БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

1960; Дадашзадэ А., Молла ПанаЬ Вагиф, Бакы, 1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.

А. А. Шариф.

ВАГНЕР Август Фёдорович [29. 8(10. 9). 1828, Нерфт Курляндской губ.,- 2(14). 11. 1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский ун-т. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских абс. каталогов.

ВАГНЕР (Wagner) Адольф (25. 3. 1835. Эрланген, - 8. 11. 1917, Берлин), немецкий экономист и политич. деятель. С 23 лет проф. политич. экономии и финансов. Занимал кафедры в ун-тах Фрей-бурга, Берлина и др. городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса (см. Родбертус-Ягецов) и исторической школы подчёркивал зависимость хоз. жизни от правовых условий, напр, от института частной собственности. В. выступал с требованием усиления гос. хоз. активности. Один из основателей "Союза социальной политики" (1872), созданного для разработки законодат. мер по улучшению положения рабочих. Эти меры В. называл гос. социализмом. В 1881 В. вступил в реакционную христианскосоциаль-ную партию.

Соч. : Die GesetzmaBigkeit in den scheinbar willkurlichen menschlichen Handlungen,

Hamb., 1864; Die russische Papierwahrung, Riga, 1868 (рус. пер. - Русские бумажные деньги. К., 1871); Theoretische Sozialokono-mic, Bd 1 - 2, Abt. 1 - 2, Lpz., 1907 - 09.

Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнер "Учебник политической экономии", 2 изд., т. 1, 1879, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 369 - 99.

ВАГНЕР (Wagner) Вильгельм Рихард (22. 5. 1813, Лейпциг,- 13. 2. 1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, муз. писатель и театр, деятель. Род. в чиновничьей семье. Раннему интересу В. к иск-ву способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде муз. творчества (1828-32) В. создал ряд инструментальных произв., в т. ч. симфонию (1832) и увертюру "Польша" (1832, окончат, ред. 1836). С 1831 В. студент Лейпцигского ун-та. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театр, хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром муз. театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. В. написал оперы: "Феи" (по К. Гоцци, 1833-34, пост. 1888), "Запрет любви" (по У. Шекспиру, пост. 1836), "Риенци" (по Э. Бул-вер-Литтону, 1838-40, пост. 1842). В 1839-42 жил в Париже, где создал первые зрелые произв. : увертюру "Фауст" (по И. В. Гёте, 1840, окончат, ред. 1855) и оперу "Летучий голландец" (по нар. легендам и новелле Г. Гейне, 1841, пост. 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе ср. -век. легенд 2 оперы: "Тангейзер" (1843-45, пост. 1845) и "Лоэнгрин" (1845-48, пост. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления к-рого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 В. завершил (первонач. замысел в 1848) лит. текст оперной тетралогии "Кольцо нибелунга" на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдды" и нем. средневекового эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: "Золото Рейна" и "Валькирия". В 1857-59 создал оперу "Тристан и Изольда" (по эпич. сказанию Готфрида Страсбург-ского, пост. 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859-64) В. по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (по нюрнбергской хронике конца 17 в. ); в 1871-74 он завершил последние части "Кольца нибелунга": "Зигфрид" и "Гибель богов". Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту В. Последние годы жизни В. проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия "Парсифаль" (по ср. -век. христ. легенде).

Произв. В., не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: "5 стихотворений для жен. голоса с фп. " (на слова М. Везен-донк, 1857-58), идиллия "Зигфрид" для малого симф. оркестра (1870).

Творческий путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений нем. романтизма. Первая опера "Феи" принадлежит к типу нем. романтич. оперы. Сближение с деятелями бурж. -либер. движения "Молодая Германия" в сер. 1830-х гг. привело В. к пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние итал. и франц. иск-ва сказалось в опере "Запрет любви" с её реальнобытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере "Риенци", написанной под воздействием историкогероических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительнобунтарские настроения В., выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. "Летучий голландец" знаменует возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы; в ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет традиционные муз. средства романтич. иск-ва, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценич. действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии героев; в его муз. драматургии повышается роль лейтмотивов.

"Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми на рыцарский сюжет (есть преемственность с "Эвриантой" Вебера). "Тангейзер", развивающий романтич. тему "двоемирия" (в данном случае - столкновения чувственности и аскетизма), выражает протест против лицемерной бурж. морали, утверждает право свободного человеч. чувства. Тема протеста в этом произв. сочетается с идеей "искупления" - жертвенного подвига. В "Лоэнгрине" силам зла противопоставлены светлые силы, автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорич. форме его одиночество в совр. ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер. В "Лоэнгрине" В. углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургич. роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской муз. драмы.

В период Революции 1848-49 в Германии В. испытывал воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретич. работах В. выдвинул тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни", резко критиковал капитализм и христианскую церковь, бурж. театр, призывал к демократизации иск-ва и считал, что подлинное иск-во возможно лишь после -революции. Но свои политич. идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно.

Антикапиталистич. направленность отличает концепцию тетралогии "Кольцо нибелунга". Олицетворением "мирового зла" явилась здесь власть золота, к-рой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный нар. герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу В., "социалиста-искупителя". Как и в др. операх В., в тетралогии ярко воплощены нац. мифологич. и легендарные образы, картины нем. истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении В. усилились реакц. тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше). В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для нем. интеллигенции послереволюц. периода, её неверие в революцию. В "Кольце нибелунга" нашли последоват, выражение реформаторские принципы В., зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг. В теоретич. работах 1849-51, особенно в работе "Опера и драма", В. подверг резкой критике старую оперу, её условности, разрыв между драматич. содержанием и музыкой и выдвинул идею создания муз. драмы, в к-рой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматич. действия В. считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (В. был автором либретто своих опер). Превращая оперу в муз. драму, композитор стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности муз. -драматич. развития В. достигал преодолением расчленённости оперы на отд. "номера" (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделял выразительности вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение В. в симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и поновому трактовал его возможности и роль отд. групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх В. стал действенным, раскрывающим внутр. смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии опер В. - сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинноследственную связь между ними, обеспечивают муз. единство произведения.

В музыке "Кольца нибелунга" психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено в первую очередь на оркестре, выразительные же возможности человеч. голоса используются им недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость муз. драматургии.

Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде", где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает гармонич. язык оркестровой партии. В этой музыке своеобразно, с огромной силой и пси-хологич. глубиной раскрыта трагедия любви и смерти.

От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" на историкобытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом в обрисовке нар. типов, яркостью комич. и драматич. положений. В опере имеются песни, ансамбли, хоры в духе нар. песенности. Прогрессивна осн. идея произв. : борьба за передовое нар. иск-во, против тупого педантизма и рутины. Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидат. силы народа.

Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в "торжественной сценической мистерии" "Парсифаль". Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием и уравновешенностью, содержит отд. яркие драматич. моменты. Наряду с этим ей присущи абстрактная символика и статичность.

В. принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного иск-ва, которая привела к решению новых сложных художеств, задач. Крупнейшие представители нац. оперных школ творчески осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др. ). Реформаторское творчество В. оказало значит, воздействие на оперное испол-нительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.

В. был одним из видных представителей дирижёрского иск-ва. В 50-60-х гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произв.

Обширна и разнообразна лит. деятельность В. Он - автор оперных либретто, драм, стихотворений, муз. -теоретич. работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории иск-ва, статей по вопросам политики и философии и др. В муз. -теоретич. работах, особенно в таких, как "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851), В. стремился связать художеств, явления с жизнью общества, рассматривая бурж. культуру как упадок дивилиза-ции. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность идейноэстетич. требований, предъявляемых композитором к иск-ву, к-рое определялось им как важное средство нравственного воспитания народа.

Первые пост, опер В. в России относятся к 60-м гг. 19 в. ("Лоэнгрин" в пе-терб. Мариинском театре, 1868, и др. ). В 1889 нем. труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию "Кольцо нибелунга" (на рус. яз. весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907-10). Исполнялись и др. оперы В., в т. ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Парсифаль" (в Петерб. театре муз. драмы, 1913). Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.

Среди рус. исполнителей опер В. особенно выделялись в героич. ролях И. В. Ершов и Ф. В. Литвин; большим событием было также исполнение гл. партий в опере "Лоэнгрин" А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся сов. исполнителей-певцов - И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фрин-берг, дирижёры В. И. Сук, Э. Ф. Направник, А. Коу тс, Н. С. Голованов, Е. А. Мра-винский, С. А. Самосуд, Э. Тоне.

Соч. : Gesammelte Schriften und Dichtun-gen, Bd 1 - 10, Lpz., 1871-83; Samtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd 1 - 16, Lpz., 1912-14; врус. пер. - Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935;Опера и драма, М., 1906; Художественное произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, №№ 1-3, 5-12, 1898, №№ 1, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1 - 4, М., 1911 - 12 (т. 4 -Письма. Дневники. Обращение к друзьям); Бетховен [1870], М. - СПБ, 1911; Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913.

Лит.: Д р у с к и н М., Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р., Рихард Вагнер (1883 - 1933), М., 1934; Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913; G 1 a s е-п а р р К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1-6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23; 1st el E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz. -В., 1918; Westernhagen C. v о n, Richard Wagner. Sein Werk, sein We-sen, seine Welt, Z., 1956; Луначарский А. В., Рихард Вагнер^ в его кн. : Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931 - 1933), М., 1934; С т а с о в В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М.,1952, с. 677 - 706; Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, "Нибелунгов перстень". Музыкальнодраматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн. : Критические статьи,!. 3, СПБ, 1895; Римский-Корсаков Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Поли. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47 - 60; Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его кн. : Музыкальнокритические статьи, М., 1953, с. 302-30; СоллертинскийИ. И., "Моряк-Скиталец" Вагнера, О "Кольце ни-белунга" Вагнера, в его кн. : Музыкальноисторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205-23; Pfordten H. von der, Handlung und Dichtung der Buhnenwerke R. Wagners..., 4 Aufl., B., 1908; К u r t h E., Romantische