БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тся ВЦСПС и исполняется органами профсоюзов, сов. Б. п. регулирует и отношения между гос. органами и органами профсоюзов, связанные с этим бюджетом.

Нормы сов. Б. п. делятся на материальные и процессуальные. К первым относятся нормы, определяющие бюджетное устройство (различные виды бюджетов, соотношение между ними, основы формирования их доходов), бюджетные права Союза ССР, союзных, авт. Республик и адм. -терр. единиц; нормы, определяющие состав доходов и направление расходов Гос. бюджета СССР, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы, последовательность их распределения между отд. бюджетами. Процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Гос. бюджета СССР и отчётности о его исполнении.

Важнейшей чертой сов. бюджетного устройства является единство бюджетной системы, означающее, что союзный, респ. и местные бюджеты существуют не обособленно, а объединяются в единый Гос. бюджет СССР. Право устанавливать налоги и доходы, поступающие на образование бюджетов - союзного, республиканских и местных, предоставлено только Союзу ССР. Часть доходов респ. и местных бюджетов покрывается за счёт закреплённых за ними источников доходов, а часть поступает в них за счёт отчислений от общесоюзных гос. налогов и доходов, устанавливаемых ежегодно при утверждении вышестоящего бюджета. Утверждение бюджетов идёт в следующем порядке: сначала утверждается Гос. бюджет СССР, затем на его основе - гос. бюджеты союзных республик, на их базе - гос. бюджеты АССР и местные бюджеты. При утверждении каждого вышестоящего бюджета устанавливаются общие суммы доходов и расходов по нижестоящим бюджетам. Такая финанс. централизация придаёт бюджетной системе и финанс. политике Сов. гос-ва единство, обеспечивает финансирование мероприятий, предусмотренных гос. планом развития нар. х-ва СССР, а также мероприятий, имеющих общесоюзное или респ. значение, участие союзных и авт. республик и адм. -терр. единиц в осуществлении этих мероприятий. Единство бюджетной системы даёт возможность перераспределять часть нац. дохода и финанс. ресурсов между союзными и авт. республиками, экономич. районами и адм. -терр. единицами. Централизация в области бюджета сочетается в СССР с широкой самостоятельностью республик и адм. -терр. единиц: каждая союзная и авт. республика, каждый местный Совет (краевой, областной, окружной, городской, районный, поселковый и сельский) имеют право на собств. бюджет, объём к-рого устанавливается при утверждении вышестоящего бюджета и окончательно утверждается Верх. Советом соответствующей республики или вышестоящим местным Советом. Утверждая бюджеты нижестоящих Советов, эти органы могут увеличить общую сумму доходов и расходов, установленную для республики или адм. -терр. единицы при утверждении вышестоящего бюджета. Проект бюджета составляется исполнительнораспорядит. органами Советов, имеющих право утверждения бюджета. Бюджетная инициатива, т. е. право внесения проекта на рассмотрение и утверждение Совета, принадлежит соответственно правительству союзной (авт. } республики или исполкому местного Совета. Закон о Гос. бюджете СССР и решение местного Совета о бюджете публикуются для всеобщего сведения.

Осн. источниками действующего Б. п. являются закон "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" (30 окт. 1959) и законы о бюджетных правах республики и местных Советов, принятые во всех союзных и авт. республиках.

М. И. Пискотин.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, предоставление средств из гос. доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов. В социа-листич. странах задачами Б. р. являются: обеспечение бездефицитной сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения заданий нар. -хоз. плана; выделение каждому бюджету таких источников, к-рые позволили бы своевременно и бесперебойно финансировать намеченные планом мероприятия по развитию нар. х-ва и социальнокультурному обслуживанию населения; создание материальной заинтересованности респ. и местных органов в выполнении планов местных и общесоюзных гос. доходов, а тем Самым и в выполнении нар. -хоз. плана В целом.

На первых этапах социалистич. строительства в СССР осн. формами Б. р. являлись дотации, в 1924-31 субвенции (целевые гос. пособия местным бюджетам, требующие участия их средств), затем отчисления от гос. доходов и налогов и надбавки к ним. С укреплением нар. -хоз. и бюджетного планирования осн. методом Б. р. стали отчисления от гос. доходов и налогов, передаваемые в нижестоящие бюджеты в дифференцированных процентах от суммы поступлений дохода или налога на территории данного Совета, что заинтересовывает каждый местный Совет и республику в выполнении плана общесоюзных гос. доходов и налогов. Проценты отчислений дифференцируются в зависимости от потребности в средствах для покрытия запланированных по бюджету расходов, с учётом объёма местных (закреплённых) доходов, к-рые должны поступить в данный бюджет в предстоящем году. Различается регулирование бюджетов союзных республик, внутриреспубликанское (союзных и авт. республик), внутриобластное (краевое), внутрирайонное и внутригородское (по городам, имеющим районное деление) Б. р.

Осн. источниками средств для Б. р. являются в СССР: налог с оборота, подоходный налог с населения и нек-рые др. В исключит, случаях, а именно, когда бюджет республики или местного Совета не может быть сбалансирован даже при передаче ему всей суммы (100%) доходов, поступающих на его территории, применяется дотация из гос. бюджета. Аналогичные формы Б. р. используются в большинстве социалистич. стран.

В капиталистич. странах Б. р. обусловлено в первую очередь всё большей концентрацией источников доходов (особенно налогов) в руках центр, власти. Возрастающая зависимость местных органов власти от центральных выражает обострение противоречий между центром и местами. Формы Б. р. : дотации, субвенции, отчисления и надбавки к гос. налогам. А. М. Александров.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, предоставление гос-вом в соответствии с утверждённым бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, орг-циям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

В социалистич. странах Б. ф. включает финансирование хозрасчётных предприятий и орг-ций и сметное финансирование.

Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям.

Предприятия, переведённые на новые условия хозяйствования, при недостатке собств. ресурсов используют также кредит, к-рый возмещают впоследствии из внутрихоз. ресурсов. За счёт этих ресурсов и банковских кредитов финансируется также строительство части новых предприятий (напр., в СССР предприятий, срок окупаемости затрат на строительство к-рых не превышает 5 лет).

Сметное финансирование распространяется на большинство орг-ций непроизводств, сферы (школы, больницы и т. д. ). Расходы на расширение их деятельности целиком покрываются из бюджета и все получаемые этими орг-циями доходы (если они не идут на образование их спец. средств) изымаются в доходы бюджета.

Б. ф. строится на следующих принципах: научно обоснованное определение величины затрат (при Б. ф. хозрасчётных предприятий и орг-ций это означает определение экономич. необходимости и эффективности затрат, выявление всех внутрихоз. резервов накопления; при сметном финансировании - разработка и использование научно обоснованных норм расходов), строго целевой отпуск средств; учёт степени выполнения плана; контроль за правильным и эффективным использованием средств.

В капиталистич. странах Б. ф. осуществляется в порядке сметного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, гос. капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание гос. аппарата, вооружённых сил и различных адм. и социальнокультурных учреждений за счёт средств бюджета. А. М. Александров.

БЮДЖЕТНЫЕ КОМИССИИ, постоянно действующие комиссии высших и местных органов власти, созданные для рассмотрения государственного бюджета. В социалистич. странах рассматривают проекты нар. -хоз. планов, бюджеты и др. законодат. акты по финанс. вопросам, а также отчёты об исполнении гос. бюджета и выполнении нар. -хоз. плана. В СССР Б. к. образуются палатами Верховного Совета СССР, Верховными Советами союзных и авт. республик, местными Советами депутатов трудящихся из депутатов соответствующих органов гос. власти. Б. к. Совета Союза и Совета Национальностей рассматривают внесённые правительством СССР на утверждение Верховного Совета СССР проекты плана развития нар. х-ва и Гос. бюджета СССР и отчёт об исполнении бюджета за предыдущий год, предложения об изменении Гос. бюджета СССР, поступившие от мин-в и ведомств СССР и др. органов; разрабатывают проекты законов СССР и указов по бюджетнофинанс. вопросам; заслушивают сообщения и доклады руководителей мин-в и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик по вопросам исполнения бюджета, а также доклады ВЦСПС по бюджету гос. социального страхования. См. также Верховный Совет СССР. В 1967 Б. к. СССР переименованы в планово-бюджетные.

В капиталистических гос-вах Б. к. (в нек-рых странах бюджетноконтрольные или финанс. ) являются постоянными комиссиями парламентов, состоящими из членов парламента и привлечённых экспертов. В функции комиссий входят предварительное рассмотрение проектов бюджета и финанс. законопроектов, представляемых пр-вом на утверждение парламента, а также контроль за исполнением бюджета. В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, выборочные статистич. обследования семейных бюджетов, являющиеся источником информации о жизненном уровне различных общественных групп населения. Из Б. о. получают сведения: о доходах семьи по их источникам (зарплата, оплата за работу в колхозе, выплаты и льготы за счёт обществ. фондов потребления - пенсии, стипендии, различные пособия, дотации на содержание детей в садах и яслях и др., доходы от личного подсобного х-ва); о расходах семьи по их назначению (покупка продовольств. и непродовольств. товаров); об обеспеченности семьи жилищем и предметами культуры и быта; о составе семьи, занятости и образовании её членов и др. (см. также ст. Бюджетная статистика).

