БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

одит в сер. 19 в. На рубеже 19-20 вв. развивается позитивистское литературоведение (работы А. У. Уорда, Дж. Сейнтсбери, 15-томная "Кембриджская история английской литературы"). Органом сравнительноис-торич. направления стал журнал "Journal of Comparative Literature" (осн. в 1903 Дж. Э. Вудбери). Антипозитивистские течения связаны с М. Арнолдом и теоретиками эстетизма (Дж. Рескин, У. Пейтер, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд). После 1-й мировой войны идеалистич. направление в англ, литературоведении представлено Т. С. Элиотом (сб. "Священный лес", 1920) с его теорией "деперсонализации художника" (статья "Традиция и индивидуальный талант"), требованием кастовой замкнутости культуры и отказа от обществ, звучания поэзии. Вместе с А. Ри-чардсом и Т. Хьюмом Элиот заложил основы "новой критики", формалистически рассматривающей лит. произведение как автономную структуру. Неокритицизм получил распространение в 50- 60-х гг. (Ф. Р. Ливис).

В 30-е гг. развивается марксистское литературоведение, представленное работами Р. Фокса "Роман и народ" (1937), К. Кодуэлла "Иллюзия и действительность" (1937), А. Уэста "Кризис и критика" (1937), Т. Джэксона "Чарлз Диккенс. Развитие радикала" (1937), Дж. Линд-сея "После 30-х годов. Роман в Британии и его будущее" (1956), А. Кеттла "Введение в английский роман" (т. 1-2, 1951-53). Среди работ общего характера выделяется труд историка-марксиста А. Мортона "Суть Британии" (1966).

Для разработки проблемы романа имеют важное значение труды У. Аллена "Английский роман" (1954) и "Традиция и мечта" (1964). Вопросам драматич. иск-ва и философ, содержания совр. зап. драмы посвящены работы Э. Бентли "Жизнь драмы" (1967) и Р. Уильямса "Современная трагедия" (1966).

Н. П. Михальская.

Лит.: История английской литературы, т. 1-3, М. -Л., 1943-58; Ж а н т и е-ва Д. Г., Английский роман XX века. 1918-1939, М., 1965; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; АлленУ., Традицияимечта, М., 1970; МортонА., ОтМэлоридоЭлиота, М., 1970; Oxford history of English literature, ed. by F. P. Wilson and B. Dobree, in 12 vols (вышли v. 2, pt 1 - 2, v. 3, 5, 7, 9, 10, 12), Oxf., 1948-64; The Pelican guide to English literature, ed. by B. Ford, v. 1 - 7, L., 1954-63; Daiches D.,A critical history of English literature, v. 1 - 2, L., 1963; W. at son G., The concise Cambridge bibliography of English literature, 2 ed., Camb.. 1965.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В результате многовекового развития сложились характерные особенности иск-ва В. - устойчивость его традиций, практичность и тесная связь с бытом и жилищем, пристальное внимание к окружающей жизни и природе, своеобразно сочетающееся с изощрённостью образной и декоративной фантазии. В В. сохранились крупнейшие, необычно сложные и цельные по композиции мегалитич. комплексы энеолита и бронз, века (Стон-хендж, Эйвбери), остатки рим. построек 1-5 вв., резьба по камню и металлмч. изделия кельтов, пиктов, англо-саксов; к 7-10 вв. относятся церкви (в Эрлс-Бартоне, 10 в. ), происходящие от нар. каркасных построек, и миниатюры со сложным криволинейным узором. Англонорманские храмы (в Норидже, Уинче-стере, Или) с узкими, длинным-и нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями, башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне, начат ок. 1078), красочные миниатюры уинчестерской школы характерны для романского стиля 11 - 12 вв. Развивавшаяся с 12 в. англ, готика (первая в Европе готич. конструкция - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33) представлена соборами в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Эксетере, Вестминстерским аббатством в Лондоне; характерно для них сочетание простоты и массивности вытянутых приземистых объёмов с нарастающим обилием декора, всё усложнявшимся узором широких фасадов и нервюрных сводов; декоративное изящество отличает готич. росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с кам. или гравиров. на медных листах фигурами. Поздняя готика ("перпендикулярный стиль", со 2-й пол. 14 в. ) отмечена богатством резной отделки светлых просторных интерьеров церк. и светских зданий (капеллы - Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, Генриха VII в Вестминстере в Лондоне, 1503-19; банкетные залы, колледжи), появлением станковой, в т. ч. портретной, живописи. Необычайно изысканны ср. -век. памятники ткачества, вышивки, ковроделия, резьбы, ювелирного дела.

