| ое вмешательство бурж. гос-ва в экономику, в процесс произ-ва, распределения и перераспределения нац. дохода влечёт усиление роли Б. г. Повышается доля нац. дохода, сосредоточиваемая в руках гос-ва и перераспределяемая через бюджет. Так, в нач. 20 в. в развитых капиталистич. странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете 5-10% нац. дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в осн. капитал. Гл. источником доходов бюджета капиталистич.. гос-ва являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США ок. 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, гос. иму-ществ и т. п. ) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих. расходов и бюджетного дефицита бурж. гос-в, и они прибегают к займам и бум. -ден. эмиссии (см. табл. 1 и 2). Гл. часть расходов государственного бюджета в капиталистич. странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значит, место в Б. г. многих капиталистич. стран занимают расходы по гос. долгу (выплате процентов по гос. долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, т. к. сами займы используются в основном на военные цели.
Важной статьёй расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством бурж. гос-ва в экономику и её регулированием. Гос. финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистич. стран. Крупные расходы связаны со стр-вом гос. предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Напр., в Великобритании в отд. годы эти платежи достигали 120- 200 млн. ф. ст., во Франции - более 200 млн. фр. Гос-во в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и др. объектов, имеющих высокую капиталоёмкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Осн. часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научнотехнич. революции возрастают затраты на науч. исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долл. до 24 млрд. долл., причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает 213 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностр. гос-вам и т. д. Значит, средства Б. г. расходуются на содержание гос. аппарата - чиновников, полиции, суда и т. д. Расходы на социальнокультурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистич. предприятий, поддержанием работоспособности населения. Бурж. гос-во вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистич. странах дают представление данные табл. 3 и 4.
Специфич. черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значит, части используются для развития нац. х-ва, расширения гос. сектора и социальнокультурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В О АР, Бирме, Индии и ряде др. стран св. 50% расходов Б. г. направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также спец. бюджеты капитальных вложений, средства к-рых предназначены на инвестиции в нар. х-во и на социальнокультурное строительство.
Б. г. в дореволюц. России. Первые сведения об общей смете гос. доходов и расходов дореволюц. России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финанс. реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финанс. делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов гл. место занимали подушная подать (5096 тыс. руб. ), кабацкие сборы (1002 тыс. руб. ) и тамож. доход (656 тыс. руб. )- Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено Мин-во финансов, к-рое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. "Свободная наличность" казначейства образовывалась за счёт роста гос. долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Гл. статьями доходов Б. г. были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые воен. расходы и платежи по гос. займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Гос. долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917. Б. г. социалистич. стран выражает экономич. отношения планового распределения общественного продукта и нац. дохода между подразделениями обществ, произ-ва и экономич. районами страны, классами и социальными группами населения на базе обществ, собственности. Гос. бюджет СССР - осн. финанс. план образования и использования об-щегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. В Б. г. СССР сосредоточивается часть нац. дохода Сов. Союза, направляемая на планомерное развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли и др. отраслей нар. х-ва, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов гос. управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и ок. 80% средств, предназначенных на социальнокультурные нужды, а также расходы на содержание органов гос. управления и оборону страны. Централизация в Б. г. значит, части ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рой доли доходов населения служит важным условием планового развития нар. х-ва, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления нац. дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями нар. х-ва.
Табл. 1. - Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
1968/69
1969/70
сумма (ожидаемое исполнение)
% к итогу
сумма (проект)
в %
к итогу
Подоходный налог с населения
84,4
45,3
90,4
45,5
Налог на прибыли корпораций
38,1
20,5
37,9
19,1
Акцизные и таможенные пошлины
17,1
9,2
18,0
9,1
Налоги для социального страхования
40,5
21,8
45,9
23,1
Прочие поступления
6,0
3,2
6,5
3,2
Итого
186,1
100,0
198,7
100,0
Табл. 2. - Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
1968/69
1969/70
сумма (ожидаемое исполнение)
в % к итогу
сумма (проект)
в % к итогу
Подоходный налог (основной и дополнительный)
4,56
34,1
5,16
33,8
Налог на прибыли корпораций
1,35
10,1
1,69
11,1
Налог на прирост капитала
0,05
0,4
0,13
0,8
Таможенные пошлины и акцизы
4,60
34,4
4,95
32,4
Выборочный налог регулирования занятости
1,36
10,2
1,89
12,4
Прочие доходы
1,44
10,8
1,45
9,5
Итого
13,36
100,0
15,27
100,0
Табл. 3.- Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*
Прямые военные расходы
1968/6!)
1969/70
сумма (ожидаемое исполнение)
в % к итогу
сумма (проект)
в % к итогу
81,0
44,1
81,5
41,7
Освоение космоса
4,2
2,3
3,9
2,0
Международные дела и финансы
3,9
2,1
3,8
1,9
Субсидии отраслям экономики
17,6
9,6
18,9
9,7
Военные пенсии
7,7
4,2
7,7
3,9
Платежи по гос. долгу
15,2
8,3
16,0
8,2
Расходы на просвещение и здравоохранение
18,6
10,1
20,9
10,7
Социальное обеспечение
37,4
20,4
42,0
21,5
Прочие расходы
3,2
1,7
6,5
3,3
Минус межведомственные начисления и отчисления
-5,1
-2,8
- 5,7
-2,9
Итого
183,7
100,0
195,3
100,0
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.
Табл. 4 . - Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
Военные расходы
1968/69
1969/70
сумма (ожидаемое исполнение)
в % к итогу
сумма (проект)
в % к итогу
2,2
17,1
2,3
16,2
Гражданские расходы
8,6
65,8
9,3
66,5
Консолидированный фонд для постоянного обслуживания
0,8
6,2
0,8
5. 6
Итого
11,6
89,1
12,4
88,3
Превышение доходов над расходами . . .
1,7
-
2,2
-
Прирост и движение консолидированного фонда
1,4
10,9
1,6
11,7
Всего расходов с учётом прироста консолидированного фонда
13,0
100
14,0
100
Б. г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистич. экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б. г. накоплений х-ва и доходов населения, обеспечивая гос-во необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производств, отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистич. элементов. При помощи Б. г. большая часть нац. дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой пром-сти, на социалистич. переустройство с. х-ва, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 через Б. г. были мобилизованы огромные ден. ресурсы на развитие воен. экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоен. годы бюджет являлся осн. источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей нар. х-ва, повышению нар. благосостояния. В совр. условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материальнотехнич. базы коммунизма. Через бюджет распределяется ок. половины нац. дохода страны, в т. ч. св. 80% ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).
Осн. часть доходов Б. г. СССР - поступления от социалистич. предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистич. х-ва. Доходы социалистич. предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота, взносов гос. предприятий на гос. социальное страхование и нек-рых др. платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономич. реформы перестроены т. о., чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении произ-ва, его технич. совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение произ-ва (капиталовложения, прирост оборотных средств и др. ) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоен. период значительно снизилась в связи с освобождением мн. плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска гос. внутр. займов, реализуемых по подписке. Рост абс. суммы налогов |