| омане "Путь паломника" (1678-84) показал, как трудно быть добродетельным и честным в мире социального неравенства и бурж. корысти. Дух реставрации монархии Стюартов отличает поэзию и драматургию Дж. Драйдена (1631-1700), колебавшегося между стилями барокко и классицизма. В кон. 17 - нач. 18 вв. У. Уичер-ли (1640-1715) и У. Конгрив (ок. 1670-1729) создали фривольные комедии из аристократич. быта.
Т. н. "Славная революция" 1688-89 положила начало новому периоду англ, лит-ры, в центре внимания к-рой стал рядовой человек нового бурж. общества. Ведущим идейным течением 18 в. становится просветительство. Первенство в литературе переходит от поэзии к прозе; возникает бурж. роман, создателем которого был Д. Дефо (1661-1731); в его произв. "Робинзон Крузо" (1719) дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Сатира Дж. Свифта (1667-1745) "Путешествия Гулливера" (1726) содержит уничтожающую характеристику Англии, переживавшей переход от феодализма к бурж. строю. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона (1689- 1761), написанные в эпистолярной форме. Г. Филдинг (1707-54) в "Истории Тома Джонса, найдёныша" (1749) создал эпич. повествование, отразившее отчасти в сатирич. духе все стороны аристократич. и бурж. быта. Элементы социальной сатиры ещё сильнее в романах Т. Смоллет-та (1721-71). Англ, социальнореалис-тич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Несмотря на эксцентричную форму своих романов "Жизнь и мнения Три-страма Шенди" (1759-67) и "Сентиментальное путешествие" (1768), Л. Стерн (1713-68) открывал противоречия человеч, характера, ранее недоступные просветительскому рационализму.
В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Дж. Аддисона "Катон" (1713) и С. Джонсона "Ирена" (1749). Новые пути намечала сентиментальная комедия Р. Стила "Совестливые любовники" (1722), но подлинный переворот в драме произвёл Дж. Лилло (1693-1739), создатель первой бурж. трагедии "Лондонский купец" (1731). Очень сильной была сатирич. струя в англ, театре. Балладная "Опера нищих" (1728) Дж. Гея (1685- 1732), комедии Филдинга (1730-е гг. ) смело критиковали правительств, коррупцию. Правящие круги ответили на критику введением театр, цензуры (1737). Тем не менее сатирич. линия в социальнобытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана (1751-1816), автора сатирич. комедии"Школа злословия" (1777).
В кон. 18 в. реакция на просветительство находит выражение в преромантич. культе старины, в смене оптимизма мотивами меланхолии. Наиболее типичные проявления этого: "Поэмы Оссиана" (1762-63) Дж. Макферсона (1736-96), стихи Т. Чаттертона (1752-70); романы "ужасов и тайн" ("готические") X. Уол-пола (1717-97) и А. Радклиф (1764- 1823). Возрождение интереса к нар. поэзии обусловило популярность шотл. поэта Р. Бёрнса (1759-96). Как реакция на коллизии бурж. прогресса, капиталистич. индустриализацию страны и разочарование в итогах Великой франц. революции возникает в 90-е гг. 18 в. романтизм. У. Вордсворт (1770-1850), С. Т. Кол-ридж (1772-1834), Р. Саути (1774- 1843), иногда объединяемые понятием "озёрная школа", культивировали мотивы возврата к природе, патриархальности, простоте нравов; окружали обыденные факты ореолом романтич. таинственности. Эти поэты приблизили поэтич. речь к живому звучанию языка. Второе поколение англ. романтиков - Дж. Г. Байрон (1788-1824), П. Б. Шелли (1792-1822), Дж. Ките (1795-1821) резко отвергало политич. консерватизм "озёрной школы". Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, а Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм свойствен также поэзии У. Блейка (1757-1827). Разочарованный меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж. -аристократич. общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества - Лаон ("Лаон и Цитна"), Прометей ("Освобождённый Прометей"). В. Скотт (1771 - 1832) создаёт жанр историч. романа. В двадцати романах, начиная с "Уэверли" (1814), Скотт отразил осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии - от крестовых пох'одов до сер. 18 в.
