| азочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. (1902). В сов. время В. продолжал работать над нар. сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.
ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО, армянское феод, гос-во династии Арцрунидов, возникшее в 908 в обл. Васпуракан. В. ц. охватывало вост. басе. оз. Ван; на В. его границы доходили до оз. Урмия, на С.- до р. Араке. Находилось в вассальной зависимости от царства арм. Багратидов. При Сенекериме (968- 1021) в В. ц. было ок. 10 городов, 4 тыс. селений, 72 крепости, 115 монастырей, страна была очень густо заселена. Через В. ц. шла юж. ветвь важного торг, караванного пути. Высокого развития в В. ц. достигли ремесл. произ-во и торговля. В царствование (908-943) Гагика Арцруни велись большие строит, работы в городах Востан, Ахтамар, Ban. Значительно выросла культура; крупнейшими её представителями были зодчий Мануэл и поэт Григор Нарекаци. С развитием крупного феод, землевладения усилилось закрепощение крестьян, резко обострилась классовая борьба. В. ц. охватило антифеод, и антирелиг. движение тондракийцев. В нач. 11 в. В. ц. подверглось нападениям тюрк, племён, шедших с В. В 1021 было присоединено к Византии и прекратило самостоят, существование. Лит,: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951. Б. Н. Аракелян.
ВАССАЛ, см. в ст. Вассалитет.
ВАССАЛИТЕТ (франц. vassalite, от vassal, позднелат. vassallus, от vassus - слуга), система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров)в средние века. В странах Зап. Европы В. как развитый институт сформировался в 8-9 вв. во Франкском государстве, где короли и крупные феодалы давали за службу землю, движимость или к.-л. др. источник дохода. Переворот в агр. отношениях в этот период создал предпосылки для всё более широкой раздачи вассалам зем. владений. Т. о., материальной основой личных отношений В. стали в большинстве случаев поземельные отношения, служба вассалов начала сводиться, как правило, к военной. Земли, предоставлявшиеся вначале пожизненно, т. е. в качестве бенефиция, постепенно превратились в условное наследств, владение (феод, лен). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена) - короля и получая от него земли, в свою очередь имели вассалов - более мелких феодалов - и жаловали им зем. владения. Гл. обязанностью вассала было несение за свой счёт воен. службы в течение определённого срока (обычно - 40 дней в году). Вассал должен был участвовать в суде и совете (курии) сеньора, содержать его со свитой (в известных случаях) и вносить нек-рые платежи экстраординарного характера, прежде всего "помощь" (auxilium) для выкупа сеньора, попавшего в плен, и др., а также уплачивать рельеф (при смене владельца феода). Сеньор был обязан, кроме передачи феода, защищать вассала и его имущество. Договор о В. оформлялся особым обрядом - оммажем и сопровождавшей его клятвой верности (фуа) вассала сеньору. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора влекло за собой расторжение договора и нередко войну.
С распространением отношений В., покоившихся на иерархич. структуре зем. собственности, оформилась феод. иерархич. лестница (от короля до мелких феодалов)- политическая, в первую очередь военная, организация господств, класса. Подобная организация была обусловлена гл. обр. необходимостью охранять в период слабости центр, власти монопольную собственность класса феодалов на землю и осуществлять внеэконо-мич. принуждение по отношению к феодально-зависимому крестьянству. С образованием централизованных феод, гос-в, постепенным вытеснением вассальной воен. службы системой наёмных отрядов, многочисл. переходами феодов (в условиях роста товарно-ден. отношений) в руки новых владельцев В. постепенно утратил воен. и политич. значение.
Наиболее завершённые формы В. и феод, иерархич. лестница получили в странах Зап. Европы. В странах Востока он в общем был менее развит (хотя в нек-рых из них, напр, в Японии, в странах, подвергшихся монг. завоеваниям, также сложилась многоступенчатая иерархич. лестница внутри господств, класса). На Руси вассальные отношения существовали лишь между великими и удельными князьями.
