БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ое вмешательство бурж. гос-ва в экономику, в процесс произ-ва, распределения и перераспределения нац. дохода влечёт усиление роли Б. г. Повышается доля нац. дохода, сосредоточиваемая в руках гос-ва и перераспределяемая через бюджет. Так, в нач. 20 в. в развитых капиталистич. странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете 5-10% нац. дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в осн. капитал. Гл. источником доходов бюджета капиталистич.. гос-ва являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США ок. 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, гос. иму-ществ и т. п. ) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих. расходов и бюджетного дефицита бурж. гос-в, и они прибегают к займам и бум. -ден. эмиссии (см. табл. 1 и 2). Гл. часть расходов государственного бюджета в капиталистич. странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значит, место в Б. г. многих капиталистич. стран занимают расходы по гос. долгу (выплате процентов по гос. долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, т. к. сами займы используются в основном на военные цели.

Важной статьёй расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством бурж. гос-ва в экономику и её регулированием. Гос. финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистич. стран. Крупные расходы связаны со стр-вом гос. предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Напр., в Великобритании в отд. годы эти платежи достигали 120- 200 млн. ф. ст., во Франции - более 200 млн. фр. Гос-во в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и др. объектов, имеющих высокую капиталоёмкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Осн. часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научнотехнич. революции возрастают затраты на науч. исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долл. до 24 млрд. долл., причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает 213 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностр. гос-вам и т. д. Значит, средства Б. г. расходуются на содержание гос. аппарата - чиновников, полиции, суда и т. д. Расходы на социальнокультурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистич. предприятий, поддержанием работоспособности населения. Бурж. гос-во вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистич. странах дают представление данные табл. 3 и 4.

Специфич. черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значит, части используются для развития нац. х-ва, расширения гос. сектора и социальнокультурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В О АР, Бирме, Индии и ряде др. стран св. 50% расходов Б. г. направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также спец. бюджеты капитальных вложений, средства к-рых предназначены на инвестиции в нар. х-во и на социальнокультурное строительство.

Б. г. в дореволюц. России. Первые сведения об общей смете гос. доходов и расходов дореволюц. России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финанс. реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финанс. делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов гл. место занимали подушная подать (5096 тыс. руб. ), кабацкие сборы (1002 тыс. руб. ) и тамож. доход (656 тыс. руб. )- Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено Мин-во финансов, к-рое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. "Свободная наличность" казначейства образовывалась за счёт роста гос. долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Гл. статьями доходов Б. г. были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые воен. расходы и платежи по гос. займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Гос. долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917. Б. г. социалистич. стран выражает экономич. отношения планового распределения общественного продукта и нац. дохода между подразделениями обществ, произ-ва и экономич. районами страны, классами и социальными группами населения на базе обществ, собственности. Гос. бюджет СССР - осн. финанс. план образования и использования об-щегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. В Б. г. СССР сосредоточивается часть нац. дохода Сов. Союза, направляемая на планомерное развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли и др. отраслей нар. х-ва, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов гос. управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и ок. 80% средств, предназначенных на социальнокультурные нужды, а также расходы на содержание органов гос. управления и оборону страны. Централизация в Б. г. значит, части ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рой доли доходов населения служит важным условием планового развития нар. х-ва, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления нац. дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями нар. х-ва.
Табл. 1. - Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)



1968/69


1969/70



сумма (ожидаемое исполнение)


% к итогу


сумма (проект)


в %

к итогу
Подоходный налог с населения


84,4


45,3


90,4


45,5
Налог на прибыли корпораций


38,1


20,5


37,9


19,1
Акцизные и таможенные пошлины


17,1


9,2


18,0


9,1
Налоги для социального страхования


40,5


21,8


45,9


23,1
Прочие поступления


6,0


3,2


6,5


3,2
Итого


186,1


100,0


198,7


100,0
Табл. 2. - Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)















1968/69


1969/70









сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
Подоходный налог (основной и дополнительный)


4,56


34,1


5,16


33,8
Налог на прибыли корпораций


1,35


10,1


1,69


11,1
Налог на прирост капитала


0,05


0,4


0,13


0,8
Таможенные пошлины и акцизы


4,60


34,4


4,95


32,4
Выборочный налог регулирования занятости


1,36


10,2


1,89


12,4
Прочие доходы


1,44


10,8


1,45


9,5
Итого


13,36


100,0


15,27


100,0
Табл. 3.- Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*












Прямые военные расходы


1968/6!)


1969/70






сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
81,0


44,1


81,5


41,7
Освоение космоса


4,2


2,3


3,9


2,0
Международные дела и финансы


3,9


2,1


3,8


1,9
Субсидии отраслям экономики


17,6


9,6


18,9


9,7
Военные пенсии


7,7


4,2


7,7


3,9
Платежи по гос. долгу


15,2


8,3


16,0


8,2
Расходы на просвещение и здравоохранение


18,6


10,1


20,9


10,7
Социальное обеспечение


37,4


20,4


42,0


21,5
Прочие расходы


3,2


1,7


6,5


3,3
Минус межведомственные начисления и отчисления


-5,1


-2,8


- 5,7


-2,9
Итого


183,7


100,0


195,3


100,0
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.












Табл. 4 . - Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)












Военные расходы


1968/69


1969/70






сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
2,2


17,1


2,3


16,2
Гражданские расходы


8,6


65,8


9,3


66,5
Консолидированный фонд для постоянного обслуживания


0,8


6,2


0,8


5. 6
Итого


11,6


89,1


12,4


88,3
Превышение доходов над расходами . . .


1,7


-


2,2


-
Прирост и движение консолидированного фонда


1,4


10,9


1,6


11,7
Всего расходов с учётом прироста консолидированного фонда


13,0


100


14,0


100



Б. г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистич. экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б. г. накоплений х-ва и доходов населения, обеспечивая гос-во необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производств, отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистич. элементов. При помощи Б. г. большая часть нац. дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой пром-сти, на социалистич. переустройство с. х-ва, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 через Б. г. были мобилизованы огромные ден. ресурсы на развитие воен. экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоен. годы бюджет являлся осн. источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей нар. х-ва, повышению нар. благосостояния. В совр. условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материальнотехнич. базы коммунизма. Через бюджет распределяется ок. половины нац. дохода страны, в т. ч. св. 80% ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).

Осн. часть доходов Б. г. СССР - поступления от социалистич. предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистич. х-ва. Доходы социалистич. предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота, взносов гос. предприятий на гос. социальное страхование и нек-рых др. платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономич. реформы перестроены т. о., чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении произ-ва, его технич. совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение произ-ва (капиталовложения, прирост оборотных средств и др. ) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоен. период значительно снизилась в связи с освобождением мн. плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска гос. внутр. займов, реализуемых по подписке. Рост абс. суммы налогов