окт. социалистич. революцию в России как опыт "осуществления интегральной демократии.", всё же оставался на позициях социализма фабианского толка. Писатель и политич. деятель Г. А. Наварро (псевд. Тристан Мароф) справедливо отмечал в качестве осн. причин отсталости Б. зависимость от империалистич. держав и помещичий гнёт; однако Наварро не смог указать революц. выхода и стал проповедовать восстановление "инкской империи", к-рую он выдавал за образец коммунизма. Впоследствии Наварро перешёл на позиции "индейского расизма", затем примкнул к троцкистам и окончательно отрёкся от антиимпериалистич. борьбы. В 30-40-е гг. 20 в. в Б. распространились взгляды "легального марксизма". Его сторонники (X. А. Арсе, Р. Аная, А. Уркиди, С. Альмарас, А. Канелас и др.) выступили с антиимпериалистич. позиций, но, идеализируя докапиталистич. отношения в стране, игнорировали роль рабочего класса и способствовали распространению иллюзий относительно решающей роли мелкобурж. интеллигенции в революц. процессе. "Легальные марксисты" вели борьбу с националистич. экстремизмом, наиболее видным представителем к-рого стал ницшеанец Ф. Тамайо. Отвергая гуманизм и демократию, воспевая авторитарность и нац. эгоизм, Тамайо призывал к выработке новых, сугубо нац. индейских социально-этич. критериев, "шкалы новых ценностей" (т. н. концепция индихенизма, или индианизма). Программа "боливийского национализма", изложенная Тамайо, стала основой идеологии совр. правящих партий. Согласно этой программе боливийское бурж. гос-во было провозглашено "правовым, националистич. и народным гос-вом", призванным осуществлять нац. революцию, гос-вом, в к-ром все классы должны подчиняться общенац. дисциплине. Создание в 1944 факультета философии и словесности при ун-те Ла-Паса способствовало распространению в Б. идей нем. философов Э. Гуссерля (в частности, его интуитивистской гносеологии) и Н. Гартмана (гл. обр. его концепции многослойной структуры бытия, теории неизменных этич. ценностей и учения о свободе воли как единств, основании всякой нравственности). Последователем Н. Гартмана в Б. являлся исп. философ А. Пескадор, работающий в Ла-Пасе. Правовед Р. Гарсиа Роскельяс выступил последователем нормативистской теории права австр. юриста X. Кельзена. В 60-е гг. появились работы боливийских учёных, представляющие конкретные фактологич. исследования по истории Б. (У. Васкес Мачикадо), истории обществ, мысли Б. (Г. Франкович), боливийской культуре (П. Диас Мачикао, X. де Меса, Т. Хисберт), по археологии и истории доколон, периода Б. (А. Познанский, X. Фельман Веларде, Д. Ибарра Грассо), а также труды по изучению наследия индейцев кечуа (X. Лара).

Лит. критик, писатель и эссеист К. Мединасели обращает преимуществ, внимание на процесс метизации населения и связывает с ним надежды на преобразование страны. Историки-марксисты (Х.Овандо, А. Вильяльпандо и др.) посвящают свои исследования специфике нац. вопроса в Б., вскрывают двойной гнёт, испытываемый массами трудящихся (порабощение иностр. империализмом и нац. угнетение индейских народностей), обнажают бурж. природу боливийского гос-ва и указывают на необходимость нар. революции под руководством рабочего класса. Осн. внимание боливийских экономистов направлено на исследование экономики гл. отрасли х-ва страны -добывающей пром-сти и значения её национализации для достижения экономич. независимости Б. от иностр. капитала (Г. Бедрегаль), экономические и финанс. проблемы национализации (X. Пандо Гу-тьеррес); показывается неблаговидная роль в экономике страны английских и северо-амер. нефтяных корпораций (С. Альмарас). В сочинениях Ф. Бельтрана, X. Фернандеса и колумбийского экономиста А. Гарсиа (работавшего в Б.) исследуются проблемы агр. реформы, ликвидации последствий латифундизма, интенсификации с.-х. произ-ва. Прогрессивные экономисты резко критикуют грабительский характер политики США (М. Т. Кальеха). Идеология буржуазного реформизма представлена сторонниками теории "взаимозависимости" стран Лат. Америки и США в рамках "свободного западного мира" (В. Пас Эстенсоро, В. Гевара Арсе). Они выступают за активное вмешательство государства в экономику и государственное содействие развитию частнопредпринимательского сектора.

