БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

адлежит т. н. "онтологическое доказательство" бытия бога, сыгравшее большую роль в последующей христ. теологии. Из англ, схоластов раннего средневековья следует отметить также Иоанна Солсберийского - автора первого в эту эпоху очерка истории философии; в его взглядах обнаруживаются зачатки понимания познават. опыта и эксперимента. Особое место в ср. -век. англ, философии занимает Роджер Бэкон, оксфордский учёный, поглощённый изучением естествознания и математики. Опытное знание, эксперимент и математика чётко выдвигаются им на передний план. Его учение уже в 13 в. предвосхищало грядущий поворот от схоластич. толкования книг к наблюдению над природой, однако его собств. исследования в области оптики, астрономии и математики сочетались с астрологич. и алхимич. суевериями. Гл. фигуры в англ, философии периода расцвета схоластики - Иоанн Дуне Скот (шотландец по происхождению) и его ученик Уильям Оккам. Влияние обоих выходило далеко за пределы Англии. Дуне Скот выступил как решит, противник учения систематизатора схоластики Фомы Аквинского. Поставленный им вопрос о способности материи мыслить, хотя и решался теологически, стимулировал, однако, последующую филос. мысль в направлении материализма. Характерной чертой его схоластич. учения было признание первенства воли по отношению к разуму, способствовавшее развитию в дальнейшем волюнтаризма. Позицию схоластич. номинализма занимал глава и основатель этой школы - Оккам. "Номинализм был одним из главных элементов у английских материалистов и вообще является первым выражением материализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Познание, согласно этому учению, должно исходить из конкретных единичных вещей и основываться на чувств, опыте. Сам Оккам высказал естественнонауч. гипотезы в области механики и астрономии, предшествовавшие открытию законов тяготения, инерции и небесной механики. В целом его учение предвещало закат схоластич. философии.

Особое место в истории обществ, мысли периода разложения феодализма и первоначального накопления капитала занимает Томас Мор. Социальная утопия Мора нарисовала несбыточный для той историч. эпохи идеал грядущего социа-листич. общества (см. Утопический социализм).

Переходу от феодализма к капитализму сопутствовал крутой поворот в истории англ, философии. В 17 в. Ф. Бэконом было положено начало чёткой мате-риалистич. традиции: "Настоящий родоначальник английского материализма... - это Бэкон" (там же). В противоборстве с теологич. догматизмом и схоластич. казуистич. дедукцией он выдвинул программу обновления наук, создал их классификацию и разработал индуктивную методологию науч. познания. У его последователя Т. Гоббса материализм принял механистич. форму, соответствовавшую характеру естествознания того времени. Продолжая материа-листич. линию, Дж. Локк всесторонне разработал сенсуалистич. теорию познания, однако господствующая в его учении материалистич. тенденция сочетается с идеалистической, субъективистскими положениями - учением о "вторичных качествах", об истине как соотношении идей и др.

Антирелиг. устремление англ, материализма 17 в. продолжил деизм 18 в. Уже Э. Чербери поставил задачу, диаметрально противоположную задачам схоластич. философии,- сделать разум критерием веры. Г. С. -Дж. Болингброк, А. Коллинз, М. Тиндаль, а в особенности явные материалисты Дж. Толанд, Д. Гартли и Дж. Пристли углубили эту тенденцию, используя деизм как наиболее "... удобный и лёгкий способ,- по словам К. Маркса и Ф. Энгельса,- отделаться от религии" (там же, с. 144).

Идеалистич. тенденция, противоборствующая материализму, нашла своё выражение в субъективноидеалистич. направлении Дж. Беркли и в скептицизме Д. Юма. Антиматериалистич. направление мысли в философии того времени было представлено также проникнутой мистицизмом школой кембриджских ~пла-тоников и шотландской школой, апеллировавшей к "здравому смыслу" как гаранту религ. веры. К 1820 складываются взгляды Р. Оуэна - одного из крупнейших представителей утопического социализма, пытавшегося осуществить на практике свои идеалы.

