БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ур), раскопанное англ, археологом Р. Уилером в 1947. Исследование Б. позволило проследить последоват. смену культур и их развитие в Юж. Индии от эпохи неолита до культуры Андхры (кон. 1-2 вв. н. э. ). 1-й слой (10-3 вв. до н. э. ) относится к т. н. культуре "южного полированного каменного топора". Найдены неолитич. полированные топоры, микролиты, лепная керамика, а также отд. медные и бронз, предметы. След, культура относится к эпохе железа и датируется 3-2 вв. до н. э. - 1 в. н. э. Характеризуется чернокрасной керамикой и особыми захоронениями, условно называемыми мегалитическими (см. Мегалиты). Смену культур одни исследователи объясняют миграцией с С. дравидо-язычных племён, другие - развитием местных культур. Лит.: Бонгард-Левин Г. М. и Деопик Д. В., Новые материалы по древнейшей истории Индии, "Вестник древней истории", 1957, № 2.

БРАХМАГУПТА, Брамагупта (ок. 598-660), индийский математик и астроном. До нас дошло соч. Б. "Пересмотр системы Брахмы" (628), значит, часть к-рогр посвящена арифметике и алгебре. В нём изложены учение об арифметической прогрессии (известное правило её суммирования) и решение квадратных ур-ний, имеющих действит. решение. Лит. . 'Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961.

БРАХМАН (устар. брамин), 1) категория инд. идеалистич. философии, гл. обр. веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей. 2) Член высшей инд. касты Брахманов.

БРАХМАНИЗМ, часто употребляемое в науч. лит-ре название поздней ведической религии, когда последняя значительно изменилась вследствие развития классовых отношений (особенно рабства) и под влиянием религии автохтонного населения Древней Индии (1-е тыс. до н. э. ). Назв. получил от сб. ритуальных текстов - Брахман. Для Б. характерны многобожие с включением в пантеон различных местных племенных божеств, сохранение анимистич. и тотемистич. воззрений, культ предков. Верховные боги Б. : Брахма - творец Вселенной и её олицетворение, благодетельный Вишну и грозный Шива, олицетворяющие производительные силы природы. В основе вероучения Б. лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшеств. жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого обществ, положения или даже небожителя, во втором - низкого обществ, положения или даже в животном или растении. Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы - определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны. Б. освящал обществ, неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов. Брахиантиклиналь. Слева - план; справа - разрезы по линиям Брахисинклиналь. Слева - план; справа - разрезы по линиям Мегалитическое захоронение из Брахма! ири. В Б. решающее значение придавалось обрядам - сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т. д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длит, обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение к-рой требовало обя-зат. очистит, обрядов. Б. развивал представление о способности человека посредством аскетич. подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. в 1-м тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм. Лит.: Барт А., Религии Индии, [пер. с франц. ], М., 1897; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М. (1959; Р а д х а- кришнанС., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956; R e n о u L., Religions of ancient India, L., 1953; M о n i e r -Williams M., Religious thought and life in India, pt 1 - Vedism, Brahmanism and Hinduism, 2 ed., L., 1885. ' Г. Ф. Ильин.

БPAXМАНЫ, группа высших каст в Индии. В Др. Индии Б. - исполнители жертвоприношений, знатоки и толкователи Вед, составляли одну из двух господств. варн. В эпоху феодализма источником существования большинства Б. стало не столько выполнение жреческих обязанностей, сколько служба в аппарате управления, суде и землевладение. Касты Б. занимают высшее место в сословнокастовой иерархии у всех национальностей Индии, исповедующих индуизм. В современной Индии Б. составляют значительную часть господствующих классов и интеллигенции. Среди Б. имеются также крестьяне, мелкие служащие, домашняя прислуга и фабричные рабочие. Г. Ф. Ильин.