Лит.: Колесницкий Н. Ф., феодальное государство, М., 1967; Бессмертный Ю. Л., Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII вв., М., 1969, гл. 2; Вlосh М., La societe feodal, v. 1 - 2, P., 1939 - 40; GanshofF. L., Qu'est-ce que la feodalite?, 2 ed., Brux., 1947.
М. Л. Абрамсон.
ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, феодальное гос-во, находящееся в вассальной зависимости от другого гос-ва - сюзерена (см. также Вассалитет). Устанавливались различные формальности, свидетельствовавшие о таком подчинении: утверждение главы В. г. сюзереном, принесение им присяги на "верность и послушание" и т. п., что придавало личный характер зависимости вассала от сюзерена. Важнейшим признаком вассальной зависимости были воен. помощь и выплата дани. В. г. было лишено не только ряда существенных прав во внутр. жизни (напр., в ряде случаев права эмиссии ден. знаков), но и права поддерживать дипломатич. отношения и заключать договоры с др. гос-вами: на В. г. автоматически распространялись нормы политич., торг, и таможенных договоров, заключённых гос-вом-сюзереном, если только иное не было оговорено в самих договорах. Т. е., несмотря на нек-рую самостоятельность во внутр. жизни, В. г. в между-нар. жизни ограничено в правах, за него выступает гос-во-сюзерен.
По мере утверждения капитализма вассалитет как форма отношений между гос-вами постепенно утратил своё значение. В пределах Европы последними В. г. были зависимые от Турции Румыния, Сербия и Черногория (до 1878) и Болгария (до 1908); в совр. эпоху в Европе сохранилось как ист. пережиток лишь одно В. г.- республика Андорра, находящаяся в вассальной зависимости от Франции и епископа Урхельского (Испания). Вне Европы последним наиболее значит, примером В. г. был Египет, находившийся в вассальной зависимости от Турции (до 1914).
Империалистич. гос-ва пытались приспособить форму вассалитета к целям своей колониальной политики; примером такого колониального вассалитета были многочисл. инд. княжества (св. 500), к-рые до образования самостоят. Индии и Пакистана (1947) находились на положении В. г. Великобритании.
Лит. см. при ст. Вассалитет.
ВАССЕРМАН (Wassermann) Август (21.2.1866, Бамберг,- 16.3.1925, Берлин), немецкий микробиолог и иммунолог. Учился в Страсбурге, Вене и Берлине. С 1902 проф. Ин-та Р. Коха, с 1913 директор Ин-та экспериментальной терапии в Берлине. Осн. исследования - изучение изменений в сыворотке крови больных в процессе возникающего иммунитета при холере, тифах и дифтерии. В 1906 разработал (совм. с А. Нейссером и К. Бруном) методику диагностики сифилиса - Вассермана реакцию. Установил (1901) наличие иммунологич. специфичности белков различных животных, работал над усовершенствованием серодиагностики туберкулёза, новообразований и др.
Соч.: Hamolysine, Cytotoxine und Pracipitine, Lpz., 1902; Handbuch pathologenen Mik-roorganismen, 2 Aufl., Bd 1-8, Jena, 1912 - 13.
Лит.: Финкельштейн Ю. А., Профессор А. Вассерман, "Венерология и дерматология", 1935, № 2.
