| в России, проведённые впервые в Самарской, Черниговской, Херсонской, Нижегородской и Пермской губ., были немногочисленны по числу х-в и характеризовали различные слои крестьян. В более широких масштабах Б. о. крестьян осуществлены земскими статистиками Воронежской губ. (67 х-в в 1886-87 и 230 х-в в 1887-96). Их опыт разработки ряда методологич. вопросов оказал влияние на обследования, проведённые в Калужской (1896), Вологодской (1903-07), Тульской (1911-14) и др. губ. Программы Б. о. крест, х-в содержали более 1 тыс. вопросов. Почти за пятидесятилетний период в России было обследовано более 11 000 бюджетов крестьян. Многие земские статистики, исходя из народнических теорий об однородности крестьян, разрабатывали и анализировали бюджетные данные, пользуясь огульными средними (по бюджетам кулаков, середняков и бедняков),за что их критиковал В. И. Ленин.
После Окт. социалистич. революции Б. о. крестьян проводят с 1919 (600 бюджетов). Была поставлена задача организовать обследования в гос. масштабе и получить репрезентативную информацию о произ-ве в крест, х-ве, его доходности и личном потреблении. Объём выборки за 1922123 с. -х. год составил примерно 3 тыс. и за 1925126 более 10 тыс. бюджетов. В первые годы Сов. власти бюджеты обследовались экспедиц. методом (опрос членов семьи). По мере повышения образоват. уровня крестьян многие из обследуемых сами приступили к ведению записей о своих бюджетах, что повышало достоверность информации. В 1928 такие записи велись уже в 2,5 тыс. х-в. В последующие годы этот метод стал основным. Анализ статистич. информации о крест, бюджетах в 20-х гг. базировался на группировках х-в по площади посевов, численности скота, по размеру доходов и сведениях об аренде земли, найме и продаже рабочей силы, наличии в х-ве пром. или торг, заведений и др. Бюджетные данные характеризовали экономич. и социальные отношения в деревне накануне коллективизации с. х-ва в СССР. В нач. 30-х гг., когда большинство крестьян в стране объединилось в колхозы, ЦСУ СССР внесло коренные изменения в программы семейных бюджетов, обследований и их разработки. В 1932 в стране обследовалось 6,5 тыс. бюджетов, в 1938 - 17 тыс., а в 1940 - более 21 тыс.
В 1968 ЦСУ СССР расширило программы Б. о. и перевело их разработку на ЭВМ.
В 1969 в СССР обследовалось ок. 62 тыс. бюджетов различных обществ, групп населения, в т. ч. ок. 36 тыс. бюджетов рабочих и служащих и более 26 тыс. - колхозников. Наряду с систематич. Б. о. ЦСУ СССР проводит единовременные крупные обследования доходов населения по спец. программам. Первое такое обследование проведено в 1958 (240 тыс. семей рабочих и служащих), второе в 1967 (250 тыс. семей).
Лит. см. при ст. Бюджетная статистика. И. Я. Матюха.
БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, фонды, образуемые в гос. бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финанс. обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.
В капиталистич. странах Б. р. используются преим. в качестве источника дополнит, затрат на милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье ч По поводу государственной росписи" (1902) разоблачил "официальное финансовое фокусничество", к к-рому нередко прибегают бурж. пр-ва, чтобы использовать "свободную наличность" гос. казначейства для создания видимости финанс. благополучия и сокрытия дефицитности капиталистич. бюджета.
В СССР и др. социалистич. странах Б. р. предназначаются для след, расходов: 1) возмещения ущерба, причинённого гос. имуществу в результате стихийных бедствий, а также финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами (в этой части Б. р. выступают как одна из форм страхового фонда); 2) покрытия дополнит, неотложных расходов, выявляющихся в ходе выполнения нар. -хоз. плана и бюджета; 3) устранения врем, кассовых разрывов из-за несовпадения сроков поступления доходов бюджета и расходования средств.
Б. р. в социалистич. гос-вах играют большую роль в поддержании пропорциональности обществ, воспроизводства и в обеспечении его непрерывности. Б. р. используются также для преодоления частичных диспропорций, к-рые возникают в ходе исполнения нар. -хоз. плана и бюджета.
В пост. Объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (октябрь 1927) отмечалось, что при постоянном росте бюджета "... необходимо образование значительных бюджетных резервов, которые обеспечили бы достаточно свободное маневрирование как внутри страны, так и на внешнем рынке" ("КПСС в резолюциях... ", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 407). В совр. условиях, когда объём доходов гос. бюджета достиг 144,9 млрд. руб. (план 1970) и составляет более половины нац. дохода, значение Б. р. возрастает. В СССР Б. р. выступают в 3 осн. формах: резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета; оборотная кассовая наличность по респ. и местным бюджетам. В ряде союзных республик (РСФСР, УССР, БССР, Груз. ССР и Азерб. ССР) предусматривается, кроме того, образование резервных фондов Советов Министров авт. республик и фондов непредвиденных расходов исполкомов краевых, обл. и гор. (в городах респ. значения) Советов депутатов трудящихся. Размеры резервных фондов определяют Советы Министров при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе спец. правительств, постановлений.
