БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

емцами Парижа, более широко применялись англ, армией в англо-бурской войне 1899-1902, рус. армией в 1-й мировой войне 1914-18, Сов. Армией во время Гражданской войны, когда борьба велась за города и вдоль ж. д., а также во 2-й мировой войне 1939-45, особенно спец. зенитные Б., предназначавшиеся для ПВО ж. -д. узлов. Значение Б. в ходе 2-й мировой войны снизилось вследствие развития авиации и бронетанковых войск.

БРОНЕТАНКОВЫЕ И МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ВОЙСКА, наименование рода войск в Сов. Армии в 30-50-х гг. 20 в. См. Танковые войска.

БРОНЕТРАНСПОРТЁР, боевая бронированная, гусеничная или колёсная ма^ шина повышенной проходимости, предназначенная для перевозки мотострелк. войск, различных воен. грузов и оружия. Б. используются также как командирские или штабные машины, для связи, охранения и выполнения др. спец. задач. Первые образцы Б. разработаны в Англии в 1918. В период 2-й мировой войны на вооружении воюющих армий находились гусеничные, полугусеничные и колёсные Б. с открытым корпусом. После войны полугусеничные Б. не производятся. Совр. Б. способны взаимодействовать в бою с танками. Они могут иметь герметизированный броневой корпус, оборудованный фильтровентиляц. установками для защиты от радиационного поражения, бактериологич. и химич. оружия, приборы дневного и ночного видения и противопульное бронирование. Б. бывают без башни с пулемётами калибра 7,62- 12,7 мм или с башней, оснащённой 20-мм пушкой и пулемётами для ведения боя и поддержки огнём боевых действий спешенного с Б. десанта. Вместимость Б. рассчитана на мотострелк. отделение и обычно не превышает 13 чел. Имеются Б. авиатранспортабельные и плавающие. В качестве водоходного движителя используются гребные винты, водомёты или штатные гусеничные цепи. Макс, скорость движения на местности гусеничных Б. до 70 км/ч, колёсных 90- 100 км/ч. Советские бронетранспортёры на учениях. Бронепоезд периода Великой Отечественной войны 1941-45.

БРОНЗА (франц. bronze, от итал. - bronzo), сплав меди с разными хим. элементами, гл. обр. металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др. ). Соответственно, Б. наз. оловянной, алюминиевой, бериллиевой и т. п. Б. не называют сплавы меди с цинком (см. Латунь) и никелем (см. Медноникелевые сплавы). Оловянная Б. - древнейший сплав, выплавленный человеком (см. Бронзовый век). Первые изделия из Б. получены за 3 тыс. лет до н. э. восстановительной плавкой смеси медной и оловянной руд с древесным углём. Значительно позднее Б. стали изготовлять добавкой в медь олова и других металлов. Б. применялась в древности для произ-ва оружия и орудий труда (наконечников стрел, кинжалов, топоров), украшений, монет и зеркал. В ср. века большое количество Б. шло на отливку колоколов. Колокольная Б. обычно содержит 20% олова. До сер. 19 в. для отливки орудийных стволов использовалась т. н. пушечная (орудийная) Б. - сплав меди с 10% олова. В 19 в. началось применение Б. в машиностроении (втулки подшипников, золотники паровых машин, шестерни, арматура). Особенно ценными для машиностроения оказались антифрикц. свойства (см. Антифрикционные материалы) и стойкость против коррозии оловянных Б. В развитых промышленных странах появилось большое число марок машинных Б. разного состава, содержавших до 10-15% олова, до 5-10% цинка, а также небольшие добавки свинца и фосфора. В 20 в. начали изготовлять заменители оловянных Б., не содержащие дефицитного олова и часто превосходящие их по мн. свойствам. Наиболее распространены алюминиевые Б. с 5-12% алюминия и добавками железа, марганца и никеля. В 20-30-е гг. разработаны безоловянные Б. (бериллиевые, кремненикелевые и др. ), способные сильно упрочняться при закалке с последующим искусств, старением (см. Термическая обработка). Напр., сплав меди с 2% бериллия после термич. обработки приобретает большую прочность, чем мн. стали, и очень высокий предел текучести - 1280 Мм/м2 (128 кгс/мм2) Разнообразные Б. играют важную роль в совр. машиностроении, авиац. и ракетной технике, судостроении и др. отраслях промышленности. См. также Медные сплавы. Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956: Новиков И. И., Захаров М. В., Термическая обработка металлов и сплавов, М., 1962. И. И. Новиков.

