БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

в Третьей империи" (1938). После возвращения в Вост. Берлин (1948) В. вместе с Брехтом организовала театр " Берлинер ансамбль ", на сцене к-рого создала ряд выдающихся образов в пьесах Брехта: Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети"), Волумния ("Кориолан" Шекспира; обработка Брехта). Исполняла заглавную роль в пьесе совр. нем. драматурга X. Байерля "Госпожа Флинц".

Е. Вейгель в главной роли в спектакле "Мать" Б. Брехта (по мотивам романа М. Горького).

Творчество В. отличается яркостью мысли, гражд. страстностью, большим внутр. темпераментом, графически чётким, порой резко эксцентрич. рисунком роли. Тонкий юмор пронизывает в её исполнении даже глубоко трагич. характеры.

В. - основатель и член нем. Академии иск-в ГДР. Нац. пр. ГДР (1949, 1953, 1960). Профессор (1960).

Лит.: Die Schauspielerin Helene Weigel, Hrsg. W. Pintzka, В., 1959; Wekwerth M., Notate zur Arbeit des Berliner Ensembles. 1956 - 1966, В. -Weimar, 1967.

И. Я. Новодворская.

ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818-26. 8. 1866, Сент-Луис), деятель герм, и амер. рабочего движения, близкий друг К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1845 по идейным мотивам оставил прусскую армию, в к-рой служил в чине арт. лейтенанта. С момента основания Союза коммунистов в 1847 стал его активным деятелем. В период Революции 1848-49 один из организаторов рабочих союзов и демократич. обществ в Вестфалии. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против сектантской фракции Виллиха - Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию, затем в США, положив там начало распространению науч. коммунизма. В 50-х гг. В. входил в состав руководства основанного нем. эмигрантами Амер. рабочего союза, участвовал в работе Нью-йоркского ком-мунистич. клуба и ряда др. рабочих орг-ций. Во время Гражд. войны в США 1861-65 - полковник армии северян. Способствовал пропаганде в США идей 1-го Интернационала.

Лит.: Маркс К., Предисловие ко второму изданию "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, 27 - 34 (см. Указатель имён); Поспелова В., Иосиф Вейде-мейер, в сб. : Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, [М., 1961]; Obermann К., Joseph Weydemeyer. Ein Lebensbild, В., 1968 (библ. ).

Л. И. Гольман.

ВЕЙДЕН Рогир ван дер, нидерландский живописец; см. Рогир ван дер Вейден.

ВЕЙДЕНБАУМ Эдуард Екабович (3. 10. 1867, хутор Глазниеки, ныне Цесисский р-н,-24. 5Л892, Тарту), латышский поэт. Родился в крестьянской семье. В 1887 поступил на юридич. ф-т Дерпт-ского (Тартуского) ун-та. Умер во время выпускных экзаменов. Очерк В. "О частной собственности, капитализме и задачах рабочего класса" (1886, опубл. 1908)- первое марксистское соч. на латыш, яз. Стихи В. при его жизни распространялись в рукописях в нелегальных революц. кружках. Особого внимания заслуживает стихотворение "Дух свободы, воспрянь!". В сатирических стихах поэт остро высмеивал буржуазию, церковь, слуг реакции ("Нет правды на свете! Богач - выше всех... ", "Гонясь за должностью доходной"). В 1908 латыш, писатель Э. Трейман-Зваргулис выпустил сб. соч. В., за что подвергся тюремному заключению. Нек-рые стихи В. положены на музыку.

Соч. : Kopoti raksti, sej. 1-2, Riga, 1961; в рус. дер. - Избранное, Рига, 1953.

Лит.: Очерки истории латышской советской литературы, Рига, 1957; ViIsons A., Reyolucionarais _dzejnieks un domatajs. Ed. Veidenbaums, Riga, 1956; eгож e, Veiden-bauma dzlve, Riga, 1967; Latviesu literaturas vesture, 3 sej., Riga, 1956.

ВЕЙДЕНРЕЙХ(Weidenreich) Франц (7. 6. 1873, Эденкобен, Пфальц,-11. 7. 1948, Нью-Йорк), немецкийантрополог. С приходом к власти фашизма эмигрировал из Германии и работал в Китае и США. В. - автор т. н. теории полицентризма, согласно к-рой совр. человеч. расы происходят от различных видов или даже родов древних людей, самостоятельно развивавшихся в разных областях земного шара. Эта концепция подверглась обстоят, критике в работах сов. антропологов.

