БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

, творчество которого становится узко академическим. Наиболее крупным явлением театрального искусства этого периода было творчество актёра Й. Кайнца. В 1918 происходит подъём творческой деятельности "Бургтеатра", руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. В театре работали актёры Г. Реймерс, М. Девриент, Р. Аслан, А. Моисии и др. Борьбу за прогрессивное искусство вёл "Йозефштадттеатр" (в 1924-38 руководитель М. Рейнхардт).

В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократические деятели австрийской культуры подвергались преследованиям. Многие театры были закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено. После освобождения А. Советской Армией в 1945 началась борьба демократических сил за развитие национальной культуры. "Бургтеатр" стал ведущим театром А. На его сцене и в его филиале (Академический театр) широко ставятся произведения классической и современной драматургии. В 60-е гг. поставлены трагедии Софокла, исторические хроники Шекспира, комедии Раймунда и др. Ставились также "Вишнёвый сад" и "Иванов" Чехова, "Ревизор" Гоголя, "Жизнь Галилея" Б. Брехта. Прогрессивные традиции театра утверждают режиссёры Л. Линдтберг, Р. Штейнбек.

В 1948-56 в Вене функционировал прогрессивный, демократический театр "Скала", из драматических театров работали "Йозефштадттеатр", т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), ведущие поиски новых форм театральной выразительности.

Среди видных театральных деятелей А. актёры и режиссёры "Бургтеатра": Р. Аслан, Э. Бальзер, А. Скода, А. Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Х. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э. Лотар, А. Ротт и др.

Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театральный фестиваль. Работают театры в городе Граце и др. городах страны. Научными центрами являются венский Институт театроведения и семинар М. Рейнхардта при Академии музыкального и изобразительного искусства в Вене.

Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени, М. - Л., 1940; Марков П., В театрах различных стран, Австрия, М., 1967; Gregor J., Geschichte des ?sterreichischen Theaters, W., 1948; Holzer L., Die Wiener Vorstadtb?hnen, W., 1951; Wiegel Н., Tausend und eine Premiere Wiener Theater (1946-1961), W., 1961.

XVIII. Кино

В 1903 в Вене был открыт первый постоянный кинотеатр. До 1906 в А. демонстрировались только иностранные фильмы, затем режиссёры А. Кольм и Я. Флек стали выпускать отечественные короткометражные фильмы. Первый австрийский художественный фильм - "От ступени к ступени" (1908, режиссёр Х. Ханус). В 1912 Кольм и Флек основали кинофирму "Винеркунстфильм", экранизировавшую произведения немецких и австрийских писателей. В 1914 под председательством А. Коловрата организовано акционерное общество "Саша-Местер-фильм" (с 1918 "Саша-фильм"), которое продолжительное время было центром кинопроизводства А.

1920-24-е гг. были периодом подъёма австрийского кино. В эти годы поставлены фильмы: "Принц и нищий" (1920, режиссёр А. Корда), "Содом и Гоморра" (1922, режиссёр М. Кертиц), "Руки Орлака" (1924, режиссёр Р. Вине, совместное немецкое и австрийское производство) и др. С середины 20-х гг. увеличился ввоз зарубежных фильмов. С появлением звукового кино в А. стало выпускаться большое количество музыкальных фильмов - "Тихо молят мои песни" (1933) о композиторе Г. Шуберте, "Маскарад" (1934) и многие другие. В 30-е гг. некоторые австрийские кинодеятели эмигрировали (Б. Уайлдер, О. Преминджер и др.). После насильственного присоединения А. к Германии, установления в стране фашистского режима (1938) развитие кинематографии А. приостановилось. С восстановлением независимости А. после окончания 2-й мировой войны начинается возрождение австрийской кинематографии. В 1946 был выпущен художественный фильм "Дальний путь" (режиссёр Э. Хёш) о трагической судьбе солдата, возвратившегося с войны. Поставлены фильмы "Процесс" (1948, режиссёр Г. В. Пабст), "Последний мост" (1954, режиссёр Х. Кёйтнер), получившие премии международных кинофестивалей; "Милый друг" (1955, по Г. де Мопассану, режиссёр Л. Дакен, франко-австрийское производство), "Последнее действие" (1955, режиссёр Пабст). Преобладающее место в кинопродукции А. в 50-60-е гг. продолжают занимать музыкальные фильмы - экранизации пьес, опер и оперетт, биографические фильмы, посвящённые жизни композиторов и актёров. Жизни и творчеству Л. Бетховена посвящён фильм "Героическая симфония" (1945). Поставлены фильмы "Франц Шуберт", "Любимец Вены", "Фиделио", "Дай руку, жизнь моя" - о Моцарте. Поставлены фильм-опера "Виндзорские проказницы" (1965), "Черт в юбке" (1966, по пьесе К. Шёхнера). Ставятся также фильмы-ревю ("Дитя Дуная", "Золотая симфония", "Волшебное ревю" и др.). Выпускается большое количество мелодрам, комедий-фарсов, детективов. С конца 50-х гг. большое давление на кино А. оказывают кинопрокатные организации ФРГ.