ВАССЕРМАН (Wassermann) Якоб (10.3. 1873, Фюрт, Бавария,- 1.1.1934, Альтаусзе, Австрия), немецкий писатель. Род. в бурж. евр. семье. Автор романов "Цирн-дорфские евреи" (1897, рус. пер. 1909), "История юной Ренаты Фукс" (1900, рус. пер. 1908), "Каспар Гаузер" (1908, рус. пер. 1926), "Человечек с гусями" (1915, рус. пер. 1925), "Христиан Ваншаффе" (1919) и др., в к-рых социальная тематика сочетается с этической. В трилогии из жизни нем. молодёжи - романах "Дело Маурициуса" (1928, рус. пер. 1929), "Этцель Андергаст" (1931) и "Третье воплощение Керкховена" (1934)-показан распад бурж. семьи и бесчеловечный характер бурж. отношений; однако В. не шёл дальше богоискагельских идеалов. Написал сатирич. пьесу "Комедия лжи" (1898), кн. "Дух пилигрима" (1923, в рус. пер.- отрывки под назв. "Золото Каха-марки", 1956).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 7, Т... 1944 - 48; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 -л, М., 1912-13.
Лит.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968, гл. 33; Lennartz F., Dichter und Schriftsteller unserer Zeit, 7 Aufl., Stuttg., L1957J; Voegeli W., Jakob Wassermann und die Tragheit des Herzens, Winterthur. 1956.
ВАССЕРМАНА РЕАКЦИЯ (мед.), метод распознавания сифилиса при помощи серологич. реакции (см. Серодиагностика). Названа по имени А. Вассермана. В. р. основана на свойстве кровяной сыворотки больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, адсорбирующий комплемент-часть нормальной сыворотки; антигеном служат эритроциты бараньей крови, антителом - сыворотка крови человека. Если при добавлении гемолитич. сыворотки не происходит растворения эритроцитов (гемолиза), В. р. считается положительной (сифилис есть), при появлении гемолиза В. р. отрицательная (сифилиса нет). В. р. позволяет установить заболевание сифилисом при отсутствии его клинич. проявлений; она служит критерием эффективности лечения. Исследование крови на В. р. проводится обязательно у беременных для профилактики врождённого сифилиса у детей, у доноров и т. д., В. р. ставят перед снятием с учёта больных сифилисом и при выдаче им разрешения на брак. Положит. В. р. может наблюдаться и при нек-рых заболеваниях несифилитич. происхождения (проказа, малярия, сыпной, возвратный и брюшной тифы, оспа, скарлатина, трнпп, корь, бруцеллёз, вирусное воспаление лёгких, инфекц. мононуклеоз и т. д.), а также при нек-рых физиологич. состояниях (при менструации, во второй половине беременности у 2% беременных), при приёме внутрь лекарств, препаратов - ложноположитель-н ы е реакции. Поэтому в случае сомнения необходимо повторное исследование.
ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ Косой (до монашества - кн. Василий Иванович Патрикеев) (г. рожд. не-изв.- ум. до 1545), русский церк. и политич. деятель, публицист. В 1499 после разгрома княж.-боярской группировки, выступавшей против усиления власти вел. князя Ивана III, был насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Став после смерти Нила Сорского (1508) главой нестяжателей, В. П. использовал их учение в интересах княж.-боярской оппозиции. Ок. 1509 вернулся из ссылки в Москву. Был приближен к Василию III в момент увлечения вел. князя планами секуляризации церк. земель. В полемике против Иосифа Волоцкого и его учеников отстаивал теорию независимой от гос. власти церкви, выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам. Обращая внимание на тяжёлое положение крестьян в вотчинах монастырей, В. П. закрывал глаза на жестокую эксплуатацию крестьян светскими феодалами. Идейные разногласия, а также выступление В. П. против развода Василия III и против его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны вел. князя, к-рый не желал ссориться с иосифлянским большинством рус. церкви. Перу В. П. принадлежит ряд посланий, трактатов и т. п. В 1531 В. П. был осуждён церк. собором за ересь и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.
Лит.: Архангельский А.. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, СПБ. 1882; Казакова Н. А., Вассиан Патрикеев и его сочинения, М.- Л., i960.
