| ими стыками. В каждую рельсовую цепь с одного конца включают источник питания, с другого - путевое реле, к-рое управляет контактной системой включения светофоров. При свободном блок-участке ток от путевой батареи по рельсам замыкается через обмотку путевого реле, включая цепи разрешающего (зелёного) огня на светофоре. При вступлении первых колёс поезда на рельсовую цепь путевое реле переключает на светофоре разрешающий огонь на запрещающий (красный). С помощью рельсовых цепей контролируют также целость рельсов: в случае лопнувшего или изъятого рельса путевое реле выключается и на светофоре появляется красный огонь.
На ж. д. СССР внедряют: провод-н у ю А. постоянного тока - на участках с тепловозной тягой, и беспроводную, кодовую А. переменного тока - на участках с электрической тягой. В проводной системе связь между перегонными светофорами осуществляют по двухпроводным линейным цепям и включением в них линейных реле. В кодовой А. перегонные светофоры связывают через рельсовые цепи, кодируемые сигнальными кодами (3 - зелёного огня; Ж - жёлтого огня; КЖ - красного огня с жёлтым).
Сами по себе устройства А. не устраняют возможности проезда запрещающих сигналов при плохой видимости огней светофоров или потере бдительности машинистом. Поэтому А. дополняют ав-торегулирующими средствами в виде автоматич. локомотивной сигнализации непрерывного типа и автостопов. Совокупность этих устройств составляет единую авторегулирующую систему, к-рой оборудуют все крупные магистральные линии ж. д. СССР. Такая система повышает безопасность движения поездов и увеличивает пропускную способность перегонов по сравнению со старыми системами (жезловой системой, телеграфным способом и полуавтоматич. блокировкой): однопутных на 20-30%, двух-путных в 2-3 раза. На ж.-д. транспорте А. применяется с 1910 (США), в СССР - с 1930. См. также ст. Железнодорожная автоматика и телемеханика.
Лит.: Казаков А. А., Автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы, М., 1964: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Казаков А. А. и Давыдовский В. М., Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте, М., 1967. А. А. Казаков.
АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА, см. Танковые войска,
АВТОБУС [от автомобиль и омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.
По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.
Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР
Автобус
Габаритная длина (.")
Число мест
Макс, скорость (км/ч)
Макс, мощность двигателя
Контрольный расход топлива (л/100 км)
для сидения
общее номинальное (в часы "пик")
кет
л. с.
РАФ-97 7Д
4,9
10
110
55
75
12,0
КАВЗ-651
6,2
20
24
70
52
70
22,0
ПАЗ-652
7,2
23
42
80
66
90
21,0
ПАЗ-672
7,3
23
45
80
85
115
20,5
ЛиАЗ-158В
9,0
32
60
65
80
109
37,0
ЛиАЗ-677
10,5
25
80(110)
70
132
180
45,0
ЛАЗ-695Е
9,2
32
55
75
110
150
36,0
ЛАЗ-698
9,7
26
67(92)
76
132
180
35,0
"Икарус"-180* (Венгрия)
16,5
35
119(172)
67
147
200
24,4
* Сочленённый автобус.
Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.
Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.
В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.
Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.
АВТОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ, выход электронов из металла или полупроводника под действием сильного электрич
АВТОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ, выход электронов из металла или полупроводника под действием сильного электрич. поля. Более точное назв., отражающее природу явления,- туннельная эмиссия (см. Туннельный эффект).
АВУАРЫ (от франц. avoir - имущество, актив), 1) в широком смысле - различные активы (денежные средства, чеки, векселя, переводы, аккредитивы), за счёт к-рых могут быть произведены платежи и погашены обязательства их владельцев. 2) В узком смысле - средства банка (его касса, счета в др. банках, легко реализуемые ценные бумаги, векселя и т. п.), находящиеся на его счетах в заграничных банках в иностр. валюте.
Совокупность таких средств, принадлежащих к.-л. стране, наз. её иностр. А. Т. к. значит, часть платёжного оборота между капиталистич. гос-вами осуществляется в долларах и в фунтах стерлингов, наиболее распространены А. в долларах и стерлингах.
АВУНКУЛАТ (от лат. avunculus - дядя по матери), установленная обычаем, восходящая преим. ко времени перехода от материнского рода к отцовскому тесная связь между дядей с материнской стороны и племянниками. Характеризуется взаимными правами и обязательствами, поддерживающими близость человека к роду его матери. А. известен у мн. древних и как пережиток у нек-рых совр. народов Африки, Океании и др.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953, с. 141: Косвен М. О., Авун-кулат, "Советская этнография", 1948, № 1.