Западная башня церкви в Эрлс-Бартоне. Ок. 980-1000.

Реформация (началась в 1534) придала англ, культуре чисто светский характер, а после Англ, революции 17 в. в стр-ве и бытовом укладе В. усилилось стремление к рациональности и комфортабельности. В эпоху Возрождения сложился тип дома-усадьбы, сохранившийся поныне благодаря удобству центрич. плана с двусветным холлом и галереей, живописной свободе композиции, органической связи с природой, искусному применению дерева, камня, фахверка. Эти черты восприняли и строители замков-дворцов, многое заимствовавшие также от итал. и нидерл. зодчества.

В живописи 16-17 вв. гл. место занял портрет: традиции X. Хольбейна, приезжавшего в В., развивали англ, миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер, соединявшие традиц. тонкость миниатюрной техники с вдумчивой индивидуальной характеристикой; тип эффектного аристократич. портрета 17 в., введённый переселившимися в В. иностранцами - А. ван Дейком, П. Лели, Г. Неллером, приобрёл у их англ, продолжателей - У. Добсона и Дж. Райли, большую простоту, строгость и объективность.

Классически ясные постройки И. Джонса (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22), опиравшегося на наследие Палладио, послужили отправной точкой для развития англ, классицизма 17-18 вв., отличавшегося сдержанной, строгой торжественностью, чёткой логикой композиции гор. ансамблей (Гринвичский госпиталь, 1616- 1728, арх. К. Рен и др., Фицрой-сквер, ок. 1790-1800, арх. Р. и Дж. Адам,- в Лондоне; пл. Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, арх. Р. Адам; раскрытые на природу регулярные гор. ансамбли в Бате, 1729-75, арх. Дж. Вуд и Дж. Вуд Младший), церквей (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 церкви в Лондоне, построенные К. Реном после пожара 1666), обществ, зданий (бка Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, арх. Дж. Гиббс), усадебных и секционных (с 2-3-ярусными квартирами) гор. домов, сел. коттеджей. Высокой была культура планировки и убранства интерьера. В 18 в. нек-рое развитие получило и пышное драматичное зодчество барокко (Дж. Ванбру, Н. Хоксмор). В. явилась родиной роман-тич. течения псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чейм-берс), живописность к-рых отвечала характерному для сентиментализма культу естеств. чувств и тяге к природе.

Мегалитический комплекс Стонхендж, близ Солсбери. До 1500 до н. э.

Дворец Уоллатон-холл близ Ноттингема. Ок. 1580-88.

Расцвет англ, иск-ва 18 в. открывается творчеством У. Хогарта, демократически целеустремлённым и в жизнерадостных портретах, и в циклах едких сатирич. картин и гравюр. Плеяда блестящих портретистов - А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, X. Ребёрн, Дж. Опи-умело сочетала парадную импозантность композиции с интимной естественностью, одухотворённостью образа, глубиной и точностью социальной и индивидуальной характеристики, уверенным свободным письмом. Авторами виртуозных эффектных портретов были Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Т. Лоренс. Сложились нац. школы пейзажа (Гейнсборо, Р. Уилсон, Дж. Кром; акварелисты Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин) и жанровой живописи (Дж. Морленд, Дж. Райт). В культуре 18 - 1-й пол. 19 вв. важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гил-рей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк) и репродукц. гравюра (меццо-тинто, пунктир); Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Успехи декоративного иск-ва 17-18 вв. связаны с изящной и удобной мебелью Т. Чиппендейла, Дж. Хеплуайта и Т. Шератона, изобретением и произ-вом хрусталя и фаянса (строгим изяществом выделяются фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе), деятельностью шпалерной мануфактуры в Мортлейке и фарфоровых з-дов в Боу, Челси, Вустере, Дерби, изготовлением серебряных изделий с тонкой чеканкой и гравировкой.

