БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

on, Bratton) Генри де (г. рожд. неизв.- ум. 1268), английский юрист, систематизатор англ, общего права 13 в. С 1245 королев, разъездной судья, затем судья "королевской скамьи". Защитник привилегий феод. аристократии. В трактате "О законах и обычаях Англии" (составлен в основном между 1250-56) юридически обосновал стремление лордов усилить эксплуатацию вилланов. Приравнивал их к др.-рим. рабам, соответственно толкуя их имуществ. и личное положение в вотчине.

Соч.: Bracton's Note book, v. 1-3, L., 1887.

БРАМ (Brahm) [псевд.: наст. фам. А б р а х а м з о н (Abrahamsohn)] Отто (5.2.1856, Гамбург,-28.11.1912, Берлин), немецкий театральный деятель, критик и режиссёр. Изучал лит-ру и философию в Берлинском, Гейдельбергском и др. ун-тах. В 80-х гг. 19 в. начал работать как театр, критик. Неудовлетворённый современным ему состоянием театр, искусства Б. в своём требовании естественности и простоты сближается с натурализмом. Затем, в отличие от натуралистов, в своей режиссёрской практике он стремится превратить сцену в зеркало и хронику эпохи, выступает за отражение в иск-ве театра совр. социальных проблем. Был активным пропагандистом драматургии Г. Ибсена. С 1889 Б. возглавлял литературно-театр. об-во "Свободная сцена", организованное по инициативе группы журналистов и критиков. Об-во призывало к созданию театра, свободного от коммерч. целей, знакомящего зрителя с совр. художественной драматургией, свободного от рутины. Театр открылся в 1889 пьесой Ибсена "Привидения", затем были поставлены: "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана (1889), а также пьесы А. Хольца, И. Шлафа, Э. Золя, А. Бека, Л. Н. Толстого ("Власть тьмы"). В 1894-1904 руководил Нем. театром (Берлин), в к-ром собрал труппу выдающихся актёров (Э. Райхер, О. Зауэр, Э. Лемап, М. Рейнхардт и др.), добивался создания театр, ансамбля. Постановка в этом театре пьесы Гауптмана "Ткачи" (1894) имела большое значение в истории театра. С 1904 Б. руководил "Лессинг-театром", осуществил здесь постановку пьес Гауптмана и Ибсена.

В спектаклях Б. жизненная достоверность деталей обстановки действия сочеталась с глубиной разработки психологич. сцен. Психологич. реализм Б. получил дальнейшее развитие в творчестве актёров и режиссёров 20 в. в Германии.

Соч.: Kritische Schriften uber Drama und Theater, hrsg. von P. Schlenther, Bd 1 - 2, В., 1913 - 15; Theater, Dramatiker, Schauspieler, В., 1961.

Лит.: Гвоздев А., Западно-европейский театр на рубеже XIX-XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939: Игнатов С., История западно-европейского театра нового времени, М.- Л., 1940.

И. Я. Новодворская.

БРАМАНТЕ (Bramante) [собственно П а с к у ч ч о д'А н т о н и о (Pascuccio d'Antonio)] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, -11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистич. идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архит. исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архит. работе Б.- перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв гл. неф и трансепт мощными цилиндрич. сводами,. Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Б. осуществлены гармоничные центрич. композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиц. для зодчества Ломбардии декоративностью. Б. принадлежит и осн. замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.

Переехав в 1499 в Рим, Б. занял здесь ведущее место среди архитекторов, к-рые создали общеитал. стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европ. зодчество. Строг и величав завершённый Б. в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутр. двору с 2 ярусами изящных аркад Б. придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы к-рого в ниж. ярусе несут аркаду, а в верх., перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластич. цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окружённой внизу римско-дорич. колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.

С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (ок. 1510) и достигающий в дл. ок. 300 м, завершённый огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы др.-рим. ансамблей, предвосхитил композицию мн. вилл последующего времени. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено цептрич. сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферич. куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлён, но его идеи воплотились во мн. центрально-купольных зданиях Италии и др. стран.

Д. Браманте. План собора св. Петра в Риме. Между 1506-14.

Творчество Б.- одна из вершин архитектуры Возрождения. Б. создал архит. образы, замечательные гармонич. совершенством и цельностью, свободным, творч. применением классич. форм.

