БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ге, Са--ратове. Сотрудник большевистских газет "Вперёд" и "Пролетарий". Подвергался репрессиям царского пр-ва. После Февр. революции 1917 зам. пред. Саратовского совета и пред. Саратовского губкома РСДРП(б). Делегат 6-го съезда РСДРП(б). Руководил вооруж. восстанием в окт. 1917 в Саратове. С янв. 1919 чл. коллегии НКВД, чл. РВС 15-й армии, затем на ответств. работе в органах прокуратуры; в 1924-37 зам. пред. Верх, суда СССР. С о ч.: 1917 год в Саратове, в кн.: За власть Советов. Воспоминания участников революционных событий 1917 г., Саратов, 1957; Октябрьская революция в Саратове, в кн.: Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Сб. воспоминаний, М., 1958.

ВАСИЛЬКО (наст. фам. Миляев) Василий Степанович [р. 26.3(7.4).1893, с. Бурты, ныне Черкасской обл.], украинский сов. режиссёр, актёр,нар. арт. СССР (1944). В 1912 впервые выступил на сцене проф. театра. В дальнейшем в разные годы работал в Киеве в труппе Н. К. Садовского, в "Молодом театре" и театре "Березиль", в театрах Харькова, Черно-виц и др. городов Украины. В 1920 начал режиссёрскую деятельность. С 1926 (с перерывами) работал в Укр. драматич. театре им. Октябрьской революции (Одесса), с 1948 - гл. режиссёр. Роли: Шпак и Шельменко ("Шельменко-денщик" Квит-ки-Основьяненко), Городничий ("Ревизор" Гоголя), Глоба ("Русские люди" Симонова), Бублик ("Платон Кречет" Корнейчука) и др. Постановки - "Республика на колёсах" Мамонтова (1927), "Диктатура" Микитенко (1929), "Ревизор" Гоголя (1934), "Макбет" Шекспира (1938), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939), "Наймычка" Карпенко-Карого (1955), "В воскресенье рано зелье собирала" Кобылянской (1956) и др. В.- театр, педагог, организатор ряда театр, студий, инициатор создания театр, музея в Киеве (1924). В 1956 оставил театральную деятельность. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Ф. В. Левицький, К., 1958; Микола Садовський та його театр, К., 1962; Фрагменты режисури. К., 1967.

ВАСИЛЬКОВ, город, центр Васильков-ского р-на Киевской обл. УССР, в 35 км к Ю.-З. от Киева. Ж.-д. ст. 24,7 тыс. жит. (1968). 3-ды холодильников, электробытовых машин, майоликовых изделий, 2 кожевенных. Предприятия пищ. пром-сти (молочный, плодоконсервный з-ды). Один из старейших рус. городов. Осн. во 2-й пол. 10 в. В нач. 14 в. завоёван Великим княжеством Литовским. В 1686 вошёл в состав России. С 1796 уездный город.

ВАСИЛЬКОВКА, посёлок гор. типа, центр Васильковского р-на Днепропетровской обл. УССР, на р. Волчья (басе. Днепра), в 5 км от ж.-д. ст. Ульяновка. 16,5 тыс. жит. (1968). 3-ды сыродельный, консервный, железобетонных изделий.

ВАСИЛЬКОВСКИЙ Сергей Иванович [7(19).10.1854, г. Изюм, ныне Харьковской обл.,- 24.9(7.10).1917, Харьков], украинский живописец. Учился в петерб. АХ (1876-85) у М. К. Клодта и В. Д. Орловского. Автор лирико-эпич. пейзажей, утверждающих образ укр. природы, жанровых картин, произв. на темы укр. истории ("Утро. Стадо в степи", 1884, Музей укр. изобразит, иск-ва УССР, Киев; "Казак и девушка", 1894, Харьковский художеств, музей; "Поход казаков", 1917, частное собрание, Киев), 3 монументальных панно для здания Полтавского земства ("Чумацкий Ромодановский тракт" и др., 1902-08, погибли в годы Великой Отечеств, войны), альбомов "Из украинской старины" (1900) и "Мотивы украинского орнамента" (1912, оба совм. с Н. С. Самокишем).


