БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

равдоподобие. Последователем его явился Йозеф фон Зонненфельс, выступавший позднее как поборник просвещённого абсолютизма, называемого в А. иозефинизмом (по имени императора Иосифа II). Ведущий деятель просвещения в А. - А. Блумауэр создал поэму "Приключения благочестивого героя Энея" (1783-86), одна из главных тем которой - конфликт между верой и наукой. Элементы сентиментализма содержит поэзия М. Дениса (псевдоним Бард Синед), автора религиозных и верноподданнических од.

В годы войн с революционной Францией Г. фон Коллин провозглашает в классицистических драмах ("Регул", 1801, и др.) идею сильной государственности, требующей жертв от подданных. Владычество Наполеона в А. пробудило патриотические чувства и интерес к национальной истории. После поражения Пруссии под Иеной (1806) съехались в Вену немецкие реакционные романтики. Здесь А. В. Шлегель читал курс лекций о литературе. Однако теории немецкой романтической школы нашли в А. отклик лишь у немногих эпигонствующих авторов (И. Н. Фогль, Й. Х. Цедлиц). Взаимовлияние различных национальных культур, сосуществовавших в империи Габсбургов, во многом определило своеобразие австрийской литературы. В творчестве Ф. Грильпарцера слились черты классицизма и романтизма. Его трагедии ("Сафо", 1818, трилогия "Золотое руно", 1822, "Либуша", 1848) проникнуты сознанием разлада между идеалом и действительностью, но не лишены и просветительского оптимизма. Актёр и драматург Ф. Раймунд - автор нравоучительных комедий "Девушка из мира фей, или Крестьянин-миллионер" (1826), "Альпийский король, или Враг человечества" (1828), "Расточитель" (1833) и др., в которых черты народной комедии соединяются со сказочной феерией театра барокко. В сатирических комедиях "В бельэтаже и на первом этаже" (1835), "Свобода в Медвежьем углу" (1848) И. Н. Нестрой едко высмеивает буржуа-выскочек и духовно оскудевшее дворянство. Проникновенный лирик Н. Ленау, создатель своеобразной символики природы, автор "Песен в камышах" (1832), "Странствий в горах" (1833) выступает и как политический поэт, отражая дух оппозиции, гневно обрушивается на политический деспотизм Меттерниха, засилье цензуры, рисует бедствия обездоленных тружеников. Уверенность поэта в конечном торжестве справедливости выражена в революционно-романтических поэмах "Ян Жижка" (1837), "Альбигойцы" (1842). А. Грюн (псевдоним графа Ауэршперга) в сборнике стихов "Прогулки венского поэта" (1831) подверг критике социально-политический режим А., однако верный заветам иозефинизма он уповал на либеральные реформы. Революционными настроениями проникнута лирика М. Гартмана, участника революции 1848; в сатирической поэме "Рифмованная хроника попа Маурициуса" (1849) он высмеял половинчатость буржуазных парламентариев.

После поражения Революции 1848 и отказа буржуазии от её демократических лозунгов многие литераторы отходят от больших общественных проблем. В творчестве А. Штифтера, автора многих рассказов и романов - "Бабье лето" (1857), "Витико" (1865-67) - неприятие капиталистических отношений выразилось в созерцательной идиллии. В 60-70-е гг. в литературе А. усиливаются реалистические тенденции (новеллы Марии фон Эбнер-Эшенбах и Ф. фон Саара). Вершина критического реализма в литературе А. - драмы Л. Анценгрубера: "Священник из Кирхфельда" (1870), "Крестьянин-лжесвидетель" (1871), "Четвёртая заповедь" (1878), где изображено проникновение капитализма в деревню и бедственное положение сельских тружеников. Быт деревни рисовал прозаик П. Розеггер, более склонный к мирной идиллии.

