| нутр. водные судох. пути из-за небольшой пропускной способности имеют малое значение; наиболее важен Манчестерский канал. Развит авиатранспорт. Лондонский аэропорт - гл. узел возд. сообщений. В 1968 на авиатранспорт приходилось 491,5 млн. т-км грузов и 15 млрд. пассажиро-кл.
Внешние экономические связи. Зависимость экономики В. от внешней торговли очень велика; отношение импорта к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также в среднем ок. 1/2 потребляемого в стране продовольствия. Доля В. в мировой капиталистич. торговле в 1969 составляла 7,4%, экспорте - 7%, импорте - 7,7%.
Брит, экспорт отличается высокой долей готовых изделий (88,3% в 1969, что составляет примерно ок. 1/10 от мирового экспорта готовых изделий). В их числе: оборудование и машины (41,3% всего экспорта в 1969 против 20% в 1935- 1938 в среднем за год), хл.-бум. и шерстяные ткани (4,9% против 24% в 1935- 1938), хим. продукты (9,5% против 6,3% ), нефтепродукты (2,0% против 1%).
В. ввозит половину необходимого количества жел. руды, почти все цветные и редкие металлы, всю нефть, фосфориты, хлопок и др. виды сырья, продовольствие, а также многие виды готовой пром. продукции (см. табл. 6).
Характерен дефицит торгового баланса и остра проблема платёжного баланса, отрицательное сальдо к-рого стало почти хроническим. В прошлом постоянные рынки стран Содружества (с к-ры-ми В. торгует на основе имперских преференций), входивших также в стерлинговую зону, постепенно теряют прежнюю
Табл. 6. Структура импорта и экспорта по группам товаров (в % к итогу)
Импорт
Экспорт
Группы товаров
1935-1938*
1969
1935-1938*
1969
Продовольств. товары (включая напитки и табак)
45
23,5
7
6,0
Сырьё
28
15,3
7
3,3
Минеральное топливо и смазочные материалы
5
11,0
10
2,4
Готовые изделия и полуфабрикаты
22
49,9
76
88,3
* В среднем за год.
устойчивость для В.; к тому же в ее импорте снижается доля сырья и продовольствия, которые шли из этих стран. К 1969 (против 50-х гг.) доля стран Содружества по экспорту сократилась с 44% до 19,2%, а по импорту - с 38% до 26,4% . С развитием технического прогресса всё большее значение приобретают для В. рынки индустриальных зап.-ев-роп. стран; на них падает 41,5% импорта и 34,5% экспорта В. (1969), притом на страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - 17,1% импорта и 13% экспорта, а на страны Европейского экономич. сообщества (ЕЭС) - 22% импорта и 18,3% экспорта. Из отдельных стран крупнейшие торг, контрагенты В.- США, ФРГ и Канада. На социалистич. страны приходится всего 3,7% внешнеторг. оборота. В В. создан (1967) Совет по торговле с Вост. Европой, включая и СССР.
В.- крупный экспортёр капитала; брит, инвестиции оцениваются ок. 18 млрд. ф. ст. (1967), 2/3 из них в странах стерлинговой зоны (ЮАР, Австралия, Индия, Ирландия и др.). Денежная единица - фунт стерлингов (по курсу Госбанка СССР на янв. 1971 1 англ. ф. ст. = 2,1537 руб.).
Экономикогеографические районы. При отсутствии резких порайонных контрастов в уровне развития капитализма можно выделить 11 экономич. рнов по степени развития производит, сил и производств, специализации, особенностям формирования х-ва, преобладанию- сложившихся территориа льнопроизводств. связей.
