| ветных металлов тяготеет к портовым городам и лишь выплавка алюминия - к гидростанциям Шотландии. Обработка цветных металлов сосредоточена в крупных центрах машиностроения - Бирмингеме, Б. Лондоне, Юж. Ланкашире.
Машиностроение - ведущая отрасль брит, пром-сти и по числу занятых и по стоимости продукции - многообразно и сложно по своей структуре; широко развито во всех рнах страны. В машиностроении различаются "новейшие", "новые" и "старые" производства. Ок. 1/3 занятых приходится на транспортное машиностроение, в котором наиболее важно значение "новых" отраслей - автомобильной и авиационной. До 21з автомобилей идёт на экспорт. РСН. автосборочные з-ды расположены в Б. Лондоне, Зап. Мидленде (Бирмингем, Ковентри), в Лутоне, Оксфорде, а произ-во деталей и узлов также и во мн. др. городах. Св. 412 произ-ва автомобилей дают амер. фирмы ("Форд" и др. ). Крупное тракторостроение; по произ-ву и экспорту тракторов В. занимает 1-2-е места в капиталистич. мире.
Авиац. пром-сть по выпуску самолётов занимает 2-е место в капиталистич. мире, после США. З-ды крупнейших авиац. компаний выпускают различные типы самолётов, в т. ч. турбовинтовые и турбореактивные, а также двигатели, вертолёты, самоуправляющиеся снаряды, авиаракеты. Кроме того, множество более мелких фирм специализировано на производстве частей самолётов, оборудования, приборов. Ок. 213 продукции английской авиационной промышленности идёт на экспорт. Большинство заводов находится на Ю. - вокруг Б. Лондона, в Бристоле, а также в Зап. Мидленде и Ланкашире. В. расширяет сотрудничество в области авиастроения с др. зап. -европ. странами, гл. обр. с Францией и ФРГ.
Старые традиц. отрасли транспортного машиностроения - произ-во судов, локомотивов, ж. -д. оборудования - имеют и ныне существенное значение, но требуют перестройки и модернизации; особенно это относится к судостроению. В. долгое время была ведущей страной по выпуску судов, однако в 60-х гг. она сильно отстала, уступив первое место Японии.
Электротехнич. пром-сть - новая растущая отрасль, имеющая всё большее экспортное значение, вторая по числу занятых; в ней выделяются произ-во электрогенераторов, оборудования для АЭС и особенно электроника, бурное развитие к-рой связано с отраслями воен. значения. Предприятия расположены во многих городах, но большая часть - в Б. Лондоне, Зап. Мидленде и Ланкашире.
Станкостроение даёт высококачественную продукцию, но не обеспечивает себя полностью новейшими специализированными станками. В. выделяется крупным произ-вом энергосилового оборудования (котлов для ТЭС, дизелей и пр. ) и промышленного оборудования разных отраслей, в т. ч. комплектного для целых заводов, немалая часть к-рого идёт и на экспорт.
Хим. пром-сть опирается преим. на нефтепереработку в связи с развитием отраслей нефтехим. синтеза; роль коксо-хим. сырья резко сократилась. После войны сложилась мощная нефтеперераб. пром-сть, развивающаяся высокими темпами. Действуют 22 нефтеперераб. з-да, общей мощностью 115 млн. т (1969): в устье Темзы, в Фоли (около Саутхемп-тона), в Юж. Уэльсе, Мерсисайде, в Тис-порте, Грейнджмут и др. В хим. пром-сти, для к-рой характерна высокая степень монополизации, выделяются произ-ва синтетич. волокон, пластмассы, гербицидов, новых видов красителей и др. В основной химии выросло произ-во серной к-ты, минеральных удобрений. Гл. р-ны химической промышленности: Ланкашир с Чеширом, С. -В. Англии с крупнейшим комплексом химич. производств Биллин-гема - Уилтона, Юж. Уэльс и Северн-сайд, Фоли, устье Темзы, Грейнджмут (Шотландия).
Текстильная пром-сть- старейшая экспортная отрасль, потерявшая былое значение; особенно сократилось хл. -бум. произ-во (примерно наполовину). Вместе с тем продолжается его реорганизация, начатая в 1959,- модернизируется оборудование. Шерстяная пром-сть, больше ориентировавшаяся на внутр. рынок, пережила меньший спад; по выпуску шерстяных тканей В. уступает США и Японии. Осн. район хл. -бум. и пром-сти - Ланкашир, шерстяной - Йоркшир; в этих же районах и в ряде других растёт и производство тканей из химических волокон.
В связи с тем, что В. издавна импортирует продовольствие, сложилось характерное размещение пищ. пром-сти: с одной стороны, пищ. предприятия разбросаны в местах произ-ва или потребления с. -х. продуктов, с другой - они тяготеют к портам и особенно к крупным (Лондон, Ливерпул, Бристоль, Белфаст). О произ-ве отдельных видов пром. продукции см. в табл. 3.
Для размещения пром. произ-ва характерна его концентрация (21s пром. рабочих) в 7 сверхкрупных промышленных агломерациях и ряде крупных промышленных узлов с центрами в гг. Шеффилд, Ковентри, Сток-он-Трент, Лестер, Ноттингем, Бристоль, Дерби, а также в значит, пром. агломерации, формирующейся в Южном Уэльсе вокруг Кардиффа, Суонси и Ньюпорта.
Табл. 3. - Производство основных видов промышленной продукции
Виды продукции
1938
1950
1965
1969
Кам. уголь, млн. m
231
220
191
153
Электроэнергия1, млрд. квт-ч
33,8
63,3
194
237
Чугун, млн. m
6,9
9,8
17,8
16,6
Сталь, млн. т
10,6
16,6
27,4
26,8
Медь (рафинированная), тыс. т
1302
188, 13
236,4
198
Цинк, тыс. т
55,9
73, 93
107
151
Алюминий (первичный), тыс. т
23,4
31, 43
36
33
Алюминий (вторичный), тыс. т
178
210
Олово (первичное), тыс. т
32,8
29, 33
16,8
26
Свинец (рафинированный), тыс. т
11
78, б3
171
247
Металлообрабатывающие станки (отгрузка) , млн. шт.
141
Автомобили:
легковые, тыс. шт.
341
523
1722
1717
грузовые (включая троллейбусы), тыс. шт.
104
261
455
466
Тракторы, тыс. шт.
184
120
199
183
Самолёты (исключая военные, идущие на экспорт), шт.
415
797
Торговые суда, спущенные на воду, тыс. брутто per. т
1030
1325
1073
1040
Телевизоры, тыс. шт.
1591
1898
Азотные удобрения (по содержанию азота) , тыс. т
129
255
608
910
Фосфорные удобрения (по содержанию Р2О5), тыс. т
432
1065
441
444
Серная кислота, тыс. т
960
1832
3353
3286
Пластмассы и синтетич. смолы, тыс. т Химич. волокна, тыс. т
295 61
2955 169
958 391
1330 554
Цемент, млн. т
7,8
9,9
17,2
17,4
Ткани хл.-бум., млн. м
3328
1941
927
650
Ткани шерстяные, млн. м2
3966
252
357
1 Без Сев. Ирландии. 2 1937. 3 1953. 4 1936. 5 1955. 6 1935.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство. В целях обеспечения страны с.-х. сырьём и продовольствием в послевоен. время пр-во ввело субсидии и гарантированные цены на с.-х. продукты. Осн. часть земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам, к-рые сдают её в аренду фермерам. 1/2 фермеров - мелкие и средние собственники. Более 2/3 с.-х. земли (а в Шотландии св. 90% ) находится у крупных фермеров; размеры их хозяйств превышают 60 га каждое. В Англии таких хозяйств 27%, в Уэльсе 23%, в Шотландии 30% , в Сев. Ирландии 18% ; они дают осн. товарную продукцию. Однако преобладают фермеры, в хозяйствах к-рых обрабатывается менее 16 га (в т. ч. 1/3 из них имеет до 2 га). Ок. 2/з всех занятых в с. х-ве составляет с.-х. пролетариат.
В 1960-70-х гг. заметно усилился процесс концентрации с.-х. произ-ва; в массовом масштабе происходит разорение мелких фермерских х-в - с 1958 по 1968 число таких х-в (с наделами 0,4-8 га) уменьшилось почти наполовину, а число крупнейших ферм (св. 400 га) выросло в 2 раза.
Гл. отрасль с. х-ва - животноводство, на долю к-poro приходится ок. 70% всей валовой с.-х. продукции, хорошо обеспечено кормовой базой - естеств. угодьями (из 19,2 млн. га всех с.-х. угодий 5 млн. га под высокопродуктивными культурными лугами и, кроме того, 7 млн. га пастбищ с грубым травостоем), кормовыми культурами ( 1/2 посевной площади); значит, часть концентрированных кормов импортируется. Разводят молочный и мол очно-мясной скот ( 12,4 млн. голов в 1969), овец (26,6 млн.), свиней (7,8 млн.) и птицу (127 млн. шт.). О размерах продукции животноводства см. табл. 4. Животноводческая специализация характерна для большинства р-нов и особенно для Запада и Центра страны.