Крупнейшие актёры австрийского кино: П. Вессели, М. Андергаст, Т. Линген, Х. Мозер. Во многих странах снимаются известные австрийские актёры Максимилиан и Мария Шелл, О. В. Фишер, Р. Шнейдер и др. Большую роль в развитии австрийского кино сыграли режиссёры: Г. В. Пабст, В. Кольм-Вельте, В. Форст, Э. Борзоди, Х. и Э. Маришка, А. Квендлер. Киноработников готовит киноотделение Академии музыкального и изобразительного искусства. В 1955 основан австрийский киноархив и в 1964 австрийский киномузей. Выпускаются журналы: "Фильмкунст" ("Filmkunst", основан в 1949), "Фильмшау" ("Filmschau", основан в 1951), "Винер фильмцайтунг" ("Wiener-Filmzeitung", основан в 1937) и др.

АВСТРИЯ ВЕРХНЯЯ (Oberosterreich), провинция на С.-З. Австрии. Пл. 11,9 тыс. км2. Нас. 1,13 млн. чел. (1961). Адм. центр - г. Линц.

Природа. С С.-З. на Ю.-В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низко-горья Мюльфиртель вые. до 1125 м, к Ю.- всхолмлённые предгорья (Инфиртель, Хаусрук) и хребты Вост. Альп вые. до 2996 м (хр. Зальцкаммергут и др.). Широколиственные и хвойные леса. Озёра (Аттер, Траун, Хальштеттер-Зе и др.) привлекают многочисл. туристов и отдыхающих. Вокруг озёр - курорты.

Хозяйство. В 1967 А. В. производила около 25% всей пром. продукции Австрии. Развита металлургия: выплавка стали (1,8 млн. m в год, Линц), алюминия (Рансхофен), машиностроение (Линц, Штейр, Вельс), химическая (Линц, Эбензе, Ламбах, Ленцинг), текст., лесопил., целлюлозно-бум. пром-сть. Добыча соли, бурого угля, нефти, каолина. На pp. Дунай и Инн - значит. ГЭС: Партенштейн, Йохенштейн, Ашах, Браунау, Эринг и др.

Высокотоварное с. х-во мясо-мол, направления. В долине р. Инн зерновое х-во, в вост. предгорьях Альп посадки картофеля, сах. свёклы. А. В. крупный поставщик мяса, сыра, масла, овощей на внутр. рынок. Н. И. Улыбин.

АВСТРИЯ НИЖНЯЯ (Niederosterreich), провинция на С.-В. Австрии. Пл. 19,2 тыс. км2. Нас. 1,37 млн. чел. (1961). Адм. ц.- г. Вена (в состав А. Н. не входит).

Природа. С 3. на В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низкогорья и плато с преобладающими вые. 300-700 м (Вальдфиртель, Вейнфиртель и др.), к Ю.-всхолмлённые предгорья и хребты Вост. Альп выс. до 2075 м (хр. Эйзенвурцен, Венский Лес и др.); на В.- часть Среднедунайской равнины - Мархфельд. В горах - широколиственные и хвойные леса.

Хозяйство. А. Н.- основной с.-х., крупный пром. р-н Австрии. Ведущая отрасль - пром-сть, дающая 21% общеавстрийской пром. продукции, в т. ч. 90% нефтяной, 30,6% текстильной, 25,9% пищевой, 25,4% химической, 24,8% металлообрабатывающей, 23% лесообрабатывающей (1966). Важные пром. дентры: Винер-Нёйштадт, Санкт-Пёль-тен, Креме. Добыча нефти (Мархфельд), природного газа (Цверндорф и Виль-дендюрхбарх), угля графита (Вальдфир-тель). Значительные ТЭС (Корнейбур и Пейшинг) и ГЭС (Ибс-Перзенбёйг). Ок. 60% стоимости с.-х. продукции даёт земледелие: рожь, пшеница, картофель, сах. свёкла, а также огородничество, садоводство, виноградарство. Свиноводство.
В А. Н.- ряд известных курортов (Баден, Земмеринг, Бад-Фёслау и др.).

Н. И. Улыбин.

АВСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ, аустроазиатские, семья языков, важнейшими группами к-рой являются языки мон-кхмер и мунда; родство между этими группами, а следовательно, и само существование семьи не могут считаться окончательно доказанными. В группу мон-кхмер входят кхмерский яз. в Камбодже, монский в Юж. Бирме и ряд языков малых народов Вьетнама, Лаоса и Таиланда (банар, чамре, куй, суй и др.); возможно, сюда же относится вьетнамский яз. с близко родственными ему мыэнгскими диалектами. К мон-кхмерской группе примыкает язык кхаси в Ассаме (Индия) и группа палаунг-ва, включающая языки палаунг, риант, ва в Бирме, кава в Юньнани (Китай), кхму в Сев. Лаосе и др. Особые группы составляют языки древнейшего населения Малакки - семанг и сеной и никобарский яз. (Никобарские о-ва). Языки группы мунда распространены в Индии, гл. обр. в штатах Бихар и Орисса; важнейший из них - сантали. Язык тям, прежде считавшийся австро-азиатским, в действительности входит в индонез. группу австронезийской семьи. Возможно, что А. я. родственны языки мяо-яо в Юж. Китае; предполагается также отдалённое родство между авст-роазиатскими и австронезийскими языками. Языки монкхмер, палаунгва и кхаси по строю преимущественно изолирующие, с односложными корнями и с использованием префиксов и инфиксов в словообразовании; языки мунда - агглютинативные, суффигирующие. На языках мунда говорит более 5,5 млн. чел., на остальных А. я. (без вьетнамского) - ок. 8 млн. чел.

Лит.: Schmidt W., Die Mon-Khmer-Volker, ein Bindeglied zwischen Volkern Zentralasiens und Austronesiens, Braunschweig, 1906; Sebeоk Т., An examination of the Austroasiatic language family, "Language", 1942, v. 18, p. 206 - 17; Pinnоw H.-J., Versuch einer historischen Lautlehre der Kharia-Sprache, Wiesbaden, 1959; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, The Hague, 1966; Indo-Pacific linguistic studies, pt 1 - 2, Amst., 1965.

С. Е. Яхонтов.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ, Австро-венгерская монархия, дуалистическое (двуединое) гос-во, созданное в 1867 в результате преобразования Австрийской империи (монархии Габсбургов) на основе соглашения между господствующими классами Австрии и Венгрии. Соглашение (т. н. австро-венг. компромисс, 8 февр. 1867) было заключено в условиях политич. кризиса в империи, обострившегося после поражения в войне с Пруссией (см. Австро-прусская война 1866), и представляло уступку правящих кругов Австрии венг. помещикам. Монархия Габсбургов была разделена (по р. Лейте) на 2 части: Австрийскую империю ("королевства и земли, представленные в рейхсрате"), или Цислейтанию (собственно Австрия и ряд др., гл. обр. славянских, областей: Чехия, Моравия, Силезия, Истрия, Далмация, Буковина, Крайна, Галиция и др.), и Королевство венгерское ("земли венг. короны"), или Транслейтанию (собственно Венгрия, Словакия, Хорватия, Трансильвания и др.). Венгрия, как и Австрия, была признана суверенной частью гос-ва. Во главе двуединой А.-В. стоял австр. император (имевший для Венгрии титул короля), власть к-рого была формально ограничена в Австрии рейхсратом, в Венгрии - сеймом. Для всей А.-В. устанавливалось три общих министерства: 1) иностр. дел, 2) воен. и морское и 3) финансов (последние два мин-ва имелись также и в обеих частях монархии). Остальные мин-ва были самостоятельными для Австрии и Венгрии. Расходы по общим делам устанавливались для обеих частей А.-В. в известной пропорции, регулировались соглашением рейхсрата и сейма и были предметом постоянной борьбы. Общей конституции у А.-В. не было. Законо-дат. власть по отношению ко всей империи осуществлялась через ежегодно созываемые т. н. делегации (по 60 членов от рейхсрата и от сейма).