Юго-Восточный (столичный) р-н (1/6 терр., 1/3населения страны и ок. 1/3 стоимости продукции обрабат. пром-сти В. ), наиболее растущий, с высоким уровнем развития пром. и с. -х. произ-ва. Имеет благоприятное трансп. -географич. положение. Ядро рна - конурбация Б. Лондона, вокруг к-рой создаётся кольцо разнообразных по функциям пригородов (здесь и 8 "новых" городов). Промышленную специализацию района определяют отрасли, обслуживающие город и связанные с портом (швейная, мебельная, ювелирная, пищ., хим., нефтеперераб. и пр. ), а главное - новые отрасли машиностроения (электро-технич., автомоб. и авиационная), осевшие в пригородной зоне. Вокруг конурбации сосредоточены многочисл. н. -и. центры (в т. ч. атомные - Харуэлл, Амершем, Олдермастон), на Ю. -В. два старейших университетских центра - Оксфорд и Кембридж.
На Ю. -В. наиболее крупные посевы пшеницы, ячменя и сах. свёклы, развито молочномясное животноводство, б. ч. с. -х. продукции рна поглощается лондонским рынком. Вдоль побережья - курортная зона.
Западно - Мидлендский р-н во главе с конурбацией Бирмингема - "Чёрной страны" - крупный растущий пром. р-н в центр, части В. Здесь, наряду с исторически сложившейся специализацией на сталеплавильном произ-ве, цв. металлургии и металлообработке,- новейшее машиностроение (особенно автомоб. пром-сть, а также электротехнич., авиац. и станкостроит. пром-сть). Осн. центры: Бирмингем, Ковентри и Вулверхемптон. Пром-сть даёт 1/3 брит, автомобилей и станков, ещё больше велосипедов, частей для самолётов и металлоизделий, 1/4 электротехнич. изделий, св.1/3 стальных и чугунных труб и медной проволоки. На С. -З. - "гончарный округ" с центром Сток-он-Трент (41s брит, фарфорофаянсовых изделий). В с. х-ве района преобладает молочное животноводство.
Восточно - Мидлендский р-н - "растущий" пром. р-н с несколькими значит, центрами: Ноттингем, Лестер, Дерби, Нортхемптон. Наряду с традиционными для этого рна отраслями- трикотажной и обувной (412 брит, обуви), имеются машиностроение, обслуживающее эти отрасли, и, кроме того, произ-во шахтного оборудования, электротехника (в т. ч. энергетич. оборудование); в Дерби - крупное моторостроение, авиац. и др. заводы фирмы "Роллс-Ройс". В новом городе Корби (у месторождения жел. руды) - чёрная металлургия. В с. х-ве - молочное животноводство и специализированный откорм скота.
Ланкаширский р-н (1/6 нас. и 1/7 пром. рабочих В. ) по уровню развития производит, сил стоит на 3-м месте, а по степени урбанизации его можно сравнить лишь с Лондонской конурбацией. Пром. центры группируются в 2 крупные конурбации Манчестера и Ливерпула, а также у Манчестерского канала, по сев. краю Россендейлского плато и в юж. части кам. -уг. бассейна, куда передвинулся центр тяжести угледобычи. Район выпускает 213 хл. -бум. тканей, ]14 электротехнич. изделий и локомотивов, '1в самолётов и примерно '14 хим. продукции В. Ливерпул возглавляет 2-й в стране портовый комплекс со специфической промышленностью: судостроением, цветной металлургией, хим. и пищевыми предприятиями, а в новых пригородах и автомобилестроением. В зоне Манчестерского канала цветная и чёрная металлургия, нефтеперераб., химия., в т. ч. нефтехимич. (Станлоу, Карринг-тон, Ранкорн, Уиднес), бумажная промышленность. К Ю. от канала, в Чешире, разработки поваренной соли. Атомная пром-сть (расщепляющиеся материалы) в Спрингфилде, Кейпенхерсте, Рисли. В с. х-ве - молочное животноводство (Чешир), птицеводство и высокотоварное пригородное х-во.