Начало эпохи империализма и кризис буржуазной культуры порождают в начале 20 в. явления декаданса. Теоретиком модернистских течений становится писатель и критик Г. Бар. Неоромантические тенденции и эстетизм характерны для Г. фон Гофмансталя: лирический сборник "Образы", драмы "Смерть Тициана" (1892), "Безумец и смерть" (1893), "Электра" (1903), "Эдип и сфинкс" (1906), "Всякий человек" (1911). Черты импрессионизма присущи творчеству А. Шницлера; в его психологических новеллах и драмах герои, предаваясь чувственным наслаждениям, ощущают присутствие смерти: комедии "Анатоль" (1893), "Флирт" (1896), новеллы "Жена мудреца" (1898), "Лейтенант Густль" (1901). Значительное место не только в литературе А., но и во всей европейской лирике 20 в. занимает творчество Р. М. Рильке с её философской символикой, поэтическим одушевлением вещей. Раздумья о трагическом одиночестве поэта, сетования на горести жизни, мечты о совершенном человеке характерны и для раннего сборника "Часослов" (1905) и для более поздних "Дуинезских элегий" (1923). В 1910-11 гг. Г. Тракль и Ф. Верфель возвещают начало экспрессионистской лирики. Выразителем настроений австрийского рабочего класса стал в предвоенные годы поэт-социалист А. Петцольд, автор сборников "Несмотря ни на что!" (1910), "Странная музыка" (1911). Накануне краха Австро-венгерской империи появляются первые произведения Ф. Кафки. В его новеллах, притчах, романах ("Превращение", 1916, "В исправительной колонии", 1919, "Процесс", 1925) зависимость личности от социальных сил мистифицирована как непреодолимый фатум, абсурд и кара свыше.

В литературе А. периода 1918-45 видное место занимает публицист и сатирик К. Краус, издатель оппозиционного журнала "Факел" ("Die Fackel", с 1899), автор монументальной драмы "Последние дни человечества" (1918-19) - гневного обличения зачинщиков империалистической войны. Сборником антивоенных стихотворений "Сердце в оковах" выступил в 1917 рабочий поэт Йосеф Луитпольд; бедствиям эксплуатируемых посвящён его сборник баллад "Возвращение Прометея" (1927). Период между двумя мировыми войнами отмечен в литературе А. высокими достижениями в области художественной прозы. Психологические новеллы С. Цвейга в сборниках "Амок" (1922), "Смятение чувств" (1927) проникнуты гуманистическим оптимизмом. От экспрессионизма к реализму развивается в эти годы творчество Ф. Верфеля (роман "Сорок дней на горе Муса Даг", 1934). Опасность новой мировой войны и надвигающаяся угроза фашизма пробуждают у австрийских писателей интерес к историческим судьбам родины. В романе Й. Рота "Марш Радецкого" (1932) ироническое изображение обветшалой империи Габсбургов соединяется с элегической грустью о патриархальной старине. Монументальный аналитический роман Р. Музиля "Человек без свойств" (1930-43) показывает духовный кризис буржуазного общества в 20 в.

После насильственного аншлюсса А. фашистской Германией передовые деятели австрийской культуры покинули родину. В эмиграции пером публициста мужественно боролся с фашизмом Й. Рот, творили Музиль, С. Цвейг, Верфель, Луитпольд, Г. Брох, автор философско-исторической трилогии "Лунатики" (1931-32), где показаны реакционные тенденции в развитии Германии начала 20 в. и переоценка всех моральных ценностей, пишет в эмиграции романы "Смерть Вергилия" (1945) и "Искуситель" (издание 1953). Преследуемый нацистами, эмигрировал драматург Ф.Т. Чокор. В драматической "Европейской трилогии" (1952) он обобщает исторический опыт последних десятилетий 20 в. Книга "На чужих дорогах" (1955) посвящена антифашистскому сопротивлению европейских народов.

После 2-й мировой войны в литературе А. появилось много произведений о недавнем прошлом страны. Х. Додерер создал романы "Штрудльхофштиге, или Мельцер и толща лет" (1951) из жизни Вены 20 в. и "Демоны" (1957); революционные тенденции общественного развития изображены здесь, как некая демоническая сила. Реалистическую картину жизни А. в течение полувека дал Ф. Хабек в романе "Скачка на тигре" (1958). Анализу исторических судеб А. после краха империи посвящены романы Г. Фрича "Мох на камнях" (1956) и Х. Цанда "Наследники огня" (1961). О битве рабочего класса А. с фашистской реакцией в 1934 рассказывает роман Г. Зайко "Человек в камышах" (1956). Антифашистская направленность отличает роман Г. Леберта "Волчья шкура" (1960). В 50-60-х гг. выдвинулись талантливые прозаики - Х. Айзенрайх, Ф. Гумлер, Ф. Каин, поэты - И. Бахман, А. Окопенко, Г. К. Артман, В. Шмид.

Лит.: Австрийская новелла XIX века, М., 1959; Tschulik W., Die ?sterreichische Dichtung..., 3 Aufl., W., 1955; G?rIich E. J., Einf?hrung in die Geschichte der ?sterreichischen Literatur, 3 Aufl., W. - Mainz, 1948; Langer N., Dichter aus ?sterreich, [Folge 1-3], W.- M?nch., 1956-58; Lux J. A., Ein Jahrtausend ?sterreichischer Dichtung, W., 1948; Reimann P., Von Herder bis Kisch. Studien zur Geschichte der deutsch?sterreichischtschechischen Literaturbeziehungen, B., 1961; Schmidt A., Dichtung und Dichter ?sterreichs im 19. und 20. Jahrhundert, Bd 1-2, Salzburg - Stuttg., 1964; BIauhut R., ?sterreichische Novellistik des 20. Jahrhunderts, W. - Stuttg., 1966; Strelka J., Br?cke zu vielen Ufern. Wesen und Eigenart der ?sterreichischen Literatur, W., 1966.

С. E. Шлапоберская.


XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории А. найдены многие памятники первобытного искусства: палеолитическая "Венера из Виллендорфа", неолитическая керамика, керамические и бронзовые изделия гальштатской культуры и латенской культуры, сохранились остатки построек, образцы местной скульптуры, живописи, декоративного искусства времени римского господства (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.).

Многочисленны памятники романского стиля (11-13 вв.: базилики в Гурке и Зеккау, западный фасад собора святого Стефана в Вене, центрические погребальные капеллы - "карнеры"; фрески, рельефы, миниатюры) и готики (13-15 вв.: однонефные капеллы, хоры церквей в Хейлигенкрёйце и Цветле, собор святого Стефана и церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки и городские дома; монументально-декоративная и свободно стоящая скульптура, станковая живопись, витражи, ювелирные изделия).

В искусстве 15 в. (алтарные композиции скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа, резные и живописные алтари М. Пахера) наметился переход к гуманистическим принципам Возрождения, сложившегося в А. в 16 в. (городские здания c лоджиями и эркерами в Граце, Инсбруке, Клагенфурте, укреплённые дворцы; живопись и графика В. Хубера). Широкое международное значение искусство А. приобрело в эпоху барокко (17-18 вв.): архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Л. Хильдебрандт и Я. Прандтауэр воздвигли в Вене, Зальцбурге, Линце, Мельке великолепные загородные резиденции, монастыри, городские дворцы и церкви, отличающиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора и вместе с тем несколько холодной элегантностью; расцвело искусство декоративной скульптуры (Б. Пермозер, Г. Р. Доннер, Ф. К. Мессершмидт), живописи (Д. Гран, П. Трогер, Ф. А. Маульберч), резьбы, мебели, керамики (венский фарфор, с 1718), сочетающее эмоциональную приподнятость с тяготением к ясности и лёгкому изяществу. Переход к классицизму в последней четверти 18 в. обозначился в живописных портретах И. Б. Лампи, Г. Ф. Фюгера, Й. Грасси, фарфоровой скульптуре А. Грасси.

В 1-й половине 19 в. в архитектуре господствовал классицизм, в живописи - лирически окрашенный романтизм (пейзажи Й. А. Коха, картины последователя назарейцев Й. Фюриха, композиции на фольклорные темы М. Швинда), в середине века утвердилось интимное искусство бидермейера (городские особняки, живопись П. Крафта, М. Даффингера, Ф. Амерлинга, Ф. Вальдмюллера, Й. Данхаузера, реалистически точно воспроизводящая атмосферу городского и сельского быта, но не свободная от сентиментальной идилличности).

Во 2-й половине 19 в. в архитектуре воцарилась эклектика; города А. застраивались доходными домами и претенциозно-пышными общественными зданиями (архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр и др.); в живописи театрально-эффектным картинам Х. Макарта противостояли реалистические искания А. Петтенкофена, Ф. Дефреггера, пейзажистов Э. Я. Шиндлера и Э. Еттеля, ранних импрессионистов К. Шуха и К. Молля. Венский Сецессион (1897) стал средоточием крайне вычурного, полного безудержной декоративной фантазии стиля модерн (архитекторы Й. Ольбрих, О. Вагнер, Й. Хофман, живописец Г. Климт, изделия "Венских мастерских", 1903). Однако в начале 20 в. архитектура А. перешла к простоте и чёткой функциональности решений (архитектор А. Лоз), тогда как в живописи и графике утверждались субъективность и фантастика (Э. Шиле, А. Кубин), а затем и экспрессионизм (О. Кокошка, Х. Бёкль).

В архитектуре 20-30-х гг. 20 в. велись поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (архитекторы Ф. Шустер, Й. Франк); развилось и национально-романтическое направление (архитектор К. Хольцмейстер). После 1945 создан ряд смелых по замыслу сооружений в современном стиле (городской зал Штадтхалле в Вене, 1955-58, архитектор Р. Райнер). В изобразительном искусстве наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба) и сюрреализмом (живописец Э. Фукс) сохраняются гуманистические традиции реализма (в ряде пейзажей Кокошки, в портретах Й. Добровски).

Лит.: Schaffran E., Kunstgeschichte ?sterreichs, W., 1948; Benesch O., Kleine Geschichte der Kunst in ?sterreich, W., 1950; Dehio-Handbuch. Die Kunstdenkm?ler ?sterreichs, W. - M?nch., 1953-61; Grimschitz В., Ars Austriae, W., 1960.


XV. Музыка
Своеобразие музыкальной культуры А. обусловлено многонациональным составом её населения и обилием влияний различных культур, в том числе латинской, германской, чешской, венгерской, хорватской, итальянской и др. Носителями народной музыкальной культуры А. с начала средних веков были странствующие певцы и шпильманы, затем ваганты - беглые школяры, монахи и учителя, создававшие озорные антицерковные песни. В 8-13 вв. важную роль в становлении музыкального искусства сыграли монастыри: они вводили пение в школах, устраивали религиозные представления, сопровождавшиеся хоровой музыкой и танцами.

С 12-13 вв. в А. развивается музыкальная культура при дворах тирольских и штирийских герцогов, в резиденции Бабенсбергов в Вене. Культивируется поэзия миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде, Нейдхарт фон Рёйенталь, Тангейзер и др.), опиравшихся в своём творчестве на народные песни. К концу 14 в. относятся первые памятники народного многоголосия, широкую популярность приобретает домашнее музицирование. В 15 в. возникают придворные капеллы в Вене, Инсбруке, Граце, где работали капельмейстеры Ю. Слатконья и Г. Финк, органисты П. Хофхаймер, Х. Грауэндорфер, К. Кралль и др. Тогда же австрийская музыкальная культура испытала воздействие нидерландских полифонистов (Г. Изак и др.), многие из них возглавляли придворные капеллы.

После основания Венского университета (1365) студенты совместно со школьниками - певчими церкви святого Стефана объединились в хор, участвовавший в исполнении праздничной светской музыки. В 1498 в Вене была учреждена императорская капелла, включившая группу инструменталистов и вокалистов, способствовавшая концентрации музыкальных сил страны. С середины 16 в. возникли публичные студенческие спектакли с сопровождением хоровой и танцевальной музыки. Для театра иезуитской коллегии в Вене (основан в 1620) музыку писали композиторы И. К. Керль, Ф. Т. Рихтер, Б. Штаудт, М. Цехер и др. Подобного рода театры имелись во всех крупных городах А. Особенно прославились театры в Зальцбурге, где школьная традиция была очень древней и держалась долго (В. А. Моцарт в 11-летнем возрасте написал для этого театра музыку к латинской комедии "Аполлон и Ги