Лит.: Рогинский Я. Я., Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас, М., 1949; Левин М. Г., Новая теория антропогенеза Ф. Вейденрейха, "Советская этнография", 1946, № 1.

ВЕЙДОВСКИЙ (Vejdovsky) Франтишек (24. 10. 1849, Коуржим,-1939), чехословацкий зоолог. Окончил Высшую технич. школу в Праге (1877). С 1879 проф., а в 1912-13 ректор Карлова ун-та. В. - основатель совр. зоологии в Чехословакии. Автор трудов по систематике червей, сравнит, анатомии, эмбриологии животных и гидробиологии. Особенно значительны работы В. в области цитологии; в 1886 (на год ранее др. европ. исследователей) им была описана центро-сома клетки. В. был последоват. эволюционистом, развивал идеи дарвинизма.

Соч. : Tierische Organismen der Brun-nenwasser, Prag, 1882; System und Morpholo-gie der Oligochaeten, Prag, 1884; Zoologie vseobecna a soustavna, Praha, 1897 - 98; Struktura a vyvoi zivehmoty, Praha, 1926 - 27.

ВЕЙДТ Конрад, немецкий актёр; см. Фейдт К.

ВЕЙЕРШТРАСС (Weierstrap) Карл Теодор Вильгельм (31. 10. 1815, Остенфель-де,- 19. 2. 1897, Берлин), немецкий математик. Изучал юридич. науки в Бонне и математику в Мюнстере. Проф. Берлинского ун-та (с 1856). Исследования В. посвящены математич. анализу, теории функций, вариац. исчислению, дифференциальной геометрии и линейной алгебре. В. разработал систему логич. обоснования математич. анализа на основе построенной им теории действит. чисел. Он систематически использовал понятия верхней и нижней грани и предельной точки числовых множеств, дал строгое доказательство осн. свойств функций, непрерывных на отрезке, и ввёл во всеобщее употребление понятие равномерной сходимости функционального ряда. Предшественником В. в этих работах был чеш. математик Б. Больцано. В. построил пример непрерывной функции, не имеющей производной ни в одной точке, доказал возможность сколь угодно точного приближения многочленами произвольной функции, непрерывной на отрезке. Центр, место в работах В. занимает теория аналитич. функций, в основу к-рой В. кладёт степенные ряды. В. принадлежат: исследование поведения аналитич. функции в окрестности изолированной особой точки, построение теории аналитич. продолжения, теорема об аналитичности суммы равномерно сходящегося ряда аналитич. функций, разложение целых функций в бесконечные произведения, основы теории аналитич. функций многих переменных, новое построение теории эллиптич. функций и работы по теории алгебраич. функций и абелевых интегралов. К вариац. исчислению относятся: исследование достаточных условий экстремума интеграла (условие В. ), построение вариац. исчисления для случая параметрич. задания функций, изучение "разрывных" решений в задачах вариац. исчисления и др. В дифференциальной геометрии В. изучал геодезич. линии (кратчайшие линии на поверхности) и миним. поверхности (поверхности миним. площади, натянутые на заданный контур). В линейной алгебре В. принадлежит построение теории элементарных делителей.

Соч. : Mathematische Werke, Bd 1 - 7, В. - Lpz., 1894-1927; Formeln und Lehrsatze zum Gebrauche der elliptischen Functionen, bearb. und hrsg. von H. A. Schwarz, 2 Ausg., Abt. 1, В., 1893.

Лит.: Клейн Ф., Лекции о развитии математики в 19 столетии, пер. с нем., ч. 1, М. - Л., 1937.

ВЕЙЗЕ (Weise) Кристиан (30. 4. 1642, Циттау,- 21. 10. 1708, там же), немецкий писатель и педагог. Писал пьесы для учеников, драмы для театра ("Трагедия о неаполитанском мятежнике Мазаньелло", 1683, и др. ), сатирикодидактич. романы, где осмеивал увлечение иноземными модами ("Три величайших в свете дурака", 1672, и др. ). В отличие от вычурной аристократич. нем. лит-ры конца 17 в., В. обнаруживает стремление к естественности и жизненной правде.