У. Кент. План парка Стоу (Бакингемшир). 1738.

Пром. переворот кон. 18 - нач. 19 вв. превратил города центр. Англии (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд) и юж. Шотландии (Глазго) и порты зап. побережья (Бристоль, Плимут) в огромные индустр. -торг, центры с однообразными коробками фабрик, доками и трущобами. Пром. и трансп. объекты оказались беспорядочно разбросанными среди жилых массивов. Массовая застройка городов определялась длинными рядами предельно экономичных, но угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домов с 2-ярусными квартирами. Разработка сложных металлич. конструкций для мостов и перекрытий (инж. Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлич. каркас со стекл. заполнением в построенном Дж. Пакстоном "Хрустальном дворце" (1851) подготовляли рациональные методы новейшей архитектуры. Но гл. усилия были направлены на парадную застройку гор. центров и бурж. кварталов. Классицизм и романтич, увлечение экзотикой нач. 19 в. (Дж. Нэш) вскоре сменились двумя осн. стилизаторскими направлениями, претендующими на археологическую точность,- неоклассикой (Брит, музей в Лондоне, 1823-57, арх. Р. и С. Смёрк; гор. зал в Ливерпуле, 1842-54, арх. X. Элмс, Ч. Коккерелл) и неоготикой (парламент в Лондоне, 1840-68, арх. Ч. и Э. Бэрри, О. Пьюджин; церкви по проектам Дж. Г. Скотта), а затем и откровенной эклектикой.

В 1-й пол. 19 в. наряду с романтикамифантастами - графиком У. Б лейком и смелым колористом пейзажистом У. Тёр-нером - выдвигаются родоначальник полного жизненной свежести пленэрного реа-листич. пейзажа Дж. Констебл, тонкий пейзажист и историч. живописец Р. П. Бо-нингтон, мастера акварельного пейзажа Дж. С. Котмен и Д. Кокс, мастер демокра-тич. жанровой живописи Д. Уилки. В сер. 19 в. на фоне господства салонноакадемич. иск-ва (Ф. Лейтон, Л. Алма-Тадема) выделяется попытка Ф. М. Брауна и "Братства прерафаэлитов* (возникло в 1848- Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) вернуться к искренности и социальной значимости ср. -век. и раннеренессансного иск-ва. Характерное для прерафаэлитов стилизаторство приобрело декадентский характер у их эпигонов (график О. Бёрд-сли). Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн) стремились внести зстетич. начала в быт, противопоставить обезличенной машинной пром-сти ручное ремесло (художеств. -пром. мастерские, оформление книги). Параллельно шли поиски рациональности, простоты и уюта в архитектуре индивидуального жилища, гл. обр. загородных и усадебных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Англ. жанровая живопись 2-й пол. 19 в. несёт печать литературной занимательности и сентиментальности (У. Фрит, X. Херкомер); больше живого ощущения современности в офортах С. Хейдена, творчестве шотл. художников - жанриста У. Мак-Таг-гарта и натюрмортиста У. Макгрегора. Дж. М. Уистлер принёс в живопись В. острую наблюдательность и изысканную-цветовую гармонию импрессионизма, принципы к-рого развивали основатели, "Нового англ, художеств, клуба" (возник в 1885-86) - У. Сиккерт и У. Стир.