Важнейшие науч. центры по обществ. наукам: Нац. академия истории (осн. в 1929) в Ла-Пасе; Общество изучения географии и истории (осн. в 1903) в г. Санта-Крус, издаёт "Boletin"; Боливийский ин-т социологии (осн. в 1941) в Сукре, издаёт "Revista"; Технич. ун-т в Оруро, издаёт "Revista de la Facultad de Economia" и ежегодник "Anuario de la Facultad de Economia"; ун-т в Ла-Пасе, издаёт журн. "Dinamica Econdmica".

Лит.: Abecia Baldivieso, Historiografia boliviana, La Paz, 1965; Frankovich G., El pensamiento boliviano en el siglo XX, Mexico- B. Aires, 1956; его же, Lafilosofia en Bolivia, B. Aires, 1945; А г z e у Arze J. A., Sociologia marxista, Oruro, 1963; Crawford W., A century of Latin-American thought, Camb., 1961; Anaya Ro Ion M., Politica у partidos en Bolivia, La Paz, 1966. С.И.Семёнов и Л.Дворжак.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В Б. выходит несколько десятков различных периодич. изданий. 90% тиража всей периодики издаётся в Ла-Пасе, остальные в офиц. столице - г. Сукре и в г. Кочабамба.

Крупнейшие газеты: "Диарио" ("El Diario"), с 1904, тираж 30 тыс. экз. (здесь и ниже по данным 1970), консервативная; "Ой" ("Ноу"), с 1969, тираж 30 тыс., правобурж. газета; "Пресенсия" ("Presencia"), с 1962, тираж 35 тыс. экз., орган реакц. клерикальных кругов, связанных с монополиями США; "Ультима ора" ("Ultima Нога"), с 1928, тираж 20 тыс.;"Унидад"("Unidad"), с 1953,орган КПБ; "Пуэбло" ("El Pueblo"), с 1946, еженедельная прогрессивная газета; "Хорна-да" ("La Jornada"), с 1964, тираж З тыс., ежедневная, независимая газета.

В Б. две радиовещат. компании "Асосиасьон боливиана де радиодифусорас" и "Дирексьон хенераль де радиокомуникасьонео", к-рые объединяют 69 радиостанций. Крупнейшие из них: "Радио насьошль де Боливия", "Радио мунисипаль", "Радио Боливия", "Радио Сукре" и др. Передачи ведутся на исп. яз., а также на яз. кечуа. С 1970 в Б. начала действовать Гос. телевизионная компания. К). П. Павлов.

XIII. Литература

Лит-pa боливийского народа развивается в основном на исп. языке. О древней индейской культуре на терр. Б. (до исп. завоевания) можно судить лишь по восходящим к старинным образцам боливийско-перуанской драме "Ольянтай" и совр. нар. песням (таки и др.). В лит-ре колон, периода представляют интерес лишь нек-рые историч. хроники, напр, индейца Ф. Гуамана Пома, монаха А. де Каланча и др. С кон. 18 в. и в период войны за независимость получает развитие патриотич. публицистика (В. Пасос Канки и др.) и патриотич. лирика (X. И. де Санхинес, поэт-индеец Уальпарримачи). Антифеод., тираноборческие мотивы окрасили творчество боливийских романтиков, находившихся под влиянием европ. романтизма: поэтов Р. X. Бустаманте, Н. Галиндо, М. X. Мухиа, романистов Н. Агирре - автора историч. романа "Хуан де ла Роса" (1885), М. С. Кабальеро, С. Вака Гусман, драматургов Ф. Рейсе Ортис, X. Росендо Гутьеррес и др. В 1880-90-х гг. возникает т. н. кастумбризм - бытописательная лит-pa, начальный этап реалистич. искусства. В русле костумбризма писали повести и рассказы Л. Ансоатеги де Камперо, А. Самудио, X. Лукас Хаймес и др.

В поэзии Б. в кон. 19 в. преобладал т. н. модернизм - течение, соединившее увлечение франц. поэзией с интересом к нац. теме (Р. Хаймес Фрейре, Г. Рейнольде, Ф. Тамайо, X. Э. Герра и др.) (о взглядах Ф. Тамайо см. в разделе Общественные науки). В прозе возникает реалистич. социальный роман. Одним из первых представителей реализма в Б. был А. Аргедас (романы "Креольская жизнь", 1912, и "Бронзовая раса", 1919). X. Мендоса обличал эксплуатацию трудящихся в романах "В недрах Потоси" (1911) и "Варварские страницы" (1914). А. Чирвечес создал сатирич. картины бурж. общества в романах "Кандидатура Рохаса" (1908) и "Фамильный дом" (1916).