Лит.: Всеобщая история архитектуры в 12 томах, т. 5, М., 1967, с. 151-82; F o r s t e r О. Н., Bramante, W.- Mineh., [1956].

БРАМБАХ (Brambach), бальнеологич. курорт в ГДР, в зап. части Саксонских гор (округ Карл-Маркс-Штадт), на выс. 575 м. Климат умеренно континентальный с тёплым летом (ср. темп-pa июля 17,5°С) и мягкой зимой (ср. темп-pa янв. - 1°С); осадков ок. 800 мм в год. Лечебные средства: минеральные источники, радиоактивность воды в к-рых колеблется от 1,28 (источник Брамбахер-Шпрудель) до 28,1 (источник Веттинквелле) млн. расп./(сек. м3), или от 94 до 2070 ед. Махе. Гидрокарбонатно - натриево - кальциевая вода источников идёт для ванн, питья, ингаляций, субаквальных кишечных промываний и гинекологич.орошений. Грязевые процедуры: торф, замешанный на радиоактивной воде. Лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, мышц, костей и суставов, гинекологич., последствиями полиомиелита. Санатории, ванные здания, питьевая галерея, ингаляторий. Сезон-круглый год. Лит.: Борисов А. Д., Важнейшие курорты социалистических стран Европы, М., 1967. П. Г. Царфис.

БРАМС (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург,-3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапёром, давал частные уроки, делал переложения салонных муз. пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венг. скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время к-рой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, к-рый в 1853 на страницах "Нового музыкального журнала" восторженно приветствовал талант молодого Б. С кон. 50-х гг. Б.-дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Об-ве любителей музыки. В сер. 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творч. деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Б. омрачает мучит, болезнь.

В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к к.-л. из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классич. традиции, к-рые он обогатил новым романтич. содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравств. стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпич. мощь. Свободно-импровизац. склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития.

Муз. наследие Б. обширно и охватывает мн. жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Б. (1876, 1877, 1883 и 1885), из к-рых в особенности выделяется последняя, - одно из высших достижений симфонизма 2-й пол. 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал циклич. композицию симфонии как инструментальную драму, части к-рой объединены определённой поэтич. идеей. По художеств, значимости к симфониям Б. примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фп. концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Б. наиболее значителен "Немецкий реквием" (1868) с его эпич. размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Б. (более 200 сольных песен), она заключает в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его соч., видное место в ней занимают песни нар. склада. Выполненные Б. обработки нар. песен (св. 100) тонко подчёркивают красоту нар. мелодий.

Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творч. поисков Б. (1-е фп. трио, фп. квинтет и др.) и последнему периоду жизни Б., когда возникли лучшие из этих произведений, для к-рых характерны усиление героико-эпич. черт и одновременно субъективно-лирич. направленность (2-е и 3-е фп. трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фп. и др.). Фп. произведения Б. отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания.

Начав с сонатных циклов, Б. в дальнейшем писал для фп. гл. обр. миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и "Венгерские танцы" - дань восхищения Б. венг. фольклором. В последний период творчества Б. создаёт фп. произведения камерного плана (каприччо, интермеццо).

Б. принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др.

С о ч.: Samtliche Werke, Bd 1-26, Ausg. der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Hartel, 1926 - 28; Briefwechsel, Bd 1 - 16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, В., 1907 - 1922.

Лит.: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Д р у с-кин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970; Kalbeck M., Johannes Brahms, Bd 1-4, В., 1904-14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952. М. С. Друскин.

БРАНДВАХТА (от голл. brandwacht - сторожевой корабль), 1) судно, поставленное при входе на рейд, в гавань или канал и предназначенное для выполнения сторожевых обязанностей, регулирования и учёта движения судов и др. плавучих объектов, наблюдения за выполнением ими таможенных, карантинных, рейдовых и др. правил. 2) Пост на берегу или на судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта. 3) Несамоходное судно, служащее жильём для личного состава земснарядов, водолазных станций, изыскательских партий, портовых рабочих и др.

И. Брамс.

Г. Брандес.

БРАНДЕНБУРГ Николай Ефимович [8(20).8.1839, Петербург,- 31.8(13.9). 1903, там же], русский археолог и военный историк, генерал-лейтенант (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78. С 1872 до конца жизни заведовал Арт. ист. музеем в Петербурге. Составленный им каталог музея явился попыткой науч. разработки истории рус. артиллерии. Вёл раскопки и исследование развалин древней крепости в Ст. Ладоге. Изучение Б. слав, курганов Петерб. и Новгородской губ., а также скифских и кочевнических на Ю. России имело большое значение для рус. археологии.

Лит.: Труды Н. Е. Бранденбурга, "Артиллерийский журнал", 1905, № 7.

БРАНДЕНБУРГ (Brandenburg), историч. область натерр. ГДР. В ср. века Б.-одно из княжеств, сложившееся в процессе завоевания герм, феодалами (с 10 в.) земель полабских славян, гл. обр. лютичей. Герм. феод. агрессия, приостановленная в результате восстания славян 983, возобновилась в сер. 12 в., когда Альбрехт Медведь завоевал центр племени гаволян Бранибор (позднее Бранденбург). В 13 в. Б., где до 1320 правили нем. маркграфы из рода Асканиев, проводившие германизаторскую политику, быстро рос за счёт новых захватов слав, земель. Общий экономич. подъём 13 в. способствовал росту городов (Кёльн на Шпре, Берлин, Франкфурт-на-Одере и др.), экономич. и политич. возвышению Б. Золотой буллой 1356 за маркграфами Б. были закреплены права курфюрстов. В 1415 в Б. утвердилась династия Гогенцоллернов; их резиденцией стал (с 1486) Берлин. Законом 1473 была установлена неделимость бранденбургских земель. В 1539 в Б. была введена княж. (лютеранская) реформация. Присоединение к Б. в 1614 Клеве, Марка, Равенсберга и в 1618 герцогства Пруссии (до 1657 в качестве лена от Польши), значит, расширение терр. Б. при Фридрихе Вильгельме (1640-88) по Вестфальскому миру 1648 создали основу для возвышения Б. и формирования Бранденбургско-прусского королевства (1701). Дальнейшая история Б. сливается с историей Пруссии. В 1815-1945 Б.- прус, провинция, затем земля с центром в г. Потсдаме (сначала в сов. зоне оккупации Германии, с 1949 в ГДР); в 1952 разделена на округа: Потсдам, Франкфурт и Котбус (ГДР).

Лит. см. при ст. Пруссия.

БРАНДЕНБУРГ (Brandenburg), город в ГДР, в округе Потсдам, порт на р. Хафель, притвке Эльбы; соединён через оз. Плауэн с каналом Хафель - Эльба. Важный трансп. узел. 92,3 тыс. жит, (1969). Металлургия, произ-во металлоконструкций, тракторостроение, речное судостроение, хим., деревообр., бум., текст., пищ. пром-сть.

БРАНДЕНБУРГСКИЙ Яков Натанович [31.10(12.И).1881, Балта Подольской губ.,- 19.9.1951, Москва], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в семье мелкого чиновника. В 1902 за участие в студенч. движении был исключён из Новороссийского ун-та (Одесса). В 1904-05 чл. Екатеринославского, Рижского, Тверского комитетов партий. Делегат 4-го (Объединит.) съезда РСДРП (1906), затем чл. Петерб. комитета партии. Подвергался репрессиям царского пр-ва. В 1908 эмигрировал, в Париже окончил юридич. ф-т Сорбонны (1911). Вернулся в Россию в 1917. Во время Окт. революции работал в Петрогр. прод. комитете, с июня 1918 в Наркомпроде. В 1920-21 чл. правления Центросоюза. В 1922-29 чл. коллегии Наркомата юстиции и чл. Законодательной комиссии СНК СССР. Одновременно в 1925-29 декан юридич. ф-та МГУ; принимал участие в разработке ряда законопроектов. В 1929-31 чл. Нижневолжского крайкома ВКП(б), зам. пред, крайисполкома. С 1931 чл. коллегии Наркомата труда СССР; в 1934-38 чл. Верх, суда СССР. С 1939 персональный пенсионер. Автор науч. работ на юридич. темы.

БРАНДЕР (нем. Brander), судно, нагружённое горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Б. имели приспособления для сцепления с н