Соч. : Schulkomodien, bearb. von L. Hoff-mann, Lpz., [1956]; в рус. пер., в кн. : Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература семнадцатого века, сост. Б. И. Пуришев, 2 изд., М., 1949.

Лит.: Eggeгt W., Chr. Weise und seine Buhne, В. - Lpz., 1935.

ВЕЙЗЕНБОРН (Weisenborn) Гюнтер (p. 10. 7. 1902, Фельберт), немецкийписатель (ФРГ). Изучал медицину и филологию в Боннском ун-те. В 1928 опубл. ан-тивоен. пьесу "Подводная лодка С-4". В 1931 совм. с Б. Брехтом инсценировал роман М. Горького "Мать". За антифаш. взгляды в 1942 был арестован гитлеровскими властями, в 1945 освобождён Сов. Армией. Опубл. антифаш. драму "Подпольщики" (1945), антикапиталистич. пьесу "Вавилон" (1946). Неск. раз бывал в СССР. В романах "Построено на песке" (1956, рус. пер. 1960), "Третий взгляд" (1956), пьесе "Семья из Невады" (1958, рус. пер. 1960), драматич. поэме "Гёттин-генская кантата" (1958), в романе "Мститель" (1961, рус. пер. 1963) В. обличает реакц. силы ФРГ.

Соч. : Memorial. Der Verfolger, В., 1962; Theater, Bd 1 - 4, В., 1964-67.

И. Вейдемейер.

К. Т. В. Вейерштрасс.

Лит.: Львов С., Вокруг романов Г. Вайзенборна, "Иностранная литература", 1957, №4;Симонян Л., Справедливый гнев, там же, 1963, Ns 1.

ВЕЙИ (Veyi), древний город этрусков (севернее Рима). Существовал со времени Вилланова культуры как важный центр Ср. Италии. С 5 века до н. э. римляне систематически вели войны против В., закончившиеся разрушением города в 396 до н. э. ; позднее В. был восстановлен имп. Августом. Раскопки (с 19 в. ) вскрыли акрополь с остатками крепостных стен и домами, храм 6 в. до н. э., большой бассейн, замечат. этрусские скульптуры Аполлона и Гермеса, множество погребений, самое интересное из к-рых (в гроте Кампана) содержит древние этрусские фрески, и мн. др.

Лит.: Модестов В. И., Введение в римскую историю, т. 2, М., 1904; Р о ч senF., Etruscantombpaintings, Oxf., 1922;

Hubaux J., Rome et Veies, P., 1958.

А. И. Немировский.

ВЕЙК (Wijk) Николас ван (1880-1942), голландский филолог-славист. Проф. ун-та в Лейдене (с 1913). Работал в области истории слав, письменности и фонетики (история ударения в слав, языках), фонологии. Занимался также слав, диалектологией и вопросами диалектальных смешений.

Соч. : Die baltischen und slavischen Akzent-und Intonationssysteme, Amst., 1923; врус.пер. - История старославянского языка, М., 1957.

ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (9. 11. 1885, Эльмс-хорн, Шлезвиг-Гольштейн, - 8. 12. 1955, Цюрих), немецкий математик. Окончил Гёттингенский ун-т (1908). В 1913-30 проф. Цюрихского политехнич. ин-та, в 1930-33 проф. Гёттингенского ун-та, в 1933 эмигрировал в США, работал в Принстоне в Ин-те перспективных исследований (Institute for Advanced Study). Труды посвящены тригонометрич. рядам и рядам по ортогональным функциям, теории функций комплексного переменного, дифференциальным и интегральным ур-ниям. Ввёл в теорию чисел т. н. "суммы Вейля". Наиболее значительны работы В. по теории непрерывных групп и их представлений с применениями к проблемам геометрии и физики. В области философии математики В. - представитель интуиционизма.

Соч. в рус. пер. : Алгебраическая теория чисел, М., 1947; Классические группы, их инварианты и представления, М., 1947; Симметрия, М., 1968 (имеется библ. ).