Для эпохи утверждения и полного развития капиталистич. строя характерно формирование позитивизма, использующего эмпиризм, сенсуализм, индукти-визм против материализма путём идеалистич. и агностич. истолкования "опыта". Однако позитивизм в лице нек-рых своих представителей внёс определённый вклад в методологию науки: разработка Дж. С. Миллем индуктивной логики и формулировка Г. Спенсером эволюц. принципа, разработанного применительно к биологии Ч. Дарвином. Позитивистской интерпретации эволюц. принципа противостояла материалистич. интерпретация Т. Гексли.

Своеобразным отклонением от нац. традиций философии было распространение во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. влият. школы неогегельянства (Т. X. Грин,

3. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт), в к-рой преобладал абстрактноспекулятивный строй мышления в различных вариациях объективного идеализма. Позднейшим представителем неогегельянства, гл. обр. в области философии истории, был Р. Дж. Коллингвуд. Особняком стояла прагматич. форма (см. Прагматизм) субъективного идеализма, провозглашённая Ф. К. С. Шиллером (т. н. "гуманизм").

Оппозиционной по отношению к неогегельянству, своеобразным возвратом к англ, традициям филос. идеализма и их дальнейшим развитием была ставшая наиболее влиятельной в нач. 20 в. школа неореализма (Б. Рассел, Дж. Э. Мур, 4. Д. Броуд, С. Александер, Г. X. Прайс). Своеобразную систему неореализма ("Философия организма"), созвучную в нек-рых отношениях монадологии Лейбница, разработал А. Н. Уайтхед.

К сер. 20 в. определяющее влияние приобрёл неопозитивизм, в частности, школа логического позитивизма (поздний Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Уисдом, А. Дж. Айер, К. Поппер). Англ, логич. позитивизм внёс значит, вклад в разработку математич. логики (Рассел, Уайтхед). Организац. центром этого течения стала Кембриджская школа.

Начиная с 50-х гг., в значит, мере под влиянием позднего Витгенштейна, философия логич. анализа уступила ведущее место философии лингвистического анализа с центром в Оксфордском ун-те (Дж. Райл, Дж. Остин, Дж. Уорнок, Дж. Эрмсон). Отбросив осн. традиц. проблемы философии, сторонники этого течения ограничиваются скрупулёзным анализом обыденного языка, видя в этом основное "терапевтическое" назначение философии как средства совершенствования познания, все пороки и заблуждения к-рого коренятся якобы в языковых несовершенствах и злоупотреблениях. В 60-е гг. лингвистич. философия подверглась резкой критике не только со стороны философов-марксистов и представителей др. противостоящих ей направлений (в т. ч. и Рассела), но и со стороны самих лингвистич. аналитиков (П. Ф. Строусон, С. Н. Хэмпшир), осуждающих филос. измельчание этого направления и призывающих к реабилитации традиц. проблематики философии и её синтетич. построений.

В В. проходила в основном творческая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, к-рые в ряде работ проанализировали развитие философии в В., англ, утопич. социализм (Р. Оуэна и его учеников), показав связь социалистич. устремлений с материалистич. философией. Книга Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845) была одним из первых серьёзных социологич. исследований. В числе первых пропагандистов марксизма в Англии были дочь Маркса Элеонора и её супруг Э. Эвелинг. Много сделал в этом направлении Г. Квелч. Наибольшей известностью среди совр. англ, философов-марксистов пользуются М. Корн-форт, подвергший критике господствующее в В. идеалистич. направление, и Дж. Льюис, отстаивающий принципы материалистич. диалектики. В проникновении марксистских идей в сферу науч. исследований большую роль сыграли физик Дж. Берна л и биолог Дж. Холдейн. Вместе с тем противостоящий всей идеалистич. философии марксистский диалектический материализм, вследствие спе-цифич. особенностей развития рабочего движения в В., всё ещё не получил в англ, философии большого влияния.

