БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении респ. и местных органов, а также из отчислений от общегос. доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование)

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, респ. и местных органов власти, закреплённых Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодат. актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли х-ва и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы гос. власти и управления. Из гос. бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые респ. органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного х-ва и расходы социальнокультурных учреждений, обслуживающих население отд. местностей.

В др. социалистич. странах Б. с. строится на тех же принципах, что и Б. с. в СССР. В 1949150 в большинстве социалистич. стран были проведены бюджетные реформы, в ходе к-рых осуществлена перестройка Б. с. на принципах демокра-тич. централизма и ленинской нац. политики. Многочисл. внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с гос. бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы нар. -хоз. и финанс. планирования. В большинстве социалистич. стран Б. с. складывается из 2 осн. звеньев - центр, бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п. ]. В 1968169 произошёл переход Чехословакии к федеративному гос. и бюджетному устройству. Теперь Б. с. в этой стране складывается из центр, бюджета ЧССР, гос. бюджета Чехии, гос. бюджета Словакии, к-рые состоят, в свою очередь, из центр, и местных бюджетов. В Югославии Б. с. состоит из бюджета федерации, бюджетов отд. республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организац. единства Б. с. в большинстве социалистич. стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с центр, бюджетом, образуя единый гос. бюджет. Ведущая роль в гос. бюджете принадлежит центр, бюджетам, на долю к-рых приходится в среднем ок. 314 всех расходов гос. бюджета.
Динами к а расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)



1940


1950


1960


1965


1971 (план)
Гос. бюджет СССР


17,4


41,3


73,1


101,6


160,8
В том числе:















Союзный бюджет


13,2


31,7


30,1


43,2


88,7
Гос. бюджеты союзных республик

из них:


4,2


9,6


43,0


58,4


72,1













респ. бюджеты


1,2


3,0


28,6


37,3


43,0
бюджеты автономных республик и местные бюджеты


3,0


6,6


14,4


21,1


29,1

Как правило, задачей центр, бюджетов является финансирование общегос., хоз. и социальнокультурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного х-ва и социальнокультурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хоз. и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином гос. бюджете.

Лит. см. при ст. Бюджет государственный. А. М. Александров, В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНАЯ СТАТИСТИКА, состав ная часть статистики жизненного уровня населения, характеризующая уровень и источники доходов семьи, расходы по их назначению, обеспеченность семьи жилищем и предметами культуры и быта, состав семьи, занятость и образование её членов и др. Выявляет степень удовлетворения материальных и духовных потребностей семьи, раскрывает зависимость потребления от уровня доходов, состава семьи и др. социалыго-экономич. признаков. Источниками статистич. информации по жизненному уровню населения СССР в целом, а также по классовому составу (рабочие, служащие, колхозники) являются гос. отчётность и переписи. Источником же дифференциров. информации о жизненном уровне различных обществ, групп населения служит Б. с. Её задача: сбор, разработка и анализ данных о жизненном уровне рабочих пром-сти, служащих, инженернотехнич. работников, колхозников, рабочих совхозов и др. Достаточно полную и достоверную статистич. информацию о жизненном уровне получают в результате выборочных обследований семейных бюджетов (см. Бюджетные обследования).

Анализ статистич. информации о семейных бюджетах вскрывает закономерности потребления, учитываемые при планировании развития нар. х-ва и повышения благосостояния всех слоев населения. Данные Б. с. используются также при исчислении нац. дохода страны и его распределении по группам населения, при расчёте реальных доходов трудящихся, составлении балансов трудовых ресурсов, балансов продуктов с. х-ва и в др. экономич. расчётах. Б. с. в СССР пользуется выборочным методом. Для анализа информации о семейных, бюджетах и выявления закономерностей подъёма жизненного уровня используется метод группировок семей по социальноэкономич. признакам (обществ, группа населения, адм. район страны, доход на семью и на члена семьи, зарплата главы семьи, размер и состав семьи по числу работающих лиц и числу иждивенцев, доля различных источников в семейном доходе и др. ), средние величины и индексы, а также теория вероятностей и математич. статистика (корреляционное исчисление, дисперсионный анализ и т. д. ). Большой вклад в развитие теории и практики Б. с. в 19-20 вв. внесли отечественные учёные Д. П. Журавский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Ф. А. Щербина, А. М. Стопа-ни, С. Г. Струмилин, В. С. Немчинов и др. (см. Земская статистика).

