БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

роль определяются тем влиянием, к-рое оказывает католич. церковь (см. Католицизм) на массы верующих, и тем контролем, к-рый В. осуществляет над клерикальными силами (см. Клерикализм). По официальным католич. источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613 760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.

Под контролем В. находятся массовые католич. орг-ции. Большинство из них входит в систему "Католического действия" - комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения. Существует (1970) ок. 40 меж-дунар. католич. орг-ций. Крупнейшие: Всемирный союз женских католич. орг-ций (36 млн. чел. в 61 стране), Всемирная федерация католич. молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др. Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 - Междунар. конфедерация христ. профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). В. опирается в своей деятельности также на клерикальные поли-тич. партии (св. 30 в 1968); нек-рые из этих партий находятся у власти.

В.- крупнейший религиозно-идеоло-гич. центр католицизма. Под его контролем находятся многочисл. католич. учебные заведения, католич. печать, радио, кино, телевидение.

Пропагандистские силы В. активно выступают против коммунизма. Социальная доктрина В. направлена на защиту частной собственности, классового деления общества, классового неравенства и пр. Осн. идеологич. и практич. рекомендации излагаются в выступлениях папы и в энцикликах - посланиях папы к духовенству и верующим, а в отд. случаях - к -"людям доброй воли".

История внеш. политики В. свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистических держав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, В. сотрудничал с фаш. державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 - с Германией, в 1940 - с Португалией. В условиях агрессии фаш. держав против респ. Испании (1936-39), Чехословакии (1938- 1939), Албании (1939), Польши (1939) В. не поднял голоса протеста против преступлений фашизма и фактически попустительствовал им. В этот период основой политики В. становится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового похода против СССР в 1930, антикоммунистич. энциклика "Divini Re-demptoris" в 1937 и т. д.). Во время 2-й мировой войны 1939-45 В. был одним из центров переговоров о сепаратном мире между представителями фаш. Германии и Италии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгрома фаш. гос-в В. заявил о непризнании послевоен. границы Германии по Одеру - Нейсе (послание Пия XII нем. епископату в 1948).

Вражда к коммунизму сделала В. после 2-й мировой войны союзником наиболее агрессивных империалистич. кругов США и др. капиталистич. стран в их борьбе против сил демократии и социализма. В. приветствовал планы образования агрессивного воен. блока НАТО (апостолич. послание Пия XII в февр. 1949) и воен. Зап.-европ. союза (заявление Пия XII от 3 окт. 1953). В 1949 опубл. декрет, которым отлучались от церкви коммунисты и все те, кто сотрудничает с ними или читает коммуни-стич. печать. В. и его клерикальная агентура пытались помешать развитию социалистич. революций в странах нар. демократии. Руководители В. выступили против тех мероприятий народно-демократич. власти, к-рые наносили удар по экономич. позициям католич. церкви (напр., протест В. в 1947 чехословацкому пр-ву по поводу секуляризации церк. земель в Чехословакии, репрессивные отлучения многих лиц от церкви в Румынии в 1951, в Польше - в 1953). В Польше, Чехословакии и др. странах В. стремился активизировать деятельность сил политич. клерикализма - католич. по-литич. партий и обществ, светских орг-ций. В 1949 был издан декрет, осудивший патриотически настроенных священников и мирян-активистов Чехословакии, отказывавшихся следовать про-империалистич. курсу В. Ватикан поддерживал контрреволюц. мятеж в Венгрии в 1956, одним из активных участников к-рого был кардинал Миндсенти. После 2-й мировой войны В. развернул клеветнич. кампанию против Сов. гос-ва; в зап. р-нах СССР агенты В. из среды реакц. католич. духовенства и изменников Родины пытались помешать восстановлению нар. х-ва. В наиболее чёткой форме антисов. позиция В., характерная для 50-х гг., была изложена в "Апостолическом послании народам России" Пия XII (7 июля 1952).

Развитие мирового революц. процесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций В., падение влияния католич. церкви на массы (в булле "Humanae salutis", 1962, Иоанн XXIII сравнивал совр. этап существования католич. церкви "с самыми трагическими временами её истории"), В связи с этим руководители В. были вынуждены пересмотреть политическую линию В., пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире. Эволюция социальной доктрины католич. церкви нашла отражение в энциклике "Mater et Magistra" ("Мать и наставница", 1961), в которой содержатся элементы бурж. реформизма. Проявлением новой тенденции В. по отношению к вопросам войны и мира явились выступления Иоанна XXIII в 60-х гг. в защиту мира и за решение спорных междунар. вопросов путём переговоров. Осн. принципы политики клерикального пацифизма сформулированы в энциклике "Pacem in terris" ("Мир на земле", 1963), а также в пастырской конституции "О церкви в современном мире", выработанной на Вселенском соборе 1962-65 (см. Ватиканские соборы).

