БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ав 1 В. (правил в 1523-60). Швед, королями были также его сыновья Эрик XIV (1560-68) и Юхан III (1568-92), его внук Сигизмунд (1592 - 1604, фактически до 1599), сын Густава I Карл IX (1604-11), сын последнего Густав II Адольф (1611-32), дочь последнего Кристина (1632-54). Династия В. в 1587-1668 царствовала также в Польше: Сигизмунд III (1587-1632) - сын Юхана III Шведского и Екатерины Ягеллонки, дочери польского короля Сигизмунда I Старого (с избранием в 1592 Сигизмунда III швед, королём была установлена швед. -польск. личная уния, просуществовавшая до 1599); сыновья Сигизмунда III Владислав IV (1632-48) я Ян Казимир (1648-68).

ВАЗАРАМО, зарамо, дзала-м о, народ в Танзании, населяющий территорию в низовьях рек Руву, Руфид-жи, Вами, а также окрестности гг. Моро-горо и Дар-эс-Салама. Числ. ок. 400 тыс. чел. (1967, оценка). Язык В. - кизарамо (или кидзаламо) близок суахили и относится к вост. группе языковой семьи банту. В. исповедуют ислам суннитского толка; культура и обычаи В. испытали сильное араб, влияние. Осн. занятие - мотыжное земледелие (сорго, кукуруза, бананы). Многие В. работают на плантациях сизаля и хлопчатника.

ВАЗАРИ (Vasari) Джордже (30. 7. 1511, Ареццо,-27. 6. 1574, Флоренция), итальянский архитектор, живописец, историк искусства. Представитель маньеризма. Учился у Б. Бандинелли во Флоренции, сформировался под влиянием Микелан-джело. Основал во Флоренции академию рисунка (1562). Построил Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562), собств. дом (1542) и Палаццо делле Лодже (1573-81) в Ареццо и др. Гл. работа - ансамбль Уффици во Флоренции (1560-85), с узкой улицей-коридором между пл. Синьории и набережной р. Арно. Живописные работы: фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555), в Зале Реджа в Ватикане в Риме (1571-73) и др. Автор жизнеописаний итал. художников (1550; 2-е изд. 1568), к-рые важны своим богатейшим фактическим материалом, а также оценкой прогрессивной роли иск-ва эпохи Возрождения.

Соч. : Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, [т. 1-4], М., 1956 - 70.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 238-244; Studi Vasariani, Firen-ze, 1952.

ВАЗГЕН I (в миру Левой Карапет Палчян) [р. 20. 9(3. 10). 1908, Бухарест], католикос всех армян. Род. в семье ремесленника. В 1936 окончил ф-т лит-ры и философии Бухарестского ун-та. В 1929-43 преподавал в арм. школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Сов. Арменией. В 1955 избран в Эчмиад-зине католикосом всех армян. В 50 - 60-х гг. побывал во всех арм. колониях мира. Написал неск. ценных исследований по армяноведению. В сент. 1968 за патриотич. деятельность в деле защиты мира и в связи с 60-летнем награждён орденом "Знак Почёта". В 1968 удостоен Золотой медали Сов. комитета защиты мира.

ВАЗЕЛИН [франц. vaseline, от нем. Was(ser) - вода и греч. elaion - оливковое масло], продукт переработки нефти, однородная мазеподобная масса, смесь тяжёлого нефтяного масла и некоторых твёрдых углеводородов (парафин, церезин, петролатум). В. получают расплавлением твёрдых углеводородов (15-20%) или же их смесей в нефтяном масле с последующей очисткой этой смеси серной к-той и отбеливающей глиной. Различают след, сорта В. : 1) медицинский, к-рый применяют в качестве основы для приготовления мазей; оказывает противовоспалит. действие и защищает кожу от различных раздражителей; 2) жёлтый - для технич. целей (пропитки бумаги, тканей и др. ); 3) конденсаторный - для нужд электротехнич. промышленности; 4) технический - универсальная антифрикционная и защитная смазка.

ВАЗЕЛИНОВОЕ МАСЛО, парафиновое масло, смесь углеводородов, получаемая очисткой нефтяного дистиллата. В медицине применяют как слабительное средство при хронических запорах по 1-2 столовых ложки в день. В. м. используют также как основу для мазей в парфюмерной промышленности. См. Вазелин.

