БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нас систематич. труд о воен. иск-ве Рима, составленный на основе несохранившихся рим. источников. В нём содержится обзор военного искусства Рима в прошлом, идеализируя которое, В. призывает к реорганизации армии.

В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые порядки и тактич. приёмы, а также правила ведения войны, обороны и осады крепостей и морского боя. Труд В. был широко распространён в ср. века.

Соч. : в рус. пер. - Краткое изложение военного дела, "Вестник древней истории", 1940, № 1.

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопредел, совокупность религ. -филос. идеалистич. школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религ. -филос. ведийских (прежде всего упани-шадах) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-ми-мансу, отчасти санкхъю, нек-рые ср. -век. шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (напр., т. н. интегральную В. социальнорелигиозного реформатора Вивекананды). Осн. филос. категориями В. являются: брахман (кос-мич. душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрита (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим^для всех течений В. является также йога, принимаемая в качестве осн. практич. средства достижения высших психич. состояний, т. е. освобождения, отрешённости от мира.

Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих филос. предпосылках исходит из ч Веданта-сутры" (или "Брахма-сутры"), к-рая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4-3 вв. до н. э. ). Согласно В., высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению инд. мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в "Гау-дападиякарике" (комментарии на "Ман-дукья-упанишаду"), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманич. начало не раздвоено. Это учение, получившее назв. а д в а и т а-веданта ("веданта недвойственности"), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (8-9 вв. ) в "концепции нереальности" (майявада), согласно к-рой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта - нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религ. плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирич. действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем,- нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В. явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В. - Раманудже (11-12 вв. ). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Осн. орудием познания служит не разум, а божеств, интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманич. сущностью ("Я") тела, так брахман полагается "Я" всего сущего (с к-рым отождествлялся бог Вишну).

Др. крупнейшими представителями ср. -век. В. были Мадхва (9 в. ), Бхаскара (10 в. ), Ядавапракаша (11 в. ), Веданта-дешика (13 в. ). Ок. 12 в. южноинд. В. разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. развивалась в постоянной борьбе сначала со школами буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны), а затем с логич. школой ньяей и др. направлениями.

В новое и новейшее время к В. в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны, А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.

Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Ч а т т е р-джи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. [Сб. ст. ], М., 1965; Deussen P., Das System der Vedanta..., 2 Auf 1., Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1 - 2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedanta-Sutras. With the comment, by Sankaracharya. Transl. by G. Thibault, pt 1-3, Delhi-[a. o. ], [1966-681.

A.M. Пятигорский.

ВЕДДЫ, вед да, древнейшие обитатели Цейлона, сыгравшие большую роль в формировании его совр. этнич. состава. Живут гл. обр. в вост. рнах острова. Числ. - ок. 800 чел. Говорят на сингальском языке, часть - на тамильском яз. Сильно ассимилируются сингалами и тамилами. Исповедуют буддизм и индуизм, древние верования исчезают. Большая часть занимается подсечным земледелием и рыболовством, сочетая их с охотой и собирательством. В социальной организации у В. сохранились родовые экзогамные (см. Экзогамия) группы - "вару-ге" и пережитки матриархата.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Кочнев В. И., Население Цейлона, М., 1965; Seligmann С. G., S е 1 i g-mann В. I,., The Veddas, Camb., 1911.

В.И. Кочнев.

ВЕДЕКИНД (Wedekind) Франк (24. 7. 1864, Ганновер,-9. 3. 1918, Мюнхен), немецкий писатель. По образованию юрист. Вильгельмовскую империю В. осмеял в сатирич. стихах 90-х гг., опубл. в кСимплициссимусеь. В драме "Пробуждение весны" (1891) образы буржуа носят гротескный характер. Влияние Ф. Ницше проявилось в дилогии "Дух земли" (1895) и "Ящик Пандоры" (пост. 1901, изд. 1904), в повести "Мине-Гага" (1903) и драмах "Гидалла" (1904), "Замок Вет-терштейн" (1910). В лучшей из его пьес - "Маркиз Кейт" (1901) В. представляет капиталистич. мир как скопище преступлений. В драмах чСамсон" (1914) и "Геракл" (1917) изображены одинокие гуманисты. По своей стилистике и умонастроениям В. является одним из предшественников экспрессионизма.