По мере укрепления социалистич. строя в странах Центральной и Восточной Европы стал намечаться более реалистический подход В. к странам социализма. В 60-е гг. впервые в междунар. практику вошли обмен посланиями и встречи между нек-рыми руководителями социалистич. гос-в и папой римским. Развитие отношений В. с социалистич. странами нашло отражение в подписании в 1964 соглашения между В. и Венгрией, регулирующего нек-рые практич. вопросы, связанные с деятельностью католич. церкви в Венгрии; протокола (1966), нормализующего отношения между В. и Югославией. В. поддерживает официальные дипломатич. отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также с Югославией.

Значит, внимание В. уделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах. С 50-х гг., в условиях краха колон, режимов в Азии и Африке, В. предпринял активные меры по созданию местных кадров высшего католич. духовенства: в 1952 были назначены епископами местные католич. священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 - в Нигерии; в 1954 - в Бирме и Юж. Африке и т. д. 28 марта 1960 римский папа впервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву). В эти же годы особое внимание уделялось образованию местных католич. церквей: в 1950- в Брит. Зап. Африке, в 1953 - в Брит. Вост. Африке, в 1955 - в Бирме, Юж. Родезии, Малайе, Марокко, на Мадагаскаре и т. д. Были установлены дипло-матич. отношения с молодыми гос-вами Азии и Африки. Изложение основ политики клерикального неоколониализма католич. церкви в развивающихся странах даётся в энциклике "Populorum progression ("Прогресс народов", 1967). В 1970 В. был представлен в странах Азии 14 дипломатич. представительствами, в странах Африки - 16. Всего в 1970 у В. было 64 заграничных дипломатич. представительства (в т. ч. 14 в Европе, 19 в Лат. Америке). Кроме того, В. имеет 15 апостолич. делегаций (не носящих дипломатич. характера), в т. ч. в США и Великобритании. В. имеет постоянных наблюдателей при ООН, ЮНЕСКО, Междунар. орг-ции труда и нек-рых др. междунар. орг-циях. В янв. 1971 В. заявил о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Новые явления в деятельности В. не означают отказа от традиционного ан-тнкоммунистич. курса в идеологии. Свидетельством этого служат выступления нек-рых руководителей В., выпады против "атеистического коммунизма" в энциклике Пакета VI (папа с 1963) "Eccle-siam suam" (1964), заявление кардинала Оттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.

Вокруг вопросов, связанных с опрсдел. аспектами совр. курса В., в частности с вопросами сохранения мира на земле и политики в отношении социалистич. стран, идёт острая борьба различных тенденций в католич. движении многих стран, в т. ..ч. в самом В., между т. н. обновленцами и консерваторами.

Н.А.Ковальский.

Архитектура. В. представляет собой грандиозный архит. комплекс, где культовые, дворцовые и крепостные сооружения сочетаются с произв. садово-паркового иск-ва. Архит. история В. восходит к 4-5 вв. Торжеств, входом в В. служит обрамлённая колоннадами овальная площадь св. Петра (1657-63, арх. Л. Бернини). Колоннады ведут к крупнейшему католич. храму мира - собору св. Петра (пл. 15 160 м2, вые. 132,5 м; построен в 1506-1614, арх. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; в интерьере - мраморное "Оплакивание Христа" Микел-анджсло, бронзовый балдахин, кафедра и надгробия работы Берииии и т. д.). К С. от собора - обширный (55 тыс. м2) дворцовый ансамбль, построенный в основном в 15-16 вв.: капелла Николая V (с фресками Беато Анджелико), апар-

таменты Борджа (с фресками Пинту-риккьо), Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Гирландайо), капелла Паолина (с фресками Микеланджело); Лоджии и Станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками; величественные дворы - Бельведера и Сан-Дамазо, построенные между 1503-45 по проекту Браманте; парадный вход во дворец - Королевская лестница (Скала Реджа; 1663-66, арх. Л. Бернини). Во дворцах - Ватиканская б-ка (с уникальным собр. рукописей), музеи античной скульптуры (Пио-Клементино, Кьярамонти и Новый корпус), Грегорианские егип. и этрусский музеи и др. В садах В.- Казино Пия IV (1558, арх. П. Лигорио), здание Ватиканской пинакотеки (собр. итал. живописи до 17 в.) и др. На терр. В. находятся покои папы, радиостанция, типография, почтамт и т. д. Собственностью В. являются также раннехрист. базилики 4 в. - Сан-Джованни ин Ла-терано, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло фуори ле Мура,- Латеранский дворец (16 в.) и др. здания в Риме, летняя резиденция папы в Кастель-Гандольфо (17 в.). Илл. см. т. 2, стр. 299; т. 3, табл, I, табл. X и вклейка к стр. 209.