В. И, Корецкий,
ВАССИАН РЫЛО (г. рожд. неизв.- ум. 23.3.1481), русский церк. и политич. деятель, публицист. В молодости постригся в монахи Пафнутьева-Боровско-го монастыря. В 1455-66 игумен Троице-Сергиева монастыря. Участник посольства в Литву (1458-61). С 1467 ростовский архиепископ. В 1480 во время "Великого стояния на Угре", узнав об отступлении вел. кн. Ивана III в Кременец и переговорах с ханом Золотой Орды Ахматом, В. Р. написал Ивану III в нач. окт. 1480 "Послание на Угру", в к-ром призывал окончательно уничтожить Золотую Орду в большом сражении. Послание В. Р., пронизанное патриотич. идеями, в 16 в. стало образцом для жанра посланий церк. деятелей царям.
Лит.: Кудрявцев И. М., "Послание на Угру" Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в., в сб.: Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 8, М., 1951; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI вв., М.-Л., 1960. С.М.Каштанов.
ВАССИАН ТОПОРКОВ (гг. рожд. и смерти неизв.), епископ коломенский с 1525. Племянник Иосифа Волоцкого, ревностный последователь его учения. Был союзником митрополита Даниила, вместе с к-рым выступал против нестяжателей. После смерти Елены Глинской, жены великого кн. Василия III, регентши при малолетнем сыне Иване IV, с В. Т. пытались сблизиться бояре, осуществлявшие в России верховную власть до совершеннолетия Ивана IV. В. Т. в мае 1542 стал игуменом Песношского монастыря в Дмитровском уезде. В 1553 Иван IV посетил В. Т.; по свидетельству кн. А. М. Курбского, В. Т. внушал Ивану IV мысль о необходимости разрыва отношений между царём и его ближайшими сподвижниками А. Ф. Адашевым и Сильвестром. Полагают, что В. Т. жил ещё во времена опричнины.
Лит.: Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.
ВАССОЕВИЧ Николай Брониславович [р. 17(30).3.1902, Ростов-на-Дону], советский геолог, чл.-корр. АН СССР (1970). В 1924 окончил Ленинградский горный ин-т. В 1924-40 изучал геол. строение и нефтегазоносность Сев. Кавказа, Грузии, Азербайджана, севера Сибири. В 1940-63 работал во Всесоюзном нефтяном н.-и. геологоразведочном ин-те, где занимался основными проблемами литологии и нефтяной геологии. Зав. кафедрой геологии и геохимии горючих ископаемых геол. ф-та МГУ (1963). Осн. труды по методике изучения флишевых отложений, а также по теории осадочно-миграционного (органического) происхождения нефти. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.
Соч.: Флиш и методика его изучения, Л.- М., 1948; Условия образования флиша, Л.- М., 1951. И. В. Высоцкий.
ВАСУКУМА, сукума, народ в Республике Танзания. Живут к Ю. от оз. Виктория. Близкородственны ванъям-вези. Числ. ок. 1 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на яз. кисукума, относящемся к языкам банту. Большинство В. придерживается местных традиц. верований, часть - католики. Незначит. число В. исповедует ислам. Осн. занятия - земледелие и скотоводство; развито отходничество на рудники и в города.
ВАСХНИЛ, см. Академия сельскохозяйственных наук Всесоюзная им. В. И. Ленина.
ВАСЫФ ЭНДЕРУНЛУ (Vasif Enderunlu) (г. рожд. неизв.-ум. 1824), турецкий поэт. Род. в Стамбуле. Представитель придворной литературы. Популярностью пользовались его газели и песни. Стихи В. Э., запечатлевшие картины народной жизни, обычаи и нравы времени, собраны в обширный диван. Под влиянием поэта 18 в. Недима В. Э. отстаивал обновление лит-ры, широко использовав местный колорит, в т. ч. и языковые особенности разговорной речи. Многие его стихи стали пословицами и поговорками. В. Э. писал традиц. арабо-перс. метрикой аруз. Однако его наследие неравноценно - наряду со стихами, отмеченными искренним чувством и прост |