Создавая А.-В., Габсбурги стремились использовать союз крупных венг. землевладельцев и австр. буржуазии для подавления нац.-освободит, и демократич. движения внутри империи; устранить опасность полного отделения Венгрии, достигнуть компромисса с австр. буржуазией, предоставив ей известные конституц. права. Австр.-венг. соглашение 1867 явилось краеугольным камнем нац. политики Габсбургской монархии в кон. 19 - нач. 20 вв. Пр-во Франца Иосифа, опираясь на господствующие классы собственно Австрии и Венгрии, угнетало остальные, преим. славянские, народы, населявшие многонац. А.-В. В кон. 1918, в условиях поражения в 1-й мировой войне и подъёма рабочего и нац.-освободит, движения, усилившегося под влиянием Окт. революции в России, А.-В. распалась. На её территории были созданы бурж. гос-ва Австрия, Венгрия, Чехословакия; часть терр. вошла в состав Югославии, Румынии, Польши.

АВСТРО - ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1879, договор о союзе между Австро-Венгрией и Германией; подписан в Вене 7 окт. 1879. Заключённый сроком на 5 лет, А.-г. д. впоследствии неоднократно возобновлялся. Ст. 1 А.-г. д. устанавливала, что если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны России, то оба участника обязаны выступить на помощь друг другу. Ст. 2 предусматривала, что в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какой-нибудь другой державы вторая сторона обязуется соблюдать по меньшей мере благожелательный нейтралитет. Если же нападающая сторона получит поддержку России, то вступает в силу ст. 1.

А.-г. д., направленный в первую очередь против России и Франции, явился одним из соглашений, приведших к созданию воен. блока во главе с Германией (см. Тройственный союз 1882) и к разделению европ. стран на два враждебных лагеря, которые впоследствии выступили друг против друга в 1-й мировой войне.

АВСТРО - ИТАЛО - ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1859, война Пьемонта (одного из итал. королевств) и Франции против Австрии, удерживавшей под своим господством Ломбардо-Венецианскую обл. и препятствовавшей созданию единого итал. гос-ва. Для Италии война 1859 была нац.-освободительной, она положила начало завершившейся в 1870 борьбе за объединение Италии "сверху" под главенством правившей в Пьемонте Савойской династии. Со стороны Франции война была продиктована стремлением Наполеона III укрепить франц. влияние в Сев. Италии, расчётами на терр. захваты и династич. интересами. В июле 1858 между Пьемонтом и Францией было заключено секретное Пломбъерское соглашение 1858 о совместном ведении войны против Австрии. В обмен за оказание помощи Пьемонту в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции Наполеон III добился согласия главы пьемонтского пр-ва К- Б. Кавура на присоединение в дальнейшем Ниццы и Савойи к Франции. Франц. пр-во заключило также 3 марта 1859 в Париже секретное соглашение с Россией, в соответствии с к-рым Россия обещала Франции дипломатич. поддержку против Австрии, а Франция согласилась содействовать России в пересмотре нек-рых статей Парижского мирного договора 1856.

А.-и.-ф. в. началась 29 апр. 1859. Австр. армия (170 тыс. чел.) под команд, фельдм.-лейт. Ф. Дьюлаи сосредоточилась между Миланом и Пьяченцей. Союзные войска (56 тыс. пьемонтцев и 116 тыс. французов) под общим командованием Наполеона III развёртывались севернее Алессандрии, куда франц. войска могли подойти к сер. мая. Австр. командование проявляло нерешительность и бездействовало, не использовав возможности разбить пьемонтские войска до подхода французов. После ряда мелких стычек .австр. войска потерпели неудачу 20 мая в бою с французами при Монтебелло, а 4 июня были разбиты союзными войсками у г. Мадженты. После этого Дьюлаи отвёл армию за р. Минч