Гл. центры философских исследований и философского образования в В. : Королевский философский ин-т, Оксфордский, Кембриджский и Лондонский ун-ты. Осн. философские об-ва: Аристотелевское об-во, Майнд, Философское об-во при Кембриджском ун-те, Оксфордское философское об-во. Ведущие философские журналы: "Mind" (с 1876) и "Philosophy" (с 1926). Б. Э. Быховский.

Историческая наука. Зарождение англ, историографии относится к раннему средневековью. Как и во всей Европе, историч. знания в Англии в этот период развивались в рамках феод. -церк. мировоззрения. Первый значит, труд по англ, истории, оказавший влияние на всю последующую ср. -век. историографию в Англии, создал (ок. 731) англо-сакс. монах Беда Достопочтенный. В кон. 9 в. при короле Альфреде Великом началось, как это обычно считают, составление "Англосаксонской хроники" - первого в Зап. Европе произведения на местном (англ. ) яз. Под воздействием нормандского завоевания и последующих социальных потрясений у хронистов 12 в. появляется определённая политич. тенденциозность (Эадмер, Уильям Мемсберийский и др. ). Оставаясь в рамках феод, мировоззрения, нек-рые авторы (Иоанн Солсберийский) пытаются осмыслить историч. процесс с учётом социальнополитич. опыта своего времени. Получает жизненные права историкогеографич. жанр (соч. Геральда Камбрейского), возникает элементарная критика источников (Уильям Нью-бургский). Центрами историч. письма на всём протяжении средневековья были, как правило, монастыри (в 13-15 вв. приобрело известность Сент-Олбанское аббатство, где работали хронисты Роджер Уэндоверский, Матвей Парижский, Т. Уолсингем). Рост городов вызвал в 15 в. появление т. н. гор. хроник (наиболее известна хроника Фабиана). В 16 в. англ, историография в той или иной степени оказалась затронутой идеями гуманизма. Рост нац. самосознания обусловил глубокий интерес к истории. В кон. 16 в. в Лондоне возникло Об-во антикваров (его членами были известные хронисты Дж. Стоу, Дж. Спид, У. Рэли, и др. ). Широкую известность получили хроники Э. Холла и Р. Холиншеда. Зарождение капиталистич. отношений, сопровождавшееся острыми социальными конфликтами, придало англ, историографии злободневный, политич. характер. Наряду с влиянием итал. гуманистич. историографии англ, историография испытала воздействие отечеств, политич. теорий. Возникновение гуманистич. историографии в Англии, связанное с именами Т. Мора, Полидора Вергилия и др., знаменовало разрыв с феод. -церк. мировоззрением и начало постепенного превращения истории в науку. У Полидора Вергилия и У. Кемдена обнаруживаются элементы науч. критики источников. Ф. Бэкон при конкретном изучении истории стремился к рационали-стич. трактовке событий и одним из первых в Англии попытался обосновать место истории среди др. отраслей знания.

Огромное воздействие на развитие историографии оказала Англ. бурж. революция 17 в. В историч. сочинениях 2-й пол. 17 в. нашли отражение взгляды основных противоборствующих в революции сил. Реакционной концепции графа Кларепдона, рассматривавшего революцию как "мятеж" против законной власти, противостояли идеи буржуазии и нового дворянства о праве подданных на восстание против деспотизма монарха (Дж. Сиригге, Дж. Мильтон и др. ). Историч. воззрения нар. масс нашли отражение в произведениях идеолога диггеров Дж. Уинстэнли, высказавшего в зародышевой форме идею классовой борьбы. Дж. Гаррингтон впервые попытался связать изменение форм власти с эволюцией форм собственности.

В 18 в. англ, историография в целом развивалась на основе идей Просвещения с его представлением о прогрессивном развитии человечества, понимаемом как прогресс знаний и разума. Характерной чертой просветительской историографии становится рационализм. Историки-просветители (в частности, Д. Юм) рассматривали период ср. веков как эпоху невежества и политич. хаоса. Крупнейшим англ, историком эпохи Просвещения был Э. Гиббон, автор труда о причинах упадка и гибели Рим. империи, к-рые он усматривал в религ. фанатизме раннего христианства. Заметный вклад не только в англ., но и в европ. историографию был сделан в кон. 18 в. шотл. историками (У. Робертсон, Дж. Миллар и др. ). В противовес просветит, теориям Э. Бёрк и др. публицисты и историки т. н. историкоромантич. направления пытались реабилитировать средневековье, возрождая по существу теологич. концепцию истории. В историч. трудах всё шире используются архивные материалы, появляются публикации ист. документов, выполненные, однако, на невысоком науч. уровне. В 1707 было воссоздано Об-во антикваров, запрещённое в 1607 Яковом I.

Историография 1-й пол. 19 в. развивалась под влиянием социальных конфликтов, связанных с завершением пром. переворота и борьбой пром. буржуазии за политич. власть. Сильное воздействие на историков оказали также Великая франц. революция и первое массовое движение англ, пролетариата - чартизм. В историографии сложились два направления - консервативное (торийское) и либеральное (вигское). Историки тори (А. Алисой, У. Митфорд) стремились доказать • пагубность политич. реформ, якобы прямо ведущих к революции и анархии. Боязнь нар. революций характерна и для виг-ских историков. Однако, сосредоточив внимание на конституц. истории, они пытались в далёком прошлом найти аргументы в пользу проведения умеренных реформ. Г. Галлам, Дж. Рассел, Дж. Кембл и др. искали в средневековье истоки бурж. парламентаризма. Т. Б. Маколей противопоставлял революции 40-х гг. 17 в., как яростной и разрушит, гражд. войне, переворот 1688-89 (т. н. "Славную революцию"), видя в его верхушечном, компромиссном характере основу консти-туц. порядков 18-19 вв. Дж. Грот провозглашал идеалом гос. строя др. -греч. демократию. С критикой существующего строя выступили в 20-40-х гг. 19 в. историки мелкобурж. радикальноде-мократич. направления У. Коббет и Т. Карлейль. В сочинениях выдающегося англ, социалиста-утописта Р. Оуэна и историч. трудах чартистов впервые проявились историч. воззрения пролетариата. Видный идеолог чартизма Дж. Б. О'Брай-ен выступил с книгой о Робеспьере, в к-рой стремился обосновать историч. роль народных масс и дал высокую оценку Великой франц. революции и её вождям.

Во 2-й пол. 19 в. с развитием пром. капитализма и его постепенным перерастанием в империализм методологич. основой англ. бурж. историографии становится филос. учение позитивизма, виднейшим представителем к-рого в В. был Г. Спенсер. Позитивистская идея закономерного эволюц. развития общества имела известное положит, значение. Расширялась проблематика историч. исследований, создавались многотомные коллективные труды, улучшалось качество издания историч. документов, возникали разного рода историч. группы и об-ва. Наметился также определённый прогресс в хранении и публикации архивных документов; ещё в 1838 был основан Лондонский публичный архив - центральное архивное учреждение В. В 1886 начал выходить первый спец. историч. журнал "English Historical Review". Центрами историч. науки стали Кембриджский и Оксфордский ун-ты. Виднейшими историками этого периода были У. Стебс, Э. Фримен, Ф. Мейтленд, Дж. Э. Актон, Дж. Р. Грин, Г. Т. Бокль, У. Лекки, С. Гардинер. С именем Т. Роджерса, автора первого капитального труда по экономич. истории В. 13-18 вв., связано возникновение нового, историкоэкономич. направления (Ф. Сибом, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби), основанного на т. н. теории факторо