БРОНЗА в искусстве, с глубокой древности материал для декоративноприкладных изделий и скульптуры (б. ч. оловянная Б., в к-рую при литье колоколов, а в ср. -век. Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки Б. (поталь) служат также для бронзирования иеделий из дерева, кости, чёрных металлов, гипса и т. д. Отличные литейные свойства Б. позволяют воспроизводить мельчайшие детали скульпт. модели; упругость, вязкость, пластичность Б. дают возможность, не прибегая к дополнит, опорам, создавать объёмные композиции с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно лёгкие отливки. Б., оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естеств. патину) - от зелёной до густокоричневой и чёрной, а кроме того, хорошо поддаётся хим. тонировке (патинированию), золочению, полировке, ковке, чеканке, гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру изделий. С сер. 3-го тыс. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го - в Египте вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка, дерева и пр. ) появилось литьё в створчатые закрытые формы из глины, снятые с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов скрепляли оловом. Места соединения сглаживали чеканкой, к-рой также прорабатывали рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщённомонумент. поверхностями, часто полированными. Иногда чеканка дополнялась, гравировкой (бронз, голова из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах Азии и Закавказья. На Бл. Востоке о кон. 1-го тыс. н. э. бронз, изделия украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, серебра, иногда золота (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений). В Китае, где Б. известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была доведена полировка бронз, зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные сосуды выполнялись т. н. восковым литьём: форма изнутри покрывалась ровным слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала Б. В Греции 5-4 вв. до н. э. для отливки крупных бронз, статуй (Поликлета, Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литьё °С потерей восковой модели". При этом способе (к-рый до наших дней является основным для бронз, монументальной скульптуры) автор ведёт окончат, моделировку изваяния по нанесённому на него воску, к-рый затем покрывается огнеупорным материалом и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единств, отливку. Свойство Б. давать богатую по градациям игру бликов и теней антич. скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности. В Др. Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами. Тщательная чеканка усиливала пластич. ясность композиции, осязаемость и достоверность деталей. Ранние ср. -век. и романские бронз, врата церквей и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152-56, церкви Сан-Дзено в Вероне, 11-12 вв. ), надгробия (Рудольфа Швабского, ок. 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии, подсвечники и т. д. (реже- статуи святых) были б. ч. сборными. В этих произведениях благодаря тому, что плоскостно решённые изображения и орнаменты выступают на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронз, массы. В эпоху Возрождения Л. Гиберти (сев., 1404-24, и вост., 1425-52, двери флорентинского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты, 1447-53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479-90, Венеция), П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508-19, Зебальдускирхе, Нюрнберг) и др. скульпторы вновь обращаются к литью с потерей восковой модели". Введённая Б. Челлини для этого способа литья кусковая форма позволяла получать по неск. точных отливок с одной модели, к-рые, однако, требовали удаления чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронз, литьё в 16 в. в России ("Царь-пушка" работы А. Чохова, 1586, масса ок. 40 т, Моск. Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15-16 вв. фактура бронз, пластики, в к-рой сочетались матовые и полиров, поверхности, ровные плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия в 17-18 вв., когда Б. становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей (статуи и скульпт. группы Ф. Жирардона в Версале, Б. К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с нач. 19 в. - П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными выразит, возможности Б. В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значит. бронз, монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики: И. Ф. и М. И. Моторины ("Царь-колокол", 1734-35, Моск. Кремль), Е. Хайлов (ведший совм. с Э. М. Фальконе литьё "-Медного всадника" в 1775), В. П. Екимов (отливший в один приём группу И. П. Мартоса "Минин и Пожарский", 1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор П. К. Клодт я многие другие. Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок произ-ва художеств. Б. : ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные медные сплавы (до 10-15% олова и цинка и до 3% свинца), гальванич. золочение и механич. способы обработки (штамповка, накатка и т. д. ); преим. развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам Б., к-рая становится гл. обр. чисто репродукц. материалом. Новое художеств, осмысление Б. получает в последние десятилетия 19 и в 20 вв. в творчестве импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более поздних поколений (А. Бурделя, III. Деспьо, Дж. Манцу и др. ). Для усиления эмоцион. звучания образов они используют пластич. выразительность бронз, подтёков, зазубрин и пр. следов литья, к-рые подчёркивают живость лепки и следы непосредств. работы скульптора над моделью. В мягко моделированных статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе Б. создаёт эффект внутр. пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется Б. в сов. скульптуре ("Крестьянка" В. И. Мухиной, 1927, "Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в Б. мастером В. В. Лукьяновым в 1940-60-е гг., все- Третьяковская гал. ; "Женская фигура" А. Т. Матвеева, 1937, Рус. музей, Ленинград: значительная часть памятников во многих городах СССР). Илл. см. на вклейке, табл. II, III (стр. 48-49). Лит.: Вейнер П., О бронзе, П., 1923; Рыбаков Б., Ремесло древней Руси, М., 1948; Рубцов Н. Н., В. П. Екимов и П. К. Клодт - выдающиеся мастера русского художественного литья, М., 1950; ЛевинсонН. Р., Гончарова Л. Н., Русская художественная бронза, М., 1958; Luer Н., Technik der Bronzeplastik, Lpz., 1902; SchottmullerF., Bronze. Statuet-ten und Gerate, В., 1921; Сharbоnneaux J., Les bronzes grecs, P., 1958; D e-xel Th., Les bronzes chinois, P., 1959; Landais H., Les bronzes italiens de la Renaissance, P., 1958; Weihrauch H. R., Europaische Bronze-Statuetten 15. -18. Jahrhundert, Braunschweig, [1967]. 11. М. Глозман.