Йоркширский р-н включает крупнейший в стране кам. -уг. басе., конурбацию текстильных городов Лидса - Брадфорда (70% брит, шерстяных тканей), пром. узел Шеффилда, портовый комплекс Хамберсайда и центр чёрной металлургии - Сканторп, возникший у Фродингемского железорудного месторождения. В крупных текст, городах развито и машиностроение, в т. ч. станкостроение (в Галифаксе), электротехника (в Лидсе); произ-во высококачеств. стали и знаменитых ножевых изделий и режущих инструментов (в Шеффилде), тракторов, локомотивов и искусств, волокна (в Донкастере). В Хамберсайде, где находится гл. порт Халл (Гулль), обслуживающий весь р-н, развивается новый комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехим. произ-в (в Иммингеме). Рыболовство (порты Грейт-Гримсби и Халл). В с. х-ве - молочное животноводство близ городов, растениеводство на Йоркширской низм., овцеводство в предгорьях Пеннин.
Северо-Восточный район включает крупный Нортамберленд-Да-ремский кам. -уг. басе. Занимает 2-е место в стране по произ-ву судов после Клайдсайда. Осн. отрасли пром-сти: кам. -уг., судостроит., металлургич., тяжёлое машиностроение и химическая. Велико значение новейших нефтехим. произ-в (Биллингем-Уилтон). В р-не 3 пром. узла: Тайнсайд по р. Тайн с центром Ньюкасл, Уирсайд по р. Уир с центром Сандерленд и Тиссайд по р. Тис с центром Мидлсбро. Р-н с 30-х гг. в числе "депрессивных".
Северо-Западный р-н (Камберлендский) имеет сходную с Северо-Восточным пром. специализацию, но масштабы произ-ва намного меньше - удельный вес пром-сти невелик. Наиболее значит, пром. центр - Барроу с чёрной металлургией и произ-вом судов, в т. ч. атомных подводных лодок. Центр, горная часть рна - "озёрный округ"- край туризма.
Юго-Западный р-н - индустрия лыю-агр. р-н с развитым курортным делом. Пром. узел сложился вокруг Бристоля, где портовое х-во сочетается с авиастроением, а также хим. произ-вом в Севернсайде. Развито молочное животноводство (кормовая база - зеленеющие круглый год луга), снабжающее лондонский рынок молочными продуктами, а зимой и молоком.
Уэльс, Шотландия и Сев. Ирландия - нац. р-ны. Здесь большая доля занятых в с. х-ве (в Сев. Ирландии 17,5%, в Уэльсе 8,2%, в Шотландии 7,3%) и постоянный отток населения в др. р-ны страны или за границу.
В Уэльсе- крупный угольный басе. у юж. побережья, з-ды чёрной (в год выплавляется до 6 млн. т стали и св. 4 млн. т чугуна - 1-е место в стране) и цветной металлургии, хим. и нефтеперераб. пром-сть. Основные центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт. Редконаселённая центр, часть - край овцеводства.
В Шотландии основное население тяготеет к Среднешотландской низм. с пром. узлом Клайдсайд у р. Клайд (центр Глазго) и столицей Шотландии - Эдинбургом. Осн. отрасли пром-сти: угольная, чёрная металлургия, судостроение (1-е место в стране по выпуску судов) и тяжёлое машиностроение, значит, развитие получает электроника. В вост. части - новые отрасли - нефтепереработка и нефтехимия (Грейнджмут). На Сев. нагорье - ГЭС и небольшие алюм. з-ды. На низменности - молочное и мясное животноводство, а также выращивание зерновых и картофеля, на нагорьях - овцеводство.