ВЕЙЛЬ, Вайль (Weill) Курт (2. 3. 1900, Дессау,- 3. 4. 1950, Нью-Йорк), немецкий композитор и дирижёр. Композиции учился у Э. Хумпер динка, Ф. Бузони. В 1919-20 осуществлял оперные постановки как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Мировую известность получила сатирич. "Трёхгро-шовая опера" (модернизированная версия "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пе-пуша со стихами Б. Брехта, 1928), обличающая совр. бурж. общество; с неё началось сотрудничество В. с Брехтом, к пьесам к-рого В. писал вставные номера - песенки и баллады, затем оперы на его либретто ("Счастливый конец", 1929; "Человек, всегда говорящий „да"", "Возвышение и падение города Маха-гонни", 1930; балет с пением "Семь смертных грехов", 1933) и мн. др.

В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии, с 1935 - в США, работал для "бродвейских театров" (Нью-Йорк), писал т. н. мыозиклы (распространённый в США род муз. комедии с элементами эстрадной и бытовой музыки, хореографии и оперетты), стремился внести в этот жанр социальнокритич. содержание (нар. опера "Уличная сцена", 1947, опера "Потерян в звёздах", 1949, и др. ). В. создал жанр остро сатирич. злободневной драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и гор. фольклора. Кроме театр, музыки, писал оркестровые, камерные, хоровые соч., а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.

Лит.: Леонтьева О., Курт Вайль, "Советская музыка", 1963, № 1.

ВЕЙЛЯ-ВАСИЛЬЕВА БОЛЕЗНЬ, инфекционная желтуха, и к-теро-геморрагический леп-тоспироз, острое инфекционное заболевание человека, относящееся к группе лептоспирозов.

ВЕЙМАР (Weimar), город в ГДР, в округе Эрфурт, на р. Ильм (басе. Эльбы), в центре Тюрингенской котловины. 65 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. Экономич. значение город приобрёл преим. в годы нар. власти. В числе предприятий важнейшие - з-д комбайнов и з-д точных измерит, приборов. Издательское дело. В. известен культурными традициями. Ин-т по исследованию классич. нем. лит-ры и по охране памятных мест. Консерватория им. Ф. Листа, педагогич. ин-т. Туристский центр.

Впервые упоминается в 975. С 1573 - гл. город герцогства (с 1815 - Великого герцогства) Саксен-Веймар-Эйзенах (до 1918). В 1703 и 1708-17 в В. жил И. С. Бах. Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. крупнейший центр герм. Просвещения. Здесь жили и творили К. М. Виланд (в 1772- 1813), И. В.Гёте (в 1775-1832), И. Г. Гер-дер (в 1776-1803),И. Ф.Шиллер (в 1799- 1805). В 1848-61 в В. жил Ф. Лист, глава муз. -творческого направления Вей' марская школа. В 1919 в В. была принята конституция Германии.

Веймар. Национальный музей Гёте. 1709-94.

В годы фаш. диктатуры в окрестностях В. был создан один из концлагерей - Бухенвалъд.

Облик города во многом определяется живописными парками (крупнейший - парк Гёте) и классич. архит. памятниками 16-18 вв. : Дом Кранаха (ок. 1526), Герцогский дворец (ныне музей с художеств, собранием; перестроен в 1790-1803 в стиле классицизма), дворец Бельведер (1726-32). В В. - мемориальные музеи: Нац. музей Гёте (1709-94), Дом Шиллера, Парковый дом Гёте, Дом Листа, а также Музей нем. лит-ры, архив Гёте и Шиллера, Нем. нац. театр (1906-08), Высшая школа архитектуры и строительства (1904-07, арх. X. К. ван де Велде).

Лит.: В е у е г G., Weimar, Weimar, 1929.

ВЕЙМАРН Борис Владимирович [р. 26. 10 (8. 11). 1909, Севастополь], советский историк искусства и художественный критик, засл. деят. иск-в РСФСР (1968), чл. -корр. АХ СССР (1949). Чл. КПСС с 1960. Работает в области изучения изобразит, иск-ва сов. и зарубежного Востока. Осн. работы: "Искусство Средней Азии" (1940), "Архитектурнодекоративное искусство Узбекистана" (1948), "Урал Тансыкбаев" (1958), "Идейное единство и национальное многообразие советского искусства" (1962). Как автор и ред. участвовал в подготовке 6-томной "Всеобщей истории искусств" (1956-66). С 1962 В. - чл. редакц. коллегии и один из авторов энциклопедии "Искусство стран и народов мира".