| Harmonik und ihre Kriese in Wagners "Tristan", 3 Aufl., В., 1953; L о r e n z A., Das Geheiranis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33. Г. В. Крауклис.
ВАГНЕР Владимир Александрович [17(29). 3. 1849 -8. 3. 1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Проф. Петерб., затем Ленингр. ун-та (1906-31). Один из организаторов Психоневрологии, ин-та в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при Ин-те мозга в Ленинграде. Первые науч. работы посвящены систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации ч Биологический метод в зоопсихологии" (опубл. 1901) В. отстаивал идею изучения развития психики животных методами эволюц. биологии. С этих позиций провёл цикл исследований инстинктивной деятельности животных, гл. обр. при возведении ими построек: строит, инстинктов у пауков (1894), построек городской ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как антропоморфизм в изучении инстинктов, т. е. попытки изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и чисто физиологич. интерпретации деятельности животных, игнорирующие психич. фактор. В. полагал, что сравнительнопсихоло-гич. метод требует сопоставлять конкретные формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюц. ряду форм. Эволюция инстинктов, по В., предполагает применение к ним биогенетического закона.
Соч. : Биологические основания сравнительной психологии (Био-психология), т. 1 - 2, СПБ, 1910 - 13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Возникновение и развитие психических способностей, в. 1-9, Л., 1924-29.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Петровски и А. В., История советской психологии, М., 1967. М. Г. Ярошевский.
ВАГНЕР (Wagner) Генрих Леопольд (19. 2. 1747, Страсбург,- 4. 3. 1779, Франк-фуртна-Майне), немецкий поэт и драматург эпохи "Бури и натиска". Сын купца. Служил адвокатом во Франк-фуртена-Майне, был близок к И. В. Гёте. Осн. соч. В. - сатира "Прометей, Девкалион и его рецензенты" (1775), драма "Позднее раскаяние" (1775) и пьеса "Детоубийца" (1776) - пользовались популярностью благодаря остроте и злободневности изображённых в них сословных конфликтов.
Соч. : Gesammelte Werke, Bd 1-5, hrsg, von L. Hirschberg, Potsdam, 1923 (изд. 1-йтом); Sturm und Drang. Dichtungen aus der Geniezeit, hrsg. von K. Freye, Tl 2, B. [u. a., 1911].
Лит.: История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 15.
ВАГНЕР Егор Егорович [27. 11(9. 12). 1849, Казань,- 14(27). 11. 1903, Варшава], русский химик-органик. В 1874 окончил Казанский ун-т. С 1875 работал с А. М. Бутлеровым, а с 1876 - с Н. А. Меншуткиным. С 1882 профессор кафедры химии в Новоалександрийском ин-те сельского хозяйства, с 1886 - Варшавского университета. Разработал (1888) общий способ окисления этиленовых связей перманганатом и один из важных приёмов исследования строения соединений, содержащих кратные связи (см. Вагнера реакция). Весьма интересным исследованием В. в области терпенов является установление строения осн. компонента рус. сосновых скипидаров - сс-пинена (1895-96), чрезвычайно легко изменяющегося на воздухе.
Соч. : К строению терпенов и им родственных соединений, "Журнал Русского физикохимического общества. Часть химическая", 1894, т. 26, с. 327.
Лит.: Лавров В., Егор Егорович Вагнер, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904.
ВАГНЕР Николай Петрович [1829, Богословский з-д, ныне Карпинск Свердловской обл.,-22. 3(4. 4). 1907, Петербург], русский зоолог и писатель. Окончил Казанский ун-т. Доктор естественных наук (1854). Проф. зоологии Казанского (с 1860), затем Петерб. (с 1871) ун-тов. Основные труды по энтомологии. Открыл (1862) явление педогенеза - т. н. детского размножения у нек-рых беспозвоночных животных. Инициатор организации (1881) Соловецкой биоло-гич. станции, перенесённой в 1899 на Мурманское побережье Кольского зал. (с 1958 - Мурманский морской биоло-гич. ин-т Кольского филиала АН СССР). Среди его лит. работ наиболее известны "Сказки Кота-Мурлыки" (1872) нрав-ственнопсихологич. содержания, выдержавшие много изданий.
Соч. : Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых, Казань, 1862; Беспозвоночные Белого моря, т. 1, СПБ, 1885; Романы, повести, сказки и рассказы, т. 1 - 7, СПБ, 1902 - 08; Сказки, 7 изд., СПБ, 1907; Сказки Кота-Мурлыки, М. -П., 1923.
Лит.: Шимкевич В. М., Н. П. Вагнер и Н. Н. Полежаев (Из воспоминаний зоолога), "Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. ", 1908, [т. 16], №7, отд. 4, с. 1 - 18.
ВАГНЕР (Wagner) Отто (13. 7. 1841, Вена, - 11. 4. 1918, там же), австрийский архитектор. Представитель венского стиля "модерн*, член "Венского Сецессиона*. От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904-07), перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегат. кассы в Вене (1904-06) В. выступил как предшественник функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлич. конструкции. Лит.: Ostwald H., Otto Wagner, Baden, 1948.
ВАГНЕРА ЗАКОН (офиц. название National Labor Relations Act - Национальный закон о трудовых отношениях) в США, закон о регулировании трудовых отношений, принятый 5 июля 1935. Назван по имени его автора - сенатора Р. Вагнера (R. Wagner). Принятие В. з. было вызвано попыткой пр-ва США смягчить крайне обострившиеся в связи с мировым экономич. кризисом 1929-33 классовые противоречия. Закон провозгласил право рабочих на организацию и заключение коллективных договоров, право на забастовку, легализовал нек-рые виды забастовок. Закон запрещал предпринимателям нарушать право рабочих на заключение коллективного договора или отказываться от его заключения, оказывать влияние на профсоюз, запрещал дискриминацию при найме или увольнении по мотивам профсоюзной деятельности или за использование рабочим своих законных прав. На основании В. з. было создано Нац. управление по трудовым отношениям, наделённое широкими полномочиями, в т. ч. и правом восстанавливать на работе уволенных. Конституционность В. з. была признана Верховным судом США в 1937. Будучи федеральным актом, В. з. распространялся только на работников, занятых на предприятиях федерального значения; однако он оказал влияние и на законодательство штатов, большинство из к-рых приняло т. н. малые В. з.
На практике применение В. з. натолкнулось на сопротивление предпринимателей, к-рые, используя адм. и судебный аппарат, стремились свести вынужденные уступки рабочему классу на нет. Уже в 1943 права рабочих были ограничены законом Смита - Коннэли. В 1947 был принят антирабочий закон Тафта - Хартли, к-рый по существу заменил В. з. (см. Тафта-Хартли закон).
О. Вагнер. Почтамт н сберегательная касса в Вене. 1904-06.
ВАГНЕРА РЕАКЦИЯ, окисление олефинов перманганатом калия в слабощелочной среде, приводящее к образованию гликолей. В. р. используют для исследования строения непредельных органич. соединений, содержащих этиленовые (несопряжённые) связи. С помощью В. р. было установлено строение некоторых терпенов (пинена, лимонена, терпинеола и терпина). Реакция открыта Е. Е. Вагнером в 1888.
ВАГОГО, гого, народ в центр. Танзании. Язык В. относится к вост. группе языков банту. Числ. св. 300 тыс. чел. (1967, оценка). Ок. 75% В. - мусульмане, часть сохраняет традиц. верования. Осн. занятия: скотоводство (кр. рог. скот, козы, овцы), отчасти мотыжное земледелие (сорго, кукуруза, маниок и др. ). Развивается отходничество на рудники, плантации, в города.
Лит.: Исмагилова Р. Н., Этнический состав и занятия населения Танганьики, в кн. : Африканский этнографический сборник, т. 2, М., 1958; Claus Н., Die Wagogo, Lpz. - В., 1911.
ВАГОН железнодорожный (франц. wagon, от англ, waggon - повозка). Прототип В. - небольшой ёмкости повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в Германии. В 1786 ирландец Р. Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание В. связано с открытием конночугунных дорог, первая из к-рых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки (рис. 1). На Алтае П. К. Фролов в 1810 построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трёхвагонными составами. Ж. -д. состав из 12 грузовых В. и 21 пассажирского с паровой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия) в 1825.
Рис. 1. Повозка с конной тягой для пассажирского сообщения. 20-е гг. 19 в.
Достижения в вагоностроении (рис. 2) были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской ж. д. в Англии (1830), на котором присутствовали спе-циалистььпутейцы многих стран, в т. ч. и России.
Вместимость вагонов электро- и дизель-поездов
Число пассажирских мест
Тип поезда
в головном вагоне
в моторном вагоне
в прицепном вагоне
всего в поезде
Электропоезд ЭР-2 и ЭР-9П
88
110
108
1050
Электропоезд автомотриса ЭР- 2 2
174
197
1484
Дизель-поезд ДР-1
68
124
384
В России первые грузовые (рис. 3) и пассажирские (рис. 4) В. различных типов построены на Александровском з-де в 1846. Это были крытые 4-осные В. и платформы с центр, сцепкой без буферов грузоподъёмностью 8,2 т. В 1855 построены первые 2-осные В. грузоподъёмностью 6,5-10 т; с 1862 стали строить В. ледники для перевозки скоропортящихся пищ. продуктов; в 1872 появились цистерны 2-осной конструкции и спец. В. (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т. д. ). В 1892 создан грузовой В. "нормального" типа грузоподъёмностью 12,5 т. В 1905 грузоподъёмность грузовых В. в России была увеличена до 15 т, а в 1911 - до 16,5 т. В кон. 19 в., наряду с созданием новых типов В., совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т. д. К 1917 парк грузовых В. в основном состоял из 2-осных В. и насчитывал: крытых 67%, платформ 18%, полувагонов 5%, цистерн 6% и пр. 4%. Ср. грузоподъёмность 15,1 то.
Рис. 3. Первый русский грузовой вагон, построенный для железной дороги Петербург - Москва.
Первые пасс. В. в России появились на Царскосельской ж. д., открытой в 1837. Они имели вид карет. В 1846-51 на Александровском з-де было построено 239 различных пасс. В., а в 1865 инж. К. И. Рехневский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавный ход. Пасс. В. были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 введены первые спальные В. в скорых поездах Петербург - Москва (в 1867 в США созданы спальные В. системы Пульмана). Парк пасс. В. был весьма разнообразен и состоял гл. обр. из 2-, 3-й 4-осных В., в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальное для каждого В. ) или с паровым от спец. В. -котельной; освещение преим. свечное, редко газовое; почти все пасс. В. имели автоматич. тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пасс. В. началась с постройкой в 1896 4-осного В. длиной 18 м. В 1906 были построены двухэтажные пасс. В. с тележками системы Рыковского.
За годы Сов. власти вагонный парк коренным образом обновлён. В 1931 прекращено стр-во старых типов В. и организовано произ-во крытых 2- и 4-осных грузовых В. грузоподъёмностью соответственно 20 и 50 то, платформ 20, 50 и 60 т, цистерн 24, 45, 50 то; 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъёмностью 60 то; хопперов 25, 60 и 70 то со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку. Кузова изготовлялись с металлич. каркасом и обшивкой, выполненной из дерева или металлич. листов. В. оборудовались автотормозами отечеств, конструкции (см. Казанцева тормоз и Матросова тормоз).
Рис. 4. Первый русский пассажирский вагон, построенный для железной дороги Петербург - Москва.
С 1947 строятся целыюметаллич. пасс. В. длиной 23,6 м. По назначению различают В. пассажирские и грузовые; общесетевые и промышл. транспорта; для широкой и узкой ж. -д. колеи. Совр. В. бывают несамоходными и самоходными (моторные электрофициров. ж. д., трамвайные, метрополитена, дизель-поездов, автомотрисы и др. ).
Пассажирские В. (рис. 5-12) разделяются на В. общего назначения (для перевозки пассажиров, а также В. -рестораны, почтовые, багажные, электростанции и др. ) и спец. назначения (служебные, санитарные, лаборатории, клубы и т. д. ). К пассажирским относятся также В. трамвая и метрополитена. Пассажирские В. различают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. В. общего назначения бывают: некупейные и купейные (мягкие или жёсткие). В. строятся с цельнометаллич. кузовом несущей конструкции, индивидуальным водяным или электрич. отоплением, принудит, и естеств. вентиляцией, электрич. освещением. На многих В. имеются установки для кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и охлаждения питьевой воды. Дизель- и электропоезда комплектуются из моторных и прицепных вагонов. Совр. В. купейные мягкие имеют 24-32 места, жёсткие купейные - 38 спальных мест, некупейные 54 места (81 место для сидения), областного сообщения - 68 мест для сидения. Вместимость В. электро- и дизель-поездов приведена в таблице.
На ж. д. СССР перевозится за. год св. 2,8 млрд. пассажиров, что составляет св. 65% пасс, перевозок в стране (1969). В 1970 в СССР построено 1,8 тыс. пасс, магистральных В.
Грузовые (товарные) В. (рис. 13) подразделяются на В. универсальные (крытые, полувагоны, платформы, хопперы, цистерны, вагоны изотермические) и специальные (гондолы, транспортёры, для перевозки цемента, муки, битума, живой рыбы, молока, вина, спирта, сахара-сырца) и др. В крытых В. перевозят грузы, требующие защиты от атм. воздействий, и ценные грузы. В СССР наиболее распространены 4-осные крытые В. грузоподъёмностью 60 и 62 то.
К грузовым В. промышл. транспорта относятся думпкары, шлаковозы, чугуновозы, вагонетки и др. Большое число пром. В. узкоколейные. Осн. техникоэкономические параметры грузовых В. : грузоподъёмность, кол-во осей, коэфф. тары, удельный объём кузова, удельная площадь и линейные размеры. Грузоподъёмность В. - наибольший груз, допускаемый к погрузке. Коэфф. тары - отношение тары (собств. массы В. ) к его грузоподъёмности. Удельная площадь - отношение полезной площади пола В. к грузоподъёмности. Рис. 2. Железнодорожный состав с пассажирскими вагонами. Коэфф. тары грузового В. в СССР на 9-12% ниже, чем в США; среднесуточный пробег в СССР составляет ок. 250 км, в США - 83 км, По численности и грузоподъёмности парк грузовых В. СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е - в мире. На грузовые В. приходится ок. 70% грузооборота в стране (1968). В 1970 в СССР построено 58,5 тыс. грузовых магистральных В. В. имеют о |