БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ацинт").

В 17-18 вв. в Вене жили и работали композиторы итальянской школы (А. Чести, Н. Порпора, А. Сальери и др.), создававшие церковную музыку, ораториальные произведения, оперы. Вена превращается в один из центров оперного искусства. В середине 17 в. здесь был выстроен придворный оперный театр, в 1741 - "Бургтеатр", на сцене которого были поставлены зингшпили И. Умлауфа и К. Диттерсдорфа. Среди выдающихся австрийских композиторов 18 в. - И. Фукс.

В середине 18 в. складывается т. н. старая венская школа, представителями которой были Г. К. Вагензейль, М. Монн и др. Они содействовали развитию инструментальной музыки (соната, концерт, симфония). Во 2-й половине 18 в. была создана венская классическая школа; её основоположниками явились Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен - немецкий композитор, живший в Вене. Родоначальник классической симфонии и струнного квартета, Гайдн утвердил четырёхчастный сонатный цикл и закрепил постоянный состав симфонического оркестра. Моцарт создал новый тип реалистической оперы, придал инструментальной музыке психологическую углублённость. Бетховен сообщил венскому симфонизму монументальную силу, философскую глубину, отразив пламенный дух революционной эпохи. Он углубил и драматизировал все жанры инструментальной музыки. Примыкавший к венским классикам К. В. Глюк воплотил в своих операх на античные сюжеты принципы просветительской драмы, он подчинил музыкальную драматургию сценическим законам, слил воедино в вокальном монологе слово и музыку.

В 1-й половине 19 в. родоначальником романтического направления в австрийской музыке стал Ф. Шуберт. Его творчество связано с демократической традицией венской песенной и танцевальной культуры. Большое внимание он уделял жанрам бытовой музыки - песне, вокальным ансамблям и фортепьянным пьесам.

2-я половина 19 в. не выдвинула значительных композиторов универсального плана. В жанре песни выступил представитель позднеромантического направления Х. Вольф, отразивший в своём творчестве утончённо-поэтический и напряжённый строй образов. Единственным крупным австрийским симфонистом был А. Брукнер, придавший венской симфонии черты философского пантеизма. Тогда же в Вене жил Й. Брамс, произведения которого отмечены рационалистической ясностью и логикой. Творчество обоих композиторов оказалось темой ожесточённой дискуссии среди посетителей концертов и музыкантов Вены.

А. - родина вальса (19 в.). Основоположниками этого жанра были Й. Ланнер и семья Штраусов. Они выработали для вальса своеобразную циклическую форму. Вальсы Ланнера носили задушевный характер; Иоганн Штраус-отец придал им блеск, элегантность и стремительность; Иоганн Штраус-сын создал на основе вальса поэтические оркестровые поэмы. Опыт бальной музыки в сочетании с традициями народного музыкального театра (зингшпиль) легли в основу венской оперетты, отличающейся мягким юмором, поэтичностью, задушевным лиризмом. Среди её представителей композиторы И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Целлер, К. Миллёкер.

В конце 19 в. и 1-м десятилетии 20 в. австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин благодаря Г. Малеру, автору 10 симфоний и симфонии-кантаты "Песнь о земле". Симфонии Малера отразили трагический гуманизм композитора и его благородные, хотя и утопически-абстрактные романтические идеалы. Эти новаторские по музыкальному языку произведения составили эпоху в истории современной музыки и оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма. Вслед за Малером крупным представителем музыки А. явился Ф. Шрекер, автор опер "Дальний звон" (постановка 1912), "Игрушка и принцесса" (постановка 1913). Его творчеству свойственна некоторая поверхностность и вместе с тем блестящая виртуозность и эмоциональная перенасыщенность. В 20-е гг. Шрекер уехал из Вены и обосновался в Берлине. Он не создал своей школы. Его наиболее одарённые ученики Э. Кшенек (с 1920 жил в Германии, с 1937 в США) и А. Хаба примкнули к др.течениям.

В 1900-х гг. в А. возникает т. н. новая венская школа, оказавшая значительное и в общем отрицательное влияние на развитие мирового музыкального искусства в период между двумя мировыми войнами. Её представители А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг - глашатаи экспрессионизма, элементы которого проявились уже в поздних произведениях Малера. В творчестве этих композиторов отражены трагедии человека 20 в. в буржуазном обществе. Порой эти композиторы выступали против милитаризма (опера "Воццек" Берга, постановка 1925), против фашизма ("Ода Наполеону" для чтеца, струнных инструментов и фортепьяно, 1943; "Уцелевший из Варшавы" для чтеца, мужского хора и оркестра, 1947, Шёнберга), обличали социальные пороки (оперы "Моисей и Аарон" Шёнберга, постановка 1954; "Лулу" Берга, постановка 1937), проповедовали нравственно-религиозные идеалы (духовные песни, кантаты Веберна). Музыкальный язык их произведений, основанный на полном, либо частичном отрицании ладового мышления, дал возможность достичь сильных психологических эффектов в воплощении катастрофических ситуаций, перевозбуждённых либо депрессивных состояний. Однако представители новой венской школы впали в крайность и закрыли себе пути для воплощения гуманистических идеалов. Начав со свободного атонального письма, они пришли к сериальной системе, в которой умозрительно применяются приёмы контрапунктического стиля. Отсюда крайний субъективизм, утеря связи с народнопесенными истоками, потеря национального и жанрового облика музыки. Принципы новой венской школы, несмотря на покровительство со стороны организованного в Вене после 1-й мировой войны Международного общества современной музыки и ряда нотных издательств, не нашли достаточно благоприятной почвы в А.