Соч. : Gesammelte Werke, Bd 1-9, Munch., 1924; Prosa. Dramen. Verse, Munch., 1954; врус.пер,- Собр. соч., т. 1 - 8, [СПБ], 1912-19.

Лит.: Голичер А., Жизнь современника, М. - Л., 1929; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968, гл. 35; М a n n H., Erinnerungen an F. Wedekind, в его кн. : Essays, Bd 1, В., 1954. И. В. Волевич.

ВЕДЕЛЬ (Vedel) Жорж (р. 5. 7. 1910, Ош, деп. Жер), французский юрист и общественный деятель, специалист в области гос. и административного права. Окончил ф-т права и лит-ры ун-та в Тулузе (1934). Преподавал на ф-тах права в ун-тах Пуатье (1937-39), Тулузы (1939-48); с 1948 проф. ф-та права Парижского ун-та (в 1962-67 и с 1970- декан этого ф-та).

Соч. : Essai sur la notion de cause en droit administratif francais, P., 1934 (these de doctoral); Manuel elementaire de droit consti-tutionnel, P., 1949; La soumission de 1'admini-stration a la loi, P., 1951; Traite de droit administratif, 4 ed., P., 1958.

ВЕДЕНЕЕВ Борис Евгеньевич [21. 12. 1884 (2. 1. 1885), Тбилиси,-25. 9. 1946, Москва], советский энергетик и гидротехник, акад. АН СССР (1932). В 1909 окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения. До Великой Окт. социалистич. революции В. принимал участие в проектировании и строительстве мор. портовых сооружений на Д. Востоке и в р-не Мурманска, а также в разработке одного из первых проектов гидростанции на Днепровских порогах. В 1920 участвовал в составлении плана ГОЭЛРО и являлся одним из руководителей сооружения Волховской и Днепровской ГЭС. Занимался вопросами теории экономич. обоснования строительства ГЭС. Им предложен способ определения стоимости сооружения ГЭС по т. н. методу приведённого бетона. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 3 орденами Ленина и 3 др. орденами. Портрет стр. 356.

Лит.: Караулов Н. А., Борис Евгеньевич Веденеев, в кн. : Люди русской науки, М., 1965.

ВЕДЕНИСОВ Борис Николаевич [12 (24). 7. 1869, Москва,-11. 7. 1952, там же], советский учёный в области ж. -д. транспорта, чл. -корр. АН СССР (1943). В 1891 окончил Моск. ун-т, в 1900 Моск. инженерное уч-ще ведомства путей сообщения. С 1921 и до конца жизни преподавал в Моск. ин-те ж. -д. транспорта. В. руководил строительством ряда ж. -д. линий и сооружений; автор многих фундаментальных науч. работ в области ж. -д. строительства. Гос. пр. СССР(1943). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Образцов В. Н., Шауль-с к и и Ф. И., Борис Николаевич Веденисов. К 80-летию со дня рождения, "Изв. АН СССР. Отделение технических наук", 1949, № 8.

ВЕДЕНЯПИН Аполлон Васильевич [1804, с. Веденяпино, Мордовия, - 2(14). 7. 1872, с. Тройня, там же], декабрист. Подпоручик 9-й арт. бригады, член Об-ва соединённых славян (с мая 1825). Сын мелкопоместного дворянина. Сторонник привлечения к революц. перевороту солдатских и нар. масс, возражал против объединения Об-ва соединённых славян с Юж. об-вом декабристов, стоявшим за "воен. революцию" без участия народа. Приговорён к бессрочной ссылке, к-рую отбывал в Киренске и Иркутске. По амнистии 1856 возвратился в Европ. Россию.

Лит.: Сибирь и декабристы. Статьи, материалы, неизданные письма, [Иркутск], 1925; Восстание декабристов. Материалы, т. 8, Л., 1925; Чернухин А. А., Декабристы братья Веденяпины, в сб. : Литературная Мордовия, № 10, Саранск, 1955; Конкин С., Декабристы братья Веденяпины, Саранск, 1968.