ВАЗЕХ (псевд. ; наст, имя Мирза Ш а ф и) (1796, Гянджа,-28. 11. 1852, Тбилиси), азербайджанский поэт, просветитель, педагог. Сын зодчего. Был учителем азерб. и перс, языков в Тбилиси (с 1840), где близко сошёлся с X. Або-вяном, А. Бакихановым, М. Ф. Ахундовым и др. Писал интимнолирич. и сати-рич. стихи в форме газели, мухаммаса, рубай, месневи и др. Возглавлял поэтич. "Кружок мудрости". Развивая традиции Основные типы древнегреческих ваз: 1 - пифос; 2 - амфора; 3 - кратер; 4 - гидрия; 5 - ойнохоя; 6 - киаф; 7 - скифос; 8 - фиала; 9 - ритон; 10 - канфар; 11 - псиктер; 12 - килик; 13 - арибалл; 14 - пиксида; 15 - лекана; 16 - лекиф; 17 - лагин. азерб. и Перс, классич. поэзии, В. воспевал романтич. любовь, наслаждение жизнью, выступал против пороков феод, общества, закрепощения личности, религ. фанатизма. Нем. поэт Ф. Боденштедт включил переводы стихов В. в свои записки "Тысяча и один день на Востоке" (1850), затем опубликовал "Песни Мирзы Шафи" (1881), многократно переводившиеся на европ. языки. Первый перевод на рус. яз. (с немецкого) выполнен Н. И. Эйфертом (изд. 1880, 1903). Позднее Боденштедт выдал стихи В. за свои. В. составил 1-ю хрестоматию азерб. поэзии и "Татарскорусский словарь" (совм. с рус. педагогом И. Григорьевым) для гимназии. Портрет стр. 231.

Дж. В а з а р и и

Б. Буонталенти.

Улица Уффицн во Флоренции.

1560-85.

Лит.: Р а ф и л и М., Мирза Шафи в мировой литературе, Б., 1958; Сеид-Заде А. А., Мирза-Шафя Садык оглы Вазех, Б., 1969. А. Шариф.

ВАЗИРИСТАН, историч. область в Зап. Пакистане. Пл. ок. 30 тыс. кмг. Историч. центр - г. Канигурам. В. населяют пуш-тунские племена - вазиры, давары и би-тани. До 2-й пол. 19 в. В. сохранял независимость. В 1893 включён в состав Брит, колон, империи. С авг. 1947 в составе Пакистана.

ВАЗИРЫ, пуштунское племя (см. Пуш-туны), живущее между pp. Куррам и Гумаль в Зап. Пакистане (Вазири-стан). Численность, по приблизит, подсчётам, ок. 400-500 тыс. чел. Осн. занятие - скотоводство. В. сохранили мн. черты воен. родоплеменной организации.

ВАЗОВ Иван Минчов (9. 7. 1850, Со-пот,-22. 9. 1921, София), болгарский писатель и обществ, деятель. Учился в Пловдивской гимназии. В 1875 в Сопоте участвовал в тайном революц. к-те, ставившем целью нац. освобождение Болгарии. В 1876-77 находился в эмиграции в Бухаресте, где был членом Болг. центр, благотворит, об-ва. Во время рус. -тур. войны 1877-78 служил в рус. армии чиновником особых поручений. После освобождения Болгарии от тур. Ига был судьёй в г. Берковице (1879-80), членом Постоянного к-та Областного собрания в Пловдиве (1880-85). После усиления диктаторского режима временно эмигрировал в Одессу (1887-89). Два года занимал пост министра просвещения (1897-99). Печататься начал с 1870. Известность приобрели сборники стихов ч Знамя и гусла" (1876), "Горе Болгарии" (1877), "Избавление" (1878), составляющие поэтич. трилогию о борьбе болгар против тур. ига, о страданиях народа и радости нац. освобождения в 1878. Вершина революционнопатриотич. поэзии В. - цикл лиро-эпич. поэм "Эпопея забытых" (1881-84), посвящённых героям нац. -освободит, борьбы. Большое место в творчестве писателя занимает тема рус. -болг. дружбы. Лирика В. 80-х гг. отличается тематич. и жанровым многообразием. В сбках "Гусла" (1881), "Поля и леса" (1884) даны поэтич. картины родной природы, а также социальная сатира на бурж. об-во. В стихах конца 1890-х - нач. 1900-х гг. отразилась горестная судьба разоряющегося болг. крестьянства. В ранней поэзии В. заметно влияние X. Ботева и В. Гюго, позднее и рус. поэзии - А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

В нач. 80-х гг. В. обратился к прозе. В первых повестях в изображении нравов провинции ощутимо влияние Н. В. Гоголя. Повесть "Отверженные" (1883-84) посвящена болг. эмигрантам в Румынии. Крупнейший роман В. "Под игом" (1889-90) - реалистич. эпопея о восстании болг. народа 1876. Переведённый на мн. европ. языки, роман вошёл в мировую лит-ру. С нач. 90-х гг. исто-рикогероич. тематика сменяется социальнообличительной (романы "Новая земля", 1896; "Казаларская царица", 1903). В очерках и рассказах В. выступает против политич. произвола в стране, рисует судьбу "маленького человека"- чиновника, крестьянина. В "Повестях и рассказах" (т. 1-3, 1891-93), сбках "Царапины и пятна" (т. 1-2, 1893-95) и др., утвердивших в болг. лит-ре жанр короткого реалистич. рассказа, В. критикует бурж. нравы.

В. много сделал для создания нац. театра. Им драматизированы повесть "Отверженные" (драма "Изгнанники", 1894), роман "Под игом". Писал историч. драмы на сюжеты из жизни ср. -век. Болгарии, а также комедии "Кандидаты славы" (1901), "Искатели тёплых местечек" (1903), в к-рых осмеиваются нравы чиновничьей среды. В период Балканских и 1-й мировой войн в историч. драмах и стихах В. сказались национали-стич. тенденции. Однако в основном В. оыл народным писателем, выразителем демократич. идеологии. Его творчество - высший этап в развитии болг. критич. реализма.