Б. о. в Советском Союзе проводит ЦСУ СССР. Информацию о семейных бюджетах получают путём опроса членов обследуемых семей и использования их записей о доходах, расходах и потреблении; этот метод обеспечивает наибольшую полноту и достоверность сведений. Теоретич. основой Б. о. является выборочный метод, посредством к-рого из генеральной совокупности выделяется такое количество семей (выборка), в результате обследования к-рых получаются репрезентативные данные семейных бюджетов. Мерой репрезентативности является отношение средних показателей, характеризующих выборочные данные, к соответствующим средним показателям генеральной совокупности. Для Б. о. отбираются различные по своему жизненному уровню типы семей. Чтобы данные отражали действительную динамику уровня благосостояния различных обществ, групп населения с учётом экономич. и природноклиматич. условий и нац. особенностей, а также факторов социальноэкономич. порядка, обследования проводятся систематически в течение одного года или ряда лет в одних и тех же семьях. Единство программ обследования позволяет не только получить статистич. сведения о жизненном уровне семей по обществ, группам, но и сделать сопоставление этих уровней.

В большинстве капиталистич. стран Б. о. проводят сравнительно редко (один раз в 5-10 лет) и они не охватывают всех групп населения. В выборке, как правило, преуменьшается доля семей с низкими доходами и преувеличивается доля семей с высокими (нетрудовыми) доходами. Так, в выборке семей для обследования питания, проведённого Мин-вом с. х-ва США в 1955, доли семей с доходами до 1 тыс. долл. и 3 тыс. долл. в год оказались заниженными и составили соответственно 7% и 30%. По данным опросных листов переписи населения 1951, соответствующие данные составили 30 и 48%. При разработке данных в группу предпринимателей были включены мелкие торговцы, домохозяйки и т. п., а в группу лиц свободных профессий вместе с ремесленниками отнесены владельцы крупных контор, лечебных и зрелищных предприятий и т. п. Тем самым преуменьшались доходы буржуазии и преувеличивались доходы трудящихся.

Б. о. в России берут своё начало от обследований крест, х-в в 70-х гг. 19 в. Ещё раньше (1846) известный статистик-демократ Д. П. Журавский опубликовал расчёты бюджетов семейств "среднего и низшего состояния", в к-рых подчеркнул значение бюджетных данных для анализа •"экономического и нравственного стремления каждого класса". Первые единовременные Б. о. в России были организованы в нач. 70-х гг. земскими статистиками (см. Земская статистика) и различными об-вами. Тогда же при Б. о. был разработан и выборочный метод. Впервые в мировой практике была использована механич. выборка (механич. отбор) семей и осуществлена проверка её репрезентативности путём сопоставления данных, характеризующих выборочную и генеральную совокупность. Земские статистики осуществили экспедиц. метод сбора сведений на основе опроса обследуемых. Б. о. крестьян предусматривали сбор материалов об экономике крест, х-ва, его доходности, расходах и личном потреблении. Б. о. рабочих и служащих ставили задачу получить сведения об уровне доходов и потреблении обследуемых в этом разрезе отраслевых и проф. групп.

Б. о. рабочих и служащих в России начали проводить после Революции 1905-07. До 1917 шесть единовременных обследований было проведено в Петербурге, Киеве, Баку и Московской губ. и собрано 4,5 тыс. бюджетов рабочих и служащих.

Начало Б. о. рабочих и служащих после Великой Окт. социалистич. революции относится к 1918 (первое из них организовано в Петрограде С. Г. Струмилиным). К 1922 было проведено св. 15 единовременных обследований: в Москве, Петрограде, Харькове, на Урале, в Донбассе и в Ср. Азии, к-рыми руководили ЦСУ, Наркомтруд и ВЦСПС. Регулярные Б. о. в течение 1-2 мес. в году примерно 3 тыс. семей рабочих (известные как обследования "ноябрьских" бюджетов) были организованы в СССР с 1922, а круглогодовые - с 1925. В эти годы разработаны методы выборки семей, программы обследования, отражающие особенности формирования жизненного уровня трудящихся в социалистич. гос-ве; была создана система классификации доходов и расходов семьи и применены группировки бюджетных данных по отд. социальноэкономич. признакам. С 1929 все работы по Б. о. сосредоточиваются в ЦСУ. Единовременные Б. о. заменяются обследованиями в течение всего года. С 1931 Б. о. рабочих пром-сти были распространены на всю территорию с объёмом выборки ок. 5 тыс. бюджетов. С 1934 ЦСУ обследует также бюджеты инж. -технич. работников и служащих. В предвоен. годы в СССР ежегодно обследовалось в общей сложности почти 20 тыс. бюджетов, в т. ч. ок. 12 тыс. бюджетов рабочих пром-сти. В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 Б. о. продолжались, хотя количество обследуемых семей рабочих и служащих сократилось.

Б. о. крестьян