БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

охранения, мин-вах здравоохранения союзных и авт. республик. Б. с. -м. э. состоит из отделов судебномед. освидетельствования живых лиц (амбулатория), судебномед. исследования трупов с судебногистологич. отделением (морг) и судебномед. исследования веществ. доказательств (судебномед. лаборатория). См. также Судебная медицина, Экспертиза судебная.

Н. П. Пырлина.

БЮРО ЦЕХОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, структурное подразделение аппарата управления цеха, к-рое руководит экономич. работой в цехе и на участках, осуществляет техникоэкономич. и оперативное планирование. Создаётся обычно в крупных цехах (в небольших-экономич. работу организует экономист). Б. ц. п. административно подчиняется нач. цеха; методич. работой в Б. ц. п. руководят планово-экономич. и производств. -диспетчерский отделы. В техникоэкономич. области бюро определяет осн. показатели техпромфинплана цеха по произ-ву, технич. развитию, труду и себестоимости; организует разработку и уточняет техникоэкономич. нормативы, используемые для составления техпромфинплана цеха; определяет экономич. эффективность организац. -технич. мероприятий цеха; анализирует итоги производств. -хоз. деятельности цеха, совм. с др. службами принимает меры по её улучшению. Б. ц. п. разрабатывает производств, программу и сменносуточные графики выпуска продукции по производств, участкам цеха; обеспечивает полную и рациональную загрузку оборудования и производств, площадей; контролирует обеспечение участков сырьём, материалами, полуфабрикатами и необходимой документацией; анализирует выполнение участками сменных, суточных и декадных планов и др. Важной функцией Б. ц. п. является обеспечение ритмичности произ-ва на участках и рабочих местах цеха для равномерного и бесперебойного выпуска продукции. С этой целью Б. ц. п. разрабатывает графики изготовления и выпуска продукции и строго следит за их соблюдением. Б. ц. п. обеспечивает своеврем. оформление и отправку из цеха изготовленной продукции; организует работу производств, складов; наблюдает за поддержанием на уровне нормативов складских запасов и незавершённого произ-ва; оформляет и передаёт полуфабрикаты деталей и узлов с участка на участок цеха для последующей их обработки или сборки; проводит в установленные сроки инвентаризацию остатков товарноматериальных ценностей.

В очень крупных цехах Б. ц. п. делится на планово-экономич. бюро, осуществляющее техникоэкономич. планирование в цехе, и производств. -диспетчерское бюро, выполняющее функции оперативнокалендарного планирования.

Ю. А. Гайдуков.

БЮРО ЦК РКП(б), областные (краевые) полномочные представительства ЦК партии на местах, назначавшиеся Центр, комитетом для руководства отд. группами губернских парт, орг-ций и для координации деятельности областных сов. и хоз. органов [во время создания областных бюро ЦК РКП(б) осн. единицей адм. деления страны были губернии]. Образование областных бюро ЦК началось уже в 1917-18. Необходимость в организации областных бюро ЦК была вызвана слабостью парт, орг-ций в отдалённых районах страны, недостатком опытных парт, руководителей на местах, расстройством средств связи, затруднявшим руководство ЦК РКП(б) деятельностью парт, орг-ций в отдалённых районах. 9-й съезд РКП(б) (март - апр. 1920) в резолюции "По организационному вопросу" указал: "Там, где будут созданы областные хозбюро, ЦК может образовать областное партийное бюро, из ЦК для усиления и объединения партийной работы в данном хозяйственном районе" ("КПСС в резолюциях... ", 7 изд., ч. 1, 1953, с. 500-01).

Было создано 8 областных бюро ЦК: Сибирское, Кавказское (в 1921 разделено на два бюро: Юго-Восточное и Кавказское), Уральское, Туркестанское (в 1922 преобразованное в Среднеазиатское) Дальневосточное в 1920, Северо-Западное в 1921 и Киргизское (Казахское) в 1922. Они объединяли под своим руководством ок. половины всех губ. парт, орг-ций страны. "Положение оо областных бюро" указывало, что бюро ЦК "... являются лишь полномочным представительством ЦК, ответственным перед ним за постановку работы в области, строго ограничиваясь в своей повседневной политической и организационной работе постановлениями всероссийских партийных съездов и конференций, а также распоряжениями и циркулярами ЦК" ["Известия ЦК РКП(б)", 1921, окт., № 33, с. 22]. В областных бюро в разное время работали: А. Е. Бадаев, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Ф. И. Голощёкин, С. М. Киров, Н. П. Комаров, С. В. Косиор, Н. А. Кубяк, В. В. Куйбышев, С. С. Лобов, А. И. Микоян, Г. К. Орджоникидзе, Я. Э. Руд-зутак, Д. Е. Сулимов, Ю. П. Фигат-нер, М. В. Фрунзе, И. И. Ходоровский, Б. 3. Шумяцкий и мн. др. В 1921-23 в Уральском бюро ЦК работал один из основателей коммунистич. партии Венгрии - Бела Кун.

Бюро ЦК руководили всеми сторонами хоз., политич. и идеологич. работы на местах, проводили линию партии с учётом особенностей своих районов. Бюро регулярно проводили областные парт, конференции, совещания секретарей и зав. отделами губкомов, заслушивали на своих заседаниях доклады подотчётных им губ. орг-ций; члены бюро ЦК систематически проверяли работу губкомов и инструктировали их. Бюро ЦК сыграли большую роль в повышении уровня парт, работы, в укреплении хоз. и сов. аппарата на местах. По мере решения этих задач бюро ЦК заменялись выборными областными или краевыми к-тами: в февр. 1922 был избран Закавказский краевой к-т, в дек. 1923 - Уральский обл. к-т, в мае 1924 - Сибирский и Юго-Вост. крайкомы, в февр. 1925 прекратило своё существование Киргизское бюро ЦК, в нояб. 1925 - Дальневосточное, в нояб. 1927 - Северо-Западное и в 1934 - Среднеазиатское.