БРОНЗИНО(Bronzino) (собственнодиКозимодиМариано, di Cosimo di Mariano) Анджело (Аньоло) (17. 11. 1503, Монтичслли, Тоскана,- 23. 11. 1572, Флоренция), итальянскийживописец. Представитель флорентийского маньеризма. Учился у Понтормо. Испытал влияние Микеланджело. С 1540 придворный худ. Козимо I Медичи. Создал тип парадноаристократич. портрета, в к-ром отчуждённой замкнутости образа отвечают торжеств, застыл ость композиции, острый рисунок, холодный колорит, бесстрастная точность деталей ("Портрет юноши", ок. u 1535-37, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портреты Козимо I, 1545, Элеоноры Толедской с сыном, ок. 1545,- оба в Гал. Уффици, Флоренция). Картины Б. на религ. и мифологич. темы ("Аллегория", ок. 1542-45, Нац. гал., Лондон) с их усложнённой композицией, надуманными позами и жестами отмечены порой эротизмом образов. Б. Выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (после 1548). Лит.: Мс Comb A., Angelo Bronzino, Camb. (Mass. ), 1928; BecherucciL., Bronzino, Firenze, 1950.

БРОНЗИРОВАНИЕ, 1) покрытие поверхности металлич. изделий защитным слоем бронзы или придание им бронзового оттенка. Б. производится гальванич. способом (см. Гальванотехника) или металлизацией, окраской, хим. обработкой поверхности. 2) Придание неметаллич. поверхностям металлич. блеска бронзировальными порошками из металлов и сплавов (бронзы, латуни, алюминия, олова, цинка, золота и серебра). Для окраски пользуются также бронзовыми лаками - смесью бронзировальных порошков с масляными или спиртовыми лаками. О Б. в кожевенном производстве см. ст. Кожа выделанная.

БРОНЗИТ, минерал состава (Mg, Fe)2Si2O6; разновидность ромбич. пироксена. Цветом и блеском напоминает бронзу.

БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ, то же, что Аддисонова болезнь.

БРОНЗОВКИ (Cetoniinae), подсемейство жуков сем. пластинчатоусых (Sca-rabaeidae). Для Б. характерны вырез на боках надкрылий (что позволяет летать со сложенными надкрыльями)и яркая металлическая окраска. Личинки Б. Собразные, без коготков на ногах, способны передвигаться на спине; развиваются в разлагающихся растит, остатках (гнилая древесина, Золотистая компосты, лесная подстил- бронзовка, ка и т. п. ). Св. 2600 видов; большинство распространено в тропиках. В СССР 58 видов; обычны: золотистая Б. (Cetonia aurata), личинки в гнилых лиственных пнях и дуплах; медная Б. (Potosia metallica), личинки в муравейниках; венгерская Б. (P. hungarica), личинки в норах грызунов; олёнка (или алёнка), личинки в почве. Нек-рые виды Б. во взрослой стадии наносят вред культурным растениям, обгрызая листья, соцветия и плоды; личинки Б. иногда подгрызают корни растений на клумбах.

БРОНЗОВЫЕ ШИРОКОГРУДЫЕ ИНДЕЙКИ, выведены в США отбором и подбором бронзовых индеек по живой массе и широкогрудости. В СССР завезены в 1946. Индейки крупные, с округлым туловищем, сильно развитыми грудными мышцами. Оперение чёрное с бронзовым отливом. Живая масса взрослых индюков 16-19 кг, годовалых 14- 15 кг, индеек, соответственно, 9 и 8 кг. Яйценоскость ок. 90 яиц в год. Выводимость свыше 70%. Использовались при выведении северокавказской породы индеек. Распространены в Европе и Америке, в СССР разводят Б. ш. и. в Котляревском племзаводе Каб. -Балк. АССР. 3. А. Жидких.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК, историкокультурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы (карту см. на вклейке к стр. 56) и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизит, хронологич. рамки Б. в. : кон. 4-го - нач. 1-го тыс. до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др. ), отличается от меди легкоплавкостью (700-900°С), б