Новый период англ, лит-ры начался в 30-е гг. 19 в. в обстановке напряжённых социальных конфликтов, подъёма рабочего движения чартистов. Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Кар-лейль (1795-1881). Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона (1803-73). 30-60-е гг. - период расцвета критич. реализма: в романах Ч. Диккенса (1812-70), У. М. Теккерея (1811-63), HI. Бронхе (1816-55), Э. Гаскелл (1810-65) красочно изображены все слои буржуазии и, что было внове, показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права ("Шерли" Ш. Бронте, 1849; "Мери Бартон" Э. Гаскелл, 1848; "Тяжёлые времена" Ч. Диккенса, 1854).. Если Диккенс всегда имел любимых героев (Оливер Твист, Давид Копперфильд и др. ), то Теккерей ироничен в своей сатире и создаёт "роман без героя" ("Ярмарка тщеславия", 1847-48). Дж. Элиот (1819-80), Дж. Мередит (1828-1909) сочетают обычные мотивы социальнобытового романа с тонким психология, анализом. В кон. 19 в. в англ, романе обозначается резкий контраст между неоромантизмом Р. Л. Стивенсона (1850-94) и суровым реализмом Т. Харди (1840- 1928) и С. Батлера (1835-1902). Представители англ, натурализма Дж. Мур (1852-1933) и Дж. Гиссинг (1857-1903) были последователями Э. Золя. Хотя жанр романа занял господств, положение в лит-ре 19 в. -"викторианской эпохи" (периода, к-рый бурж. историки идеализируют как эру благополучия), но развивалась и поэзия позднеромантич. типа. Её корифеями были лирик и автор по-вествоват. поэм А. Теннисон (1809-92), мастер драматич. лирики Р. Браунинг (1812-89) и его жена Э. Б. Браунинг (1806-61), поэтесса тонких душевных переживаний. Во 2-й пол. 19 в. началась реакция против "викторианского" духа в поэзии. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма, гедони-стич. мотивы к-рых были вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капита-листич. города рисует Дж. Томсон ("Город ужасной ночи", 1874). Движение эсте-тич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию "Братства прерафаэлитов"- содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж. мира эстетич. идеал позднего средневековья и раннего Ренессанса. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Рос-сетти (1828-82), Кристину Россетти (1830-94). Близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн (1837-1909).
Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли отдельные произв., обладавшие нек-рыми художеств, и идейными достоинствами, - "Деньги" (1840) Бул-вер-Литтона, "Каста" (1867) Т. У. Ро-бертсона (1829-71). Первыми попытками ввести мотивы социальнонравств. критики были пьесы А. У. Пинеро "Вторая жена Тэнкери" (1893, опубл. 1895) и "Знаменитая г-жа Эбсмит" (1895).
В 90-е гг. начинается период новейшей англ, литературы. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854-1900), продолжавшим линию эстетич. критики капитализма. Корифей англ, символизма-ирландец У. Б. Иитс (1865-1939), чьё творчество, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с нар. поэтич. традициями сочетается у него с тончайшей поэтич. культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием критич. реализма. В пьесах Б. Шоу (1856-1950) показаны нелепости капиталистич. системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистич. бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси ("Серебряный портсигар", 1906, опубл. 1909, и др. ), X. Гренвилл-Баркера (1877- 1946) и др. В социальнофантастич. и фи-лос. романах Г. Дж. Уэллса (1866-1946) обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к полному обесче-ловечению пролетария. В трилогиях "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" Дж. Голсуорси (1867-1933), изображая историю одной бурж. семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиц. реалистич. романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874-1965; "Бремя страстей человеческих", 1915), Э. М. Форстер (1879-1970), новеллисты А. Э. Коп-пард (1878-1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857-1924), сочетавший романтику мор. путешествий и описания"экзотич. " стран с тонким психологизмом. Поэзия кон. 19 - нач. 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом брит, империализма Р. Киплингом (1865-1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы ("Казарменные баллады", 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в "Рифмованных виньетках" О. Добсона звучит меланхолич. поэзия А. Э. Хаус-мена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, фи-лос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса.
1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ, лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернистское направление возглавили в В. американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты (см. Имажиэм) преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых "мифов". Поэты У. X. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя т. н. "Оксфордскую группу", они занимали радикальные политич. позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны - Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Осн. место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в к-ром также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс" (1922) применил метод ".потока сознания* в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутр. жизни персонажей. Др. представители модернистского романа - Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологич. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885-1930). Между модернизмом и реализмом колебалось творчество О. Хаксли (1894-1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892- 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших совр. социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903-66) насмешливо изображал аристократич. и бурж. верхушку общества, хотя и с консервативных позиций.
