БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

адском языках о деяниях и походах царей Сар-гона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучит. жреч. поэмы с антимонархич. тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к 22 в. до н. э. относится и аккадская эпич. поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с 22 в. до н. э. получают оформление нек-рые официальные надписи (надпись-поэма о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухегаля над полчищами кутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно, и обширная дидактич. лит-pa, известная по записям 18 в. до н. э. и более позднего времени. К ней относятся: афористич. поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и его сыну Зиусуд-ре. Интересны покаянные псалмы, литур-гич. "плачи", иногда подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классич. аккадская лит-pa складывается, вероятно, в кассидский период лит-ры 16-12 вв. до н. э. : большой космогонич. эпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего и младшего поколений богов и т. п. Появляются и произведения, выражающие скептич. и даже критич. отношение к действительности: поэма о "Ниппурском бедняке" и др.

Из Ассирии почти не дошло самостоят, лит. памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; нек-рые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской лиг-ры являются царские анналы. Нек-рые из них, написанные ритмич. прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Наоушаллимшуну к богу о походе Сар-гона II в 714 до н. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в лит-ре не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, гл. обр. культовой, лит-ры переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т. п., вся литература народов древнего Двуречья - стихотворная. И. М. Дьяконов.

В художеств, культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Др. Египте, складываются и получают первонач. развитие мн. формы архитектуры, скульптуры, синтеза иск-в, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность обществ, развития и подчинение иск-ва религии обусловливают устойчивость художеств, структур и стилевых принципов.

Древнейшие художеств, памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизов. геом. узором и стилизов. изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С сер. 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане "Белый храм" в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены к-рых иногда украшаются геом. мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных "гвоздей". В период Джемдетнаср (конец 4-го -нач. 3-го тыс. до н. э. ) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделиров. женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, нач. 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месо-потамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически* чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает иск-во глиптики (резные ци-линдрич. печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).

В период образования городов-гос-в (нач. 3-го тыс. до н. э. ) в иск-ве нарастают черты условности и каноничности.

В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величеств, геом. простоте архит. масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (т. н. Овальный храм в Хафадже, нач. 3-го тыс. до н. э. -22 в. до н. э. ). К раннединастич. храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с "жилищем бога" наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э. ) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний Двор.

Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах пло-скостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (кам. стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или т. н. Стела коршунов, с поярусно расположенными воен. сценами, ок. 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю т. н. штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (ок. 2600, Брит, музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из "царских" гробниц Ура - орна-ментиров. шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.

Немногочисл. сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24-22 вв. до н. э. ) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (кам. стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, ци-линдрич. печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э. ), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронз, голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художеств, обработки бронзы - литья, чеканки, гравировки. Традиции иск-ва Аккада сохраняются в портретном иск-ве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).

В объединённом гос-ве III династии Ура (кон. 22-21 вв. до н. э. ), в условиях жреческого бюрократич. режима, в художеств, мастерских создавались гл. обр. рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э. ) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитв, позе перед богом Шама-шем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.

Новый этап в развитии иск-ва Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Ни-нурта, 13 в. до н. э. ). Расцвет иск-ва Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и воен. экспансии ассир. гос-ва (9-7 вв. до н. э. ). Его осн. темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включённые в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, к-рые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, совр. Хорса-бад, 712-707 до н. э. ). В убранстве дворцов гл. роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифология, существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпа-ла II в Кальху. совр. Нимруд,9 в. до н. э. ) отличались торжеств, статикой, строшм подчинением изображений плоскости, тщат. орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величеств, пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в Ниневии, совр. Куюнджик, 705-680 до н. э. ). В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф "Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э. ). Сохранившиеся росписи дворца в Тиль-Барсибе (совр. Тель-Ахмар, 8 в. до н. э. ), стилистически близкие рельефам, отличаются плоскостностью и декоративностью расцветки. В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из по-лихромного глазуров. кирпича и украшения из металла, в т. ч. рельефы (бронз.

Оттиски цилиндрических печатей: 1. Печать с изображением животных. 2-я четв. 3-го тыс. до н. э. Шумер. Британский музей. Лондон. 2. Печать из храма богини Иннин в Уруке. Начало 3-го тыс. дон. э. (период Джемдетнаср). Переднеазиат-скнй музей. Берлин. 3. Печать с изображением борьбы героя с буйволом. 23 в. до н. э. Аккад. Музей Ритберг. Цюрих.

"Белый храм" в Уруке. Конец 4-го тыс. до н. э. Реконструкция.

Культовый сосуд из храма богини Иинин в Уруке. Алебастр. Начало 3-го тыс. до н. э. (период Джемдетнаср). Иракский музей. Багдад.

Зиккурат в Уре. 22-21 вв. до н. э. Реконструкция.

Дворец Саргона II в цитадели Дур-Шар-рукина. 712-707 до н. э. Реконструкция.