ВЕДЕРНИКОВ Алексей Степанович (парт, псевд. Сибиряк) [27. 1(8. 2). 1880, Омск,-12. 1. 1919, Выкса], революционный деятель, активный участник Окт. вооруж. восстания в Москве. Род. в семье мелкого чиновника. В революц. движении - с сер. 90-х гг. 19 в. Чл. Коммунистич. партии с 1897. В октябре 1905 в Томске организатор политич. стачек, руководитель боевой дружины. Участник Декабрьского вооруж. восстания 1905 в Москве. Чл. МК РСДРП и Воен. -технич. бюро, организатор боевых дружин, сражался на баррикадах в р-не Пресни. В 1906-07 чл. Уральского обл. к-та РСДРП. Делегат 5-го съезда партии (1907). Подвергался репрессиям. С апр. 1917 чл. МК РСДРП(б) и Исполкома Моск. совета. Один из организаторов Красной Гвардии в Москве. Делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. конференции РСДРП (б). В окт. 1917 член Моск. ВРК, нач. Центр, штаба Красной Гвардии. Руководил операцией по захвату телеграфа, телефона и почты. В марте 1918 из-за болезни вынужден был уехать в Нижегородскую губ., работал там комиссаром Выксунских и Кулебакских з-дов. Летом 1918 возглавлял отряд рабочих, подавивший контрреволюц. мятеж в Муроме.

Лит.: Партийный организатор, в кн. : Герои Октября, М., 1967; Октябрь в Москве, М, 1967.

ВЕДЖВУД Джозайя, англ, керамист; см. Уэджвуд Дж.

Ведды из Хенетедды и Бингодхи.

ВЕДИ, посёлок гор. типа, центр Араратского рна Арм. ССР, на р. Веди (приток Аракса), в 7 км к В. от ж. -д. ст. Айгаван и в 50 км к Ю. -В. от Еревана. 6,6 тыс. жит. (1969). Молочный, хлебный и консервный з-ды. Нар. театр.

ВЕДИЙСКИЙ ЯЗЫК, индоарийский язык, дошедший до нас в древнейших памятниках индийской литературы - в Ригведе и Атхарваведе (см. Веды). Ранняя форма В. я. (11-10 вв. до н. э. ) засвидетельствована во 2-8-м мандалах (книгах) Ригведы, поздняя (10-8 вв. до н. э. ) - в 10 мандале и др. местах Ригведы и Атхарваведы. Различие между ранним и поздним В. я. не только хронологическое, но и диалектное. Ранний В. я., основанный на сев. -зап. диалекте со следами различных диалектных влияний, характеризуется наличием зияний в середине и на стыке слов, нестрогим соблюдением сандхи, наличием в словаре массы слов, связанных с жреческим ритуалом, наличием альтернативных падежных форм, большим разнообразием форм абсолютива и инфинитива, наличием сложных слов, состоящих преимущественно из двух, редко из трёх, компонентов. В период позднего В. я. более строго соблюдается сандхи; старые слова, связанные с ритуальным жертвоприношением, выходят из употребления, проявляется тенденция к устранению альтернативных падежных форм, выходят из употребления многие из старых форм абсолютива и инфинитива.

Лит.: Mac Donnell A. A., A Vedic grammar, Stras., 1910; Grassmann H., Worterbuch zum Rig-Veda, Lpz., 1873-75.

В. М. Бескровный.

ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, см. Веды.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, религ. верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших инд. лит. памятниках - Ведах. Осн. чертами В. р. было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия. Гл. богами в В. р. были бог неба Варуна, богиня матери-земли Притхиви; боги солнца под именами Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог луны Сома; бог бури Рудра; бог-громовержец Индра; бог огня Агни и др. Матерью богов почиталась богиняАди-ти. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами асурами. Боги и демоны, почти без исключения, почитались непосредственно как явления природы. С ростом имуществ. и обществ, неравенства боги стали олицетворять не только природу, но и обществ, силы, напр. Индра стал выступать как царь богов и как бог войны, Варуна - как блюститель порядка. В. р. стала освящать обществ, неравенство людей.

Культ богов заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых произнесением гимнов богам и магич. формул, выражавших просьбу к божеству. Жрецы образовали отд. сословие - варну брахманов. Нек-рые положения В. р. (священный характер Вед, избранность высших варн, культ богов Вишну, Рудры-Шивы и др. ) сохраняются и в совр. индуизме. Поздне-ведич. религию часто называют брахманизмом.

Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии. М., 1962; Бонга р д - Л е ви н Г. М., И л ь-и н Г. Ф., Древняя Индия, М.. 1969, гл. 6; РадхакришнанС., Индийскаяфилософия, пер. сангл., т. 1, М., 1956; Keith А. В., Religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Camb. - L., 1925 (Harvard oriental series, v. 31 - 32). Л. М. Осипов.