Б. с. в капиталистич. странах, находясь на службе господствующего класса, резко преувеличивает доходы трудящихся и преуменьшает доходы предпринимателей.

Применяются не строго науч. методы сбора статистич. информации о семейных бюджетах (для обследования отбирается более обеспеченная группа населения) и способы обработки данных (исчисление огульных средних по совокупностям семей, относящихся к социально разнородным группам населения). Бурж. статистики пытаются доказать изменение природы капитализма, сделать выводы о несуществующем "выравнивании доходов населения" (см. Дифференциация доходов населения).

Данные официальной Б. с. в капиталистич. странах, как правило, тенденциозно освещают изменение благосостояния трудящихся. Исчисляемые бурж. статистиками индексы по данным бюджетных обследований нередко опровергаются расчётами прогрессивных профсоюзов и др. opr-ций. Напр., по расчётам Мин-ва труда Великобритании, основанным на информации Б. с., индекс стоимости жизни в стране в 1968 был равен 278 (к 1938 - 100), а по расчётам Лондонской и Кембриджской экономич. службы - 364 (т. е. был выше на 86%), хотя и последний далеко не точно характеризовал действительное снижение жизненного уровня трудящихся страны, происшедшее в связи с неоднократным повышением цен на товары нар. потребления.

Б. с. в СССР свидетельствует о систе-матич. росте материального и культурного уровня всех обществ, групп населения. С 1940 по 1968 произведённый нац. доход страны возрос в 7,5 раза; при этом ок. э14 его направляется в фонд потребления трудящихся. Реальные доходы на душу населения за этот период выросли примерно в 3,6 раза. В значит, мере этот рост обеспечивался расширением обществ, фондов потребления. Выплаты и льготы из этих фондов составляют более 30% бюджета семьи рабочего и служащего. Рост доходов населения позволяет систематически увеличивать семейные расходы на товары нар. потребления. По данным Б. с. Сов. Союза, расходы рабочих пром-сти и колхозников на покупку товаров возросли в 1969 по сравнению с 1940 (соответственно): одежды в 5 и 6,3 раза, мебели и хоз. товаров в 8,9 и 9,7 раза, мотоциклов и велосипедов в 20,3 и 27,8 раза. За тот же период увеличилось и потребление ими мясопродуктов в 3 и 2,2 раза, рыбопродуктов в 2,6 раза и 6 раз, молока и молочных продуктов в 3,1 и 1,8 раза и яиц в 3,4 и 3,6 раза, а потребление хлебных продуктов сократилось на 33% и 14%. Расходы на жилищные и коммунальные услуги в бюджете семьи гор. жителя не превышают 4% общего расхода.

Лит.: Курс экономической статистики, 4 изд., под- ред. Л. И. Петрова, М., 1956; Общая теория статистики, 2 изд., перераб., под ред. Т. И. Козлова, М., 1967; Струмилин С. Г., Статистикоэкономическпе очерки, М., 1958; Матюха И. Я., Статистика бюджетов населения, М., 1967.

И. Я. Матюха.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, составление и исполнение гос. бюджета в социалистич. странах. Является составной частью нар. -хоз. планирования. На основе показателей нар. -хоз. плана (объём и реализация продукции, товарооборот, фонд зарплаты, капитальные вложения и др. ) разрабатываются бюджеты, к-рые служат важным рычагом проверки балансовых связей отд. элементов плана, выявления и мобилизации внутр. резервов. В ходе составления и исполнения бюджета на основе применения балансового метода осуществляется координация всех финанс. ресурсов социалистич. гос-ва, определяются гл. элементы финанс. и кре-дитнокассовых планов, устанавливаются финанс. обязательства предприятий, размеры их затрат на расширение произ-ва, материальное стимулирование работников и др., осуществляется контроль за финанс. и хоз. деятельностью предприятий и орг-ций. Гл. задача Б. п. - наиболее полное выявление и мобилизация внутр. ресурсов х-ва для обеспечения необходимыми ден. средствами высоких темпов развития социалистич. экономики, си-стематич. повышения жизненного уровня трудящихся, укрепления могущества гос-ва.

В основу Б. п. в СССР положен принцип демократич. централизма, обеспечивающий при составлении и исполнении бюджета соблюдение суверенных прав союзных республик и прав авт. республик, местных Советов депутатов трудящихся, единство бюджетной системы и финанс. политики гос-ва и участие в составлении и выполнении бюджета всех органов гос. власти и управления, предприятий и орг-ций, широких слоев населения.