обшивка ворот из Балавата, 9 в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжеств, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное иск-во - выделка цилиндрич. печатей, художеств, ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.

После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э. ) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7-6 вв. дон. э., т. н. нововавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккура-том Этеменанки.

В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э. ) и его вхождения в гос-во Селевкидов (кон. 4 в. до н. э. ) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистич. иск-ва. В свою очередь вавилонское иск-во повлияло на развитие иск-ва Ирана и Парфии (см. Парфянское царство).

Илл. см. на вклейке, табл. XVII, XVIII (стр. 224-225).

Лит.: Вайман А. А., Шумеро-вави-лонская математика III-I тыс. до н. э., М., 1961; Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; К а н е в а И. Т., Новая табличка с отрывком из шумерской поэмы "Писец и его непутевый сын", "Вестник древней истории", 1966, № 2; К р а м е р С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ. ], М., 1965; Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М., 1968; Очерки по истории техники Древнего Востока, под ред. В. В. Струве, М. -Л., 1940; Струве В. В., История Древнего Востока, [2 изд., М. - Л. ], 1941; Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., [М. ], 1953; Дьяконов И. М., Образ Гиль-гамеша, в кн. : Труды Гос. Эрмитажа, т. 2, Л., 1958; Эпос о Гильгамеше, пер. с аккадского, М. - Л., 1961; К г am е г S. N.. Sumerian mythology, Phil., 1944; Ancient near Eastern texts, ed. by J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Dhorme E., Les religions de Babylonie et d'Assyrie, 2 ed., P., 1959; Lambert W. G., Babylonian Wisdom literature, Oxf., 1960; Лосева И. М., Искусство древней Месопотамии, М., 1946; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М. - Л., 1958; Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г., Искусство Древнего Востока, [М., 1968] (Памятники мирового искусства. Серия 1, в. 2); Всеобщая история архитектуры, т. _ 1, М., 1970; ParrotA., Archeologiemesopotamienne, t. 1 - 2, P., 1946 - 1953; FrankfortH., TheartandarchitectureoftheAncientOrient, Bait., 1955; WoolleyCh. L., Mesopotamienundyorderasien, Baden-Baden, 1961; ChampdorA., KunstMesopotamiens, Lpz., 1964; MargueronJ. C., Mesopotamie, Gen. - P. - Munch., 1965; Garbini G., The ancient world, L., 1967.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕPATУPA, см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура.

ВАВИЛ0НСКИЙ ПЛЕН, период в истории древних евреев от взятия Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II и насильств. увода части евреев в Вавилонию (586 до н. э. ) до её завоевания перс, царём Киром II (538 до н. э. ), после чего евреям было разрешено возвращаться в Палестину.

"ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП", встречающееся в литературе другое назв. Авиньонского пленения пап (по аналогии с Вавилонским пленом).

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Согласно др. -евр. мифу, люди пытались построить после всемирного потопа в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню (столп), вершина к-рой достигла бы небес. Разгневанный дерзостью людей, бог, по Библии, "смешал их языки" так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял людей по всей земле. Недостроенный город получил назв. Вавилон (это назв. легенда возводит к др. -евр. глаголу балал - смешивать). В мифе о В. с. нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуальнохрамового назначения) и участие в их возведении представителей мн. этнич. групп. В переносном значении В. с. - беспорядоч ная суетящаяся толпа, суматоха, полный беспорядок.

ВАВРА (Vavra) Отакар (р. 28. 2. 1911, Брно), чехословацкий кинорежиссёр, сценарист, нар. арт. ЧССР. С 1929 работает в кино. Основоположник монумен-тальноисторич. фильма в Чехословакии, режиссёр историч. фильмов: "Философская история" (1937, по повести А. Ирасека), "Цех кутногорских дев" (1938, по комедиям Л. Строупежницкого), трилогии "Ян Гус" (1955), "Ян Жижка" (1956), "Против всех" (1957) (по роману Ирасека). Народнопатриотической борьбе против фашизма, героизму жителей Праги поев, фильм "Немая баррикада" (1949, по рассказу Я. Дрды; Гос. пр., 1949). Среди др. фильмов: "Гражданин Брих" (1958, по роману Я. Отченашека), "Августовское воскресенье" (1960), "Полуночная месса" (1962), "Золотой ранет" (1965), "Романс для корнета" (1966). Лучшие фильмы В. отмечены высоким уровнем изобразит, решения, монтажа, композиции кадра. С 1957 В. профессор режиссёрского ф-та Академии иск-в (Прага).

Кадр из фильма "Немая баррикада". 1949. Реж. О. Вавра.

Лит.: Московский П., Кинорежис-, сер Отакар Вавра, М., 1964.

ВАВРЖИНЕЦ ИЗ БРЖЕЗОВЫ (Vav-finec z Bfezove), Лаврентий из Бржезовы (ок. 1370 - после 1437), чешский хронист, поэт, писатель. Окончил Карлов ун-т. В 1393 получил звание магистра свободных иск-в. Представлял умеренное крыло Гуситского