Лит.: История КПСС, т. 3, кн. 1, М., 1967, с. 18; кн. 2, М., 1968, с. 67, 141; П е-т у х о в а Н. Е., Создание областных бюро ЦК РКП(б) и некоторые стороны их деятельности (1920-1922), "Вопросы истории КПСС", 1965, № 4, с. 74-81.

Н. Е. Петухова.

БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА на предприятии, см. Общественное бюро экономического анализа.

БЮРОКРАТ (франц. bureaucrate),

1) лицо, принадлежащее к бюрократии.

2) Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик.

БЮРОКРАТИЯ (букв. -господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство), специфич. форма социальных организаций в обществе (политич., экономич., идеологич. и др. ), существо к-рой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнит, власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Б. является существование и рост слоя бюрократов - привилегированной и оторванной от народа чиновничье-адм. касты.

Формы Б. менялись на протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ. -экономич. формаций. Её зачатки возникают в связи с обособлением сферы гос. управления в рабо-владельч. гос-вах Др. Востока. Наиболее развитой Б. в этот период была система власти в Китае. Сложные бюрократич. системы управления существовали в Римской империи и Византии. В ср. века в феод, гос-вах Зап. Европы бюрократич. аппарат имели королев, власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королев, власти и абсолютизма сопровождалось ростом Б.

С развитием капитализма и приходом к гос. власти буржуазии бюрократич. режим утверждается в сфере политич. жизни. Огромное влияние на степень бюрократизации политич. жизни в отд. странах имели социальнополитич. традиции: формирование централизованных феод, гос-в и абсолютизм служили ист. базой для формирования бурж. бюрократич. машины гос. власти. Так было в 19 в. в Европе, в отличие, напр., от США, где бурж. -демократич. порядки возникли в "чистом" виде и нек-рое время препятствовали всестороннему развитию Б. в политич. жизни страны.

Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма политич. организации, то в период господства капиталистич. отношений она становится также формой организации экономич. жизни. Переход от эпохи свободной конкуренции к монополистич. капитализму привёл к возникновению Б. и в области экономики. С развитием гос. -монополистич. капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными орг-циями.

В России Б. развивалась в тесной связи с централизацией гос-ва и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18-19 вв. в военнополицейскую гос. машину, душившую революц. движение рабочего класса и крестьянства.

Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странах отмечается значит, рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось в возникновении огромных производств, комплексов и централизации управления ими, в политической - в формировании политич. партий, в области культуры - в возникновении центра-лизов. сети средств массовой коммуникации и т. д. Объективный ход социальноэкономич. развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, к-рые включают чёткую структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия - это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отдельных частей организации. Условия бюрократич. организации формируют специфич. тип личности, гл. психологич. и моральными чертами к-рой являются политич., идейный и моральный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б. представляет собой определённое вырождение социальной организации.

Впервые научное понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержат, цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой. "Бюрократия, - писал К. Маркс,- должна... защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса,свой собственный дух" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 270). В основе Б. лежит стремление верхов подчинить работу организации сохранению и укреплению своего господства. Именно отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бюрократич. произвол. Как писал К. Маркс, бюрократия "... вынуждена... выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные" (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует практика работы поли-цейскобюрократич. машин.

К. Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни; в работе "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" он сформулировал задачу слома бюрократич. бурж. машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе "Государство и революция", говоря о тенденции превращения чиновничьего аппарата в условиях капитализма "... в бюрократов, т. е. в оторванных от масс, в стоящих над массами, привилегированных лиц" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 115), разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции путём последовательной передачи функций по управлению обществом широким массам.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учёных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологич. концепций Б. были заложены в работах нем. социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как "естеств. " и "необходимую" форму всякой социальной организации. Сам термин "Б. " приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологич. работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал "идеалом" всякой организации. В капиталистич. странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики "научного руководства" (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженернотехнич. персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией "человеческих отношений", согласно к-рой эффективность работы связывается с моральнопсихологич. климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против "бюрократизма" выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция •"человеческих отношений" не учитывает, что упорядочение и "очеловечение" отношений не уничтожает присущего бурж. организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Б.

Б. совр. бурж. общества и защищающие её концепции вызывают резкую критику как со стороны марксистов, так и со стороны прогрессивно настроенных учёных в бурж. странах. Процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж. общества, атмосфера конформизма и беспринципности являются непосредств. итогом развития Б.

Великая Окт. социалистич. революция в России разрушила старую полицейскобюрократич. машину и положила начало качественно новому типу социальной организации. В. И. Ленин в своих работах заложил основы теории социалистич. организации, показав, что социализм создаёт предпосылки для ликвидации бюрократизма.

В качестве одной из основных задач по созданию демократич. аппарата власти В. И. Ленин выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата "... все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическока-питалистического аппарата" (там же, т. 45, с. 405). Борьбу с бюрократизмом В. И. Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение бюрократич. извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля руководства в условиях социализма В. И. Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз. демократии в рамках осуществления принципа демократического централизма. В условиях социализма общество вырабатывает не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации, но постоянно с помощью критики и самокритики осуществляет контроль за соблюдением норм демократич. централизма. Развивая и расширяя сеть организаций (экономич., политич., культ. -просвет, и др. ), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом организации, социалистич. общество одновременно расширяет воз