ВАСИЛЬЧЕНКО (псевд.; наст. фам. Панасенко) Степан Васильевич [27.12.1878(8.1.1879), местечко Ичня на Черниговщине,- 11.8.1932, Киев], украинский советский писатель и педагог. Род. в крест, семье. После окончания учительской семинарии (1898) работал учителем на Киевщине и Полтавщине. В новеллах "Вова" (1910), "Над Росью", "Божественная Галя" и др. протестовал против преследований царизмом нар. учителей, писал об их нищенском существовании. По обвинению в революц. деятельности был арестован, заключён в тюрьму. В 1908 вернулся в Ичню, где написал свои лучшие произв.: "Мужицкая арифметика" (1911), "У господ", "На хуторе" (1915) и др., проникнутые демократизмом, реалистически изображающие жизнь трудящихся. В 1911 вышел первый сб. рассказов "Эскизы". С 1914 и до Февр. революции 1917 В. был на фронте как командир сапёрной роты (новеллы этого периода: "Чёрные маки", "Ядовитый цветок" и др.). Во мн. дореволюц. произв. показал творч. силы трудового народа, его революц. пробуждение. Окт. революцию В. встретил восторженно. В рассказах "Приблуда" (1925), "Авиационный кружок" (1925), "Оловянный перстень" (1927) В. с присущей ему лирич. приподнятостью воспел "красоту нового дня", создал привлекательные образы молодых строителей со-циалистич. мира. Цикл "Осенних новелл" посвящён революц. событиям 1905. Многие годы В. работал над романом о жизненном и творч. пути Т. Г. Шевченко, завершив лишь 1-ю часть "В бурьянах" (изд. 1938, посмертно). Написал пьесы "На первой гулянке" (1911), "Кармелкж" (1927), "Проходят дни" (опубл. 1939), киносценарии; переводил на укр. яз. соч. Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, В. Г. Короленко, А. С. Серафимовича.

Соч.: Твори, т. 1 - 4, К., 1959 - 1960; в рус. пер.- Избранное, М., 1956.

Лит.: Грудницька М., Курашо-ва В., Степан Васильченко. С таги та мате-р!али, К., 1950; Костю ченко В., Степан Васильченко, 2 вид., К., 1965.

Б. А. Деркач.

ВАСИЛЬЧИКОВ Александр Илларионович [28. 10 (9. 11). 1818, Петербург,- 2 (14). 10. 1881, с. Трубетчина Лебедянского у. Тамбовской губ.], князь, русский экономист, земский деятель либерально-помещичьего направления. В своих работах по проблемам агр. отношений, кредита, местного самоуправления и пар. образования стоял за сохранение в России общины, видя в ней средство спасения от классовой борьбы и революции. Критиковал зап.-европ. капитализм и выдвигал идею некапиталистич. развития России. В. И. Ленин характеризовал В. как "народничествующего" помещика, критиковавшего капитализм с реакционных позиций (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 197, прим.).

Соч.: О самоуправлении, т. 1 - 3, СПБ. 1869 - 71; Землевладение и земледелие в России и других европейских странах, т. 1 - 2. СПБ. 1876, и др.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 243, 377, 470, 471; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, с. 166; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1, М.. 1959, гл. 3, с. 72-88.

ВАСИФИ Зайнаддип Махмуд (1485- 1551 или 1566), таджикский писатель. Жил в Самарканде, Бухаре, Ташкенте. Его мемуары "Удивительные события" освещают в сатирич. тонах тяжёлое время становления власти Шейбанидов (1428- 1598), выражая идеи гор. антифеод, оппозиции. С. Айни, впервые высоко оценивший значение мемуаров В., издал их в переработанном виде вместе с исследованием о его жизни и творчестве. Критич. текст мемуаров подготовлен и издан А. Н. Болдыревым, им же опубл. рус. пер. нек-рых отрывков.

Лит.: Болдырев А. Н., Зайнаддин Васифн. Таджикский писатель XVI в. Опыт творческой биографии, [Душанбе], 1957 (библ.); Айни С.. Воснфй ва хулосаи "Бадоеъул-ва-коеъ", [Душанбе], 1956.

ВАСКО ДА ГАМА (1469-1524), португальский мореплаватель; см. Гама.

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (28.2.1882, г. Оахака,- 30.6.1959, Мехико), мексиканский историк, философ и гос. деятель. В период Мекс. революции 1910-17 выступал на стороне конституционалистского бурж. движения. В 1920-25 ректор Нац. ун-та Мехико. Будучи мин. нар. образования (1921-23), способствовал развитию мекс. школьной системы. В 1929 вокруг кандидатуры В. на пост президента Мексики объединились наиболее реакц. элементы страны. Потерпев поражение на выборах, пытался поднять восстание, а затем бежал за границу. В 1940, вернувшись в страну, стал ректором ун-та в г. Сонора, потом директором Нац. б-ки в Мехико. В.- консервативный социолог и философ с ярко выраженными католич. симпатиями, автор трудов по философии, эстетике и истории. В работах по истории восхвалял исп. колониализм, был противником радикальных социальных преобразований, осуждал массовые нар. движения и вместе с тем политику США в Мексике и др. странах Лат. Америки, считая её коварной, корыстной и эгоистичной.

Соч.: Breve historia de Mexico, Мех., 1956.

