| кой обл., лев. приток р. Вологда (басе. Сев. Двины). Дл. 9 км.
ВЕКСЕЛЬ (нем. Wechsel), вид ценной бумаги; представляет собой ден. обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и бесспорным долговым документом. В между-нар. торговле, а также во внутр. обороте капиталистич. стран В. используется в качестве одного из важных средств оформления кредитив-расчётных отношений, выполняет различные по характеру функции и применяется, напр., как платёжный документ, передаваемый в установленном порядке одним лицом другому взамен ден. платежа, выступает в качестве орудия кредита, а также используется для инкассирования (получения) долга.
Различают 2 вида В.: простой и переводный (тратта). Простой В.- ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об уплате означенной суммы денег по требованию или в определ. срок поименованному в В. лицу или его приказу (т. е. другому, указанному им лицу). По переводному В. плательщиком обычно является не векселедатель, а третье лицо - акцептант, к-рый при помощи акцепта принимает на себя безусловное обязательство платежа. Т. о., переводный В. по своей
форме представляет собой документ, содержащий ничем не обусловленный приказ векселедателя плательщику (акцептанту) произвести платёж определённой ден. суммы лицу, указанному в В., или его приказу - по предъявлении В. или в определ. срок.
Поскольку В. выступает в качестве орудия обращения взамен наличных денег, в процессе вексельного обращения к векселедателю и акцептанту могут присоединиться и др. лица: индоссанты, передающие В. по индоссаменту, авалисты, гарантирующие платёж по В. за к.-л. другое, ответственное по В., лицо. В практике междунар. расчётов распространён т.н. учёт векселей, заключающийся в том, что держатель В. может до наступления срока платежа предъявить его в банк и получить указанную в нём сумму (за вычетом учётного процента). По наступлении срока платежа банк сам предъявляет В. к оплате.
Отношения участников вексельного оборота имеют характер гражданско-правовых отношений, регулируемых спец. нормами вексельного законодательства. В большинстве стран это законодательство основано либо на Женевских вексельных конвенциях 1930, либо на англ, вексельном законе. СССР присоединился к Женевским вексельным конвенциям в 1936, пост. ЦИК и СНК СССР от 7 авг. 1937 на терр. СССР было введено в действие основанное на этих конвенциях Положение о переводном и простом В. Вексель широко используется в расчётных и кредитных отношениях, возникающих в сфере экономич. сотрудничества СССР с капиталистич. странами. Во внутр. обороте СССР вексельное обращение ликвидировано в 1930 в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования.
Лит.: Валютные отношения во внешней торговле СССР, М., 1968, с. 185-248, с. 326-48. А. Б. Алътшуллер.
ВЕКСЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ, см. Кредит вексельный.
ВЕКСЕЛЬНЫЙ КУРС, см. в ст. Валютный курс.
ВЕКСЛЕР Владимир Иосифович [19.2 (4.3).1907, Житомир,- 22.9.1966, Москва], советский физик, акад. АН СССР (1958; чл.-корр. 1946). Академик-секретарь Отделения ядерной физики АН СССР (1963-66). Чл. КПСС с 1937. Окончил Моск. энергетич. ин-т (1931). С 1936 работал в Физ. ин-те АН СССР, одновременно с 1949 начал работать в Дубне, где с 1954 возглавлял организованную им лабораторию высоких энергий. Осн. работы В.- по физ. принципам ускорения заряженных частиц, физике высоких энергий, космич. лучам. В. разработал новые методы ускорения заряженных частиц. В 1944 В. предложил принцип автофазировки, к-рый позволил поднять предел достижимых энергий частиц в тысячи раз. В 1956-66 разработал основы т. н. коллективного метода ускорения. В. руководил созданием первого в СССР синхротрона (1947) и синхрофазотрона в Дубне (1957). Гл. редактор организованного (1965) по его инициативе журн. "Ядерная физика". Создал школу специалистов в области ускорит, физики и техники. Ленинская пр. (1959) и Гос. пр. СССР; междунар. пр. "Атом для мира" (1963). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Экспериментальные летоды ядерной физики, М.- Л., 1940 (совм. с Л. Грошевым и Н. Добротиным); Ионизационные методы исследования излучений, 2 изд., М.-Л., 1950 (совм. с Л. Грошевым и В. Исаевым); Новый метод ускорения релятивистских частиц, "Докл. АН СССР", 1944, т. 43, № 8; т. 44, № 9; Когерентный принцип ускорения заряженных частиц, "Атомная энергия", 1957, т. 2, № 5, с. 427.
Лит.: Рабинович М. С., Памяти В. И. Векслера, "Успехи физических наук", 1967, т. 91, в. 1. М. С. Рабинович.
0428.htm
ВЕКУА Илья Несторович [р. 23. 4(6. 5). 1907, с. Шешелеты, Грузия], советский математик и механик, академик АН СССР (1958; чл. -корр. 1946) и АН Груз. ССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1943. Окончил Тбилисский ун-т (1930), работал в АН СССР, АН Груз. ССР и в высших уч. заведениях. В 1959-64 ректор Новосибирского ун-та, с 1965 ректор Тбилисского ун-та. Осн. труды относятся к новым науч. направлениям в совр. ма-тем. физике. Работы в области дифференциальных ур-ний с частными производными в основном посвящены созданию аналитич. теории обширного класса ур-ний эллиптич. типа. В. внёс крупный вклад в теорию одномерных сингулярных интегральных ур-ний, открыл и исследовал новый класс нефредгольмовых эллиптич. краевых задач. В области механики В. предложил новый вариант матем. теории упругих оболочек. Им решены трудные проблемы малых изгибаний поверхностей и тесно с ними связанные задачи безмоментной теории оболочек. Деп. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Ленинская пр. (1963). Награждён 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.
Соч. : Новые методы решения эллиптических уравнений, М. - Л., 1948; Обобщенные аналитические функции, М., 1959; Теория тонких пологих оболочек переменной толщины, Тб., 1965.
Лит.: Бицадзе А. В., Илья Несторович Векуа, Тб., 1967. А. В. Бицадзе.
ВЕКША, старорусское название белки.
ВЕКША, белка, веверица, самая мелкая ден. единица Др. Руси (9 - 13 вв. ). Впервые упоминается в "Повести временных лет" в записи под 853-58, встречается в Русской правде - памятнике рус. раннефеод. права. Равнялась Ve куны. Серебряная В. весила ок. '1з г.
ВЕКШЁ(Vaxjo), город в Юж. Швеции. Адм. центр лена Крунуберг. 34,3 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. Машиностроение, трикотажная и швейная пром-сть. Возник в 1342. Вблизи - руины замка Крунуберг (16 в. ).
ВЕКШИНСКИЙ Сергей Аркадьевич [р. 15(27). 10. 1896, Псков], советский учёный, специалист в области электровакуумной техники, акад. АН СССР (1953; чл. -корр. 1946), Герой Социалистич. Труда (1956). Чл. КПСС с 1940. В 1922-28 работал гл. инженером электровакуумного завода в Ленинграде. В 1928-36 зав. вакуумной лабораторией, в 1936-39 главный инженер, в 1939-41 консультант завода "Светлана" в Ленинграде. С 1947 директор н. -и. института. В 1941-44 разработал новый метод получения и исследования сплавов (Гос. пр. СССР, 1946). Создал ряд электронных приборов. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч. : Новый метод металлографического исследования сплавов, М. - Л., 1944.
Лит.: Гу рви ч Е. Б., С. А. Векшинский, "Радиотехника и электроника", 1956, т. 1, № 12.
ВЕКШНЯЙ, посёлок гор. типа в Акмянском р-не Литов. ССР. Расположен на р. Вянта. Ж. -д. ст. на линии Шяуляй- Лиепая. 3 тыс. жит. (1969). Произ-во кафеля и керамич. изделий.
ВЕЛАСКЕС, Веласкес де К у э л ь я р (Velazquez de Cuellar) Диего (1464-1524), испанский конкистадор. Род. в г. Куэльяр (пров. Сеговия) в знатной богатой семье. Во время 2-й экспедиции X. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). В 1511 начал завоевание Кубы и был назначен губернатором острова (оставался им до конца жизни). В 1512 основал гг. Асунсьон-де-Баракоа и Сантьяго-де-Куба, в 1513 - Сан-Сальвадор-де-Баямо, в 1514 - Пуэрто-Прин-сипе, Санкти-Спиритус и Ремедьос, в 1515 - Гавану. Снарядил ряд завоеват. экспедиций на Юкатан, во Флориду и Мексику. Умер от лихорадки; похоронен в Сантьяго-де-Куба.
ВЕЛАСКЕС, собств. Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья,-6. 8. 1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (исп. bodegon - харчевня) - сцены из нар. быта ("Завтрак", ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград; "Водонос", ок. 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой В. вводит в бытовую сцену религ. сюжет как самостоят, мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", ок. 1622, Нац. гал., Лондон). Уже в этих ранних произв. В., обратившись к кругу явлений, новых для исп. живописи, создал меткие характеристики нар. типов.
В сер. 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (кон. 1628 - нач. 1629) и поездка по Италии (кон. 1629 - нач. 1631). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрублённых жизнью бродяг и антич. божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европ. историч. живописи на тему совр. действительности. Реальный эпизод испанонидерл. войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Ритмич. строй композиции, группировка фигур, лес копий над йен. войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности, с к-рой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами - представителями молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды - смысловой узел картины, утверждающей за побеждённым право на уважение, а за победителем - на великодушие.
И. Н. Векуа.
С. А. Векшинский.
Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины "Лас Ме-нинас" (1656. Прадо. Мадрид).
Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей исп. общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба - 1634-35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, ок. 1632, Карт, галерея, Дрезден; герцога Оливареса, ок. 1638, Эрмитаж; дамы с веером, ок. 1648, собр. Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собр. Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественноист. музей, Вена; Прадо; Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеч. характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Он скуп в выборе изобразит, средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображённом. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют осн. внимание зрителя на ровно освещённые лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Поэтому портреты В. так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой гаммы В, для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй.
В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты т. н. Хуана Австрийского, Эль Бобо из Корин, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др. ; все - 1631-48, Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим)- эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости к-рого устрашился сам папа. Этот портрет был написан В. вовремя его второй поездки в Италию (кон. 1648 - сер. 1651). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Нац. гал., Лондон). Необычный композиц. приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба - * Вилла Медичи", 1650-51, Прадо), в к-рых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лае Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первонач. назв. - "Миф об Арахне", 1657) - обе в Прадо. В "Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение к-рой видно в зеркале в глубине зала. В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, к-рые становятся, в свою очередь, участниками изображённой сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмносерыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном живописном ключе написаны "Пряхи" - сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещённой комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидат. сила - |