После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ. бурж. общества, углубившийся в результате распада брит, колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакц., антикомму-нистич. позиции занял Дж. Оруэлл, автор "антиутопий" "Звероферма" (1945), "1984 год" (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произв. "Повелитель мух" (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет филос. основу романов Айрис Мёрдок ("Под сетью", 1954; "Алое и зелёное", 1965, и др. ), творчество писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологич. романов Э. Уилсона ("Англосаксонские позы", 1956, и др. ). Социальные и психологич. мотивы отличают творчество Дж. Кэри ("Сама себе удивляюсь", 1941: "Из любви к ближнему", 1952). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы ("Власть и слава", 1940; "Суть дела", 1948; "Тихий американец", 1955; "Комедианты", 1966). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов "Чужие и братья", из к-рых наиболее интересны: "Пора надежд" (1949), "Новые люди" (1954), "Коридоры власти" (1964). Жизнь демократич. слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея ("Весна, которую предали", 1953), Дж. Лэмберта ("Так надо жить", 1956), Г. Томаса ("Мир не может вас услышать", 1951). В сер. 50-х гг. возникает литература "рассерженных молодых людей", гл. представители к-рой в романе: К. Эмис ("Счастливчик Джим", 1954), Дж. Уэйн ("Спеши вниз", 1953), Дж. Брейн ("Путь наверх", 1957). Сатирические и социальнообличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм "рассерженных" распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего "рабочего" романа стали книги А. Силлитоу ("Субботний вечер и воскресное утро", 1958), С. Чаплина ("День сардины", 1961), С. Барстоу ("Любовь... любовь?", 1960). Политич. мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа ("Дипломат", 1949; "Герои пустынных горизонтов", 1954), обличающие брит, империализм. Антиколониалистич. мотивы составляют основу творчества Б. Дэвидсона ("Речные пороги", 1956), Д. Стюарта ("Неподходящий англичанин", 1954), Н. Льюиса ("Зримый мрак", 1960). Наиболее значит, представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914-53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. - художеств, проза на филос. и естественнонаучные темы (напр., романы К. Уилсона "Паразиты мозга", '1967, "Философский камень", 1969).
Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна "Оглянись во гневе" послужило началом серьёзного оживления англ, драмы, прошедшего под знаком движения "рассерженных молодых людей". Пьесы Осборна, Шинлы Дилэни ("Вкус мёда", 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, X. Пин-тера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов - Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Руд-кин. Л. А. Аникст.
Литературоведение. Первые литературоведческие соч. созданы в ср. века под влиянием идей античности. В 8 в. монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735) пишет труд о стихосложении, комментирует Новый и Ветхий заветы. В эпоху Возрождения гуманисты выступают против нападок пуритан на иск-во. В "Защите поэзии" (1583, изд. 1595) Ф. Сидни (1554-86) прославляет свободу фантазии поэта. Теоретиком классицизма 17 в. выступил Дж. Драйден в соч. чОпыт о драматической поэзии" (1668), "Опыт о героических пьесах" (1672). Ранний просветительский классицизм связан с именем А. Попа (1688- 1744), автора "Опыта о критике" (1711). Рационализм, защита нормативной эстетики заявили о себе и в предисловии, С. Джонсона (1709-84) к соч. Шекспира (1765), в "Жизнеописаниях наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 - 1781), в его очерках. Развитие сентиментализма сопровождается обращением к памятникам средневековья и к фольклору (сб-ки Р. Додели и Т. Перси). Р. Хёрд издаёт "Письма о рыцарстве и романах" (1762), Т. Уортон - первую "Историю английской поэзии" (1774-81). Реакцию на эстетику классицизма представляет соч. Э. Юнга "Характеристика оригинальных произведений" (1759). Осн. направления англ, консервативного и рево-люц. романтизма представлены трудами С. Т. Колриджа "Литературная биография" (1817), "Лекция о Шекспире" (1809-19, отд. изд. 1849) и П. Б. Шелли "О возрождении литературы" (1815) и "Защита поэзии" (1821).
Возникновение литературоведения как самостоят, науки происх |