Северная Ирландия - ин-дустр. -аграрный р-н. Пром-сть - машиностроение, в т. ч. судостроение (Белфаст); текстильная (Белфаст, Лондондерри), химическая (Лондондерри и др. ); в ряде малых городов - новая отрасль: произ-во синтетич. волокон. С. х-во издавна поставляет скот на англ, рынок. Лит.: Добров А. С., Великобритания, М., 1955; Английские монополии. Со. статей, пер. с англ., М., 1955; Экономика и политика Англии после второй мировой войны, М., 1958; Дуб и некий Л. С., Монополии и экономика Англии (до второй мировой войны), М., 1960; Структурные изменения в промышленности СТА, Англии и ФРГ в послевоенные годы. [Сб. ст. ], М., 1962; ВолковМ. Я., ПромышленностьАнглии, М., 1965; ЭкономическаягеографиякапиталистическихстранЕвропы, М., 1966; Со-лодкинР. Г., Англиянамировыхрынках, М., 1969; Demangeon A., The British Isles, 3 ed., L., 1952; Alien G. C., The structure of industry in Britain, 2 ed., L., 1968; Great Britain; Geographical essays, ed. by J. Mitchell, Camb., 1962; В i с k-m о r e D. P. and Shaw M. A. (eds), The atlas of Britain and Northern Ireland, Oxf., 1963; Coppock J. T., An agricultural atlas of England and Wales, L., 1964; The British Isles. A systematic geography, L., 1965; Gilchrist Shirlaw D. W., An agricultural geography of Great Britain, Oxf. 1966; Sample Census, 1966. England and Wales L.,1967;Sample Census,1966. Scotland, Edin. 1967; "Annual Abstract of Statistics" (L., с 1840); "Monthly Digest of Statistics" (L. с 1946). Н. М. Польская
VIII. Вооружённые силы
Вооружённые силы В. состоят из сухопутных войск (армии), ВВС и ВМС; общая численность их в кон. 1970 составляла ок. 370 тыс. чел. Кроме того, имеются территориальные и резервные войска (св. 56 тыс. чел. ). Верх, главнокомандующий - король (королева), но его функции в руководстве вооруж. силами чисто формальны. Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруж. сил несут премьер-министр и кабинет министров, к-рому подчинены Комитет обороны и внешней политики и Мин-во обороны. Высшее руководство вооруж. силами осуществляет Комитет обороны, в состав к-рого входят: премьер-министр и министры обороны, внутр. дел, иностр. дел и по делам Содружества, финансов, техники. Министр обороны осуществляет непосредств. руководство вооруж. силами через зам. министра по армии, ВВС и ВМС и через Штаб обороны. Осн. органы Мин-ва обороны: Совет обороны, Комитет нач. штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруж. сил. Совет обороны планирует строительство вооруж. сил, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью. В его состав входят: министр обороны, гос. министр по делам обороны, зам. министра по армии, ВВС и ВМС, пред. Комитета нач. штабов, нач. штабов видов вооруж. сил. Оперативное руководство вооруж. силами министр обороны осуществляет через Комитет нач. штабов и Штаб обороны, в составе к-рого имеются центр, управления (оперативное, перспективного планирования, планирования оперативных потребностей, разведывательное, связи) и которому подчиняются по оперативным вопросам штабы видов вооружённых сил. Комитеты советов обороны армии, ВВС и ВМС осуществляют руководство (через штабы и управления) деятельностью соответств. видов вооружённых сил. В. - член агрессивного империалистического военного блока НАТО, Организации центрального договора (СЕНТО), СЕАТО и др. военных блоков.
В мирное время традид. способ комплектования вооруж. сил - вербовка добровольцев. В периоды 1-й и 2-й мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После 2-й мировой войны пр-во продлило действие закона об обязательной воинской повинности и в 1948 впервые в истории В. приняло закон о ней на мирное время. В янв. 1961 воинская повинность была отменена и вооруж. силы стали комплектоваться исключительно путём вербовки добровольцев. Обычный контракт заключается на 22 года, краткосрочный - от 6 мес. до 12 лет.
Сухопутные войска подразделяются на регулярную и территориальную (резерв 1-й очереди сухопутных войск) армии и резервы. Регулярная армия (ок. 174 тыс. чел. в 1970) состоит из стратегического командования (в метрополии), Британской Рейнской армии и отд. полков и батальонов. В состав стратегич. командования входят 2 дивизии, парашютная бригада и отдельные бронетанковые, арт. и инж. части, части связи и пех. батальоны. Брит. Рейнская армия состоит из 1-го корпуса, арт. бригады, зенитной бригады и меха-низиров. развед. группы. Соединения и части регулярной армии расположены в Великобритании, ФРГ, Зап. Берлине, на Бл. и Ср. Востоке, в Малайзии, Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Гибралтаре и др. рнах. Специально выделенные резервы сухопутных войск предназначены для усиления регулярной армии на европ. театре. В их боевом составе имеются парашютная бригада и брон |