В 30-е гг., особенно после насильственного присоединения А. к фашистской Германии (1938), австрийская музыка находилась в глубоком упадке. Музыкальная жизнь А. была восстановлена после освобождения Вены Советской Армией в 1945. Композиторское творчество последних десятилетий, представляющее конгломерат различных течений, не достигло мощи и глубины обобщений 19 в. Снизился интерес к социальным и этическим проблемам современной жизни. Единственный австрийский композитор, создавший свою школу (т. н. романтического реализма), - Й. Маркс. Среди его учеников А. Кауфман, Ф. Вильдганс. Близки этой школе М. Рубин и один из наиболее видных симфонистов старшего поколения А. Уль. Свою 12-тоновую систему разработал и практически применил Й. М. Хауэр. Наиболее активно действующие додекафонисты - Х. Э. Апостель и Х. Елинек. Неоклассицизм в А. представлен П. Ангерером, К. Шиске. Тяготение к неосредневековью характерно для А. Хейлера и Л. М. Вальцеля. Ряд композиторов австрийского происхождения проживает в других государствах (Х. Галь, А. Мелихар, И. Н. Давид, Э. Тох и др.).

Среди австрийских музыковедов 18-20 вв.: И. Й. Фукс, И. Г. Альбрехтсбергер, А. В. Амброс, Э. Ганслик, Г. Адлер, Р. Валлашек, Р. Лахман, Б. Паумгартнер, О. Э. Дёйч, В. Фишер, Э. Веллес, Э. Шенк, Р. Хас; дирижёров - Г. Малер, Ф. Шальк, Э. Шух, А. Цемлинский, К. Краус, Э. Клейбер, Й. Крипс, Г. Караян, Ф. Штидри; пианистов - З. Тальберг, Э. Зауэр, Ф. Гульда; скрипачей - Й. Бём, Ф. Крейслер, Й. Майзедер, В. Шнейдерхан, И. Шуппанциг; виолончелистов - Э. Фёйерман; певцов - И. М. Фогль, А. Дермота; певиц - К. Унгер, А. Мильдер-Хауптман, А. Матерна, М. Брандт, А. Бар-Мильденбург, И. Зефрид.

Оперные театры имеются в Вене (Венская государственная опера, "Фольксопер", Камерный театр) и Граце. Симфонические оркестры созданы при Концертном обществе, Обществе деятелей венской филармонии и при Австрийском радио - в Вене; существует Нижнеавстрийский оркестр музыкантов. Хоровые коллективы - Венский хор мальчиков и др. Музыкальные общества А.: Общество друзей музыки в Вене (с 1812), Штирийское музыкальное общество в Граце (с 1815), Австрийское музыкальное общество в Вене (с 1964), австрийская секция Международного общества новой музыки и Международная федерация музыкальной молодёжи, Венское моцартовское общество и др. Имеется Австрийский союз композиторов. В Зальцбурге работает (с 1841) международное учреждение - Моцартеум - крупнейший центр моцартоведения. В Вене, Зальцбурге и Граце учреждены академии музыки и драматического искусства. При Венском университете имеется музыкальный институт, при Академии наук - комиссия музыкознания. Проводятся музыкальные фестивали в Вене, Зальцбурге, Брегенце.

Лит.: Черная Е., Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; Musikbuch aus ?sterreich..., Bd 1-10, W., 1904-13; Schenk Е., 950 Jahre Musik in ?sterreich, W., [1946]; Brauner R. F., ?sterreichs neue Musik, W., 1948; H?gler F., Geschichte der Musik von der Wiener Klassik bis zur Gegenwart, W., 1949; Zoder R., Volkslied, Volkstanz und Volksbrauch in ?sterreich, W., 1950.

К. К. Розеншильд, Е. С. Чёрная.


XVI. Балет

В 16 в. при австрийском дворе устраивались представления, в которые входили танцы. В 1660-х гг. появились профессиональные танцовщики, принимавшие участие в интермедиях драматических и оперных спектаклей. На рубеже 17-18 вв. здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица М. Сцио и др. В начале 18 в. в Вене создан первый стационарный театр ("Кернтнертортеатр"), имевший балетную труппу. Балетная труппа работала и при "Бургтеатре".