АВШАЛУМОВ Хизгил Давидович (р. 16.1.1913, с. Нюгды Дербентского р-на), татский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Пишет на татском и рус. языках. Участник Великой Отечеств, войны. До 1965 занимался журналистикой. В 1939 опубликована его первая повесть "Влюбленные". Сб-ки рассказов и очерков "Дружба" (1956), "Встреча у родника" (1960), "Как я воскрес" (1961, на рус. яз.), "Невеста с сюрпризом" (1966, на рус. яз.) принесли А. известность. А.- автор повестей "Судьба Сосуна" (1957; в рус. пер.- "Под чинарами", I960), "Кушак бедности" (1963) и "Толмач имама" (1967, на рус. яз.), пьесы "Любовь в опасности" и др. А.- один из первых собирателей татского фольклора; им издан сб. "Татский фольклор" (1940). Награждён орденом "Знак почёта" и медалями.
Соч.: Встреча у родника, М., 1960; Под чинарами, М., I960.
Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1 - 2, Махачкала, 1967.
Г.Мусаханова.
АГА (тюрк.- господин), в султанской Турции титул военачальников, в т. ч. командира янычар, а также начальников нек-рых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826)- младшие и средние офицеры тур. армии. В совр. Турции А.- форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда - составная часть имени.
АГА (Bufo marinus), земноводное сем. жаб отряда бесхвостых. Длина тела до 25 см (один из самых крупных представителей отряда). Характерны огромные околоушные железы по бокам головы и костные надглазничные гребни. Выделения кожных желез ядовиты и употребляются местным населением для смачивания наконечников стрел. Встречается в Юж. и Центр. Америке. Активна ночью.
Самка откладывает до 35 тыс. икринок. Весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, др. мелкими животными. А. разводят для истребления вредителей на плантациях сах. тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы о-ва). Л. В. Терентъев.
АГАБАБЯН Григорий Гарегинович [р.12(25).6.1911, Александрополь, ныне Ленинакан], советский архитектор, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. Окончил Ереванский политехнич. ин-т (1937). В 1950-59 гл. архитектор Еревана. С 1959 пред. Госстроя Арм. ССР. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центр, крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване. В 1942-45 занимался архит. обмерами памятников др.-арм. зодчества. АГАБАБЯН Сурен Бардухович (р.22.1. 1922, г. Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед. Чл. КПСС с 1949. Доктор филоло-гич. наук. Автор монографич. работ об А. Бакунце (1963, на рус. яз. 1965), сб-ков критич. статей ;Отклики; (1963), ;Современность и литература; (1965), мн. статей по совр. арм. лит-ре. Один из авторов ;Истории армянской советской литературы; (т. 1-2, 1961-65, на рус. яз. 1966).
АГАВА (Agave), род растений сем. агавовых. Стебель укороченный, с розеткой крупных, у мн. видов мясистых и колючих листьев. Цветёт на 6-15-м году (редко позже), образуя цветонос (вые. до 12 м) с большим числом (до 17 тыс.) цветков; после созревания плодов надземная часть растения отмирает, а у ряда видов от корневищ отрастают новые растения. Св. 300 видов А. дико произрастают в Мексике и прилегающих к ней областях. В Европу А. завезена вскоре после открытия Америки; наиболее распространена A. americana, культивируемая как декоративное растение в Средиземноморье. В СССР культивируется в парках Юж. берега Крыма и Черномор, побережья Кавказа. Из листьев многих видов А. изготавливают канаты, верёвки, шпагат, половики, упаковочные и др. грубые ткани; из отходов производят бумагу, гл. обр. обёрточную. Нек-рые виды А. разводят в тропич. областях обоих полушарий для получения волокна. Наиболее ценны A. sisalana, дающая т. н. сизаль, A.fou-teroydes - генекен (юкатанский сизаль), A. cantala - канталу, и др. Из сахаристого сока A. atrovirens и др., собранного перед началом цветения, готовят алкогольные напитки - пульке и мецкаль. Корни нек-рых А. в Мексике применяют в медицине. A. americana, A. attenuata, A. victoriae-reginae и мн. др. разводят как оригинальные комнатные и оранжерейные растения.
АГАВСКИЕ ЯЗЫКИ, агау, кушитские языки сев. Эфиопии: авийя, дамот, кемант, квара, кайла, хамир, хамта, билин. До миграции семитов из юж. Аравии (сер. 1-го тыс. до н. э.) на А. я. говорила почти вся совр. сев. Эфиопия. Островки агавоязычного населения сохранились в зонах распространения амхар-ского яз. и тигре. Фонетика типична для кушитских яз.: почти во всех языках есть глоттализованный k, фарингальный' (как арабский айн). Есть огубленные gm, k™, kw. Обнаружены тона. Средства словоизменения и словообразования - суффиксация, префиксация, редупликация (напр., в языке билин kas - ;плечо;, kasas - ;плечи;), внутр. флексия. У имени 2 рода, 2 числа, суффиксальные падежи. У глагола - породы (каузатив, пассив и пр.), наклонения, 2 или 3 времени. Распространены зависимые глагольные формы. Спряжение суффиксальное (из аналитич. конструкций). Языки хамта и авийя сохраняют остатки древнего префиксального спряжения.
Лит.: Re |