Превышение доходов над расходами бюджета обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся на непрерывно растущие накопления социалистич. х-ва) и производит, характером его расходов. Суммы превышения направляются в основном на усиление кредитных ресурсов Госбанка и Стройбанка СССР и на финансирование части бюджетных расходов. Оборотная кассовая наличность - это ден. средства, резервируемые в респ. и местных бюджетах для покрытия врем, кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета. Сумма оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета, с учётом накопленных свободных средств на начало планируемого года. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составил 2,5% к общему объёму бюджетов союзных республик.
Для обеспечения своевременной выплаты зарплаты учителям сел. школ, мед. работникам и специалистам с. х-ва по решению Советов Министров нек-рых союзных республик в районных бюджетах создаются целевые Б. р. за счёт оборотной кассовой наличности в размере месячного фонда зарплаты учителей сел. школ (включая школы, находящиеся в районных сел. центрах) и двухнедельного фонда зарплаты мед. работников и специалистов с. х-ва. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых Б. р. должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера за счёт очередных поступлений соответствующего бюджета. По мере укрепления доходной базы местных бюджетов и в особенности районных бюджетов целевые Б. р. утрачивают своё значение.
Лит.: Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, М., 1960; Финансирование просвещения, науки и культуры, М., 1965, с. 101-03. Р. Д. Винокур.
БЮДЖЕТНЫЙ ГОД, установленный в законодательном порядке годовой срок составления, утверждения и исполнения бюджета. В большинстве стран Б. г. соответствует календарному году (СССР и др. социалистич. страны, Франция, Канада, Италия, ФРГ, Бразилия, Юж. Родезия, Мексика, Аргентина, Индонезия и др. ), в нек-рых странах Б. г. охватывает период действия с 1 июля по 30 июня (США, Италия, Швеция, Норвегия, ОАР, Судан, Кения), в других - с 1 апр. по 31 марта (Великобритания, Япония, Индия, Дания, Канада, ЮАР, Нигерия и др. ). В таких странах, как Бирма, Цейлон, Таиланд и др., Б. г. начинается с 1 окт. и продолжается по 30 сент., а в Турции бюджет составляется и исполняется в течение бюджетного периода с 1 марта по 28 февр. Во мн. странах наметился переход сроков Б. г. к календарному. Совпадение во времени Б. г. с календарным значительно облегчит задачу составления экономич. прогнозов в области доходов и расходов гос. бюджетов различных стран.
В СССР в первые годы Сов. власти составлялись полугодовые бюджеты, с 1920 бюджет стал утверждаться на год (с 1 янв. по31 дек. ). В условиях зависимости бюджета от результатов с. -х. произ-ва, к-рое в то время состояло из раздробленных крест, х-в, и недостаточного уровня планирования нар. х-ва возникла необходимость ориентации Б. г. (как и всей системы производств, и финанс. планов) на срок с 1 окт. по 30 сент. Успехи, достигнутые в индустриализации страны, коллективизация с. х-ва и укрепление совхозного произ-ва, возросшая роль планового начала во всём нар. х-ве создали предпосылки для перехода с 1931 Б. г. к календарному. Р. Д. Винокур.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, см.в ст. Бюджет государственный.
БЮДЖЕТНЫЙ ИНДЕКС, показатель для изучения динамики материального уровня жизни, наз. иногда индексом "стоимости жизни". Отличается от индекса цен тем, что взвешивается по весам не текущего, а базисного периода. Расчёт где ра и pi - цены базисного и текущего периода, a qa - количество различных товаров базисного периода. Б. и. (введённый впервые в Великобритании в 1918, в США в 1919) определяет затраты семьи на покупку бюджетного набора в текущем периоде сравнительно с затратами на тот же набор в прошлом (базисном) периоде. Тем самым рассчитывается потребность денег для поддержания того же уровня жизни (понимаемого как объём потребления). Товары, входящие в набор, здесь сравнительно немногочисленны по составу, в отличие от индекса цен с его многочисленным и изменяющимся товарным набором. Б. и. следует строить как групповой, с последующим выведением тотального (общего) индекса.