Развитие австрийского балета связано с жанрово-бытовыми и комедийными балетами балетмейстера Ф. Хильфердинга. Он ввёл в бытовой и комедийный балеты элементы крестьянского и городского танца, органично сочетал танец с пантомимой. В конце 18 в. в Вене ставили драматические балеты Г. Анджолини (выступал как балетмейстер и танцовщик, развил жанр героического пантомимного балета) и балетмейстер Ж. Ж. Новер (в Вене вышло 2-е издание "Писем о танце" Новера, оказавших прогрессивное влияние на развитие австрийского балета). В начале 19 в. здесь работали иностранные педагоги и балетмейстеры С. Вигано, Г. Джоя, Ж. Омер, Ж. Перро.

Начиная с 30-х гг. 19 в. наряду с "Кернтнертортеатром", балетные спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре". В 1-й половине 19 в. в А. развивается романтический балет, представительницей которого была выдающаяся танцовщица Ф. Эльслер. В середине 19 в. ведущее место в австрийском балете занимали танцовщицы Ф. Черрито, Б. Линда, К. Куки, танцовщики Л. Фраппар, К. Годлевский и др. В этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется вальс как хореографическая форма. Развитие венского вальса повлияло на формирование лирико-комедийных балетов, которые ставил на музыку австрийских композиторов балетмейстер И. Хасрейтер (наиболее известен балет "Фея кукол" на музыку Байера, 1888).

В начале 20 в. ритмо-пластический танец временно вытеснил из репертуара классический балет. Модернистским направлениям противостояла деятельность режиссёра Э. Тельс (проводила в жизнь реалистические принципы К. С. Станиславского) и Г. Крёллера, ставившего балеты в Венской государственной опере. В 1945-58 балетную труппу Венской государственной оперы возглавляла балетмейстер Э. Ханка; в её балетах классический танец сочетался с ритмопластическим.

До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных театрах Вены: Государственной опере и в "Театре ан дер Вин". Среди артистов балета: Ю. Драпаль, Э. Темпль, К. Виммерль, К. Раймунд, К. Музиль и др. В конце 60-х гг. в Венской государственной опере ставили спектакли балетмейстеры Д. Парлич (Югославия), А. Миллош (Венгрия) и др.

Балетные труппы имеются также в театре "Фольксопера" в Вене и в театрах гг. Зальцбурга, Линца, Граца и др. Для подготовки танцовщиков при Венской государственной опере создана балетная школа.

Е. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

В 14-15 вв. на территории, в последующем вошедшей в Австрийскую империю, были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. Театр А. начинает формироваться в 16 в. Первоначально это были бродячие труппы актёров-импровизаторов. Главное действующее лицо их представлений - Гансвурст. В период феодально-католической реакции, господствовавшей в А. в конце 16-17 вв., возникли театры при иезуитских коллегиях. Иезуитская драматургия проповедовала величие церкви, устойчивость феодального строя. Придворный театр и театр иезуитов поражали зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театральной жизни А. стала Вена.

В начале 18 в. большое значение для развития австрийской театральной культуры имела деятельность актёра и драматурга Й. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австрийский театр (1712). В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший название "Бургтеатра". Искусство его формировалось в напряжённой борьбе между аристократическими и демократическими направлениями. Развитию театра препятствовала цензура, ограничивавшая репертуар, стремившаяся сделать театр средством прославления монархии. Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австрийской театральной культуры определили многие поколения актёров, создавших подлинно реалистические традиции австрийского театрального искусства. Под руководством журналиста и режиссёра Й. Шрейфогеля в театре работали крупнейшие австрийские актёры: С. Шрёдер, М. Корн, Г. Аншюц, и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произведения драматург Ф. Грильпарцер. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд театров: "Леопольдштадттеатр" (1781), "Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В них ставились оперы В. А. Моцарта и Й. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвурста и др. В некоторых спектаклях театров предместий, импровизационных выступлениях актёров отражались оппозиционные настроения австрийского населения. Это вызвало запрещение (в 1770) импровизаций. В начале 19 в. театры предместий достигли творческого расцвета. Деятельность их в это время была связана главным образом с крупнейшими драматургами и актёрами Ф. Раймундом и И. Н. Нестроем. Они создали своеобразный жанр национальной комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократического театра. После поражения Революции 1848-49 театры предместий теряют свой демократический характер, ставят главным образом развлекательный репертуар.

В 1778 при "Бургтеатре" была открыта актёром И. Мюллером первая театральная школа (в 1909 реорганизована в Академию музыки и изобразительного искусства). Руководителю театра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене классику - И. В. Гёте, У. Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Ф. Шиллера, укрепить труппу театра такими актёрами, как А. Зонненталь, Й. Левинский, Ш. Вольтер. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил режиссёр Ф. Дингельштедт, поставивший цикл трагедий Шекспира, а также пьесы Л. Анценгрубера, Г. Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в театрах А. ставились пьесы русских драматургов: Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

В конце 19 в. в театральном искусстве А. усиливаются антидемократические тенденции. В драматургии ведущее место занимали Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, творчество которых было далёким от социальной проблематики. Отсутствие художественно-значительного современного репертуара отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра"