БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

огачей, чиновников, лам и шаманов, воспевал людей труда. Рассказы Намсараева 20-х - нач. 30-х гг. построены на основе традиц. мотивов нар. творчества. Широко известны его повесть "Цыремпил" (1935), в приподнято романтич. тонах изображающая борьбу трудящихся за свободу и счастье, пьеса "Кнут тайши" (1945) и роман "На утренней заре" (1950), вошедшие в золотой фонд бурят, лит-ры. В 1922 вышел первый сб. стихов Сол-бонэ Туя (П. Н. Дамбинов, 1882-1937) "Цветостепь", в к-ром Окт. революция предстаёт как солнце, восходящее над степью, над жизнью бурят, улусов. Первые бурят, повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон, 1905-38): "Луна в затмении" (1932), "Отравление от брынзы^ (1935); в них отображены классовая борьба в улусе, процесс коллективизации, формирование нового человека. В 1932 на сцене нац. драм, театра поставлена пеояая пьеса Н. Г. Балдано (р. 1907) "Прорыв". Совр. бурят, лит-pa развивается по пути социалистич. реализма. В ней сложились устойчивые традиции реалистич. письма во всех жанрах. Произв. писателей Б. пользуются известностью. Среди поэтов выделяются Д. Дашинимаев (1904-37), Б. Базаров (1907-66), Б. Абидуев (1909-39), Ц. Галсанов (р. 1917), Ц. Дондокова (р. 1911), Д. Жалсараев (р. 1925), Н. Дамдинов (р. 1932), Д. Улзы-туев (р. 1936). В числе совр. бурят, драматургов - Ц. Шагжин (-р. 1918), автор пьес: "Будамшу" (1956), "Первый год" (1956), "Совесть" (1960), "Чёрт в сундуке" (1963), "Клятва" (1969), А. И. Шадаев (р. 1899), Г. Ц. Цыдынжапов (р. 1905) и др. В послевоен. годы получили особое развитие прозаич. жанры: выпущены десятки сб-ков рассказов и повестей. Популярностью пользуются рассказы и повести Ч. Цыдендамбаева (р. 1918), Ц. Галанова (р. 1932), Р. Белоглазовой. Опубл. св. 20 романов. Первый бурят, роман Ж. Тумунова (1916-55) "Степь проснулась" (1949) повествует о путях трудового бурят, крестьянства к Сов. власти. Один из ведущих писателей республики Ч. Цыдендамбаев - автор трилогии о первом бурят, учёном Дорлси Банзарове. Опубл. 2 части: "Доржи, сын Банзара" (1953) и "Вдали от родных степей" (1959). В 1959 издан роман о совр. бурят, деревне "Хилок наш бурливый" Б. Мунгонова (р. 1922). Появление трилогии "Похищенное счастье" (1959) Д. Батожабая (р. 1921), романов "Гудит паровоз" (I960) Ж. Балданжабона(1909-67), "Последнее отступление" (1961 ^"Разрыв-трава" (1968-69) И. Калашникова (р. 1931), "Поющие стрелы" (1962) А. Бальбурова (р. 1919), "Ночь умирает с рассветом" (1963) М. Степанова (р. 1914) и др. свидетельствует о развитии крупной эпич. формы в бурят, лит-ре. В области детской лит-ры работают писатели Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, Ш. Нимбуев, Ц. Бадмаев, Г. Чимитов. Книги бурят, писателей издаются на мн. языках народов СССР и за рубежом. Значит, развитие получили критика и литературоведение. Событием в науч. жизни Б. является издание коллективного труда " История бурятской советской литературы" (1967). Г. Туденов.

Архитектура и изобразительное искусство. В Б. сохранились остатки поселений эпохи палеолита и неолита, многочисл. наскальные изображения животных, людей и сцен охоты, нанесённые охрой (т. н. писаницы), памятники бронз, века - камни с высеченными фигурками бегущих оленей, плиточные могилы, ножи и кинжалы со скульптурными изображениями животных. К эпохе гуннов относится Иволгинское городище близ Улан-Удэ (1 в. до н. э. -1 в. н. э. ) со следами валов и рвов, остатками сырцовых и глинобитных жилищ; к 6-10 вв. - городища, ирригац. сооружения, могильники и писаницы Курумчинской культуры. Жилищем бурят издавна служили юрты из войлока. В Прибайкалье строились 6- и 8-угольные деревянные юрты с покатой крышей, поддерживаемой в центре 4 столбами. С вхождением в состав России началось сооружение деревянных крепостей, кам. церквей и монастырей, усилился рост городов. В 1-й пол. 19 в. в Троицкосавске (ныне Кяхта) и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был возведён ряд классицистич. зданий (Троицкий собор в Кяхте, гостиный двор в Улан-Удэ и др. ). Проникновение ламаизма вызвало в 18-19 вв. строительство дацанов (монастырей), в формах к-рых переплетались центральноазиат. и местные традиции. Храмы завершались 1-2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Для отделки применялись резьба по дереву, яркая раскраска и роспись. В нар. декоративноприкладном иск-ве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрич. и стилизов. растит, узоры. В 19 в. в дацанах были распространены икопописание, литьёи чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц). В сов. время выросли новые города и посёлки. В Улан-Удэ в 30-40-е гг. были сооружены крупные обществ, здания (Дом Советов, 1928-31, арх. А. А. Оль; Обком КПСС, 1939-43, арх. В. А. Сидоров: и др. ). В оформлении Бурят, театра оперы и балета (1947-52, арх. А. Н. Фёдоров) использованы традиции нац. орнаментики. Жил. стр-во в городах и колхозах, широко развернувшееся с кон. 50-х гг., ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В совр. по формам постройках 60-х гг. (кинотеатры "Прогресс", 1963-66, арх. А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-67, новое здание Сов. Мин., 1965- 1968, арх. А. Р. Вампилов, А. Я. Гадяутдинов,- в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики. Совр. изобразит, иск-во получило развитие в сов. время. Основоположником станковой живописи в Б. был Ц. С. Сампилов. Пейзажи бурят, художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц. С. Сампилова, А. Е. Хангалова, Р. С. Мэрдыгеева, К. И. Сергеева и др. ). 1. Гусиноозерский дацан. 1855-56. 2. Гостиный двор в Кяхте. Середина 19 в. Выразительны портреты А. И. Тимина, Г. Е. Павлова, Д. Д. Тудупова, Ю. А. Чиркова и др. Над ист. и жанровыми картинами работают А. А. Окладников, Д. Д. Дугаров, А. В. Казанский. Театральнодекорац. иск-во представлено работами А. И. Тимина, М. Е. Шестаковой. С кон. 50-х гг. развивается станковая и иллюстрац. графика. В традиц. видах декоративноприкладного иск-ва появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колх. жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру - Г. Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Г. Тубчинов, Д. Цыренов. Илл. см. на вклейке, табл. X (стр. 152 - 153).

Музыка. Бурят, народ на протяжении мн. веков создавал песни разл. жанров - трудовые, свадебные, игровые, историч., лирич., застольные, хвалебные, а так лее инструментальные наигрыши. Среди улигерных (эпических) напевов центральное место занимает героикопатриотический эпос "Гэсэр". Большим разнообразием отличаются хороводные, игровые песни. Нар. песни подразделяются на два вида: утадун - протяжные песни импровизационновариац. характера со сложным ритмом, обилием орнаментики в мелодии, и богони-дун - короткие песни куплетной формы с чётким ритмом. Ладовая основа нар. песен - пентатоника. Носителями нар. муз. культуры были сказители-улигершины и нар. певцы - душа-хунуд. Наиболее распространённые нар. муз. инструменты - сур, лимба (духовые) и хур (смычковый). В годы Сов. власти большой вклад в собирание нар. песен и развитие бурят, муз. культуры внесли рус. сов. композиторы. П. М. Берлинский на материале фольклора создал первую бурят. муз. драму "Баир" (3-й акт написал Б. Б. Ямпилов, пост. 1940), М. П. Фролов - первую бурят, оперу "Энхэ-Булат-батор" (пост. 1940), В. И. Морошкин - первую симф. сюиту на бурят, темы (1936), С. Н. Ряузов - первый бурят, балет "Свет над долиной" (пост. 1956). Выдающуюся роль в развитии бурят, муз. -театрального иск-ва сыграл нар. арт. СССР Г. Ц. Цыдынжапов. Постепенно в Б. сложилась нац. проф. культура. Много сделали для её развития композиторы Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, Д. Д. Аюшеев, С. С. Манжигеев, Ч. Е. Павлов, Б. О. Цырендашиев и др. Выдвинулась плеяда оперных и балетных артистов, дирижёров, хормейстеров, балетмейстеров, музыкантов. В их числе: оперные певцы - нар. арт. СССР Л. Л. Линховоин, нар. арт. РСФСР Б. М. Балдаков и Н. К. Петрова, засл. арт. РСФСР В. П. Манкетов и В. Д. Лыгденова, засл. арт. Бурят. АССР К. М. Базарсадаев; танцовщики - нар. арт. СССР Л. П. Сахьянова, нар. арт. РСФСР П. Т. Абашеев, засл. арт. РСФСР Т. Е. Гергесова, засл. арт. Бурят. АССР Ц. Е. Бадмаев и ф. С. Иванов. В республике имеются Бурят, театр оперы и балета (осн. в 1948), 'филармония, ансамбль песни и танца "Байкал", Дом нар. творчества, муз. и хореографич. уч-ща, культпросветучилище (Улан-Удэ), сеть муз. школ. Б. В. Олзоев.