Соч. : Събрани съчинешш, т. 1-20, С., 1955-57; Неиздадени произведения. С., 1968, в рус. пер. -Соч., т. 1-6, М., 1956-57.

Лит.: Державин Н. С., Иван Вазов. Жизнь и творчество, М. - Л., 1948; 3 л ы д" н е в В. И., Иван Вазов, в кн. : Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Иван Вазов. Сб. по случай сто го-дини от рождението му, С., 1950; П а в-л о в Т., Иван Вазов. Народен поет и класик, С., 1946; Королев С., Иван Вазов. Художествен метод и литературни позиции, С., 1951; II а н е в а М. Иван Вазов в Пловдив, С., 1966; Вълчев В., Иван Вазов. Жизнен и творчески път. С., 1968; Иван Вазов. Библиографический указатель, М., 1962.

В. И. Злыднев.

ВАЗОДИЛЯТАТОРЫ (от лат. vas - сосуд и dilato - расширяю), то же, что сосудорасширяющие нервные волокна; см. Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОКОНСТРИКТОРЫ (от лат. vas - сосуд и constringo - стягиваю, сжимаю), то же, что сосудосуживающие нервные волокна; см. Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОМОТОРЫ (от лат. vas - сосуд и motor - приводящий в движение), то же, что Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОПИСЬ античная, роспись античных керамич. сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском иск-ве (см. Эгейская культура): вазы "кама-рес" (20-18 вв. до н. э. ) со стилизов., гибко круглящимися растит, узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (кон. 17-16 вв. до н. э. ), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э. ). В 20-16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз "дворцового стиля" (кон. 15 в. до н. э. ) с более мелким и геометризов. растит, орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском иск-ве (14-12 вв. до н. э. ) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геом. мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Особого совершенства достигает В. в др. -греч. иск-ве; В. даёт нек-рое представление о почти не сохранившейся до наст, времени др. -греч. живописи. Вазы покрывали т. н. чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - непрочными "акварельными" (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греч. В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я пол. 11 в. до н. э. ; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрич. стиль (2-я пол. 11 - 10 вв. до н. э. ); геометрический стиль (9-8 вв. до н. э. ; горизонт, полосы ритмичных линейных узоров и геометризов. изображений, чётко выявляющие тектонику вазы); "ковровый стиль" С/ в. до н. э. ; полихромные изображения животных и фантастич. существ в сочетании с растит, узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т. д. ), с его муз. чистотой контурных линий, обобщённостью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (гл. обр. мифологических); гл. мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Ок. 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифология, сцен), к-рая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутр. линий. Краснофигурная В. "строгого стиля" (последняя четверть 6 в. - нач. 5 в. до н. э. ) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Евфроний, Дурис, т. н. вазопи-сец Брига (см. Бриг). Со 2-й четв. 5 в. до н. э. в В. "свободного стиля" изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четв. 5 в.. до н. э. Для В. кон. 5 - 4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность ("роскошный стиль" - росписи Мидил и др. ), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Юж. Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греч. В. находилась В. этрусков. В 3-2 вв. до н. э. для греч. В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геом. орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика. И. Вазов. "Под игом" (Москва, 1954). Илл. А. Тарана.

И. Вазов.

Э. Вайнерт.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX, XX (стр. 224-225).

Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl E., Malerei und Zeichnung der Grie-chen, Bd 1 - 3, Munch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Munch., 1940; Веaz1eу J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, pxf., 1956; Himmelmann-Wild-schutz N., Erzahlung und Figur in der ar-chaischen Kunst; Mainz - Wiesbaden, 1967.

ВАЗОПРЕССИН (от лат. vas-сосуд и presso - давлю), гормон, выделяемый задней долей гипофиза', вызывает сужение сосудов (действуя на гладкие мышцы их стенок) и повышение кровяного давления (п рессорный эффект), а также поддерживает на должном уровне обратное всасывание воды в прямых канальцах почек, т. е. уменьшает кол-во выделяющейся мочи (антидиуретический эффект). В. образуется в нейросекреторных клетках передних ядер гипоталамуса, из к-рых по нервным волокнам поступает в гипофиз (см. Нейросекреция). Антидиуретич., или про-тивомочегонное, действие гормона - один из факторов, поддерживающих относит, постоянство водно-солевого обмена в организме позвоночных животных и человека. Недостаток В. может привести к диабету несахарному, при к-ром резко повышается выделение мочи. В. содержится в препаратах, получаемых из задней доли гипофиза,- питуитрине и адиурекрине. По своей химич. природе В. - октапептид, построенный из 8 аминокислот (у большинства животных и человека В. состоит из цистина, тирозина, фенилаланина, глутамина, аспара-гина, пролина, аргинина, глицина; у свиньи вместо аргинина лизин). По строению и действию В. близок др. гормону гипофиза - окситоцину. Г. Н. Кассиль.

ВA3УЗА, река в Смоленской и Калининской обл.