БРАХМАНЫ (Brahmana), древнеиндийские священные трактаты, принадлежащие к литературе Вед. Тексты брахман созданы приблизительно в 8-6 вв. до н. э. и являются самыми ранними образцами др. -инд. прозы. Б. отразили претензии инд. жречества (брахманства) на господствующее положение в обществе; жертвоприношение рассматривается ими как основа и смысл жизни, а жрецы- как "живые боги". Б. содержат мифы и предания, а также подробные описания ритуала; в них имеются сведения по социальной и культурной истории Др. Индии. Язык Б. маловыразителен, изложение отличается сухостью, но отд. легенды, сказания, притчи имеют художеств, значение либо заключают в себе философ, обобщение. В обширной лит-ре Б. наиболее ценен памятник "Шатапатха-брах-манах Лит.: WinternitzM., AhistoryofIndianliterature, 2 ed., v. 1, pt 1, Calc., 1959; OldenbergH., ZurGeschichtederalt-indischenProsa, В., 1917; RauW., StaatundGesellschaftimalienIndien, Wiesbaden, 1957. П. А. Гринцер.

БРАХМАПУТРА, Брамапутра (санскр. - сын бога Брахмы), река в Китае, Индии и Вост. Пакистане. На отдельных участках наз. : в Тибете - Мацанг и Цангпо, в месте прорыва через Гималаи - Диханг, в Индии - Б., в Вост. Пакистане -Джамуна. Дл. 2900 км, пл. басе. 935 тыс. км2. Истоками Б. являются неск. рек, стекающих с сев. склонов Гималаев и с юж. склонов хр. Кайлас, соединяющихся в одно русло в районе с. Омбу (на вые. ок. 4860 м). Отсюда Б. Река Брахмапутра у г. Панду. на протяжении более 1100 км течёт параллельно Гималаям по дну продольного грабена широтного направления, принимает много притоков, питающихся в основном талыми водами. Уклон оси продольного грабена сравнительно невелик, поэтому Б. большей частью течёт здесь спокойно и доступна для местного судоходства. Ниже места впадения р. Джамды, в районе прибл. 95° в. д., Б. прорывается через отроги хр. Тангла и Гималаи в глубочайших ущельях, имеет бурное течение, образует многочисл. пороги и местами низвергается каскадами быстрин и невысоких водопадов. В районе с. Пасигхат Б. выходит на Гангскую равнину и течёт вдоль юж. подножия Гималаев, представляя собой огромную водную артерию, спокойно несущую свои воды по дну широкой долины в неустойчивом русле, разделяющемся на рукава и протоки; здесь имеется много островов (самый большой - Маджули, дл. ок. 70 км, шир. до 15 км). Огибая горы Ассама, Б. образует большую излучину, затем поворачивает на Ю. и сливается с Гангом. Общее русло Б. и Ганга, впадая в Бенгальский зал., образует эстуарий. Дельта Ганга и Б. площадью св. 80 тыс. км2 (т. н. Бенгальская дельта) имеет очень сложное строение. Наиболее значит, притоки Б. : слева - Hay, Чорта-Цангпо, Рага-Цанг по, Джичу, Джамда, Лухит, Капили; справа - Ньянгчу, Субансири, Каменг, Манас, Тиста. Водность Б. зимой резко падает; она возрастает с началом таяния снегов весной и особенно увеличивается летом в результате таяния снежников и ледников в горах и от выпадения обильных осадков в виде муссонных дождей на Гангской равнине и в Гималаях. Ср. расход в устье ок. 12 тыс. м31сек, наибольший превышает 15 тыс. м31сек (летом), наименьший (зимой) составляет 4000 м31сек. Подъёмы уровня воды в низовье достигают 10- 12 м и нередко сопровождаются наводнениями. Воды реки широко используются для орошения. Б. су доходна на 1290 км от устья; в Тибете местами лодочное сообщение. Гидроэнергетич. потенциал Б. велик (на участке прорыва через Гималаи и ниже он оценивается более чем в 60 млн. кет), однако энергетич. использование Б. ничтожно (в её бассейне имеется ГЭС "Цветок света", построенная в 1957 для снабжения электроэнергией г. Лхасы в Тибете). Наиболее крупные населённые пункты на Б. : Шигацзе (Китай), Дибругарх, Тезпур, Гувахати^ Дхубури (Индия). А. П. Муранов.

БРАХМИ, одна из древнейших разновидностей индийского слогового письма; пишется слева направо. Самые ранние прочитанные памятники: медная пластинка из Сохгауры, округ Горахпур (4 в. до н. э. ), эдикты императора Ашоки (3 в. до н. э. ). На основе Б. сложились три ветви инд. письма: северная, южная и юго-восточная. Сев. ветвь: гуптское, тибетское, нагари, его позднейшая форма - деванагари (наиболее употребительная в Сев. Индии для хинди, маратхи и др. языков), шарада, невари (вытесняемое деванагари), бенгальское, орья, гуджаратское, гурмук-хи и др. Юж. ветвь: грантха, представленное четырьмя алфавитами совр. лит. языков Юж. Индии (канада, телугу, малаяльским и тамильским). Юго-вост. ветвь (письменности, развившиеся за пределами Индии, гл. обр. на основе древнего палийского письма): сингальское, бирманское, кхмерское, лаосское, тайское и старые письменности Индокитая и Индонезии. Существуют многочисленные гипотезы о происхождении письма Б. Многие учёные, в том числе индийские, считают, что письмо Б. инд. происхождения. Нек-рые учёные при этом ссылаются на открытые памятники протоиндийской письменности (3-2-е тыс. до н. э. ), обнаруженные при раскопках в долине Инда городов Хараппы (1921-34) и Мохенджо-Даро (1922-31). Но письменность долины Инда была, по-видимому, идеографической или смешанной - идеографическослоговой, а Б. - алфавитнослоговое письмо и разрыв между ними более 1 тыс. лет. Есть историки письма, к-рые ищут и внешние источники происхождения письма Б. Одни считают, что оно произошло от греческого, другие считают его производным от семитского (вероятнее всего - от арамейского). Время возникновения Б. точно неизвестно: наиболее вероятная дата - 8 или 7 в. до н. э. См. Письмо. Лит.: Д принтер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; В и h I e G., Indische Ра-leographie, Stras., 1896; О j h a G. H., The paleography of India, 2 ed., Ajmer, 1918.

БРАХМО САМАДЖ (на яз. бенгали - Общество Брахмы), религ. реформаторское просветит, об-во, созданное в Бенгалии (Индия) в 1828 Раммохан Раем. Выступало против каст, ранних браков и др. устоев индуизма и феодализма, за распространение в Индии европ. просвещения, поощрение пром-сти и науки. С нач. 20 в., с развитием бурж. нац. движения, брахмоистское движение перестало играть значит, роль в обществ, жизни Бенгалии.

БРАЦЛАВ, посёлок гор. типа в Немировском р-не Винницкой обл. УССР, расположен на р. Юж. Буг, на шоссе Винница - Ямполь, в 11 км от ж. д. ст. Каролина. 4,5 тыс. жит. (1968). Пивоваренный, хлебный, кирпичный заводы. Сельскохозяйственный техникум бухгалтерского учёта.

БРАЧ (Вгас), остров в вост. части Адриатич. м., в составе Далматинского архипелага; принадлежит Югославии. Пл. 396 км2. Поверхность Б. - известняковый Хребет вые. до 778 м, круто обрывающийся на Ю. к морю; сев. склоны пологи и террасированы. Развит карст. Преобладает растительность средиземноморских вечнозелёных кустарников и лесов. В ниж. частях склонов и в долинах возделываются виноградная лоза и оливковые деревья. Осн. нас. пункты: Супетар, Милна, Бол, Пучишче.

БРАЧНЫЕ КЛАССЫ, форма социальной регламентации выбора жены (мужа), существовавшая у большинства племён аборигенов Австралии, где каждая из двух экзогамных (см. Экзогамия) фратрий ("половин") племени подразделялась на два Б. к. ("секции") - четырёхклассная система, либо, реже, на четыре Б. к. ("подсекции") - восьмиклассная система. При этом мужчина каждого Б. к. одной фратрии мог вступать в брак только с женщинами определённого Б. к. другой Йратрии, а их дети причислялись или к. к. деда по отцу, или к Б. к. бабки по матери. Ф. Энгельс видел в системе австралийских Б. к. одно из подтверждений гипотезы о первобытном групповом браке, пережитком к-рого, по его мнению, и были Б. к. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, М., 1961; Народы Австралии и Океании, М., 1956.

БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ, в праве некоторых зарубежных государств (Франции, Италии, ФРГ и др. ) соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанностей по управлению и распоряжению имуществом, заключаемое при вступлении в брак. Б. к. широко распространён в законодательстве буржуазных стран, касается имущества, принадлежащего до брака супруге, и влечёт некоторое сокращение её прав. Заключение Б. к. направлено на установление т. н. coy правления (совместного управления) добрачным имуществом супруги (напр., во Франции закон от 13 июня 1965) или передачу мужу всех прав по управлению этим имуществом (напр., в Турции). В странах, где допускаются временные браки, Б. к. оформляет их продолжительность и размер выкупа временной жене (напр., в Иране по закону от 15 июня 1967). В законодательстве социалистич. стран нет понятия Б. к., однако соглашением супругов может устанавливаться режим общности или раздельности их добрачного имущества (напр., в ПНР). В СССР Б. к. законодательством не предусмотрен и на практике не применяется. Е. М. Ворожейкин.

БРАЧНЫЙ ПЕРИОД (у животных), время года, когда происходит спаривание. Б. п. у мн. позвоночных животных характеризуется развитием у самцов вторичных половых признаков и появлением особых форм поведения: "ухаживание" самца за самкой, жестокие схватки между самцами и т. п. (см..Гон). Во внетропич. областях Б. п. имеет чётко выраженный сезонный характер. Развитие половых желез и сопутствующие этому явления осуществляются на основе внутренней физиологич. ритмики организма (см. *Биологические часы*, Биологические ритмы), контролируемой влиянием внешних факторов (фотопериод, темп-pa и др. ). В тропиках мн. животные размножаются не строго периодично; в засушливых тропич. районах начало Б. п. определяется наступлением влажного сезона. У большинства беспозвоночных животных размножение не сопровождается ритуальными формами поведения, и сезон размножения лишь условно может быть назван Б. п. И. А. Шилов.

БРАШМАН Николай Дмитриевич [14(25). 6. 1796, Росенов (Моравия),- 13(25). 5. 1866, Москва], русский математик и механик, чл. корр. Петерб. АН (1855). Проф. Моск. ун-та (1834). Осн. труды относятся к гидромеханике и принципу наименьшего действия. Был выдающимся педагогом, его ученики - П. Л. Чебышев и О. И. Сомов. Много сделал для выработки науч. основ преподавания механики. Основатель Моск. математич. об-ва. Лит.: Историкоматематические исследования, в. 1, под ред. Г. Ф. Рыбкина и А. П. Юшкевича, М. - Л., 1948, с. 95, 142 - 47.

БРАШОВ (Brasov), в 1960-68 адм. область в Румынии. В 1968 терр. области Б. вошла в основном в состав уездов Брашов, Сибиу, Харгита.

БРАШОВ (Brasov), город в центр, части Румынии. Адм. ц. уезда Брашов. 172,3 тыс. жит. (1968; с пригородами св. 200 тыс. жит. ). Возник как трансп. узел дорог через горные перевалы (Предал и др. ) в Карпатах. Второй после Бухареста пром. центр страны. Ведущая отрасль х-ва - машиностроение (авто, тракторо и станкостроение, произ-во подшипников, нефте-оборудования и др. ). Общенац. значение имеют шерст. итрикот. пром-сть. Крупные предприя