На Востоке и гл. обр. на Юго-Востоке большое значение имеет полеводство: распахано 6 млн. га земли, в т. ч. 3,8 млн. га под посев зерновых. У залива Уош, по долинам рек Северн, Ившем, Уз, а также вокруг курортов - овощеводство, садоводство и цветоводство. Картофель распространён повсеместно, но больше всего - в Шотландии и Сев. Ирландии. Овёс сеют в более влажных местах. О посевах и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5.
С.-х. произ-во высокоинтенсивно, имеет высокий уровень механизации. Урожайность осн. с.-х. культур (1969) составляет (в скобках в среднем за 1948- 1952, в ц/га) по пшенице 40,8 (27,2), по ячменю 37,1 (25,2), по овсу 33,4 (22,8). Используются 500 тыс. тракторов и 70 тыс. комбайнов. На поля и на луга вносится значительное количество азотных (909 тыс. т, по содержанию N), фосфорных (466 тыс. т, по содержанию Р2Оз), калийных (500 тыс. т, по содержанию К2О), а также комплексных удобрений.
В результате роста произ-ва с.-х. продукции в послевоен. время улучшилась самообеспеченность страны продовольствием и сократился его импорт. В. полностью удовлетворяет свои потребности в молоке, почти полностью в яйцах, на 95% в картофеле, на 70% в мясе, на 45% в зерне и на 30% в сахаре. Значительно выросло птицеводство (в т. ч. разведение бройлеров), что увеличило в мясном рационе долю битой птицы. Б. ч. продовольствия, получаемая внутри страны, потребляется в свежем виде и продаётся дороже импортного.
Рыболовство. В рыболовстве и обработке рыбы занято 23 тыс. чел. (1968). Улов рыбы держится на уровне ок. 1 млн. т (1026 тыс. т в 1967). В улове преобладают треска, палтус и сельдь. Крупные рыболовные флотилии базируются в портах Северного м.- Халле (Гулль), Грейт-Гримсби, Грейт-Ярмуте, Лоустофте, Абердине, а на зап. побережье - в Флитвуде. Имеется множество мелких рыболовных портов. Лов производится в Северном м. и в дальних водах Атлантики.
Табл. 4. - Производство основной продукции животноводства
Виды продукции
В среднем в довоен. годы
1948-52*
1965
1968
Мясо (разных видов), тыс.т
1214 8345 6545
1001 9920 7285 45
2034 12862 14232 59
2023 12478 14796 54
Молоко, тыс. т
Яйца, млн. шт.т
Шерсть, тыс. т
Табл. 5. - Посевные площади и сбор основных с.-х. культур
Площадь, тыс. га
Сбор, тыс. т
Основные с.-х. культуры
1948-1952*
1965
1969
1948-1952*
1965
1969
Ячмень
818
2183
2413
2061
8191
8980
Пшеница
881
1026
833
2397
4171
3428
Овёс
1249
408
382
2852
1232
1332
Картофель
496
300
248
9443
7578
6848**
Сах. свёкла
168
183
185
4525
6813
7118**
* В среднем за год.** 1968.
Транспорт. Во внутр. грузовых перевозках (т. Км) доля ж. -д. транспорта (1968) составила 22%, автомобильного св. 60, внутр. водного 0,2, каботажа ок. 16, трубопроводного транспорта 1,4%. Велико значение морского транспорта, к-рый обслуживает внешнеторг. связи и, кроме того, используется для фрахта. На него приходится 93,1% общего грузооборота (в т-км). По тоннажу мор. флота (23,8 млн. брутто per. т в 1969) В. - одна из первых стран в мире. Внешнеторг. связи осуществляются через порты: Лондон - порт мирового значения (грузооборот 59 млн. т), уступает лишь Нью-Йорку и Роттердаму; Ливерпул (29 млн, т), Манчестер, Глазго, Халл (Гулль), Бристоль, Ньюкасл (от 7 до 20 млн. т каждый). Крупнейшие пассажирские порты - Саутхемптон и Дувр; первый, кроме того, важный нефтеналивной порт (грузо оборот 24-28 млн. т', нефть для з-до! Фоли); Милфорд-Хейвен принимав! 28 млн. т нефти.
Дл. жел. дорог 21,2 тыс. км, и; них 2/3 - двухпутные и многопутные; 10,5%-электрифицированные. Гл. ж. -д. узел - Лондон (11 лучей); наибольшей грузонапряжённостью отличается направление от Б. Лондона на Зап. Мид-ленд и Ланкашир. По жел. дорогам иду! массовые грузы на дальние расстояния, Сеть автодорог (325,2 тыс. км) очень разветвлена, хотя широких магистралей мало. Автопарк (1968) 14,5 млн. машин, в т. ч. 12,8 млн. легковых. Автотранспортом идёт не только ок. 21з объёма грузовых перевозок, но и подавляющая часть пассажирских. В |