Драматический театр. Истоки бурят, театра - в нар. песнях, плясках, играх, обрядах. В дореволюц. время в Б. существовал любительский театр, в развитии к-рого большую роль сыграли рус. политич. ссыльные, местная интеллигенция. В 1908-14 появились первые произв. бурят, драматургии, ставившиеся учащимися духовной и учительской семинарий, гор. уч-щ и школ. После Окт. революции распространение получила театр, армейская и улусная (сельская) самодеятельность. Среди авторов первых бурят, пьес - С. П. Балдаев, И. Г. Дадуев, X. Н. Намсараев, А. И. Шалаев. В 1928 организована бурят, театральная студия, в 1930 на её основе - техникум иск-в. В 1932 в Улан-Удэ создан Бурятский муз. -драматич. театр, в труппу к-рого вошли выпускники техникума. На базе драматич. коллектива этого театра в 1950 создан Бурят, театр драмы им. X. Намсараева. На сцене театра ставились пьесы нац. драматургов, поев, вопросам современности: "Кто он?" (1933), "Рыбаки Байкала" (1942) Н. Г. Балдано, "Мэргэн" А. И. Шалаева (1937), "Снайпер" Г. Ц. Цыдынжапова (1942), "Весенняя песня" Ц. Г. Шагжина (1957), "Доверие" Б. Г. Галсанова (1968); борьбе против угнетателей - кулаков, лам - посвящены спектакли "Один из многих" Н. Г. Балдано (1937), "Цыремпил" по повести X. Н. Намсараева (1968). Революц. прошлое бурят, народа нашло отражение в спектаклях: "Сын народа" Г. Ц. Цыдынжапова (1943), "Пламя" Н. Г. Балдано (1953), "Барометр показывает бурю" (1957) и "Огненные годы" (1969) Д. О. Батожабая, "В зареве революции" А. А. Бальбурова (1966). Поставлены пьесы "Энхэ-Булат-батор" Н. Г. Балдано (1940), "Будамшу" Ц. Г. Шагжина (1954), основанные на нац. эпосе, нар. бурят, сказках. Образ В. И. Ленина воссоздан в спектакле "Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина (1947, 1957). Среди постановок классич. рус. и иностранной драматургии: "Гроза" А. Н. Островского (1945), "Горе от ума" А. С. Грибоедова. (1958), "Женитьба" Н. В. Гоголя (1960), "Егор Булычов и другие" (1946) и "Враги" (1955) М. Горького, "Отелло" (1938, 1947), "Король Лир" (1967) У. Шекспира. Ставятся произв. сов. драматургов: "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука (1937), "Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаёнка (1954), "Честь семьи" Г. Мухтарова (1954), "Портрет" А. Тажибаева (1961), "В день свадьбы" В. С. Розова (1966) и др. В 1958 и 1969 труппа театра пополнилась актёрами - выпускниками бурят, студии при Ленингр. ин-те театра, музыки и кинематографии. Театр показывает спектакли для сел. зрителя, выезжает в бурят, округа Читинской и Иркутской областей, в пром. центры Сибири (Братск, Ангарск, Тайшет и др. ); успешно выступал в Улан-Баторе и аймаках МНР. В Улан-Удэ работает Рус. драматич. театр, организованный на основе передвижной труппы под руководством реж. Е. Н. Просветова. Значит, вклад в развитие драматич. театра Б. внесли нар. артисты РСФСР Ч. Г. Генинов, В. К. Халматов. Среди деятелей театр, иск-ва Б. (1970): нар. арт. СССР Г. Ц. Цыдынжапов, нар. артисты РСФСР Б. Н. Вампилов, Н. Н. Гендунова, М. Н. Степанова, засл. артисты РСФСР П. Н. Николаев, Г. Ф. Лосев, С. Д. Будажапов, И. Е. Миронов, Ю. П. Шангина, засл. деят. иск-в РСФСР Н. Г. Балдано, Ц. Г. Шагжин, нар. арт. Бурят. АССР Д. Д. Дондуков, засл. деят. иск-в Бурят. АССР Б. Г. Аюшин, Ф. С. Сахиров (гл. режиссёр Бурят, театра), нар. художник Бурят. АССР Б. Б. Чернутов. 1. Сцена из оперы "Побратимы" Д. -Д. Аюшеева. Бурятский театр оперы и балета. 