| с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одноврем. снижении ставок обложения (см. табл. 5).
Св. 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование нар. х-ва и социальнокультурных нужд (см. табл. 6). Первые включают преим. капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и технич. обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие х-ва.
Табл. 5. - Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
1940
1950
1960
1965
1971 (план)
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итог;
Всего
18,0
100
42,3
100
77,1
100
102,3
100
161,0
100
В том числе
Поступления от социалистич. х-ва
16,0
88,8
35,4
83,7
70,1
91,0
93,9
91,8
146,1
90,8
из них: платежи из прибыли гос. предприятий
2,2
12,2
4,0
9,5
18,6
24,1
30,9
30,2
54,8
34,1
налог с оборота
10,6
58,8
23,6
55,8
31,3
40,6
38,7
37,8
54,2
33,6
подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ, орг-ций
0,3
1,6
0,6
1,4
1,8
2,4
1,5
1,5
1,4
0,9
Средства гос. социального страхования
0,8
5,0
1,9
4.7
3,7
4,9
5,6
5,5
8,9
5,5
Поступления от населения
2,0
11,2
6,9
16,3
6,9
9,0
8,4
8,2
14,9
9,2
из них:
налоги с населения
0,9
5,1
3,6
8,5
5,6
7,3
7,7
7,5
13,8
8,6
гос. займы
0,9
6, 1
2,7
7,3
0,9
1,2
0,2
0,2
0,4
0,3
Табл. 6. - Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
1940
1950
1960
1965
1971 (план)
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма
в % к итогу
сумма'
в % к итогу
17,4
100
41,3
100
73,1
100
101,6
100
160,8
100
В том числе
Народное х-во
5,8
33,5
15,8
38,2
34,1
46,7
44,9
44,2
77,0
47,9
Социально-культурные мероприятия . . .
4,1
23,5
11,7
28,2
24,9
34,1
38,2
37,6
58,5
36,4
Оборона
5,7
32,6
8,3
20,0
9,3
12,7
12,8
12,6
17,9
11,1
Управление
0,7
3,9
1,4
3,4
1,1
1,5
1,3
1,3
1,7
1,1
С проведением экономии, реформы намного повышается роль собств. средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение осн. и оборотных фондов предприятий. Расходы на социальнокультурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство уч. заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по гос. социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значит, рост этих расходов в послевоен. период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруж. Сил СССР и их оснащение необходимыми технич. средствами. Проводя политику мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, Сов. Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.
Расходы на управление включают финансирование органов гос. власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов гос. власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации произ-ва и культурному обслуживанию населения.
Б. г. др. социалистич. стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Гл. источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистич. х-ва, а в расходах осн. место занимают затраты на развитие нар. х-ва (45-55% всех расходов) и социальнокультурные мероприятия (25-40% расходов).
На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистич. стран высокими темпами вырастает объём их Б. г. Напр., объём бюджета (включая гос. и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное финансирование хоз. и культурного строительства.
Б. г. сыграл огромную роль в социалистич. преобразованиях, причём производит, характер его расходов способствовал ускорению темпов экономич. и культурного развития социалистич. стран. Б. г. служит средством активного воздействия на рост произ-ва и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась в условиях проведения хоз. реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счёт собств. ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования хоз. деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроиз-ве на предприятиях. За счёт Б. г. производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие важное значение в реализации плановых пропорций в развитии х-ва, что повышает роль Б. г. в общей системе планирования нар. х-ва.
Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианскогерманский бюджет,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; е г о же, Парламент. Голосование 26 ноября. - Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; е г о же, Мыло для народа, лакомый кусок для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Л е н и н В. И., По поводу государственной росписи, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; Бутаков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократия, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; финансы развивающихся государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968; Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная реформа и бюджет, М., 1968.
А. М. Александров, В. В. Лавров.
БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, баланс доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся (Б. п. фактический) или расчётный (Б. п. нормативный) уровень жизни различных групп семей трудящихся. Показывает доходы семей по источникам поступлений и расходы по их назначению (см. Баланс денежных доходов и vacxodoe населения. Бюджетные обследования).
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, совокупность бюджетов гос-ва, адм. -терр. единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономич. отношениях и юридич. нормах. Характер Б. с. определяется социальноэкрномич. и политич. строем страны, а её организац. построение зависит от формы гос. и адм. устройства (см. Бюджетное право).
Б. с. капиталистич. стран. В унитарных гос-вах (напр., в Великобритании, Франции и др. ) Б. с. складывается из гос. бюджета и бюджетов местных органов самоуправления, в федеральных гос-вах - из центр, федерального бюджета, бюджетов членов федерации (в США - штатов, в Швейцарии - кантонов, в ФРГ - земель и т. д. ) и местных бюджетов. Отд. бюджеты противостоят друг другу, выражая противоречия между различными группировками буржуазии и классовые противоречия. В процессе роста концентрации произ-ва, централизации капитала, усиления власти монополий происходит бюрократия, централизация Б. с. Всё большая часть источников доходов сосредоточивается в руках гос-ва, к-рое определяет и гл. статьи расходов, усиливается финанс. зависимость местных бюджетов от центра. Особенно характерно это для 50-60-х гг., когда местные бюджеты росли значительно быстрее, чем центр, бюджет. В США удельный вес бюджетов штатов и местных бюджетов в общей сумме бюджетных расходов увеличился с 29,0% в 1952153 до 48,3% в 1968169; во Франции доля местных бюджетов выросла за эти годы с 16,0 до 29,0% ; в Италии с 20,0 до 29,0%. Местные бюджеты всё шире используются на развитие инфраструктуры, регулирование экономики, обеспечение монополий рабочей силой. Характерной чертой Б. с. капиталистич. стран является наличие многочисл. авт. бюджетов отд. орг-ций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистич. капиталу бесконтрольно использовать средства гос. казны в своих интересах. Напр., в США, кроме общего казначейского фонда и гос. бюджета, существуют внебюджетные фонды: Управления междунар. сотрудничества, Администрации гражд. авиации, Бюро ветеранов войны и др. т. н. кредитные фонды. К числу внебюджетных фондов относится также выручка от реализации казённого имущества и ценных бумаг, используемая для погашения части гос. долга. В 1966167 объём внебюджетных ресурсов составил св. 45 млрд. долл. при общей сумме федерального бюджета в 121,2 млрд. долл.
В развивающихся странах, ставших на путь борьбы за укрепление политич. и экономич. независимости, организация Б. с. подчинена задачам ликвидации остатков феодализма и последствий колониализма. Ввиду слабости нац. буржуазии и недостатка у неё капиталов важнейшие мероприятия в области экономики и культуры в этих странах (напр., в ОАР, Индии, Бирме и др. ) финансируются за счёт гос. бюджета. Одновременно с целью привлечения широких слоев населения к участию в решении нац. экономич. и политич. задач правительства этих стран проводят политику развития инициативы и средств бюджетов местных органов.
Б. с. социалистических с т р а н. В СССР Б. с. включает союзный бюджет и гос. бюджеты союзных республик, к-рые в своей совокупности составляют гос. бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития нар. х-ва СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В гос. бюджет СССР включается также бюджет гос. социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Гос. бюджеты союзных республик объединяют респ. бюджеты, гос. бюджеты авт. республик и местные бюджеты. Каждый край, область, авт. область, нац. округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Б. с. СССР, составляет почти 50 тыс.
Построение Б. с. СССР, бюджетные права и обязанности органов гос. власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся. О структуре и характере развития Б. с. СССР можно судить по данным таблицы на стр. 200.
Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% гос. бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хоз. и культурном строительстве.
Доходы союзного бюджета образуются в основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внеш. торговли, взносов гос. предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегос. доходов. Доходы респ. и местных |