| 1965, с. 98 -121; Тугоплавкие материалы в машиностроении. Справочник, М., 1967, с. 47- 55, 130 - 32; Ковальский В. В., Резаева Л. Т., Биологическая роль ванадия у асцидии, "Успехи современной биологии", 1965, т. 60, в. 1(4); Воwеn Н. J. М., Trace elements in biochemistry, L.- N. Y., 1966. JO. Hf. Романъков, В. В. Ковальский,
ВАНАДИНИТ, минерал класса ванадатов состава Pb5(VO4)3Cl (78,3% PbO; 19,3% V2O5; 2,4% С1). Кристаллизуется в гексагональной системе. Встречается в виде мелких призматич. кристалликов, почковидных скоплений и землистых масс. Цвет жёлтый, бурый, красный. Тв. по минералогич. шкале 2,75-3, плотность 6500-7100 кг/м3. В. образуется в зоне окисления свинцово-цинковых и медных полиметаллич. сульфидных месторождений. Используют для получения ванадия. Л. ф. Борисенко.
ВАН АНЬ-ШИ, Ван Цзе-фу (1021-1086), китайский государственный деятель-реформатор, учёный и писатель. Был чиновником уездного управления. В 1069 советник двора, в 1070-74 и 1075-76 первый министр. Предложил и частично осуществил (с 1069) ряд реформ: упорядочил налоговую систему проведением нового кадастра, пытался регулировать рыночные цены, ввёл систему гос. кредитования крестьян, откуп от гос. трудовых повинностей, заменил наёмное войско армией, комплектуемой путём рекрутского набора, и др. Реформы проводились в основном в интересах мелких и средних помещиков, но принесли облегчение и крестьянам. В результате противодействия крупных феодалов и ростовщиков б. ч. реформ была отменена в 1085.
В. А. -ш. принадлежат труды по теории и истории кит. лит-ры, комментарии к нек-рым канонич. книгам, ряд прозаич. и поэтич. произведений. В. А. -ш. мастерски владел ритмич. прозой. Его послания, памфлеты и эссе стали хрестоматийными. Как философ он был материалистом, не свободным, однако, от механицизма.
С о ч. в рус. пер., в кн. : Антология китайской поэзии, т. 3, М., 1957; Китайская классическая проза, 2 изд., М., 1959.
Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 253 (подстрочи, прим. ); И в а-н о в А. И., Ван Ань-ши и его реформы XI в., СПБ, 1909; Штейн В. М., Китай в X и XI вв., "Советское востоковедение", 1945, № 3; Ц и С я, Ван Ань-ши бяньфа (Реформы Ван Ань-ши), Шанхай, 1959; L i u James Т. С., Reform in Sung China. Wang An-shih (1021 - 1086) and his new policies, Camb. (Mass. ), 1959. Г. Я. Смолин.
BAH БИ (226-249), китайский философ, представитель направления сюань-сюэ (неодаосизма). Стремясь дать синтез конфуцианства с даосизмом, В. Б. в своих комментариях к трактату "Лао-цзы" пользовался понятиями конфуцианской моральной философии, а в комментариях к "И цзину" - даоскими терминами. Интерпретация "И цзина", к-рую даёт В. Б., заключается в том, что мир динамич. бытия, выражающегося в полноте непрерывного изменения, должен вернуться к своей основе - дао для достижения первонач. единства. "Небытие" - одно из осн. понятий даосизма-приобретает в системе В. Б. значение абс. бытия, которое, будучи лишённым к. -л. частных атрибутов, является источником всего сущего (см. Ничто).
Лит. : Петров А. А., Ван Би, М. - Л.. 1936; Хоу В а и - л у [и др. ], Чжунго сы-сян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин, 1957; T'ang Yung-t'ung, Wang Pi's new interpretation of the I Ching and Lun-yii, "Harvard Journal of Asiatic Studies", 1947, v. 10, № 1. В. А. Рубин.
BAH БО, Цзыань (649-676), китайский поэт. Вместе с Ян Цзюном, Ло Биньваном, Лу Чжаолинем составляет группу под назв. "Четыре гения начала эпохи Тан". Из поэтич. наследия В. Б. сохранилось 30 стих., преим. четверостиший, и образец ритмич. прозы - предисловие к стихам "Во дворце тэнского князя". В стихах преобладают пейзажные зарисовки ("В горах"), тема разлуки ("Холодной ночью вспомнил друга"), мысли о тяготах войны. В. Б. в значит мере отказался от усложнённых форм поэзии, развил мелодику стиха.
С о ч. в рус. пер., в кн. : Антология китай ской поэзии, [т. ] 2, М., 1957; Китайская клас сическая проза, 2 изд., М., 1959.