Лит.: Коровин Е. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М.- Л., 1931: Шеннман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами. М.- Л., 1948; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX - нач. XX в., М., 1958: Лаврецкий И., Ватикан, М., 1957: Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; его же, Католицизм н дипломатия, М., 1969; Мчедлов М. П., Эволюция современного католицизма. М.. 1967: Вопросы научного атеизма, в. 6, М., 1968: Андреев М., Католицизм н проблемы современного рабочего н национально-освободительного движения, М., 1968: Великович Л. Н., Религия н политика в современном капиталистическом обществе, М. , 1970; Lo Beilo N.. The Vatican empire, N. Y., 1969; Сasanоva A., Vatican II et l'evolution de l'Eglise, P., 1969; Piсhоn Ch., Le Vatican, P., 1968; Poupard P., Connaissance du Vatican, P., 1967; Letarouilly P.-M., Vatican, L..1954.

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ, собрания (съезды) иерархов католич. церкви, происходившие в Ватикане. 1-й В. е. (по счёту католич. церкви - 20-й Вселенский собор) заседал с 8 дек. 1869 по 20 сент. 1870. Был созван папой Пием IX в условиях назревавшей (в процессе объединения Италии) ликвидации Папской обл. и упразднения светской власти папы; имел целью укрепить авторитет папы, его власть в церкви и влияние самой церкви. В период подготовки собора и на самом соборе развернулась острая дискуссия по вопросу о провозглашении догмата папской непогрешимости. На его провозглашении особенно настаивали иезуиты. В. с. принял: 1) Догматич. конституцию католич. веры, излагавшую основы католич. вероучения (о боге - творце мира из ничего, об откровении, о примате веры над разумом, религии над наукой), подтверждавшую решения Тридентского собора и предававшую анафеме всё, что расходится с католич. вероучением (в т. ч. материализм, рационализм, атеизм); 2) Первую догматич. конституцию церкви Христа, подтвердившую положение о верховенстве рим. папы в церкви и провозгласившую догмат о его непогрешимости в вопросах веры и морали. 1-й В. с. прекратил свою деятельность в связи с занятием Рима итал. войсками и последующей ликвидацией папского гос-ва. Часть католич. теологов отказалась признать новый догмат (о непогрешимости папы) и выступила с инициативой образования старокатолической церкви (см. Старокатолицизм).

2-й В. с. (по католич. счёту - 21-й Вселенский собор) заседал в 1962-65 (4 сессии, ежегодно по 2 месяца каждая). Был созван папой Иоанном XXIII (завершил работу при Павле VI) для "обновления" католич. церкви и приспособления католицизма к изменившимся в мире условиям. Были приняты решения, касающиеся отношений: внутри католич. церкви; между христ. церквами и между различными религиями; католич. церкви к важнейшим вопросам современности. Решения собора по первому кругу вопросов сводятся преим. к изменениям в организации и культовой практике церкви для сохранения и усиления влияния религии на католич. массы (богослужение на местных языках, введение в литургию элементов местных обычаев, использование церковью прессы, кино, радио н др.). Решения по второму кругу вопросов направлены к достижению единства с др. христ. церквами. На заключит, заседании собора Павел VI снял отлучение от церкви константинопольского патриарха, провозглашённое папским легатом в 1054 и вызвавшее разрыв между католической и православной церквами (одновременно в православном соборе в Стамбуле была отменена анафема, к-рой был предан православной церковью в том же 1054 папский легат). Решения 2-го В. с. выражают также стремление к сотрудничеству с нехрист. церквами. 2-й В. с. принял конституцию "О церкви в современном мире" ("Gaudium et spes"), в к-рой развиваются осн. положения совр. социальной программы католич. церкви, пропагандируются идеи бурж. реформизма - смягчения противоречий капитализма в целях его укрепления. В то же время в конституции говорится, что "все люди, верующие и неверующие, должны способствовать правильному строительству этого мира", н положительно оценивается диалог с марксистами. Учитывая волю народов к миру, В. с. осудил тотальную войну, призвал к отказу от гонки вооружений, к решению спорных вопросов между гос-вами путём переговоров. Происходившая на соборе острая борьба между "обновленцами" и "консерваторами" по проблемам современности и по вопросу о приспособлении католич. церкви к изменившейся междунар. обстановке сказалась на решениях 2-го В. с.- на них лежит печать компромисса и непоследовательности.

Лит.: Мчедлов М., Под сводами собора св. Петра, М., 1964; фальконн К., Ватиканский собор н причины его созыва, пер. с птал.. М.. 1964; Шейнман М. М., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966, с. 145 - 87: Вопросы научного атеизма, в. 6 (11 Ватиканский собор), М., 1968. М. М. Шейнман.

ВАТИН, вязаное полотно с односторонним или двусторонним начёсом. В. выпускается хлопчатобумажный, шерстяной, полушерстяной и заменяет вату при шитье тёплой одежды.

ВАТИНСКИЙ ЕГАН, река в Ханты-Мансийском нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, прав, приток Оби. Дл. 593 км, пл. басе. 3190 км2. Начинается на юж. склоне Аганского Увала, течёт по заболоченной тайге. Питание смешанное с преобладанием снегового. В басе. В. Е. месторождения нефти и газа.

ВАТНАЙЁКУДЛЬ,