Лит.: De Beer Gabriella, Jose Vasconcelos and his world, N. Y., 1966.

E. В. Ананова.

ВАСКУЛИТ (от лат. vasculum - сосудик), воспаление стенок мелких кровеносных сосудов. Причинами В. бывают грипп, сыпной тиф, стрептококковые инфекции (рожистое воспаление, ангина), а также физич. факторы (отморожение, ожоги). В. могут возникнуть и как вторичное проявление перенесённых коллаге-новых и аллергич. заболеваний - ревматизма, волчанки красной, ревматоидного артрита, сывороточной и лекарственной болезней и др. Иногда В. может быть вызван и совокупностью этих причин. Самым постоянным, а часто и единственным внешним признаком В. является поражение кожи (кровоизлияния, высыпания, очаги омертвения и др.). При прогресси-ровании В. в сосудах могут образовываться тромбы (тромбоваскули т), омертвение (некроз) стенок сосудов, аневризмы. В конечной стадии В. может произойти полная закупорка сосудов тромбом, что ведёт к нарушению питания соответствующих тканей и органов, разрывам аневризм и кровоизлияниям в окружающие ткани. По месту локализации В. подразделяют на кожные и висцеральные, протекающие с преимуществ, поражением сосудов серозных и слизистых оболочек внутр. органов, печени, почек и др. Лечение: устранение осн. заболевания, вызвавшего В.

Лит.: Давыдовский И. В., Патологическая анатомия и патогенез болезней человека, 3 изд., т. 1-2, М., 1956 - 58.

Ю. И. Зах.

ВАСЛУЙ (Vaslui), уезд в Румынии, в басе. р. Бырлад. Пл. 5,3 тыс. км2. Нас. 446 тыс. чел. (1968), в т. ч. 19% городского. Адм. ц.-г. Васлуй. Расположен на Молдовской возв. Посевы кукурузы, пшеницы, подсолнечника, льна. Овощеводство, особенно в долине Прута, и виноградарство. Животноводство; разводят преим. кр. рог. скот и овец. Пром-сть связана гл. обр. с переработкой с.-х. сырья - пищевая и текстильная. Имеются деревообр. и металлообр. предприятия (в т. ч. шарикоподшипниковый з-д в г. Бырладе). Ю. А. Круковский.

ВАСЛУЙ (Vaslui), город в Румынии (в 60 км к Ю. от Ясс), в р-не к-рого 17 янв. 1475 войсками молд. господаря Стефана III (40 тыс. молд. крестьян, 5 тыс. венг. и 2 тыс. польск. солдат) была разгромлена 120-тыс. тур. армия Сулеймана-паши. После этого Молдова на нек-рое время стала гл. силой в борьбе с Турцией.

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович [25. 7(6.8). 1856, с. Рябово, ныне Кировской обл.,- 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Чл. Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов "Союза русских художников" (1903). С 1900 - академик петерб. АХ. Автор эпич. пейзажных полотен ("Родина", 1886; "Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895,- все в Третьяковской гал.). С 1890-х гг. обратился к ист. пейзажу и создал большое число архит. пейзажей древней Москвы, сочетающих археол. точность с большой поэтичностью ("Улица в Китай-городе. Начало XVII века", 1900, Рус. музей; "Красная площадь во 2-й половине XVII века", 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театр, постановкам ("Хованщина"Мусоргского, 1897, в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова; "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре). В 1901-18 руководил пейзажным классом Моск. училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археол. исследования при земляных работах в центр, части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.

Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908; Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И. [и др.], История русского искусства, т. 2, М., [1910-11], гл. XIV, с. 225 -50.

Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856 - 1933, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15). 5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской обл.,- 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действит. членом к-рой стал в 1893. С 1878 чл. Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, гор. бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878,- обе в Третьяковской гал.). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произв. на темы нац. истории, рус. былин и нар. сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых рус. художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпич. характер своим произв., в поэтич. форме воплотить вековые нар. идеалы и высокие пат-риотич. чувства. В. создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал.). С общей направленностью станковой живописи В. 1880- 1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся нар.-поэтич. складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В.,- пример творческой интерпретации подлинного археол. и этногр. материала,- оказали большое влияние на развитие русского театр.-декорац. иск-ва в кон. 19 - нач. 20 вв. Пейзажные фоны произв. В. на сказочные и ист. темы, проникнутые глубоко нац. ощущением родной природы, то замечательные лирич. непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии рус. пейзажной живописи. В 1883-85 В. выполнил монументальное панно "Каменный век" для Ист. музея в Москве, в 1885-96-большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиц. систему церк. монументальной живописи, к-рая во 2-й пол. 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художеств, языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн". В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в Третьяковской гал.), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и ск