Лит.: Чжунго вэньсюэ ши, т. 2, Пекин 1959; Тан ши янь цзю луньвэнь цзи, Пекин 1959, с. 1-25.
ВАНВИТЕЛЛИ (Vanvitelli) Луиджи (12. 5. 1700, Неаполь,- 1. 3. 1773, Казерта) итальянский архитектор неаполитанской школы. Работал в Риме, Анконе, Фьюми чино, Бреше, Неаполе, Казерте и Милане. Творчество В. знаменует переход от барокко к классицизму. В его гл. по стройке - Палаццо Реале в Казерте, близ Неаполя (начато в 1752; прямоугольное в плане, с 4 внутренними дворами, образов, крестообразным пересечением корпусов),- барочная пластичность декора и динамизм пространственной организации интерьеров сочетаются с классицистической строгостью и плоскостностью фасадов.
Л. В а н в и т е л л и. Палаццо Реале в Казерте (близ Неаполя). Начато в 1752.
Парадная лестница.
Лит.: Fichera F., Luigi Vanvitelli, Roma, 1937.
BAH ВЭЙ, Мо-цзе (699 или 701, Тайюань,-759 или 761, Сиань), китайский поэт, живописец, каллиграф и музыкант. Род. в богатой чиновничьей семье. Получил конфуцианское образование. Служил при дворе. Был редактором императорских указов и цензором, изучал буддизм. Ранние стихи В. В. ("Лоянская девушка", "В праздник хризантем" и др. ) свидетельствуют о редком его даровании. Он был одним из основателей направления "пейзажной лирики". Поэт и живописец, В. В. тонко отмечал в стихах еле уловимые краски и оттенки природы ("Красные бобы", "Тропинка среди акаций", "Берег в зарослях кизила"). Социальные мотивы выражены в мечтах поэта об идеальном государстве. В. В. - автор произв. на историч. темы ("Вдова князя Си", "Бань Цзе-юн" и др. ), совершенных по форме стихотв., ставших уже при его жизни популярными песнями (напр., "Красные бобы"). В. В. -основоположник монохромной пейзажной живописи. Выполнял росписи на шелку и настенные. Используя тональные возможности туши, прозрачные размывы, эскизный штрих, В. В. создавал лирические пейзажи, возвышенные обобщённые образы природы. Произведения сохранились в копиях: "Река под снегом", "Горы под снегом" - оба в Музее Гугун, Пекин; "Портрет Фу Шэна из Цзинаня", "После снегопада" (частное собрание, Япония).
С о ч. в рус. пер. : Стихотворения, М. - Л., 1959.
Лит.: X э Юе-чжи, Ван Вэй, Шанхай, 1959. А. И. Кирпша.
ВАНГАЖИ, посёлок гор. типа в Рижском р-не Латв. ССР. Ж. -д. станция в 35 км к С. -В. от Риги. 3 тыс. жит. (1969). Близ В. - з-ды: железобетонных конструкций и асфальтобетонный.
ВАН ГЕЛЬМОНТ Ян Баптист, голландский естествоиспытатель; см. Гельмонт Ян Баптистван.
ВАНГЕНГЕЙМ Алексей Феодосьевич (22. 10. 1881-17. 8. 1942), советский метеоролог. Чл. КПСС с 1928. Учился в Моск. ун-те и Моск. с. -х. ин-те (1900-10). Проф. МГУ (с 1928). В 1920-24 работал в Гл. физич. обсерватории. В 1924-29 зам. нач. Главнауки Наркомпроса РСФСР, в 1929-34 чл. Президиума Гос. учёного совета. В 1929 стал первым руководителем Гидрометеослужбы СССР, организованной по его инициативе. Под его руководством было создано Бюро погоды СССР. Лит.: Суворов Н. П., Хромов С. П., А. Ф. Вангенрейм - организатор гидрометеорологической службы СССР, "Метеорология и гидрология", 1965, № 6, с. 44.
ВАН ГО-ВЭЙ, Ван Цзинь-ань (3. 12. 1877, у. Хайнин, пров. Чжэцзян,- 2. 6. 1927, Пекин), китайский учёный, историк и филолог. Один из лучших знатоков др. -кит. эпиграфики. Занимался изучением найденных в 1899 иньских "гадательных надписей". Написал ряд работ об изучении др. -кит. надписей на бронзе и на костях, по истории Китая в древности и в средневековье, ряд источ-никоведч. трудов. Занимался историей монголов и их взаимоотношений с Китаем.
Соч. : Хайнин Ван Цзинь-ань сяньшэн ишу (Посмертное собр. соч.... ), т. 1 - 48, [б. м., 1936]. Л. С. Васильев.
ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (Винсент Биллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия,-29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественноторговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876- учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критич. реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмо-циональнопсихологич. напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.
В 1886-88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и япон. гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, к-рый выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба-1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, к-рая привела художника к трагич. конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатич. одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступл. отчаяния ("У врат вечности", 1890, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).
Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европ. культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненномучительные поиски духовных нравств. ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими определяется особое место В. Г. в иск-ве постимпрессионизма, одним из гл. представителей к-рого он стал.
Илл. см. на вклейке к стр. 193.
Соч. : Письма, пер. с голл., Л. - М., 1966.
Лит.: [Новак Л. ], Ван-Гог, [Прага, 1961]; FailleJ. -B. de, VincentvanGogh, P., 1939; WeisbachW., VincentvanGogh, Bd 1-2, Basel, 1949-51.
BAH ГОН (877-943), первый правитель (ван) в 918-943 корейского государства Коре, основатель династии. Был вассалом Кун Е, правителя кор. феод, гос-ва Тхэбон (провозглашён в нач. 10 в. ). Укрепил своё положение во время войн Тхэбона с соседним гос-вом Хупэкче. В 918 сверг Кун Е и стал правителем гос-ва Тхэбон, к-рое было переименовано в Коре. В 935 последний король гос-ва Силла уступил свою власть В. Г., в 936 В. Г. разгромил Хупэкче и стал правителем всей Кореи.
ВАН ГУ, согласно легенде, китайский изобретатель (ок. 1500) пилотируемого порохового ракетного летат. аппарата. В. Г. соединил фермой два коробчатых возд. змея и снабдил их сиденьем. В ниж. части змеев были установлены 47 пороховых ракет, к-рые при старте одновременно должны были поджигать 47 человек. Погиб при попытке осуществить полёт, в результате взрыва ракет. Один из кратеров на обратной стороне Луны назван именем В. Г.
ВАНДА (Van da), род растений сем. ор-хидных. Эпифиты с красивыми, душистыми, собранными в кисти цветками - голубыми, лиловыми, розовыми, белыми или жёлтыми. Мясистые или кожистые ремневидные листья расположены в два ряда на стебле, от к-рого отходят воздушные корни. Более 60 видов в тропич. Азии на Филиппинских о-вах и в Сев. Австралии. Мн. виды В. (V. teres, V. tricolor, V. cristata и др. ) выращивают в оранжереях для букетов.
ВАНДАЛИЗМ, бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Слово произошло от названия др. -герм, племён вандалов, разграбивших в 455 Рим и уничтоживших мн. памятники антич. культуры.
ВАНДАЛЫ, группа племён вост. германцев. Первоначально жили на Скандинавском п-ове. На рубеже 2-1 вв. до н. э. переселились на юж. побережье Балт. м., к 3 в. н. э. - на Дунай. В 335 были поселены в Паннонии в качестве рим. федератов. В нач. 5 в. В. (вместе с аланами) двинулись на 3., в течение неск. лет опустошали Галлию и в 409 поселились в Испании. Затем, оттеснённые на Ю. Пиренейского п-ова, В. во главе с ке-ролём Гейзерихом (правил в 428-477) в 429 переправились через Гибралтар. В течение 10 лет они завоевали (встречая поддержку рабов и колонов) DHM. провинцию Африка (в 439 взяли Карфаген), где основали своё королевство. Отсюда В. совершали опустошит, набеги на острова и берега Зап. Средиземноморья (в 455 разграбили Рим). На части терр. Сев. Африки В. конфисковали зем. владения рим. магнатов и поделили их между собой. Это ускорило распад родопле-менного и созревание элементов феод, строя у В. В 533-34 королевство В., ослабленное противоречиями между обогатившейся знатью и рядовыми воинами, было завоёвано Византией; В. растворились в местном населении.
Лит.: Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV-V вв., М., 1961; Diesner H. J, Das Vandalenreich, Lpz., 1966. Г. Г. Дилигенский.
ВАНДАЛЬ (Vandal) Альбер (7. 7. 1853, Париж,-30. 8. 1910, там же), граф, французский историк консервативного направления, член Франц. академии (1896). Последователь А. Сореля. Лучшие работы В. поев, наполеоновскому периоду в истории Франции: "Наполеон и Александр I" (т. 1-3, 1891-93; рус. пер,-т. 1-3, 1910-13) - труд, исторически обосновывающий необходимость франкорус, союза, и книга "Возвышение Бонапарта". (1902, рус. пер. 1905), в к-рой В. выступает апологетом внеш. и внутр. политики Наполеона I. В. - автор очерков по истории внеш. политики Франц |