1958. 2. Сцена из балета "Красавица Ангара" Б. Б. Ямпилова и Л. К. Книппера. Бурятский театр оперы и балета. 1959. 3. Сцена из спектакля "Цыремпил* по X. Н. Намсараеву. Бурятский театр драмы им. X. Намсараева. 1968. Лит.: Буянтуев Б. Р. и Раднаев Г. Ш., Советская Бурят-Монголия, Улан-Удэ, 1957; Жуков В. М., Климат Бурятской АССР, Улан-Удэ, I960: История Бурят-Монгольской АССР, 2 изд., т. 1, Улан-Удэ, 1954; История Бурятской АССР, т. 2, Улан-Удэ, 1959; Борьба за власть Советов в Бурят-Монголии. Сб. документальных материалов, Улан-Удэ, 1957; Ленин и возрождение Бурятии. Сб., Улан-Удэ, 1970; Егунов Н. П., Первая русская революция и второй этап национального движения в Бурятии, Улан-Удэ, 1970; Хаптаев П. Т., Бурятия в годы Гражданской войны, Улан-Удэ, 1967; Образование Бурятской АССР. Сб. архивных документов, Улан-Удэ, 1964; Развитие производительных сил Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1968; Атлас Забайкалья (Бурятская АССР и Читинская область), М. - Иркутск, 1967; БартановП. И., Развитие науки в Бурят-Монгольской АССР, Улан-Удэ, 1957; Макеев О. В.,Лубсанов Д. Д., Работы учёных Бурятии, "Вестник АН СССР", 1967, № 9; Писатели Советской Бурятии. Биобиблиографический справочник, Улан-Удэ, 1959; История бурятской советской литературы, Улан-Удэ, 1967; Ким И., Бурятская советская поэзия двадцатых годов, Улан-Удэ, 1968 (библ., с. 248-52); Н а и д а к о в В. Ц., Современные писатели Бурятии, Улан-Удэ, 1969; М и н е р т Л. К., Архитектурное творчество бурятского народа..., в сб. : Труды Бурятского комплексного НИИ, в. 6, Улан-Удэ, 1961; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Соктоева И. И., Живопись Советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Куницына И. и Куницын О., Музыка Советской Бурятии, Улан-Удэ, 1968; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Вопросы современного искусства Бурятии, Сб. ст., в. 4, Улан-Удэ, 1961; Г у р е в н ч П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964; Xодорковская Л., Бурят-монгольский театр, М., 1954; Найдакова В., Современный бурятский драматический театр, [Улан-Удэ, 1962]; Найдаков В., Бурятское драматическое искусство, Улан-Удэ, 1962; Литература о Бурятской АССР. Рекомендательный указатель, Улан-Удэ, 1968.

БУРЯТСКАЯ ЛОШАДЬ, местная лошадь Бурят. АССР, по происхождению близкая к монгольской. Самая низкорослая лошадь Сибири (высота в холке 130-133 см), отличается массивным телосложением. Мастп: саврасая, гнедая, серая, рыжая, нередко с зеброидностью. Живая масса 300-350 кг. Хорошо приспособлена к круглогодовому табунному содержанию на скудном травостое в условиях резко континентального климата. Работает под седлом ив упряжи. Используется для получения мяса и молока. Молочность кобыл (летом) 10-11 кг молока в сутки. Убойный выход 46-50%. Б. л. улучшают скрещиванием с лошадьми донской породы, а также орловской и русской рысистых пород.

"БУРЯТСКАЯ ПРАВДА", условное назв. памятника обычного права приангарских бурят (булагатов). Записана в 1693 со слов бурятских "лутчих" людей (племенной знати) рус. служилым человеком Б. Серебренниковым. Имеет 11 статей, содержащих перечень правонарушений свободных и рабов, а также таксу компенсаций за них. Представляет аналогию Русской правды и др. подобных памятников. "Б. п. " является ценным источником для изучения истории бурят. Лит.: Токарев С., Памятник обычного права бурят XVII в., "Исторический архив", 1939, т. 2; История Бурят-Монгольской