В СССР исчисление Б. и. начато в 1922. Построение Б. и. для отд. экономич. групп населения (т. к. покупательная способность у них разная) и для отд. товарных групп и нетоварных гос. услуг (блага из обществ, фондов, а также предоставление гос-вом жилищ и дотаций по квартирной плате) даёт наиболее достоверную картину уровня потребления. Поскольку, как правило, блага из обществ, фондов (дотации для детских учреждений, для отдыха, лечения и пр. ) получают гл. обр. семьи низкооплачиваемых, то это в известной мере сокращает различия в уровне жизни высокооплачиваемых и низкооплачиваемых. Вместе с тем, когда гос-во берёт на себя часть семейных расходов (напр., при обучении ребёнка в интернате), покупательные возможности семьи повышаются. Цены, участвующие в бюджетном наборе, берутся из бюджетных записей (потребительские бюджеты) о фактически уплаченных за товары суммах, а средние цены покупки исчисляются на их базе. Они отличаются от прейскурантных, т. к. одни и те же товары покупаются в разных местах (гос. торговля, кооперация, колхозный рынок). На основе групповых индексов можно построить различные комбинации обобщающих индексов, в т. ч. конъюнктурный индекс. Сов. статистика применяет для исчисления реальных доходов трудящихся индекс доходов населения, оценивающий в сопоставимых ценах ден. и натуральные доходы и льготы, предоставляемые гос-вом.
В капиталистич. странах Б. и., рассчитанные офиц. статистикой, и Б. и., получаемые рабочими орг-циями, резко отличаются друг от друга. Б. и. офиц. статистики не даёт подлинной картины, т. к. нередко из бюджетных обследований исключаются низкооплачиваемые семьи, в потреблении к-рых более высок удельный вес товаров широкого потребления (рост цен на к-рые наиболее значителен), а также за счёт нарушения репрезентативности бюджетного набора, регистрации его лишь в крупных городах.
П. П. Мослов.
БЮДЖЕТНЫЙ НАБОР, перечень товаров и услуг, характеризующий объём (в расчёте на семью или на душу населения) и структуру потребления. Применяется для расчётов бюджетного индекса и для характеристики уровня жизни семей. Б. н. складывается из продуктов питания, пром. товаров и услуг. Наиболее обоснованно рассчитывается набор продуктов питания, где критерием служат физиологич. нормы потребления. Составление наборов пром. товаров и услуг (к-рые претерпевают значит, изменения) намного сложнее и менее обосновано. Известны типы Б. н. : прожиточный минимум, бюджет достатка и нормативный (конструктивный) бюджет. При помощи таких Б. н. устанавливаются различные уровни удовлетворения потребностей трудящихся, определяемые ист. Развитием общества, социальным строем и характеризующиеся объёмом и структурой потребления. Каждой группе товаров и услуг придаётся определённый вес, соответствующий его роли в потребительском бюджете. Разработка Б. н. (общего, в разрезе обществ, групп и отд. районов страны), обеспечивающих наиболее полное и рациональное удовлетворение потребностей трудящихся,- одна из актуальных экономич. проблем в СССР. Б. н. обычно составляются для семьи определённого размера и состава по данным бюджетных обследований населения. Известны два способа составления Б. н. Первый базируется на личной оценке исследователя, к-рый решает, что нужно семье для ведения того или иного образа жизни. Состав Б. н. в этом случае во многом зависит от индивидуальных вкусов исследователей. Второй метод основан гл. обр. на изучении закономерностей фактич. бюджетов и лишь отчасти - на экспертных оценках. Нормативные расчёты охватывают ок. 75-80% статей Б. н.
В США с 1920 до 1962 нормативный бюджет рабочего и служащего разрабатывался Комитетом для исследования социальной экономики при Калифорнийском ун-те под назв. "бюджет Геллера", с 1963 его составляет Бюро статистики труда Мин-ва труда (БСТ). Бюджет рассчитывается для семьи из 4 чел. (муж, жена и двое детей). БСТ заинтересовано в преуменьшении общего размера нормативного бюджета, используемого для определения ставок зарплаты при заключении коллективных договоров.
П. П. Маслов.
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ, бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций.
В социалистических странах Б. у. - одна из составных частей единого нар. -хоз. учёта и строится по единой системе. Он обеспечивает необходимую информацию о доходах и расходах бюджета, содействует рациональному распределению и перераспределению нац. дохода на цели расширенного социалистич. воспроизводства и соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей нар. х-ва. При помощи Б. у. осуществляются плановое руководство процессом исполнения бюджета, финансово-бюджетная дисциплина и режим экономии в расходовании гос. средств; он имеет большое значение в укреплении финансов и финанс. работы.
В СССР Б. у. отражает ден. средства бюджета на счетах в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР, доходы и расходы бюджета, средства в расчётах, фонды и резервы, образуемые в процессе исполнения бюджета, а также материальные ценности бюджетных учреждений. Задача Б. у. - своевременно, полно и правильно показывать выполнение плана по доходам и расходам гос. бюджета. В СССР Б. у. охвачено ок. 50 тыс. самостоятельных бюджетов, входящих в Гос. бюджет СССР. Исполнение смет расходов учитывается более, чем в 750 тыс. бюджетных учреждений. Б. у. ведётся в соответствии с существующим в СССР бюджетным устройством. Он отражает исполнение Гос. бюджета СССР в целом, союзного, респ. и местных бюджетов, смет расходов |