В 20 в. хаотич. рост городов, обилие трущоб и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой вызвали появление многочисл. предложений в. области градостроительства: Э. Хоуард. и Р. Ануин впервые выступили с проектами городов-садов (Лечуорт, начат в. 1902) и городов-спутников, а П. Геддес и Л. П. Аберкромби выдвинули идею комплексной планировки целых пром. рнов. В нач. 20 в., наряду с крупными продолжателями традиций неоклассики (Э. Ла-ченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший), выступили инициаторы стиля "модерн" и рационализма - Ч. Р. Макинтош и Ч. Холден, а в 1920-30-е гг. - функционалисты М. Фрай и О. Уильяме. После 2-й мировой войны реконструировались разруш. в воен. годы гор. районы (разделённый на зоны, различные по назначению, центр г. Ковентри, с 1946, арх. Д. Гибсон, А. Линг; район собора св. Павла в Лондоне, с 1956, арх. У. Холфорд). Принцип микрорайонирования использовался до сер. 60-х гг. при создании сво- бодных и разнообразных по планировке крупных жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден, и др. ) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, арх. Ф. Гибберд и др. ), для к-рых характерны разреженность застройки, тесная связь с природой. Выстроен ряд рациональных по композиции пром. и транспортных сооружений, комплексных обществ. -торг, и деловых центров, гор. и сельских домов, лабораторий, библиотек, колледжей, оригинальных и удобных школьных комплексов (арх. Ч. Аслин, А. и П. Смитсон). Среди крупных построек - Королев, концертный зал в Лондоне (1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, арх. Б. Спенс). Однако развитие совр. архитектуры В. тормозится экономич. затруднениями страны, а реализации градостроит. проектов (в т. ч. предложенного Л. П. Аберкромби плана реконструкции и развития Лондона, ограничения его роста с помощью городов-спутников) препятствуют частное землевладение, стихийный рост городов и анархия капиталистич. предпринимательства. Исторически сложившийся облик городов нарушают высотные конторские здания. В иск-ве 20 в. расцвет ярко темпераментной реалистич. портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин, С. Пепло) сочетался с рождением новых течений, идущих от фо-визма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённой фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш, Ф. Бейкон) или абстракционизму (Б. Николсон, скульптор Б. Хепуорт); к сюрреализму и абстракции склоняется скульптор X. Мур, создавший и ряд выразит., пластически мощных образов. В 30-е гг. возникли группы художников, связавших своё творчество с пролетариатом и антифашистской борьбой, а в 50-х гг. сформировалась группа "социальных реалистов". Графики П. Хо-гарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, П. де Франсиа, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри, Б. Шоц создали ряд реалистич. произведений, многие из к-рых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в т. ч. рабочего класса, В. Трудные, неприглядные стороны жизни простых англичан отражены в ряде картин Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби.

Т. Роулендсон. "Блюстители порядка. Судьи". Раскрашенный офорт. 1796.

Стул работы Т. Чиппендейла. 1-я пол. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

X. Беннет, Р. Мэтью, Л. Мартин, У. Льюис. Жилой комплекс Олтон в Роухэмптоне в Лондоне. 1951 - 59.

Нар. иск-во В. пережило расцвет в 18 в. В Англии издавна распространены гончарное дело (фигурные или гравированные сосуды, юмористич. "стаффордширские фигурки"), резьба и роспись по дереву (на сел. домах, на судах и лодках, на конях для каруселей), лубочные картинки. Шотландия славится клетчатыми тканями ("тартан"), кожаными сумками, кинжалами, Уэльс - резной дубовой мебелью и ярко раскрашенной декоративной керамикой.

Илл. см. на вклейках - к стр. 448- 449 и табл. XXXV-XXXVH (стр. 432- 433).

Лит.: В и п п е р Б. Р., Английское искусство. Краткий исторический очерк, М., 1945; Иконников А. В., Современная архитектура Англии. Планировкагородовижилищноестроительство, Л., 1958; The Oxford history of English art, ed. by T. S. R. Boase, v. 1 - 11, Oxf., 1949 - 62 (вышло 7 тт. ); Buildings of England series, Harmondsworth, 1951 - ; Atkinson T. D., Engli