Так же как нар. -хоз. план, гос. бюджет составляется на календарный год (с 1 янв. по 31 дек. ), к-рый считается бюджетным периодом. Это обеспечивает связь гос. бюджета с нар. -хоз. планом, планом каждого предприятия, орг-ций, учреждения, создаёт необходимую определённость бюджетным ассигнованиям, способствует контролю за соблюдением гос. финанс. дисциплины.

Бюджетные ассигнования носят строго целевой характер, причём при выделении средств учитываются эффективность и степень использования ранее предоставленных бюджетных средств, а также размер произведённых предприятием или орг-цией платежей в доходы бюджета. В процессе формирования гос. бюджета в соответствующих органах гос. управления (Совет Министров СССР и Мин-во финансов СССР, Советы Министров союзных республик и мин-ва финансов республик и т. д. ) рассматриваются в зависимости от подчинённости осн. показатели каждого бюджета (республики, края, области и т. п. ), а также расчёты по бюджетам всех мин-в, ведомств, отделов исполкомов и т. д., с тем чтобы возможно полнее учесть потребности и ресурсы каждой республики, области, района, всех отраслей нар. х-ва. Затем проект каждого бюджета рассматривается в бюджетных комиссиях и утверждается на сессии соответствующего органа гос. власти (Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и авт. республик, местных Советов депутатов трудящихся), к-рые принимают закон о Гос. бюджете СССР и законы о гос. бюджетах союзных республик или постановления о бюджетах края, области и др.

Гос. предприятия, колхозы и кооп, орг-ций вносят причитающиеся с них платежи в бюджет перечислением соответствующих сумм с их счетов в банках. При неуплате эти суммы взыскиваются со взиманием пени: с гос. предприятий - по распоряжению финансовых органов они списываются в бесспорном порядке; с кооп. орг-ций и колхозов - на основании решений суда. При исполнении бюджета бюджетные средства выдаются путём открытия кредитов или перечислением средств распорядителям кредитов, к-рое производится: финанс. органами - гл. распорядителям (мин-вам и ведомствам, отделам местных Советов); гл. распорядителями кредитов - нижестоящим распорядителям (отд. предприятиям, школам, больницам и т. п. ).

Кассовое исполнение бюджета осуществляет Государственный банк СССР. Оно основано на принципе единства кассы, т. е. на сосредоточении всех бюджетных средств в банковских учреждениях, выполняющих функции их приёма, хранения и выдачи (согласно распоряжениям финанс. органов и соответствующих распорядителей кредита), а также представляющих отчёты об использовании средств бюджета. Такой порядок позволяет контролировать ход исполнения бюджетов и балансировать их доходы и расходы.

В капиталистич. гос-вах составление и исполнение бюджета имеют лишь внешнюю форму Б. п. Применяемые здесь методы бюджетных исчислений позволяют определить лишь вероятные, предполагаемые суммы доходов и расходов на предстоящий год, т. к. невозможно предугадать неизбежные при капитализме изменения экономич. конъюнктуры. Составление бюджета бурж. гос-ва направлено на перераспределение нац. дохода путём взимания налогов, займов и др. методами в интересах финанс. олигархии и упрочения капиталистич. строя. Бюджеты в капиталистич. странах, как правило, составляются на год, но в нек-рых странах, а также в ряде штатов США - на 2 года (см. Бюджетный год).

Составление бюджетов во всех капиталистич. странах является компетенцией правительств и их спец. органов (бюджетное бюро при президенте в США, казначейство в Великобритании, Мин-во финансов во Франции). Проекты бюджетов представляются в Бельгии за 2 мес. до начала бюджетного года, в Италии - за 5 мес., в Великобритании - за 7 мес., в США- за 6 мес. Проекты бюджетов представляются на утверждение парламентов, однако права последних на внесение к. -л. изменений крайне ограничены и носят большей частью декларативный характер. Исполнение бюджетов осуществляется пр-вами через казначейские кассы (Франция) или банки (в большей части стран).

Лит. см. при ст. Бюджет государственный. В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих обществ, отношения по образованию и использованию общегос. фонда ден. средств. Сов. Б. п. - один из важнейших институтов финансового права - регулирует не все отношения, связанные с гос. бюджетом, а только организационнофинансовые, к-рые складываются гл. обр. между различными гос. органами. Т. к. в Гос. бюджет СССР включается бюджет гос. социального страхования, к-рый составляе