С 20-х гг. получила развитие социальная тема: в поэзии - О. Эстрелья, Э. Пас, Ф. Диес де Медина, в прозе -Г. А. Наварро (псевд. Тристан Мароф) (об эволюции его взглядов см. в разделе Общественные науки), Г. А. Отеро, Л. Торо Рамальо и др. С 30-х гг. в прозе возникает т. н. индианистская лит-ра, обратившаяся к изображению социальной драмы бесправных индейцев. Её родоначальником был А. Аргедас, а ведущими писателями - Р. Ботельо Госальвес, А. Гильен Пинто, Р. Лейтон, Н. Пардо Валье. Изображению тяжёлой жизни горняков посвящены романы А. Сеспедеса "Дьявольский металл" (1946), Ф. Рамиреса Веларде "Шахты скорби" (1953, рус. перевод 1962). О. Серруто в романе "Огненный потоп" (1935) рисует картину революц. борьбы солдат и шахтёров. Борьбе за социальную справедливость посвящены и индианистские романы одного из крупнейших современных писателей Боливии X. Лары: "Суруми" (1943), "Янакуна" (1952, рус. пер. 1958), а также роман "Солнце справедливости" (1947) М. Мендосы Лопеса. В ряде романов нашли непосредственное художественное отражение события революц. движения 1952: "Пуля на ветру" (1952) X. Фельман Веларде, "Наша кровь" (1959, рус. пер. 1962) X. Лары.

Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765 - 1959. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960-1964, М., 1966; Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX в., М., 1964; Diez de Medina F., Literatura boliviana, Madrid, 1954; Finot E., Historia de la literatura boliviana, 2 ed., La Paz, 1955. 3. М. Плавскин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В 5-8 вв. на горных плато Б. расцветала древняя культура Тиауанако (сооружения из огромных монолитов, кам. статуи, плоскостные ковровые рельефы с изображением мифологич. существ, полихромная керамика). В 16-18 вв. при участии мастеров-индейцев строятся города (Потоси, Сукре, Ла-Пас), вводятся антисейсмич. конструкции; массивны дома из адобы, камня и кирпича, дворцы, церкви со сводами и куполами, в т. ч. из кинчи - своего рода бетонной массы на тростниковом каркасе. На кам. порталах, деревянных ретабло, кафедрах, скамьях хора ордерные мотивы сочетаются с богатой, ювелирно тонкой резьбой, включающей мотивы индейского иск-ва, местной флоры и фауны. Духом сурового реализма проникнуты религ. картины М. Переса де Ольгин (кон. 17 - нач. 18 вв.). В нач. 19 в. самобытным скульптором был Г. Сангурима. Архитектура пром. и обществ, зданий 19-1-й трети 20 вв. следовала европ. и амер. образцам (эклектика, стиль "модерн"), тогда как жилые дома до сер. 20 в. в основном сохраняли старый тип (1-3 дворика, резные порталы, массивные ворота, деревянные резные балконы). В сер. 20 в. построен ряд многоэтажных железобетонных зданий (под влиянием архитектуры Бразилии и Аргентины), частично реконструированы гг. Ла-Пас, Кочабамба. В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвинулись местные художники - портретист А. Ногалес, жанрист X. Гарсиа Меса, пейзажист С. Итурральде. Модернистич. течения 20 в. в Б. не получили широкого распространения. Нац. школа реалистич. иск-ва сложилась в 1920-х гг. Живописцы С. Гусман де Рохас, Р. Бердесио, В. С. Ромеро, М. Эхидо, скульптор М. Нуньес дель Прадо, график А. Реке Мерувия обращаются к темам истории и совр. жизни своего народа, в т. ч. к их драматич. сторонам, к красоте местной природы. Они изучают опыт европ. и мекс. иск-ва и традиции индейской культуры. Эти традиции сохранились до наших дней у индейцев кечуа на Ю.-З. страны (ткачество, ювелирное дело) и аймара -на С.-З. (керамика, резьба по камню, ткачество).

Слева - жилой дом в Сукре. 18 в. В центре -резная деталь фасада церкви Белен в Потоси. Около 1725. Справа - боковой фасад собора в Сукре. 1693.

А. Реке Мер у вия. "Пахота". Офорт. 20 в.

Лит. : М е z a J. de, Gisbert Т., Holguin у la pintura altoperuana del Virreinato, La Paz, 1956; H i s s i n k K., Alte Kulturen im Zentralen Andegebiet, Darmstadt, 1957; Vethey H. E., Arquitectura Virreinal en Bolivia, La Paz, 1961.

XV. Музыка

Музыкальное иск-во Б. представлено музыкой коренных жителей страны -индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор разнообразен и самобытен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка (песни уанка - более весёлые, оживлённые), предназначенные для сольного исполнения (боливийские индейцы не знают хорового пения). Популярны также инструмент, наигрыши -уайно, уайнито, йумбо, сопровождающие танцы. Индейская музыка основана на пентатонике, причём используются все 5 пентатонных ладов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. Музыка жителей горных районов